Поведенческий подход к стилю управления — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поведенческий подход к стилю управления



1.1. Теория ‘‘X’’ и ‘‘Y’’ Мак Грегора.

Автократичный руководитель апеллирует к низким потребностям подчиненных, прибегая к принуждению и наказанию (если не наказывает, то это благосклонный автократ), жестокому контролю – теория ‘‘X’’.

Демократичный руководитель апеллирует к высшим потребностям подчиненных, прибегая к убеждению, харизме, разумной вере, избегая навязывания своего мнения, широко делегируя полномочия – теория ‘‘Y’’.

 

Классификация стилей руководства по Рэнсису Лайкерту

Исследовали группы с высокой и низкой производительностью в организациях. Получили 2 крайних стиля руководства (подобна Мак Грегору) существующие

1 стили 2

 

1. руководитель, ориентированный на работу (задачу) – проектирует задачу, систему вознаграждения за ее реализацию, определяет количественные и временные характеристики реализации задачи, подбирает персонал. Цель – повысить Производительность труда.

2. Руководитель, ориентированный на человека – повышает Производительность труда через улучшение человеческих отношений в коллективе.

 

Системы лидерства Р. Лайкерта.

Вывел их, объединив свою теорию с теорией Мак Грегора: получил стили руководства:

1. Эксплуататорско-авторитарная система – руководитель - чисто автократ.

2. Благосклонно-авторитарная система – руководитель – благосклонный автократ. Мотивация не только наказание, но и вознаграждение. Ограниченное право участия в принятии решений.

3. Консультативно-демократическая система – руководитель не полностью доверяет подчиненным при принятии решений.

4. Система, основанная на участии – полное доверие между руководителем и подчиненными; групповое принятие решений (вовлечение в процесс) – теория ‘‘Y’’ – демократ.

Система 1, следовательно, руководитель ориентирован на задачу, система 4 – руководитель ориентирован на человека.

Ориентация на человека особенно важна для руководителей низовых звеньев управления.

 

1.4. Двумерная модель поведения руководителей (университет штата Огайо)

Поведение руководителя может быть ориентировано не только либо на задачи, либо на человека, но и одновременно на эти два фактора.

Стиль руководства классифицировали по двум параметрам:

1. структура – это поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои отношения с ней.

2. Внимание к подчиненным – поведение, которое влияет на людей, апеллируя к высшим потребностям людей, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения.



Конкретные виды поведения руководителя, например, следующие:

1. Структура: (руководитель распределяет производственные роли между подчиненными; расписывает задания и объясняет требования к их выполнению; планирует и составляет планы – графики работ; передает свое беспокойство о выполнении задания).

2. Внимание к подчиненным: (руководитель участвует в двустороннем общении; допускает участие подчиненных в принятии решений; общается в одобрительной и не угрожающей манере; дает возможность людям удовлетворять свои потребности, связанные с работой).

В данной модели возможны 4 ситуации. Не во всех ситуациях производительность труда была максимальной.

 

Управленческая решетка Блэйка и Мутона.

Модификация двумерной модели поведения. Существуют ситуации (варианты)

1.1: Обедненное управление (страх перед бедностью) – от руководителя требуется минимум усилий (чтобы не уволили).

1.9. – Дом отдыха – руководитель сосредоточен на человеческих взаимоотношениях, но не следит за эффективностью выполнения заданий.

9.1. – Власть – Подчинение – забота о производстве, а не о людях.

9.9. – Групповое управление – подчиненные сознательно приобщаются к целям организации, следовательно, высокий моральный настрой и эффективность.

5.5. – Организационное управление – качество работ обеспечивается баланс

Наиболее эффектный стиль руководства - 9.9. – где большая забота о людях и не меньшая – о производительности.

 

 

    Забота о производстве
Забота о людях 1.9.   9.9.
    5.5.  
1.1.   9.1.
     

 

 


Ситуационный подход к стилю управления.

Модель Фидлера.

Факторы, влияющие на поведение руководителя:

а) отношения между руководителем и членами коллектива – лояльность, доверительность, симпатия;

б) структура задачи – структуризация, четкость, привычность;

в) должностные полномочия – объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией

Фидлер считает, что стиль руководства конкретного руководителя практически постоянный во времени. Поэтому лучше помещать руководителя в конкретные наиболее подходящие ситуации. Выявление качеств руководителя осуществляется путем опроса, тестирования.



Модель хороша тем, что на практике возможно моделирование (создание) подходящей руководителю и исполнителю ситуации путем:

- Переформирования групп по критерию личной совместимости;

- Перепроектирования задачи – структурировать, расструктурировать;

- Модификация должностных полномочий – например, предоставив или лишив права вознаграждать.

 

2.2. Модель ‘‘Путь – Цель ’’ Митчела и Хауса.

Аналогична модели Фидлера и теории ожидания Врума (усиление – производительность – результаты – вознаграждение – ощущаемая ценность вознаграждения для подчиненного).

Основа – роль руководителя в достижении целей организации через достижение цели подчиненных.

Приемы влияния руководителя на пути и средства достижения целей подчиненными:

1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного;

2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;

3. Направление усилий подчиненных на достижение цели;

4. Создание у подчиненных потребностей, которые руководитель может удовлетворять;

5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Классификация стилей управления по Хаусу.

1. Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека;

2. Инструментальный стиль - аналогичен стилю, ориентированному на работу (задачу);

3. Партисипативный стиль – поощряющий участие подчинённых в принятии решений, характеризующийся большим обменом информацией и идеями руководителя и подчиненных. Акцент в отношениях на консультации;

4. Стиль, ориентированный на достижение – руководитель ставит напряженные цели, и постоянно подчеркивает, что уровень подчиненных высок и производительность может быть высокой.

В модели Митчела – Хауса выделяют два ситуационных фактора:

a) Личные качества подчиненных – структуры активных потребностей; степень уверенности в способности влиять на внешнюю среду. (чем ниже, тем склоннее к авторитарному или инструментальному стилю руководства);

b) Требования внешней среды – характер задачи.

От этих факторов зависит выбор стиля руководства группой.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.