Запад и Восток в системе мировой цивилизации — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Запад и Восток в системе мировой цивилизации



Одна из закономерностей развития культуры – ее двойственность, с этим связано возникновение и существование Востока и Запада. Это глобальное деление человечества формировалось постепенно. Первобытная эпоха его не знала. Это деление появляется лишь в ходе неолитической революции, когда в некоторых районах мира возникли первые очаги земледелия и животноводства. В течение многих столетий Запад и Восток противостояли не просто как регионы, а как разные цивилизованные системы, во многом чуждые друг другу, соперничающие, но в тоже время дополняющие друг друга. Запад и Восток как культурологические понятия представляют собой условные обозначения, типологические модели, за которыми стоят реальные различия в рамках мировой культуры. Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четкого определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различия между Западом и Востоком интересуют культурологию не в географическом отношении, а как различия между двумя типами культур.

Рассмотрим основные культурные различия между Западом и Востоком (табл.1.).

Таблица 1

Культурные различия между Западом и Востоком

    ЗАПАД ВОСТОК
  Особенности образа жизни   Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни     Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы
  Философия   Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное– владение даром слова   Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером
  Наука   Развитие науки как практической, так и теоретической   Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина, экономика и пр.) Восточная наука носила в основном религиозно-нравственный характер
  Искусство   Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля   Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность; отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается
  Политическая деятельность     Динамизм     Инерционность
    Климат   Прохлада и холод; менее благоприятные условия для земледелия     Тропический, континентальный; резкие перемены температуры, влажности, изобилие растительности
  Динамика социально-экономического развития   Существование многих государств на относительно небольшой территории; Меньший срок существования государств   Обширность территорий, затрудненность торгово-экономических связей; Длительное существование больших имперских систем
  Межкультурные контакты     Перекличка этнических культур, готовность усваивать опыт других культур, опирающаяся на религиозное единство   Замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними; наличие нескольких религий
  Структурная характеристика культуры     Для Запада характерна жесткая оппозиция аристократизма и демократизма, массовости и элитарности в духовной жизни; наличие многочисленных субкультур в рамках одной страны и народа   Культура Востока однородна в пределах общности с преобладанием традиционных и религиозных элементов

 



Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними.

Историческая типология культуры

Историческая типология культуры (исторические типы культуры) – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.

Первобытная культура

Первым историческим типом культуры можно назвать первобытную культуру. Она приходит на смену докультурной организации живых существ. Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества по характеру материальной культуры.

1. Каменный век: а) палеолит (до 10 тыс. лет назад) – орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем (при неумении добывать его); основные способы добывания пищи - охота и собирательство, позднее рыболовство; б) мезолит (10 – 5 тыс. лет назад) – значительное вымирание человечества ввиду сокращения поголовья животных – объекта охоты; появление лука и стрел; приручение собаки; в) неолит (5-3 тыс. лет назад) – переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция»); земледелие, скотоводство; начало изготовления предметов потребления; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добывания огня.



2. Медно-бронзовый век (конец 4-го – 2-е тысячелетие). В этот период происходит распространение орудий и украшений, изготовленных из меди, а несколько позже – из бронзы; появляется кочевое скотоводство и полевое земледелие; огромным культурным достижением этого периода является возникновение письменности.

3. Железный век. Временные границы первобытного общества определить нелегко. Существа семейства Homo появились около 4 млн лет назад, Homo habilis (умеющие изготовлять каменные орудия труда) – около 2 млн лет назад, а Homo sapiens – около 100 тыс. лет назад. Самый древний из известных городов – Иерихон – возник примерно 10 тыс. лет назад, а древнейшие государства – 5 тыс. лет назад. Первобытный образ жизни сохраняется у некоторых племен Африки. Эпоха первобытности самая длительная в человеческой истории.

Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного типа.

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – ее бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. Показ и подражание были основными средствами обучения и общения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались осознанию, в ритуалы превращались и многие практически бесполезные действия. Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур. Значительная часть из них имела рационально необъяснимый, магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты.

Индивидуальное самосознание развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным. Преобладание коллективных форм поведения, устои жизненно важные для существования племени, охраняются системой запретов – табу.

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал – устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное самосознание. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов, хотя самостоятельность мышления долгое время остается еще очень ограниченной.

На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний.

Мифологическое сознание – духовное освоение культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.

К основным формам первобытных религиозных представлений относятся:

Анимизм – вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии. Из этих верований впоследствии развивалось представление о самостоятельном образе душ, об их переселении. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования. Душа продолжала жить. Так зарождалась вера в загробную жизнь.

Тотемизм– форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, считающимся родоначальником и покровителем рода.

Фетишизм– культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных по представлению верующих, сверхъестественными свойствами. В качестве пережитка фетишизма принято рассматривать разного рода амулеты, талисманы, обереги.

Магия– совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов. Первобытность не знала письменности в современном значении, но именно в этот период возникла знаковая система передачи информации. Развивается рисуночное письмо, или пиктография.

Итак, возникновение человека знаменовало собой новый этап в развитии земной биосферы, а начало человеческой культуры связано со становлением первобытного общества и возникновением родовой общины, в которой утвердились принципы кровного родства и экзогамии. На стадии первобытной родовой общины человечество создает богатый духовный мир, отраженный в верованиях, искусстве и мифотворчестве.

Античная культура

Античная культура охватывает период с начала I в. до н.э. (образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи). На протяжении всего времени своего существования она остается в объятиях мифологии, более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы – греческую и римскую.

Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описанием, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Вместе с философией развиваются и зачатки научных знаний – астрономии, математики, биологии, медицины.

Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. В нем как особые виды возникают архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве – стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры стал театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия, из озорных и веселых песен – комедия.

Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились три трагедии и две комедии, смотрели их с утра до вечера, а чтобы все жители смогли посетить театр, выдавались из казны специальные театральные деньги.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука, механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища – олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность – характерная черта римской культуры.

Средневековая культура

Средневековая культура – первая самостоятельная культура по отношению к Западной Европе. Она развивалась более тысячи лет и сформировала культуру современной Западной Европы.

Термин «средние века» начал употребляться в XV веке для обозначения периода времени от гибели западной Римской империи до эпохи Возрождения. Стало обычным вкладывать в этот термин некий ценностный смысл: «отсталое», «реакционное», «нецивилизованное», «проникнутое духом клерикализма» и т.д. Эта традиция восходит к гуманистам. Другая крайность в оценке средневековья – романтизировать его, искать в нем утраченные впоследствии доблесть или красочную экзотику: рыцарские подвиги, прекрасных дам.

Хронологические рамки Средневековья точно не определены. В основном принято считать, что средние века охватывают период времени с V – до середины XVIIв.

Средневековая западноевропейская культура сформировалась в результате сложного синтеза трех культурных элементов: наследия античной культуры, христианских ценностей и варварской культуры.

Особую роль в формировании средневековой культуры сыграли христианская религия и римско-католическая церковь. При поддержке светских властей церковь сумела сосредоточить в своих руках немалое богатство. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но и ее организационным единством, ее имущественными ресурсами. Все это и позволило христианству занять главенствующее положение в европейской культуре.

Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, а вражда к ним вылилась в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовали низкий уровень знаний даже среди образованных людей, не говоря уже о невежестве подавляющей массы населения. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками.

Решительным был отход от языческого отношения к телесности, здоровью, чувственным наслаждениям. Церковь категорически осуждала античный культ тела как греховный. Требуя заботиться о душе, а не о теле, она провозглашала культ аскетизма. Восславлялись отшельники, исступленно умерщвлявшие плоть, отказывающиеся от чувственных удовольствий. Особенно греховными считались сексуальные наслаждения – церковь допускала их только ради деторождения. Средневековый идеал красоты резко отличался от античного: худая, плоская фигура с тонкими руками и ногами, узкими плечами и истощенным лицом, на котором выделяются глаза, устремленные куда-то в незримый духовный мир. Такими художники изображали праведников, святых и самого Иисуса Христа.

Постепенно церковь распространила свое влияние на все стороны жизни общества. Церковные правила регламентировали распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопровождались важнейшие события человеческой жизни – рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за «преступления против веры». Религиозные мотивы во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Борьба с «иноверцами» нередко была лозунгом, под которым велись войны.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука находились под строгим контролем: соответствие их содержания христианскому вероучению было неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти. Ссылка на Библию считалась самым надежным философским и научным аргументом.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка; сложились каноны церковного песнопения. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно считать главным видом средневекового искусства.

Характерный архитектурный стиль раннего Средневековья – романский. Романское искусство создало замок-крепость, или храм-крепость. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее, с большеголовыми и большерукими изваяниями, как бы приросшими к телу храма и молчаливо стерегущими его от врагов, – вот характерное создание романского искусства.

В более поздней средневековой архитектуре приобрел распространение готический стиль. Готические соборы, представляющие собой подлинный синтез искусства под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию – религиозную и светскую. С одной стороны, устремленность всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущения присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор ставший центром и украшением города, являлся символом процветания и богатства. Готическая архитектура развилась преимущественно как архитектура городская. Она и зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Даже короли не всегда умели читать и писать. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Вся система образования носила религиозный характер. Школы существовали главным образом при монастырях. В течение многих веков оставалась незыблемой программа школьного обучения, нацеленная на подготовку священнослужителей. С XII века появляются университеты – Болонский, Оксфордский, Парижский и другие, в которых открываются богословский, юридический и медицинский факультеты.

Наиболее популярным литературным жанром были жития святых. Великая поэма Данте «Божественная комедия», появившаяся в начале XIV века, была новаторским произведением, оценить которое могли лишь немногие из его современников.

Лишь после того, как в XV веке И.Гутенберг изобрел книгопечатание, образование стало принимать более светский характер, и количество образованных людей в Европе стало быстро расти.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: «молящиеся» (священники) и «воюющие» (рыцари, благородное дворянство), которые составляли элиту, и «трудящиеся». Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были у них различны.

Итак, средневековая Европа развивалась более тысячи лет, «переваривая» в своем котле многообразие варварских культур, античное наследие и создавая на этой почве свою христианскую культуру. В обществе с жестким сословным и иерархическим членением выработались свои культурные ценности и нравственные идеалы, нашедшие воплощение в литературе и искусстве эпохи. Развитие городов и городской культуры способствовало формированию светской системы знания и образования и позволило Средневековью создать потенциал, без которого была бы невозможной культура Возрождения и Нового времени.

 

Культура Возрождения

Прочно сложившиеся средневековые представления впервые всерьез подверглись сомнению в Италии XIV в. В этой стране шло быстрее, чем в других частях Европы, развитие городов и городской культуры, потому что Италия имела выходы к морю, развивала мореплавание, а это стимулировало бурный рост торговли и денежных отношений, что вело к изменению социально-экономического и политического характера общественного развития.

Именно здесь началась новая эпоха – Возрождение, когда культура стала постепенно освобождаться от узкодогматических церковных идеалов. В итальянских городах складывались новые координаты жизненных ценностей, основанные на более высоком, чем прежде, понимании значимости отдельной человеческой личности и более богатом и неоднозначном восприятии мира. Это знаменовало новый этап в истории культуры.

Возрождение (фр. Ренессанс) – термин, впервые введенный в XVI в. Джорджио Вазари – архитектором, живописцем, историком искусства – употребляется для обозначения целой исторической эпохи, которая была обусловлена началом перехода от средневековья к Новому времени.

Хронологические рамки Ренессанса в разных странах охватывают эпоху со второй половины XIII в. до начала XVII в. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на ряд этапов:

1. Треченто, включая Проторенессанс – вторая половина XIII в. – XV вв. Треченто – итальянский термин, которым именуют XIV столетие, - было предвестием Возрождения, отмеченным именами поэта и ученого Петрарки, автора «Декамерона» Боккаччо, живописца Джотто, в чьих произведениях вместо бесплотных фигур появились реалистические, живые, объемные изображения людей.

2. Кватроченто, Высокое Возрождение – конец XV в. – первая треть XVI вв. В этот период новая культура вступила в пору бурного расцвета. В Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах появляются школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых обсуждаются идеи античной философии, проблемы общественной жизни, научного познания природы. Художники и скульптуры изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу (Донателло, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи и др.).

3. Чинквеченто, позднее Возрождение – XVI в. до начала XVII в. Это время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и других замечательных художников, картины которых являются украшением петербургского Эрмитажа.

Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Новый художественный стиль воскрешает идеалы античности. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности. Но реабилитация античного искусства, заимствование его архитектурных и скульптурных форм, реставрация древних памятников – это лишь одна сторона Возрождения. Главное – в стремлении возродить духовно-телесную гармонию. Обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм – культ человека как центра мироздания, признание и прославление его неограниченных творческих возможностей.

Понятие «гуманизм» ввели в XV веке сами творцы новой культуры. Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре их внимания – живой человек. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений.

«Совершенство положено всем людям» – утверждал Пикоделла Мирандола. Но достичь этого совершенства может лишь тот, кто любит ученые занятия и художественное творчество и развивает свое природное дарование усердным трудом, возвышающим дух.

Гуманизм не был народным движением. Гуманистическая культура Возрождения была элитарной, доступной только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало пребывать в плену средневековой культуры.

Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Философия и естествознание не вышли из-под власти церкви.

Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация – народное движение, направленное против католической церкви и приведшее в XVI столетии к возникновению протестантизма. Лидерами его были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Борьба между католичеством и протестантством имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.

Но наследие эпохи Ренессанса во многом обусловило характер дальнейшего культурного развития Европы. Попытка гуманистов синтезировать античную и средневековую культуру привела к созданию культуры оригинального типа. Культура Возрождения – это великая переходная культура.

 

 

Культура Нового времени

В Новое время – с XVII в. до начала XX в. – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира, и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом.

Контуры новоевропейской культуры стали вырисовываться в XVII столетии. Реформация была уже зародышем культуры нового типа. Монополия папства на посредничество в общении человека с Богом рухнула. Духовная атмосфера в обществе изменилась. Английская революция в XVII и французская в XVIII веке ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

Были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVII века – Бэкон, Гоббс, Спиноза – освободили философию от схоластики. Основой философского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры, не господствующая над всеми другими областями, а сосуществующая рядом с ними.

С XVII века берет начало и другая особенность культуры Нового времени – ее многонациональность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых находят выражение два больших художественных стиля того времени – барокко и классицизм.

Расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур – это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

XVIII столетие – век Просвещения – определило основные тенденции, сформировавшие облик европейской культуры Нового времени. С этого времени начинается индустриализация общественного производства. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит общество капиталистическое. В искусстве появляются сентиментализм и романтизм – стили, выражающие различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который порождается буржуазным предпринимательством.

На небывалую прежде высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает престиж философии; идеи Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте заложили фундамент классической европейской философии. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов.

Ускоряются темпы технического прогресса. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, телеграф, телефон, а к концу столетия – автомобили, кинематограф, радиосвязь.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика.

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). В изобразительном искусстве религиозная тематика уходит на второй план. Получает распространение романтико-героические полотна, реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, исторические сюжеты.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.