Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса. — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Спрос и величина спроса. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса.



Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.

Виды спроса:

1. Индивидуальный спрос

2. Рыночный спрос

3. Спрос на факторы производства (Спрос производства)

4. Потребительский спрос

На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:

· использования рекламы

· моды и вкусов

· ожидания потребителей

· изменений предпочтений окружающей среды

· доступности товаров

· величины доходов

· полезности вещи

· цены установленной на взаимозаменяемые товары

· а также зависит от количества населения.

К неценовым факторам, влияющим на спрос относят:

· изменения в денежных доходах населения

· изменения в структуре и количестве населения

· изменения цен на другие товары (особенно на товары заменители, или взаимодополняющие товары)

· экономическая политика государства

· изменение потребительских предпочтений, под воздействием рекламы, моды.

Прежде всего, нам следует провести грань между индивидуальным и рыночным спросом.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый на рынке отдельным поку­пателем.

Рыночный спрос — суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми поку­пателями.

Формирование и изменение величин рыночного спроса и рыночного спроса в целом (при прочих неизменных услови­ях) существенно зависят от:

1) численности покупателей;

2) различий в их доходах (рис.3.1.);

3) соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.

Под влиянием этих факторов спрос может, как возрастать, или убы­вать (кривая спроса сдвинется вправо - вверх или влево - вниз), так и ме­нять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изме­нится).

Последний вариант иллюстрирует рис. 3.1.

Рис. 3.1. Зависимость спроса от доли в общей массе покупателей людей с разными уровнями доходов

На рис. 1 показаны две кривые спроса на один и тот же товар в разных странах — А и В. Кри­вая А описывает ситуацию на рынке страны, где доходы распределя­ются довольно равномерно и разница в их уровнях не особенно вели­ка. Поэтому кривая спроса здесь достаточно плавная (зона, обозначен­ная кружком с цифрой 1, показывает место наиболее заметного изгиба). Наибольшая же величина спроса складывается при достаточно высоком уровне цен (Ц1).



Напротив, кривая В описывает ситуацию на рынке страны, где люди с малыми доходами образуют значительную часть населения. И поэто­му график спроса здесь резко уходит вправо (зона, обозначенная круж­ком с цифрой 2, лишь при весьма низких уровнях цен: наибольшая ве­личина спроса складывается при цене Ц2.

В этих сугубо теоретических на первый взгляд построениях любой российский экономист сразу узнает ситуацию в своей стране в первые годы после либерализации цен и начала резкого спада производства. Этот период ознаменовался резким падением доходов огромной доли населения после десятилетий примерного равенства уровней заработ­ка. Итогом стало изменение формы кривых спроса на большинство по­требительских товаров, в полном соответствии с рис. 3.1., с А на В.

Это означало, что основная масса покупателей оказалась способной покупать лишь дешевые товары. Но их-то на рынке и не стало из-за рез­кого скачка цен и быстрого раскручивания инфляции. В итоге россия­не на несколько лет лишились возможности покупать многие виды по­требительских товаров. Отечественные производители оказались не в состоянии сбыть свою продукцию, и попали в крайне тяжелое финан­совое положение.

Разбирая эту ситуацию в российской экономике, мы вплотную по­дошли к понятию совокупного спроса.

Совокупный спрос — общее количество конечных товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного пе­риода времени при сложившемся уровне цен.

Величина совокупного спроса — это общая сумма покупок (расхо­дов), осуществляемых в стране (скажем, за год) при тех уровнях цен и доходов, которые в ней сложились.

Совокупный спрос подчиняется общим закономерностям формиро­вания спроса, о которых говорилось выше, а потому графически его можно изобразить следующим образом (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Кривая совокупного спроса страны

Кривая совокупного спроса показывает, что при росте общего уровня цен величина совокупного спроса (совокупная сумма покупок товаров и услуг всех видов на всех рынках данной страны) уменьшается точ­но так же, как и на рынках отдельных обычных (нормальных) товаров.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.