план
- Становление педагогической культуры учителя
- Педагогическое матсерство
Педагог- лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обучения: учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, вуза и т. д.
Структура готовности к педагогической деятельности
|
| Сформированное педагогическое сознание
> Я-концепция
> В-концепция (концепция воспитанника)
> Д-концепция (концепция деятельности)
|
|
|
|
|
|
| Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения
|
|
|
|
|
|
| Владение педагогической техникой
|
|
|
|
|
|
| Наличие педагогических способностей
♦коммуникативных ♦ перцептивных
♦ прогностических ♦ конструктивных
♦ дидактических ♦ гностических
♦ организаторских ♦ экспрессивных
|
|
|
|
|
Классификация типов учителей
По характеру ценностных
ориентации
(В. Н. Сорока-Росинский)
| учителя- теоретисты
|
педагоги - реалисты
|
педагоги- артисты
|
учителя интуитивисты
|
По специфике интеллектуально-
волевой сферы
(Э. Г. Костяшкин)
| интеллектуальный
|
эмоциональный
|
волевой
|
организаторский
|
По личностным установкам
(Я. Корчак)
| воспитатель- тиран
|
честолюбивый воспитатель
|
разумный воспитатель
|
По преобладающей направленности
личности
| организатор
|
предметник
|
предметник-организатор
|
коммуникатор
|
| учитель-интеллигент (просветитель)
|
Педагогическая культура учителя- совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.
Компоненты педагогической культуры учителя
v ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и
v потребностей;
v гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;
v педагогическое мастерство;
v установка на постоянное самосовершенствование;
v культура поведения и общения, педагогический такт;
v личностная самостоятельность учителя;
v общая и педагогическая эрудиция и компетентность;
v доброжелательность, общительность, увлеченность работой.
Качества, необходимые для эффективной работы
v стремление к максимальной гибкости;
v способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;
v умение придать личностную окраску преподаванию;
v установка на создание позитивных подкреплений для развития положите
v ной Я-концепции у воспитанников;
v умение управлять собой и детьми;
v владение стилем неформального общения с воспитанниками;
v эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
v умение регулировать конфликты ненасильственным путем;
v уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;
v креативность;
v аттракция;
v способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя
Отношение к людям
| доброжелателен
помогает другим
умеет слушать и слышать других и иные мнения
независтлив
не стесняется спрашивать и учиться у других
старается всё объяснять
|
Отношение к себе
| чувствует себя достаточно сильным и уверенным старается возникающие проблемы решать, а не избегать берет на себя обязательства и ответственность самокритичен
|
Отношение к работе
| трудоспособен и организован, на все хватает время ищет решения и возможности их реализации испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок
|
Креативность, гибкость
| знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить
сам себе задает темп работы
использует время рационально
не боится ошибиться в поисках лучшего
занимается самообразованием
|
Этапы развития педагогического профессионализма
(по К. Ю. Бабанскому)
I. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал)
II. Использование в учительской практике наряду с апробированными
средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор)
III. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность
возникающих у него новых идей и возможность передачи их
другим учителям (учитель-исследователь)