§ интеллектуальные действия (мыслительные операции) - анализ, синтез, обобщение, классификация и др.;
§ знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт;
§ фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт
§
Способы учебной деятельности
|
Репродуктивные
|
| Проблемно-творческие
|
| Исследовательско-
познавательные
действия
|
Продукт учебной деятельности
структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;
внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах;
поведение субъекта, проявляющееся в потребности продолжать эту деятельность (интерес, включенность, позитивные эмоции) или нежелании, уклонении, избегании.
Учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в
плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря
осознанному, целенаправленному присвоению им общественного опыта
в различных видах и формах общественно полезной, познавательной,
теоретической и практической деятельности (Галина Михайловна Коджаспирова).
Виды учебной деятельности
План
Проблемное обучение
Программированное обучение
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)
Проблемное обучение
Проблемное обучение- обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация- начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти.
Проблемное задание (познавательная, поисковая задача)- задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ (Г. М. Коджаспирова).
Уровни проблемного обучения
Уровень
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Задачи уровня
|
Проблемное изложение
| Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, формулирует вывод
| Мысленно следит за процессом творческого поиска и логикой доказательства
| Формирование образца умственных действий в проблемной ситуации
|
Частично-поисковый уровень
| Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов
| Самостоятельно осуществляет последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей роли педагога
| Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности
|
Исследовательский уровень
| Объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы
| Самостоятельно формулирует проблему, находит ее решение, делает выводы
| Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности
|
Поисковые умения
ü Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
ü Выявлять избыточные и недостающие данные.
ü Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.
ü Доказывать каждый вывод.
ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их
ü достаточность.
ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.
ü Проверять решение и его соответствие требованию задачи.
Программированное обучение
Программированное обучение- управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или программированных учебников.
Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности (Г. М. Коджаспирова).
Принципы программированного обучения (В. П. Беспалько)
Ø определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчиненность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;
Ø осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действий от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь);
Ø осуществление шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала;
Ø индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий ' условия для успешного изучения материала всеми учащимися, но в индивидуально необходимое время для каждого отдельного ученика;
Ø использование специальных технических средств или пособий.
Виды обучающих программ
Линейные программы- последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием, чаще всего тестового характера с выбором ответа. (При неправильном ответе надо вернуться к первому этапу.) (Б. Скиннер).
Линейная программа
| Шаг1
|
| Шаг 2
|
| 1 ---------------------- 2 3
информация упражнение контроль
| Правильный ответ
| 1 2 3
|
|
|
|
|
|
| неправильный
|
|
|
|
| ответ
|
|
|
|
|
|
|
|
Разветвленная программа- обучаемому в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация до тех пор, пока он не сможет дать правильный ответ на контрольный вопрос (или выполнить задание) и продолжить работу с новой порцией материала. (Н. Краудер).
Адаптивная программа- подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, менять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям и пособиям и т. д. (В основном возможна при использовании компьютера). В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.