1. Мировые религии:
-Буддизм (Основатель – Сиддхартха Гаутама; вырос из древнеиндийского брахманизма и распространился далеко за пределы Индии);
-Христианство (Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма и превратилось в межнациональную, мировую религию);
-Ислам (Основатель - Мухаммед).
2. Региональные религии:
- Иудаизм (Израиль);
- Индуизм (Индия);
- Зороастризм (Иран);
- Даосизм (Китай);
- Конфуцианство (Китай);
- Синтоизм (Япония).
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и действовало искусство.Искусство – это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.
Функции искусства
1. Рекреативная – искусствокаксредство развлечения.
2.Воспитательная – средство нравственного совершенствования человека.
3. Идеологическая – в художественном произведении находят выражения определенные взгляды на жизнь.
4. Познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты.
5. Эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес. Художественные произведения становятся фактами культуры тогда, когда они доходят до публики. Они должны быть не только созданы, но и восприняты людьми.
Восприятие произведения искусства может происходить на нескольких уровнях.
Уровень первый – установочный.Исходный пункт, с которого начинается восприятие произведения искусства, состоит в том, чтобы человек понимал, что перед ним произведение искусства, а не просто некая реальная жизненная ситуация.
Уровень второй – ориентировочный.Если начальная установка на художественное восприятие присутствует, следующий шаг заключается в том, чтобы сориентироваться в содержании произведения искусства. Ведь когда мы, например, держим в руках книгу на неизвестном нам языке, мы можем понимать, что это роман, но не иметь никакого представления, о чем в нем речь. Точно так же для ориентировки в музыкальном или изобразительном произведении необходимо понимать тот художественный язык, в котором оно выполнено.
Уровень третий – созерцательно-эмоциональный.На созерцательно-эмоциональном уровне складывается эмоциональное восприятие содержащихся в произведении художественных образов.
Уровень четвертый – интеллектуально-эмоциональный.Он связан с осмыслением идейного содержания произведения. Чем более глубоким является это осмысление, тем богаче палитра эмоций, которые оно вызывает.
Уровень пятый – аналитический.На этом уровне как художественное произведение в целом, так и его отдельные элементы – содержание, форма, образы, идеи, язык, стиль, композиция, сюжет, замысел автора, особенности его творческой манеры – подвергаются анализу. Это требует знаний в области истории и теории искусства. В развитой форме аналитический подход к произведениям искусства осуществляется в художественно-критических работах.
Виды искусства:
Временные:художественная литература и музыка.
Пространственные:изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, художественная фотография) и прикладные искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство).
Пространственно- временные:хореография, театр, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство.
Художественные стили
В произведениях искусства выражаются различные эстетические идеалы, по-разному ставятся задачи художественного творчества, используются разные средства, приемы, правила создания художественных образов. Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.
Вплоть до эпохи Возрождения в обществах прошлого художественные стили были едиными для всей культуры. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская культуры были «многостильными». В них господствовали каноны, определявшие общие характерные черты художественных произведений в различных видах искусства и очень медленно изменявшиеся. К концу Средневековья уже наметилось в рамках единого для всей культуры художественного стиля сосуществования двух архитектурных стилей – романского и готического. Однако лишь в эпоху Возрождения начала складываться разностильность искусства. Стиль барокко стал стилем переходного периода от Возрождения к Новому времени. Классицизм, рококо, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм возникают и сосуществуют в искусстве Нового времени. В преддверии XX века наступает время, получившее название «эпохи модернизма», в котором отсутствует стержневой художественный стиль, появляется множество стилей, быстро сменяющих друг друга (импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, абстракционизм и т.п.). В настоящее время искусствоведы говорят о постмодернизме как о художественном направлении, задающем тон в искусстве наших дней, с его новыми течениями (гипперреализм, поп-арт, соц-арт, неоромантизм, неоклассицизм и т.д.).
Наука –это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда. Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:
· Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.
· Объективность, общезначимость, безличность:в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.
· Воспроизводимость, проверяемость:любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.
· Логическая строгость, точность и однозначность.
· Логическая взаимосвязьразличных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система.
Периодизация развития науки
1) До XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
2) XVI – XVII вв. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.
3) XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
4) XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений.
Наука– один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» – утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.
Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой – ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры – человек.
Контрольные вопросы
1. Поддается ли миф логическому анализу?
2. Почему миф имеет множество смыслов?
3. Опасно ли возрождение мифа?
4. Каковы возможные определения религии?
5. В чем специфика религиозного знания?
6. Что такое мировые религии?
7. Что понимается под художественной культурой?
8. Почему художественный образ может рассматриваться в качестве духовной предметности?
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ