Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса

2017-06-29 743
Определение уровня сформированности вычислительных навыков учащихся 4-го класса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эффективность использования проблемных ситуаций мы решили показать на примере формирования вычислительных навыков учащихся 4 - х классов. Исследование проводилось в средней школе № 17 г. Калининград. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «а» класса, 20 учащихся 4 «в» класса.

В 4 классе «а» (экспериментальном) на уроках математики в процессе формирования вычислительных навыков применялись проблемные ситуации.

4 «в» класс - контрольный. Здесь обучение проводилось традиционно.

Цель исследования: доказать эффективность формирования вычислительных навыков посредством использования проблемных ситуаций

Задачи:

1) определить уровень вычислительных навыков учащихся;

2) разработать уроки с использованием проблемных ситуаций;

3) проанализировать итоги работы;

Исследование проводилось в три этапа;

Констатирующий этап – выявление уровня вычислительных навыков учащихся.

Нами были разработаны критерии и уровни сформированности вычислительного навыка (таблица 3).

 

Таблица 3

Критерии и уровни сформированности вычислительного навыка

Критерий Уровни сформированности вычислительного навыка
  Правильность Ученик правильно находит результат арифметического действия над данными числами. Ребёнок иногда допускает ошибки в промежуточных операциях. Ученик часто неверно находит результат арифметического действия.
  Осознанность Ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции. Может объяснить решение примера. Ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции, но не может самостоятельно объяснить, почему решал так.
  Рациональность Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём. Может сконструировать несколько приёмов и выбрать более рациональный. Ученик, сообразуясь с конкретными условиями, выбирает для данного случая более рациональный приём, но в нестандартных условиях применить знания не может. Ребёнок не может выбрать операции, выполнение которых быстрее приводит к результату арифметического действия.
  Обобщённость   Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев, то есть он способен перенести приём вычисления на новые случаи. Ученик может применить приём вычисления к большему числу случаев только в стандартных условиях. Ученик не может применить приём вычисления к большему числу случаев.
  Автоматизм Ученик выделяет и выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик не всегда выполняет операции быстро и в свёрнутом виде. Ученик медленно выполняет систему операций, объясняя каждый шаг своих действий.
  Прочность Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время. Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткий срок. Ребёнок не сохраняет сформированные вычислительные навыки.

Для изучения уровня сформированности вычислительного навыков в контрольном и экспериментальном классах был проведен математический диктант:

1) из какого числа надо вычесть 700, чтобы получить 2500?

2) какое число надо разделить на 500, чтобы получить 35?

3) из чисел 500, 4, 160584, 80, 160000 составь одно равенство, используя только действие сложение (числа записываются на доске)

4) увеличь 5228 в 100 раз.

5) сколько центнеров в 5т 800 кг?

6) на сколько надо разделить 660, чтобы получить 2200?

7) из чисел 2928, 4691, 7882, 2001, 5375, 9749, 2807, 7983 выпиши числа наибольшее и наименьшее. Отыщи их разность и произведение (числа записываются на доске).

8) запиши все числа от 42153 до 52586, которые делятся на 100 без остатка.

Оценки, полученные за данный математический диктант, приведены в приложениях 1 и 2. Сводные итоги оценки уровня вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса сведем в таблицу 4.

Таблица 4

Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса

Оценка Кол-во учащихся Кол-во учащихся в %
     
     
     
     

 

По данным таблицы 4 построим диаграмму (рис.1)

 

Кол-во уч-ся в %

Рис. 1 Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «а» класса

 

Проанализировав диаграмму (рис.1), мы видим, что кол-во учащихся, имеющих двойку - 6 человек, тройку имеют 10 человек. Четверки имеют только 3 ученика, пятерки – 1 ученик. Таким образом, очевидно, что необходимо проводить работу по формированию вычислительных навыков. Также был определен уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса (таблица 5).

Таблица 5

Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса

Оценка Кол-во учащихся Кол-во учащихся в %
     
     
     
     

 

По данным таблицы 5 построим диаграмму (рис. 2)

 

 

Кол-во уч-ся в %

Рис. 2 Уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса

 

Проанализировав диаграмму рис. 2), мы наблюдаем, что количество учащихся, имеющих двойку - три человека, тройку имеют 7 человек. Четверки имеют только 6 воспитанников, пятерки – 5 воспитанников. Таким образом, мы наблюдаем, что уровень вычислительных навыков учащихся 4 «в» класса несколько больше, чем в 4 «а» классе.

Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. В экспериментальном классе мы учли, что некоторые учащиеся не совсем хорошо усвоили нужный материал. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее купленных знаний.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что:

1) классы примерно равны по возрастным показателям и уровню совершенствования;

2) дети быстрее решают письменно, чем устно;

3) у учащихся недостаточно развиты устные вычислительные навыки.

На основе констатирующего эксперимента выяснилось, что нужна работа, направленная на формирование устных вычислительных навыков.

С целью повышения умения уровня вычислительных навыков учащихся мы решили применять включение в урок проблемных ситуаций.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.