Особенности развития русской культуры в имперскую эпоху — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности развития русской культуры в имперскую эпоху



 

Если в XVIII веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то XIX веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из высоких и почетных мест. Основная заслуга в этом принадлежит духовной, художественной и интеллектуальной сферам русской культуры. Что касается экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были более чем скромными. Это обстоятельство и определило своеобразие и особый социальный накал развития русской культуры XIX века и такой феномен, как русская интеллигенция.

Термин «интеллигенция» происходит от латинского intelligens, intellegens – умный, понимающий, мыслящий и обычно применяется в отношении людей интеллектуального труда. Понятие «интеллигенция» применительно к особому социокультурному явлению в жизни России ввел в научный оборот в 60-е гг. XIX века известный литератор П.Боборыкин и с тех пор во всех европейских словарях этот термин, как и само явление, считается специфически русским.

В традициях мировой культуры представление о русской интеллигенции связано с тем особым сословием, сложившимся в России XIX века, которое видело свое главное назначение в поисках социальной справедливости, с людьми, ставшими выразителями чаяний угнетенных социальных слоев, борцами за их интересы. Отсутствие в России третьего сословия, а значит и срединной культуры, которая была в Западной Европе как культура этого сословия, как бы компенсировалось явлением культурной жизни России – явлением интеллигенции. Известный русский мыслитель Г.П.Федотов в 1926 г. в работе «Судьба и грехи России» очень емко определил сущность русской интеллигенции: «Говоря простым русским языком, русская интеллигенция „идейна” и „беспочвенна”. Это ее исчерпывающее определение».

„Идейность” раскрывается как приверженность идеалу, практически заменяющему религию, но возникшему не как «божественное откровение», а построенному в теоретическом мировоззрении. Идейность основана на этически окрашенном рационализме, изгоняющем иррациональные и мистические начала, и поэтому по большей части противопоставлена религии.

„Беспочвенность” предстает как отрыв от национальной культуры, государства, религии и даже быта, от всех органически выросших социальных и духовных образований. Явление беспочвенности русской интеллигенции связано с тем, что ее представители не были выходцами из одного сословия, они утрачивали свои социальные корни и становились определенным духовным явлением. Интеллигенция выражала интересы не своего социального слоя, а уходила от своего сословия и выражала интересы народа (крестьян, а затем рабочих) как она их мыслила и представляла.



Явление интеллигенции есть материализация духовного сопротивления николаевскому режиму.

В условиях николаевского деспотизма русская культура создала свои компенсаторные формы и механизмы выживания и важнейшим из них была интеллигенция, которая группировалась вокруг В.Г.Белинского и А.И.Герцена.

Можно назвать еще три компенсаторных механизма развития культуры, которые складываются одновременно с появлением интеллигенции как слоя.

1) Русская эмиграция (Герцен, Огарев, Бакунин, Лавров, Плеханов, Ленин и др.). Оппозиция власти в России всегда аккумулировалась на Западе. Ее представители «из чудного далека» (по Гоголю) вынашивали планы переустройства России.

2) Русское подполье – более широкое по смыслу, чем просто политическое подполье. Это появление людей, создавших атмосферу вольнодумства и инакомыслия в условиях конспиративности. Впоследствии формируется целая традиция конспиративной деятельности радикальной интеллигенции.

3) Русская литература. Особая роль литературы в XIX – начале XX вв. состояла в том, что в форме художественного слова можно было выразить те социально-политические идеи, которые строжайше запрещалось произносить и за которые следовали самые суровые санкции.

Драма русской интеллигенции состояла в том, что, не успев сложиться как общественный слой, она начала раскалываться и по горизонтали и по вертикали. По горизонтали интеллигенция раскололась на два направления: западничество и славянофильство. По вертикали – на радикальное и либеральное направления.

XX век, начавшийся в России войнами и революциями, поставил под сомнение истинность многих общепризнанных ценностей. Переломным моментом стала революция 1905 года, приведшая страну на грань национальной катастрофы. В культурной жизни России происходили серьезные перемены.

 

«Серебряный век» как социокультурная эпоха

Серебряный век русской культуры оказался коротким хронологически, но весьма содержательным и значимым. Продолжалась эта эпоха в развитии культуры менее четверти века: 1900 – 1922 гг.



Серебряный век – это сложный, противоречивый взлет, каких мало в мировой культуре. Как социокультурная эпоха – Серебряный век представляет собой особый переход от доиндустриального, докапиталистического образа жизни к капиталистическому. Как культурная эпоха Серебряный век включает в себя два главных духовных явления: русское религиозное возрождение, представляющее собой религиозно-философские искания, и русский модернизм как новое понимание роли искусства, давшего множество течений и направлений: декаданс, символизм, акмеизм и т.д.

Русское религиозное возрождение представляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л. Франк. Концепция русского религиозного возрождения явилась плодом осмысления многовековой истории России и Запада.

Серебряный век создал одну из самых утонченных художественных культур в истории русской культуры – русский модернизм. Он составляет часть духовного возрождения и воплощает в себе художественный ренессанс. Деятели модернизма стремились возродить самоценность и самодостаточность искусства. С точки зрения модернистов, искусство должно уходить от этих крайностей, оно должно быть «искусством для искусства», «чистым искусством».

Наиболее ярко русский модернизм выражен в двух художественных течениях: символизм и акмеизм.

Символизм – направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XIX и XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством символа вещей и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Наследие символизма представлено разными жанрами литературы, однако наиболее характерна поэзия. Символизм включал два поколения поэтов. „Старшие” символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус и другие – явились зачинателями направления. „Младшие” символисты»: А. Белый, С. Соловьев, А Блок и другие внесли заметные изменения в концепцию символистов.

На смену символизму пришел акмеизм (от греческого «акме» –высшая степень чего-нибудь, цветущая пора). Основоположниками акмеизма считаются Н.С.Гумилев и С.М. Городецкий. В новую поэтическую группу под названием «Цех поэтов» вошли: А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г.Иванов. К этому направлению примыкали М.Кузьмин, М. Волошин и другие.

Акмеисты стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности. Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции.

К поэзии Серебряного века относится творчество М.И. Цветаевой, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака, хотя они сторонились всевозможных объединений и группировок.

Русский модернизм ярко проявился и в других сферах художественной культуры, в частности, в живописи. Наиболее полно его представляет художественное объединение «Мир искусства», которое было создано в Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. В него входили художники Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих и др. В музыке идеи модернизма звучат в творчестве композитора А.Н. Скрябина.

Серебряный век как социокультурная эпоха – это время серьезных перемен в образе жизни людей, в их массовом сознании. В первую очередь, менялся образ жизни городских жителей. В городской быт входили трамвай, автомобиль, электричество, телефон, телеграф, кинематограф – промышленность развлечений. Все это способствовало формированию современной городской инфраструктуры.

Культура советской России

После победы Октябрьской революции страна предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма: свободу, равенства, братство, счастье, солидарность.

Советский период в истории России продолжался 74 года (1917–1991). Созданное социалистическое общество не поддается однозначной оценке. Положительные стороны, значительные успехи и достижения сочетаются в нем с негативными сторонами, серьезными провалами и ошибками. Культура советского периода сложна, противоречива и неоднозначна, как и создавшее ее общество.

Советская культура и культура советского периода – далеко не одно и то же. Русская культура советского периода существовала как бы в трех ипостасях: русская советская культура, культура инакомыслия и культура русского зарубежья.

Культура русского зарубежья формировалась из четырех «волн» эмиграции, среди которых наиболее значима для сохранения и развития русской культуры первая «волна», вызванная Октябрьской революцией 1917 года. Она была явлением особого рода, массовым исходом русской интеллигенции за рубеж. Всего вне пределов образованного в 1922 году СССР оказалось около 10 млн. русских. Эмиграция состояла из интеллигенции, которая выехала из России с мечтой о возвращении на родину и предприняла все возможные усилия, чтобы сохранить свой язык, культуру и не ассимилироваться в странах проживания. Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальных характер, а дети эмигрантов получили образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы. Культура во многом продолжала традиции серебряного века русской культуры.

Вторая «волна» русской эмиграции связана с Великой Отечественной войной, ставшей для России новым страшным испытанием.

Третья (диссидентская) «волна» эмиграции относится к шестидесятым – семидесятым годам XX века. Она выросла на традиции инакомыслия советского периода. Толчком к ней стала хрущевская «оттепель», давшая возможность выезда или выдворения из СССР. Основной костяк этой эмиграции составила научно-техническая интеллигенция. Значительное место в этой эмиграции заняла еврейская эмиграция. В отличие от первой «волны», большинство эмигрантов диссидентской «волны» хотели покинуть страну.

Четвертая «волна» снова связана, как и первая, с кризисом распада и развала, но на этот раз СССР. Люди покидали и покидают страну, не веря в возможность возрождения России. Эта волна не стремится сохранить духовно-культурную связь с Родиной и патриотический пафос, так свойственные первой «волне». Это абсолютно безыдейная эмиграция, ориентированная исключительно на достижение собственного благополучия.

Основной формой существования и развития русской культуры в советский период была советская культура.

Советская культура была культурой общества и государства, основанного на административно-командной, тоталитарной системе.

Советская культура воплощалась в крупномасштабной системе идеологического воспитания, образования, художественного метода социалистического реализма, насаждалась через массовую культуру. Таким образом, будучи тоталитарной по своей сути, советская культура может быть охарактеризована следующими, присущими ей чертами: политизированность и идеологизированность; противоречивость; массовость и просветительский характер; оптимистичность и устремленность в будущее; интернациональность и патриотизм.

 

Контрольные вопросы

1. Влияют ли географические условия России на ее судьбу?

2. Как выражались представления о мире и человеке в русском языческом искусстве?

3.В чем смысл спора между западниками и славянофилами?

4. Какую роль в истории России сыграло крещение?

5. Что такое соборность?

6. Как понять слова Н.А. Бердяева о том, что русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ?

7. Что побудило Тютчева написать о том, что «умом Россию не понять»?

8. Как можно определить национальную идею России?

 

 






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.