Диагностика социально-психологической готовности — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Диагностика социально-психологической готовности



Социально-психологическая готовность к школе пред­полагает развитие у ребенка таких качеств, которые спо­собствовали бы лучшему его взаимодействию с учителем и со сверстниками: особенности восприятия действий дру­гого (снятие эгоцентрической позиции), опосредование дей­ствий ребенка социальным нормам, соотнесение своих интересов с интересами партнера, способность взять на себя роль школьника, способность подчиняться инструк­циям взрослого.

Учебная деятельность предъявляет особые требования к ребенку в его взаимодействии с учителем, в котором ре­бенок должен тормозить свои импульсивные реакции, при­нимая программу взрослого, понимать условность обраще­ний взрослого.


 

В современной отечественной психологи исследована типология поведения ребенка, поступающего в школу, в его совместной деятельности со взрослым.

Предлагаемые методики позволяют оценить сформированность этих качеств у ребенка 6-7 лет.

Методика «Зеркало»

Ребенку предлагается сделать рисунок, представляю­щий собой зеркальное отображение исходного. Методика проводится индивидуально, состоит из вводной беседы и трех серий. Во время выполнения заданий первой и тре­тьей серий ребенок работает самостоятельно, проверяющий сославшись на занятость, сидит в стороне.

Вводная беседа

Ребенку показывают рисунок А (рис. 9), ставят пер­пендикулярно плоскости рисунка зеркало, объясняют, как выглядит отражение рисунка в зеркале Показ и объяснения проводятся в форме беседы. Проверяющий: «В какую сторону девочка бросает мяч?». Ребенок: «Вле­во» (достаточно, чтобы он указал направление рукой). Ставится зеркало (рис.11).: «А в какую сторону бросает мяч девочка в зеркале?». Р.: «Вправо». Проверяющий, передвигая зеркало вправо и влево, показывает ребенку, что отражается только та часть рисунка, которая нахо­дится перед зеркалом.

Серия I Инструкция

«Ты должен научиться рисовать зеркальные рисунки. Я дам тебе рисунок (предъявляется рисунок Б). Что на нем нарисовано? (Ребенок перечисляет элементы рисунка). Попытайся нарисовать зеркальный рисунок, если зеркало мы поставим вот так (проверяющий рукой обозначает рас­положение зеркала таким же, как и во вводной беседе

Рис. 9. Стимульный материал к методике «Зеркало»

(рис.10)). Основание зеркала проходит через середину ри­сунка. К рисунку прикалывают скрепкой лист бумаги, на котором ребенок будет рисовать. Этот листок закрывает ту часть рисунка, которая «находится за зеркалом».



Выполнение

Ребенок рисует, проверяющий сидит в стороне от ребен­ка, якобы занимаясь своими делами. Если ребенок задает вопросы, он отвечает: «Я сейчас занят», «Вспомни, как я тебе объяснял», т.е. уклоняется от содержательной помощи.

Проверка

После завершения ребенком рисунка, к исходному ста­вят зеркало и проверяют, верно ли выполнено задание.

, Рис. 10. Положение зеркала

Проверяющий: «Ты все верно сделал? У тебя получился зеркальный рисунок?» Ребенок: «У меня здесь не совсем верно, здесь не получилось». На ошибки указывает только ребенок, взрослый может только указать на неаккуратность. На этом этапе ошибки содержательно не анализируются.

Серия II Инструкция

«Теперь мы с тобой попробуем нарисовать еще один рисунок (предлагается рис. В). Он похож на первый, но немного отличается, давай рисовать его вместе, я тебе буду помогать».

Выполнение

Ребенок рисует, проверяющий сидит рядом, иногда по­хваливает ребенка, но при возникновении вопросов укло­няется от прямых содержательных ответов (как и при са­мостоятельном задании).

Проверка

Ставится зеркало.

Проверяющий: «Ты правильно сделал?».

Ребенок: (отвечает).

Независимо от содержания ответа взрослый прямо указывает ребенку на ошибки (если они имеются). При­чем обсуждение ошибок носит конкретный характер, на­пример:

Проверяющий: «В какую сторону едет машина на тво­ем рисунке?».

Ребенок: (отвечает).

Проверяющий: «А куда едет машина па зеркальном рисунке?» и т. д. по всем неверным элементам рисунка ребенка.

Серия III

Инструкция

«Посмотри еще раз в зеркало, запомни, какой рисунок получится в зеркале. Нарисуй сам еще раз зеркальный рисунок». Зеркало убирается.

Выполнение

Ребенок еще раз рисует зеркальный рисунок, проверя­ющий сидит в стороне.

Заключение

Получив последний рисунок, экспериментатор благо­дарит ребенка и обязательно хвалит его.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.