План:
Основные концепции обучения в дидактике
Соотношение познания и учения
Учебная деятельность
Основные концепции обучения в дидактике
Традиционная
|
Педоцентрическая
| Современные педагогические
системы
|
Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя
| Доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников
| В центре обучения - взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика
|
Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.
| Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.
| Л. Занков, Д. Эльконин, В. Давыдов, Ш. Амонаш-вили и др.
|
Цель - передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыкових применения
| Цель - развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого
| Цель - формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого
|
Соотношение познания и учения
Познание
| Учение
|
Открываются объективно новые знания
| Познается познанное (субъективно новое)
|
Путь познания длителен
| Ускоренный темп познания и индивидуального продвижения
|
Путь проб, ошибок и заблуждений
| Специально организованный процессе с продуманной методикой и технологией
|
Процесс познания сложен и противоречив
| Процесс познания педагогизирован и адаптирован в соответствии с возрастными особенностями личности
|
Многое познается непосредственно
| Многие знания приобретаются опосредованно
|
Практика - источник и критерий истины
| Практика - способ закрепления и применения знаний
|
Умения и навыки приобретаются самопроизвольно, в процессе научного поиска
| Умения и навыки вырабатываются целенаправленными упражнениями
|
Взаимодействие обучающего и обучаемого не предполагается, но может иметь место (развитие научных школ, коллективные исследования и др.)
| Познание происходит в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия обучающего и обучаемого
|
Организация знаний исследователя соответствует логике конкретной науки и исследовательской деятельности
| Организация знаний обучаемого соответствует логике учебного предмета, отражающего конкретную научную область
|
От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины. (М. В. Ломоносов, В. И. Ленин)
Учебная деятельность
Учебная деятельность- деятельность ученика по овладению обобщёнными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку; деятельность по решению учебных задач.
Учебная задача- цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса посредством выполнения системы учебных действий.
Основные характеристики учебной деятельности
v Специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
v Осваиваются общие способы действий и научные понятия.
v Общие способы действия предваряют решение задач.
v Приводит к изменениям в самом субъекте.
v Изменения психических свойств и поведения обучающегося происходят в зависимости от результатов его собственных действий.
Предметное содержание учебной деятельности
• усвоение знаний;
• овладение обобщенными способами действий;
• отработка приемов и способов действий;
• их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Алгоритм учебной деятельности
О принятие и понимание учебной задачи;
О анализ задачи, актуализация имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
О составление плана решения задачи;
О осознание способов деятельности, необходимых для решения учебной задачи;
О практическое ее осуществление;
О рефлексия, контроль и оценка решения задачи.