Правовые нормы в области медийной деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Правовые нормы в области медийной деятельности

2017-06-29 373
Правовые нормы в области медийной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1.

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

Как известно, права и свободы имеют первостепенное значение для нормальной жизнедеятельности любой личности. Именно поэтому в современном мире любое государство уделяет значительное внимание не только закреплению, но и соблюдению, реализации прав и свобод личности. Однако полной свободы быть не может, поскольку в таком случае могут быть ущемлены права и свободы других лиц, в результате чего появляется институт ограничения прав и свобод.

Основные принципы правового статуса человека и гражданина в России (по Воеводину):

1. Учредительное начало всех элементов (институтов) правового статуса личности;

2. Неотъемлемость и неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина;

3. Равноправие, т.е.равенство в правах, свободах и обязанностях граждан и человека вообще;

4. Гуманистическая направленность прав и свобод;

5. Общая доступность прав, свобод и непреложность обязанностей [Воеводин]

Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения ряда авторов, которые говорят об идентичности этих понятий, указы­вая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование средств массовой информации (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларацию прав человека (Ст. 19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Свобода информации, как свобода выражения своих мыслей, не зависит от носителя и способа передачи информации: устно, письменно, печатно, через Интернет или в форме художественного творчества.

Свобода личности и свобода слова в международных нормативных правовых актах

1. Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г.).

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана 4 ноября 1950 г., вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.) (далее по тексту - ЕКПЧ).

3. Конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод.

4. Протокол № 4 от 16 сентября 1963 г. «К Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней».

5. Международный пакт о гражданских и политических правах
(СССР подписал 18 марта 1968 г., вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.).

6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.

7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 25 ноября 1981 г.).

8. Итоговый документ Венской встречи 1989 г. представителей государств - участников СБСЕ (подписан 15 января 1989 г.).

9. Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (принята 24 сентября 1993 г.).

10. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (подписана 26 мая 1995 г.).

 

Российские нормативно-правовые акты

1. Главным документом является Конституция РФ. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, включила свободу массовой информации в число основных прав и свобод человека и гражданина, применив для этого достаточно емкую формулу: « Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29). В перечень прав и свобод, отраженных в Конституции, входят свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42); свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Особый интерес из перечисленного списка конституционных прав и свобод в сфере деятельности средств массовой информации представляют права и свободы человека и гражданина, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ, а именно свобода мысли и слова и свобода информации. Именно они являются системообразующими для средств массовой информации конституционными правами и свободами.

Статья 29 Конституции РФ объединяет право получать, производить и распространять информацию с правом на свободу слова и свободу средств массовой информации. При этом указываются как средства для соблюдения этих прав — запрет цензуры, так и ограничения — государственная тайна, запрет пропаганды социальной, национальной или религиозной превосходства и вражды.

Информационно-правовые правомочия, закрепленные в той же статье 29 Конституции:

• каждому гарантируется свобода мысли и слова;

• никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

• каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

• Наряду с гарантиями Конституция РФ устанавливает определенные ограничения свободы массовой информации. Эти ограничения можно представить в виде четкой системы, включающей в себя ряд пунктов:

А) Ограничения общего характера.

Они устанавливают допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (статьи 13, 19, 29, 55 Конституции).

Так, использование свободы массовой информации для подрыва демократических устоев общества может квалифицироваться как злоупотребление такой свободой.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции РФ «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Часть 2 статьи 19 Конституции запрещает «любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Б) Ограничения, действующие в условиях применения специфических правовых режимов.

Причем даже в этих случаях Конституция (ч. 3 ст. 56) устанавливает пределы усмотрения государственных властей, закрепляя отдельные правомочия свободы массовой информации, которые даже при этих условиях не должны ограничиваться. Например, свобода распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28) не подлежит ограничениям даже в условиях режима чрезвычайного положения.

В) Ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса отдельных категорий субъектов права и их отношений с государством и обществом.

Ярким примером ограничений этого классификационного ряда может служить правовой статус так называемой «общественной фигуры». Такого рода субъект права, например, в рамках европейского судебно-правового пространства имеет достаточно существенные особенности (в сравнении с обычным гражданином) в части освещения его жизнедеятельности в средствах массовой информации.

Конституции РФ ст. 55: п. 3: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»,все пользователи (граждане, органы государственной власти,
органы местного самоуправления, организации и общественные объединения)
обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации.

Ст. 13 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» установлены гарантии предоставления информации:

органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

3. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «средствах массовой информации».

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации

поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,

не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

4. Федеральный закон РФ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"

 

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 2003 года
№ 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» подчеркивается:

Обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с Перечнем, утвержденным настоящим Постановлением;

В этих нормативно-правовых документах раскрываются механизмы, обеспечивающие доступ к информации:

· обнародование нормативно-правовых актов и другой информации;

· открытые заседания представительных органов власти и местного самоуправления;

· ответы на запросы и обращения граждан;

· личные приемы депутатов и должностных лиц;

· проведение общественных слушаний;

· участие граждан и общественных организаций в экспертизе социально значимых проектов;

· обеспечение доступа журналистов к получению информации через создание пресс-центров, аккредитацию;

· предоставление информации через Интернет;

· предоставление данных в электронные правовые системы;

· специально созданные общедоступные информационные центры, библиотеки.

Журналисты, помимо прав гражданина, закрепленных ст. 29 Конституции РФ (право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию),
имеют ещё одно право, связанное со спецификой профессии:

право запрашивать информацию (согласно ст. 47 Закона РФ о СМИ).

Запрос информации может быть реализован в виде предоставления информации по запросам редакций, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и т.д.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.

В Федеральном законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" в ст. 5 дается перечень сведений, составляющих государственную тайну: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

При этом в ст. 7 перечислены сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Конфиденциальная информация

В соответствии с Указом Президента РФ 6 марта 1997 г. N 188
«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»
к конфиденциальной информации относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).

5. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, банковская тайна, тайна усыновления, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а равно журналистская тайна и иные охраняемые законом тайны).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В соответствии с п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда:

А) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам,

Б) к информации нет свободного доступа на законном основании,

В) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Это определение исключает из состава служебной тайны все сведения,
которые не могут иметь коммерческой ценности.

· В соответствии с Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" не могут относить к коммерческой тайне:

· учредительные документы;

· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

· сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· документы о платежеспособности (например, не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом);

· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях; о наличии свободных рабочих мест.

· Для того чтобы сведения обладали статусом сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо, чтобы организация издала соответствующий документ, где были четко указаны сведения, которые считаются коммерческой тайной.

Преимущества свободы слова, связанной с информацией:

позволяет людям сформировать мнение и участвовать в полноценной и открытой полемике;

гарантирует надзор за деятельностью правительства;

способствует свободным и честным выборам;

помогает журналистам и гражданскому обществу изобличать коррупцию и противоправные действия;

позволяет людям принимать эффективные жизненные решения, например касающиеся лечения или финансового планирования;

способствует эффективному ведению бизнеса.

При содействии Международной правозащитной организации «Артикль 19» (Лондон) был опубликован документ е под названием «Право граждан на доступ к информации: принципы законодательства о свободе информации» [также на арабском, китайском, французском, индонезийском, русском и испанском языках] описана передовая практика и изложены международные стандарты, относящиеся к праву на информацию. Документ включает девять принципов, на которые следует опираться при составлении закона.

 

МАКСИМАЛЬНАЯ ОТКРЫТОСТЬ

В основе законодательства о свободе информации должен быть принцип максимального раскрытия. Данный принцип подразумевает следующие аспекты:

- Раскрытие информации должно быть нормой.

- Запрашивать информацию может каждый человек, а не только граждане страны.

- Запрос информации не требует обоснований определёнными интересами или причинами.

- «Информация» включает все данные, которые хранятся в государственных органах, независимо от формы, авторства, даты создания либо категории секретности.

- Ограничения должны применяться лишь в строго оговоренных обстоятельствах.

- Субъект, у которого хранится информация, должен доказать законность отказа в доступе к ней.

ОБЯЗАННОСТЬ ПУБЛИКОВАНИЯ

- На государственные органы возлагается юридическая обязанность публиковать информацию.

- Государственные органы должны инициативно публиковать и распространять информацию, а также отвечать на запросы. Недостаточно, если закон будет просто требовать от государственных органов согласия на предоставление информации. Эффективный доступ для многих людей зависит от этих органов, от их активной публикации и распространения ключевых категорий информации даже в отсутствие запроса.

- Объём информации, публикуемой инициативно, со временем должен расти, несмотря на ограниченность ресурсов. Масштаб этого обязательства зависит, в какой-то степени, от ограничений ресурсов, но объем информации, подпадающей под данный закон, должен увеличиваться со временем, в частности, когда новые технологии сделают публикацию и распространение информации дешевле и легче.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.