Лекция 27. Особенности поведения толпы — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лекция 27. Особенности поведения толпы



Рассматривая характер поведения толпы, необходимо иметь в виду, что это явление весьма динамично, поскольку толпа достаточно легко трансформируется из одного вида или подвида в другой, соответственно меняя свое поведение. В качестве примера можно привести события, имевшие место в 1965 г. в Лос-Анджелесе.

11 августа в семь часов вечера в одном из кварталов города белые полицейские попытались арестовать афро-американца

Маркита Фрая, управлявшего автомашиной в нетрезвом состоянии и не имевшего водительских прав. Сразу же собралась большая толпа зевак, с интересом наблюдавших за случившимся. Пришла также мать Фрая, жившая поблизости. Приободренная сочувственными возгласами быстро растущей толпы, она бросилась к полицейским, пытаясь предотвратить арест сына. Один из полицейских вытащил пистолет. Он заставил Фрая сесть в полицейскую машину, ударив его дубинкой. По словам очевидца из толпы, «когда это случилось, все люди, стоявшие вокруг, будто сошли с ума». Разъяренная арестом толпа была готова броситься на полицейских.

Полицейские уже собирались уезжать, когда одна женщина, своим внешним видом похожая на беременную, плюнула в полицейского, и тот направился в толпу, чтобы ее арестовать. В толпе сразу начали возмущенно кричать, что полицейские избивают людей и пытаются арестовать беременную.

Когда последняя полицейская машина покидала место происшествия, некоторые из толпы уже бросали камни. В квартале начались массовые беспорядки, распространившиеся и на соседние улицы: толпа разбивала окна и витрины, грабила магазины. На следующий день беспорядки продолжались. В белых автомобилистов бросали кирпичи и бутылки, многих вытаскивали из машин и жестоко избивали. В ход были пущены бутылки с зажигательной смесью, начались пожары, которые пожарникам не удалось потушить. Действия бесчинствующих толп охватили 150 кварталов. На третий день беспорядков стало ясно, что полиция не способна прекратить массовые бесчинства. Пришлось вызвать отряды национальной, гвардии, поскольку действия многочисленных погромщиков распространились на всю южную часть Лос-Анджелеса. 14 августа был введен комендантский час и прибыли подразделения национальной гвардии. Гвардейцы и полицейские начали стрелять в грабителей, многие из которых были вооружены. Бесчинства в Лос-Анджелесе продолжались шесть дней, за это время 34 человека погибли, 1032 были ранены. Было произведено 4 тыс. арестов; имущественный ущерб составил примерно 40 млн дол.



В приведенном примере случайная толпа очень быстро (в течение получаса) превратилась в экспрессивную и несколько позже — в агрессивную. Однако в последующем дей-

ствия бесчинствующих элементов стали сочетать в себе особенности поведения агрессивной, стяжательной и в какой-то степени повстанческой толпы. На последнем этапе событий отмечались и панические действия людей.

Данные трансформации толпы, как представляется, происходили стихийно, без какого-либо организационного начала. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос об условиях, порождающих столь массовые и кровавые аномалии в поведении людей.

Специалисты выделяют два типа таких условий: долговременного и ситуативного характера. К первой группе можно отнести экономические, политические, социальные и другие факторы относительно длительного действия, которые создают высокий уровень социальной напряженности в обществе. Эта напряженность какое-то время может находиться в латентном состоянии, однако при появлении соответствующего повода она может неожиданно проявиться в виде социального взрыва, например в форме агрессивной толпы. Именно в таком контексте и следует рассматривать все случившееся в Лос-Анджелесе.

Трагические события здесь были не случайными, а явились закономерным следствием определенного сочетания вполне конкретных обстоятельств. Поэтому нечто подобное рано или поздно должно было произойти. Поводом же для этого могло бы стать и любое другое происшествие (а не только арест и избиение полицейским афро-американца, нарушившего правила движения).

Повод, собственно говоря, и выступает в качестве так называемого ситуативного условия, создающего феномен агрессивной толпы. Однако решающая роль всегда принадлежит условиям долговременного характера, и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых. Поэтому их содержание не имеет самостоятельного значения и может выразиться в чем угодно — от какого-то политического события до простого бытового эпизода или даже слуха.

Дополнительным примером, подтверждающим этот вывод, могут служить и события в Баку и Сумгаите в январе 1990 г., когда непосредственным (т.е. ситуативным) поводом к началу массовых беспорядков, сопровождаемых многочисленными убийствами местных армян, стала гибель беженца-азербайджанца, пытавшегося силой захватить квартиру армянина, по-



стоянно проживавшего в Баку. Что же касается объективных причин всего случившегося, то ими стали тяжелейшие условия, в которых оказались тысячи азербайджанцев, бежавших из Армении (крайняя ограниченность или полное отсутствие средств к существованию, безработица, отсутствие жилья в течение длительного времени и т.д.). При этом власти республики полностью уклонились от решения возникших проблем и практически не предпринимали каких-либо мер для улучшения положения азербайджанских беженцев. Таким образом, социальный взрыв в Баку в виде массовых беспорядков был предопределен.

Помимо условий долговременного и ситуативного характера, рассмотренных нами ранее, имеется еще один немаловажный фактор, от которого во многом зависит форма выражения социального протеста. Таким фактором является уровень развития политической культуры общества, включающий опыт решения социальных проблем демократическим путем, а также особенности национально-исторических традиций. Социальная действительность свидетельствует, что при низком уровне политической культуры людей вероятность возникновения массовых беспорядков достаточно высока. И если этот уровень развития политической культуры связать с высокой степенью обостренности социально-экономических проблем в стране или регионе, то степень вероятности возникновения подобного рода социальных протестов становится еще выше. В общем виде эту закономерность можно выразить в следующей формуле:

Однако все сказанное ранее не следует понимать таким образом, что массовые беспорядки в виде действий агрессивной толпы возникают исключительно стихийно, как результат отражения социально-экономических, социально-политических, социальных и других условий. История любого общества дает немало примеров того, что феномен толпы может сознательно использоваться различными политическими силами в сво-

их интересах. При этом явно спровоцированные массовые эксцессы позже выдаются за «стихийное» проявление «народного гнева». Подавляющее же большинство рядовых участников такого рода эксцессов даже не подозревают, что стали статистами заранее спланированного спектакля.

По мнению исследователей массовых эксцессов, ролевую структуру агрессивной толпы в таких случаях образуют:

• организаторы, которые проводят подготовительную работу по созданию массовых эксцессов, включая планирование, выбор времени и места проведения, а также повод;

• зачинщики, развертывающие активную подстрекательскую деятельность, направляющие действия участников, распространяющие провокационные слухи и т.п.;

• активные участники, образующие ударное ядро толпы;

• добросовестно заблуждающиеся, ставшие участниками эксцессов из-за неадекватного восприятия причин сложившейся обстановки, из-за ложно понимаемого принципа справедливости, под воздействием слухов;

• конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву; среди них немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов;

• эмоционально-неустойчивые личности, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий окружающих людей; легко внушаемые, быстро заражаемые общим настроением;

• любопытствующие личности, наблюдающие со стороны за ходом событий и не вмешивающиеся в них, но своим присутствием усиливающие эмоциональное возбуждение участников эксцесса.

Для организации или умышленного развертывания массовых эксцессов широко используются слухи, угрозы, шантаж, обман, а также провоцирующие действия в виде блокирования движения общественного транспорта, нападения на работников правоохранительных органов и т.д.

Нет никакого сомнения в том, что активность разного рода «организаторов», «зачинщиков» и «участников», провоцирующих толпу на агрессивное поведение, не была бы столь эф-

фективной, если бы не действие в толпе определенных психологических механизмов, которые формируют толпу, легко трансформируют ее из одного вида или подвида в другой и обусловливают характер поведения людей в толпе. Эти психологические механизмы определяют специфические социально-психологические особенности феномена толпы.

Важнейшим из таких механизмов является «циркулярная реакция» (эмоциональное кружение), т.е. нарастающее обо-юдонаправленное эмоциональное заражение. Например, при возникновении паники страх одних участников панических действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно сравнить с процессом формирования снежного кома, полагая, что в толпе психологическое состояние, настроения и формы поведения людей резонируют, усиливаются путем многократного отражения по образцу цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна захватывать в свою орбиту большое количество людей, эмоционально стимулируя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмоций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реакция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных различий между людьми, охваченных ею, т.е. поведение и эмоциональное состояние человека определяется не столько его сознательной интерпретацией обстановки, сколько чувственным восприятием состояния окружающих людей. В крайних случаях действие этой реакции может привести к превращению группы в однородную массу, бессознательно одинаковым образом реагирующую на стимулы.

Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличивается внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, который

обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей. Выраженная в достаточно умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения общественно значимых задач. Социально опасным явлением циркулярная реакция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отрицательных эмоций: страха, ненависти, злобы, гнева.

Известно, что вероятность возникновения циркулярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может испытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих проблемах.

Помимо циркулярной реакции, в толпе действуют и другие социально-психологические механизмы — например, подражание и внушение.

Вопросы для повторения

1. Что такое толпа?

2. Какие основные виды толпы вам известны?

•3. Какие условия порождают изменения в поведении людей в толпе? .

4. Что такое циркулярная реакция?

5. Каковы особенности проявления циркулярной реакции?

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры поведения людей в толпе, свидетелем которого вы были.

2. Подумайте, почему люди теряют контроль над собой в толпе.

3. Опишите, какие трансформации могут происходить с толпой.

4. Выявите ролевую структуру агрессивной толпы.

5. Изучите основные особенности проявления циркулярной реакции в поведении людей в толпе?

Структурно-логические схемы

Схема 1. Психологические особенности толпы

 

Схема 2.Виды толпы

ТеМЭ 11 шшшвяшшшшяштшшшшшшшшшвшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшшк*

Психология политики

)»аи»м1шмин1Н1и

Лекция 28. Сущность и содержание политико-психологических феноменов

Политика как объект психологического изучения. Политическая психология — это молодая отрасль общественного знания, возникшая на стыке социальной психологии, политологии и социологии, которые изучают различные стороны явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни и политической деятельности людей. За рубежом она стала самостоятельной лишь во второй половине XX в., когда в 1978 г. было создано Международное общество политической психологии. В нашей стране политическая психология выделилась в новое научное направление в конце 1980-х гг. после образования Всесоюзной ассоциации политической психологии (1990).

В настоящее время в России политология изучает в основном объекты и субъекты политики, формы и методы (реже способы) политической деятельности людей, а также причинно-следственные связи, относящиеся к политической активности людей и ее результатам.

Российские социологи стремятся осмыслить главным образом социально-конфессиональную структуру и некоторые другие особенности участников политической деятельности, социально-демографический фон, на котором развивается и проходит трансформация многочисленных политических явлений и процессов.

Отечественные историки обычно анализируют роль и место личности в тех или иных политических событиях, выявляют и описывают историческое своеобразие их зарождения и развития.

Отечественная психология, опираясь на данные исследований других наук, исходит из того, что политика — это организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной и т.д. Политика реализуется в борьбе за власть в обществе (государстве). В ходе

последней формируется политическое сознание как всего общества, так и отдельных его представителей и их групп.

Политическое сознание — система теоретических и обыденных взглядов, интересов, знаний, оценок, настроений и чувств, представляющая собой результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей. Специфика политического сознания состоит в: а) высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов индивидов и их групп; б) активном влиянии политики на другие формы общественного сознания (право, мораль, религию, науку, искусство и философию).

Политическое сознание выполняет определенные функции. Его познавательная функция призвана представлять систему знаний об окружающей политической реальности. Оценочная функция политического сознания способствует ориентации людей в политической жизни, оценке политических событий. Регулятивная функция политического сознания предоставляет людям ориентиры относительно их участия в политической деятельности. Интегрирующая функция политического сознания способствует объединению социальных групп на базе общих ценностей, идей, установок. Прогностическая функция политического сознания закладывает фундамент для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов в обществе. Нормативная функция политического сознания служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.

Российская психологическая наука считает, что всесторонне и достаточно корректно изучить, понять и сопоставить друг с другом политические явления и процессы можно только в том случае, если классифицировать их по целям, способам и результатам борьбы за власть как политической деятельности.

Структура политико-психологических феноменов.Отечественная психология предлагает свою схему анализа содержательных частей, относящихся к предмету политической психологии, в которой за основу в первую очередь берется градация не политических явлений и процессов, а непосредственно психологических феноменов.

В широком смысле к ним относятся:

1) психика человека (его психические процессы, свойства, состояния и образования), участвующего в различных видах

политической деятельности и находящегося сознательно или бессознательно под ее давлением, а также трансформации, которые она претерпевает в ходе борьбы за власть и политической активности;

2) изменения в психологии групп людей и социально-психологические процессы, возникающие в ходе их борьбы за власть и политической деятельности (массовидные феномены, групповые настроения, чувства и переживания, традиции и привычки).

Психика человека, участвующего в политике, под воздействием борьбы за власть и политической активности претерпевает коренные трансформации и изменения. «Объектом политической психологии, — справедливо отмечает А.И. Юрьев, — являются люди, осуществляющие власть и повинующиеся власти, обнаруживающие при этом психологические качества, встречающиеся только в области политики» (Юрьев А.И., 1992. С. 13).

По этой причине одна из главных задач политической психологии как науки состоит в том, чтобы всесторонне четко и точно выявить, досконально изучить и описать психологию индивида, оказавшегося под влиянием политики, и дать рекомендации, как правильно констатировать, интерпретировать и учитывать его состояния, переживания и все изменения, произошедшие в функционировании его индивидуальных свойств и качеств.

Под воздействием политики и условий, ею инициируемых, в общественном сознании в целом, в общностях людей в частности, в процессе спонтанного или специально инициируемого межличностного и межгруппового взаимодействия и общения начинают функционировать и социально-психологические процессы, хорошо известные специалистам-психологам. Но характер их протекания, параметры распространения значительно отличаются от того, что происходит вне политики. Особенно это касается их силы и специфики направленности. Достаточно, например, вспомнить о том, что творится в обществе (его больших или малых составных элементах) под воздействием революционных движений, политических забастовок, острых национальных конфронтации и просто напряженных избирательных кампаний.

В узком смысле под предметом политической психологии следует понимать те психологические феномены, которые

возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов. Это психологические особенности, закономерности и механизмы протекания: политической деятельности, собственно борьбы за власть, активности общественно-политических движений. Сюда же можно отнести и политическое поведение, как это делают ученые на Западе, психологическую специфику политического лидерства, парламентской работы, психологические характеристики различных субъектов и объектов политики (лидера, революционера, парламентария, участника массово-политического движения или партии).

В этом случае область предмета политической психологии {всего комплекса ее теоретических и практических знаний) будет очерчена четырьмя своеобразными сферами: мотиваци-онной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой.

К первой из них относятся мотивационные явления, включающие: мотивы (потребности), интересы людей, инициирующие их политическую активность и вызывающие определенные реакции на политические процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении политических целей; индивидуальные и социально-политические характеристики политического сознания людей с учетом их классовой, национальной, конфессиональной и половозрастной принадлежности; установки и стереотипы, функционирующие у субъектов политики, в том числе участвующих в борьбе за власть; привычки, взгляды, склонности и убеждения человека и групп людей, вовлеченных в политическую деятельность и борьбу за власть; психологические механизмы перестройки индивидуального и группового политического сознания при решении различных политических задач и в различных условиях политической деятельности; психологические закономерности влияния мотивации и индивидуальных качеств субъектов и объектов политики на эффективность и характер политической деятельности, в том числе и их собственной; психологические группы веры в политические идеалы.

Вторая группа политико-психологических феноменов состоит из интеллектуально-познавательных психологических явлений и процессов, обеспечивающих понятийно-смысловое и интел-

лектуально-когнитивное усвоение воздействий политической реальности. Психологи исследуют в частности: психологические закономерности политического мышления, его содержательные компоненты и структуру; психологические особенности формирования представлений и взглядов, относящихся к политической деятельности, борьбе за власть, в том числе и политическому соперничеству, лидерству, политическим кон-фронтациям; психологические закономерности и механизмы принятия политических решений; вопросы выработки специальных методов познавательного и интеллектуального стимулирования и контроля политической деятельности, борьбы за власть, ситуативного поведения субъектов и объектов политики; психологическое моделирование различных форм и способов, всего характера и содержания политической деятельности на основе анализа устойчивых социальных переменных и политических факторов в ходе борьбы за власть; формы и способы проектирования и прогнозирования путей и способов выхода из политических кризисов, экстремальных политических ситуаций.

К третьей группе политико-психологических явлений психологи относят следующие эмоционально-волевые феномены: индивидуальные и групповые чувства, настроения и переживания, возникающие в ходе политической деятельности и сопровождающие ее; психологические закономерности влияний эмоций и чувств, воли на результативность и содержание деятельности субъектов и объектов политики, формирование симпатий и антипатий, политической фрустрации, напряженности и т.д.; психологические закономерности адаптации к воздействию положительных и отрицательных факторов и условий политической деятельности; особенности формирования эмоционально-волевой готовности к политической деятельности и борьбе за власть; массовидные социально-психологические явления и процессы, возникающие в процессе политической деятельности.

И, наконец, в четвертую группу политико-психологических феноменов психологи включают коммуникативно-поведенческие явления и процессы, охватывающие информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения субъектов и объектов политики: наиболее общие закономерности и особенности политического общения, взаимодействия

и взаимоотношений как индивидов, так и групп людей (в том числе и в зависимости от их принадлежности к конкретным классам, нациям, конфессиям, профессиональным и половозрастным общностям); психологические особенности социализации субъектов и объектов политической деятельности (партийных и беспартийных, лидеров и простых участников и т.д.); ролевое поведение людей, вовлеченных в политику, борьбу за власть; психологические механизмы формирования и развития общественного мнения в условиях политической активности; закономерности проявления, роста и снижения общественного интереса к политике; способы и приемы формирования имиджа политических лидеров; своеобразие руководства и управления в политической деятельности и борьбе за власть; своеобразие зарождения и трансформации стихийных форм политической активности, политического экстремизма и аморализма в политической деятельности и борьбе за власть; особенности функционирования массовых коммуникативных процессов в ходе политической деятельности и борьбы за власть; формы и способы организации и проведения собраний, митингов в ходе политической деятельности; социально-политические закономерности информационного обеспечения политической деятельности и борьбы за власть.

Сюда же можно отнести и более глобальные феномены (описываемые по классовому, национальному, конфессиональному и половозрастному признакам), такие, например, как психологическая специфика процессов взаимодействия национальных политических культур и их представителей; психологические особенности соотношения и взаимовлияния политических процессов и культурных традиций; социально-этнические закономерности воздействия и протекания политической деятельности в различных регионах земного шара; психологические закономерности проявления навыков и умений политической деятельности в различных регионах; формирование и развитие духовного и нравственного потенциала личности и группы как основы политической деятельности.

Все эти явления и процессы затрагивают многие стороны жизни большого числа людей, влияют на их поведение и деятельность и поэтому должны изучаться социальными психологами.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.