Двухмерная модель Б. Такмена — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двухмерная модель Б. Такмена



Он описывал динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличие сфер деловой и межличностной активности. Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой 4-х последовательно сменяющих друг друга стадий.

В сфере межличностной активности к ним относятся:

· Стадия проверки и зависимости. Предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения в группе.

· Стадия внутригруппового конфликта. Основная особенность – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы.

· Стадия развития групповой сплоченности – достигается посредством постепенной гармонизации отношений.

· Стадия функционально-ролевой соотнесенности – связана сформированием ролевой структуры группы.

 

Концепция Макаренко

В России проблемам неформальных отношений в коллективе уделял А.С. Макаренко. Заслуга его в том, что он впервые исследовал проблемы коллектива, динамику групповой сплоченности, выявив, что коллектив – это система. Он сделал попытку определить закономерности групповой сплоченности. К этим закономерностям он отнес:

1. Непрерывное развитие общественно-значимых целей: оперативных, тактических, стратегических – как конечный результат деятельности коллектива.

2. Динамика развития требований – как можно больше требований к человеку, и как можно больше уважения к нему.

3. Перспективные линии развития – любой человек должен знать, что у него в дальнейшем; каждый коллектив должен знать свое развитие).

4. Организация завтрашних радостей (относится к каждому человеку, сплачивающий фактор – радость едина для всех).

 

Макаренко выявил факт двойной зависимости – коллектив влияет на человека, и человек влияет на коллектив. Он большое значение уделял коллективу, его воспитательным возможностям. Дело не в труде как таковом, а в способе взаимодействия людей в процессе труда – работают ли они просто рядом, или в полном смысле вместе.

При характеристике процесса формирования и развития коллектива он выделял следующие стадии:

· Моральные требования исходят от официального руководителя. Он дает указания, распоряжения, на основе которых и происходит процесс сплочения. Чаще всего на этой стадии развития малой группы руководитель использует авторитарный стиль руководств.

· На второй стадии появляется актив, который поддерживается членами коллектива, и этот актив поддерживает руководителя во всех его начинаниях. На этой стадии руководитель делегирует часть своих функций и полномочий членам коллектива. Использует коллегиально-демократический стиль руководства.



· На этой стадии не только актив, но и все члены малой группы активно поддерживают руководителя. Чаще всего, на этой стадии члены малой группы действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного».

· 4 -я стадия выделена психологами – когда члены данной группы заботятся не только о сплоченности и дружбе членов своей группы, но и беспокоятся о сплоченности других групп.

 

Формы развития малых групп:

Малая группа в своем развитии проходит ряд этапов и, прежде всего, - качественная характеристика группы определяется:

Уровнем сплочения

Единством интересов и целей деятельности

1 стадия - диффузная группа – это общность, где межличностные отношения неопосредуются содержанием совместной деятельности (очередь на остановке автобуса, в магазине, в автобусе, случайное сборище людей на вечеринке)

 

2 стадия – ассоциация - это группа, где межличностные отношения опосредствуются содержанием совместной деятельности (учебная группа, производственная бригада, спортивная команда). В этой группе появляется руководитель, лидер, который, так или иначе, обуславливает совместную деятельность членов данной группы. Уровень сплоченности – средний.

 

3 стадия – кооперация – это группа, где межличностные отношения опосредствуются содержанием совместной деятельности, но конечный результат деятельности зависит от совместных усилий каждого члена этой группы. Уровень сплоченности – выше среднего. Руководитель, как правило, имеет довольно высокий авторитет, пользуется уважением.

 

4 стадия – корпорация, где межличностные отношения опосредствуются содержанием совместной деятельности, но цель деятельности носит асоциальный характер, где функционируют другие межличностные реакции в структуре общения. (Банда). Корпоративные группы, или микрогруппы, могут возникнуть в составе малой группы Они отстаивают свои узко- эгоистические интересы, выступают против других членов групп (антисоциальный вид направленности деятельности).



 

5 стадия – коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредствуются содержанием совместной деятельности, характеризуются высоким уровнем сплоченности, высоким уровнем руководителя – авторитетом и хорошими межличностными отношениями.

 

Каждый коллектив – это малая группа, но не каждая малая группа является коллективом (чтобы им стать, надо пройти все стадии развития, кроме корпорации).

 






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.