ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ



ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Конспект лекций для студентов всех специальностей

 

 

Могилёв 2006

 

 

УДК

ББК

 

Рассмотрен и рекомендован к изданию

на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № _3__ от ___3._ноября__2006 г.

Научно-методическим советом

Протокол №____ от __________ 2006 г.

 

Составитель

А.А. Дыжова

 

Рецензент:

доцент, к.э.н., зав.кафедрой экономики и организации производства Ефименко А.Г.

 

Дыжова А.А.

Основы управления интеллектуальной собственностью: Конспект лекций для студентов всех специальностей. – Могилёв: УО МГУП, 2006. – с.129.

 

Излагаются основы управления интеллектуальной собственности, даются общие положения об интеллектуальной собственности; характеризуются объекты и субъекты авторских и смежных прав; перечисляются основные положения и законодательство о праве промышленной собственности; понятия патентной информации; способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот; коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности; методы защиты прав авторов и правообладателей; роль государства в управлении объектами интеллектуальной собственности. Учебный материал изложен в соответствии с типовой программой курса. При написании конспекта лекций использованы нормативно-правовые акты, действующие на 1 сентября 2006 года.

В качестве учебного пособия может быть использовано студентами всех специальностей заочной и очной формы обучения.

 

 

УДК

ББК

© УО «Могилёвский государственный

университет продовольствия», 2006

Принятые сокращения

БИРПИ – Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности.

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности.

ВТО – Всемирная торговая организация.

ГК – Гражданский кодек.

ГПК – Гражданско-процессуальный кодекс.

ЕАПВ – Евразийское патентное ведомство.

ЕАПО – Евразийская патентная организация.

КоАП – Кодекс об административных правонарушениях.

МОТ – Международная организация труда.

МПК – Международная патентная классификация.

НИИ – научно-исследовательский институт.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

НЦИС – Национальный центр интеллектуальной собственности.

ОИС – объект интеллектуальной собственности.

ООН – Организации Объединенных Наций.

ОПС – объект промышленной собственности.



ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития.

РБ – Республика Беларусь.

ТРИПС – Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

УК – Уголовный кодекс Республики Беларусь.


 

Содержание

Принятые сокращения…………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………
Тема 1. Общие понятия интеллектуальной собственности…………….
1.1 Зарождение и эволюция понятия "интеллектуальная собственность". …………………………………………………….  
1.2 Общие положения об интеллектуальной собственности. Ее объекты……………………………………………………………...  
1.3 Определение, характеристика и функции интеллектуальной собственности……………………………………………………….  
1.4 Характеристика объектов интеллектуальной собственности в белорусском законодательстве…………………………………….  
Тема 2. Авторское право и смежные права…………………………………
2.1 Понятие авторского права и смежных прав. Задачи и принципы.
2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь…………………………………………………………….  
2.3 Объекты авторского права…………………………………………
2.4 Субъекты авторского права……………………………………….
2.5 Субъективные авторские права на произведения науки, литературы и искусства. …………………………………………..  
Тема 3. Промышленная собственность……………………………………..
3.1 Общие положения и законодательство о праве промышленной собственности……………………………………………………….  
3.2 Объекты права промышленной собственности………………….
3.3 Субъекты права на охраняемые объекты права промышленной собственности. ……………………………………………………..  
3.4 Права автора объекта промышленной собственности. Права патентообладателя на объект промышленной собственности…..  
Тема 4. Патентная информация………………………………………………
4.1 Общие понятия патента (на изобретение)………………………..
4.2 Патентная информация……………………………………………
4.3 Правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов…………………………………………..  
4.4 Право на нераскрытую информацию…………………………….
4.5 Международные соглашения о патентах…………………………
Тема 5. Патентные исследования…………………………………………….
5.1 Подача заявки на выдачу патента. Ее состав……………………..
5.2 Экспертиза патентным органом заявки на выдачу патента на изобретение…………………………………………………………  
5.3 Экспертиза заявки на выдачу патента на полезную модель…….
5.4 Заявка на выдачу патент на промышленный образец. …………..
5.5 Регистрация изобретения, полезной модели, промышленного образца………………………………………………………………  
5.6 Срок действия патента……………………………………………..
5.7 Недействительность патента………………………………………
Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. …………………………………………………………..  
6.1 Общие положения о правах на объекты интеллектуальной собственности………………………………………………………..  
6.2 Личные неимущественные права автора…………………………..
6.3 Использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятия………………………………………….…….  
6.4 Бухгалтерский учет объектов нематериальных активов………….
6.5 Рыночная оценка объектов интеллектуальной собственности…..
6.6 Методы оценки……………………………………………………….
Тема 7. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности…………………………………………………………………….  
7.1 Общая характеристика основных форм передачи прав на объекты интеллектуальной собственности……………………….  
7.2 Лицензионный договор……………………………………………
7.3 Характер передаваемых имущественных прав………………………
7.4 Объем передаваемых прав……………………………………………
7.5 Открытая лицензия. Принудительная лицензия………………….
7.6 Исключительная и неисключительная лицензии (книга)………….
7.7 Пошлины за поддержание патента в силе………………………...
7.8 Договоры об использовании объектов интеллектуальной собственности……………………………………………………….  
Тема 8. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности……………………  
8.1 Защита авторских и смежных прав………………………………..
8.2 Защита прав авторов и правообладателей объектов промышленной собственности…………………………………….  
8.3 Охрана прав граждан и юридических лиц Республики Беларусь на объекты промышленной собственности за границей…………  
8.4 Международная защита прав авторов и правообладателей……..
Тема 9. Государственное управление интеллектуальной собственностью ………………………………………………………………..  
9.1 Роль государства в области авторского права и смежных прав…
9.2 Система государственного управления интеллектуальной собственностью. Патентное ведомство…………………………...  
9.3 Международные организации в области управления интеллектуальной собственностью……………………………….  
9.4 Рационализаторское предложение………………………………..
Литература………………………………………………………………………..
   

ВВЕДЕНИЕ



Становление нового института интеллектуальной собственности потребовали принятия ряда мер по обучению населения Республики Беларусь основам права и экономики интеллектуальной собственности. Одной из таких мер, предусмотренных Концепцией развития системы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004-2005 годы является включение в программы обучения студентов вузов обязательного курса лекций по изучению интеллектуальной собственности, а также подготовка специалистов в области менеджмента интеллектуальной собственности.

Цель учебной дисциплины «Основы управления интеллектуальной собственности» состоит в формировании у слушателей базовых теоретических знаний в области интеллектуальной собственности и практических навыков работы с объектами интеллектуальной собственности, которые в дальнейшем будут способствовать грамотному распоряжению интеллектуальной собственностью юридических и физических лиц.

Задачи дисциплины:

– изучить основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

– изучить порядок оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;

– дать характеристику основных видов патентной информации и методики проведения патентных исследований;

– изучить виды ответственности за нарушение прав правообладателей объектов интеллектуальной собственности и способы защиты этих прав;

– определить способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот;

– изучить основы экономики интеллектуальной собственности;

– определить основные системы управления интеллектуальной собственностью.

В процессе изучения этого курса студенты должны ознакомиться с мировым опытом использования результатов интеллектуального труда в практической деятельности; знать основные международные договоры, национальные законы и другие нормативные акты, регулирующие экономические и хозяйственные отношения в сфере интеллектуальной собственности; уяснить принципы использования интеллектуальной собственности в условиях рыночных отношений.

Умения, приобретенные студентами, должны включать способности применять нормы международного и национального законодательства в процессе создания и реализации объектов интеллектуальной собственности; разрабатывать лицензионные, авторские и иные договоры для коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Сложность изучаемого курса обусловлена тем, что дисциплина является комплексной отраслью права, включает большое количество нормативно-правовых актов различных отраслей права. Студенты должны научиться разрешать коллизии правовых норм, иметь навыки поиска правовой информации. Изучение курса предполагает обязательную работу с действующими нормативно-правовыми актами (список прилагается). Используя рекомендованную литературу, студент сможет получить дополнительную правовую информацию по актуальным проблемам управления объектами интеллектуальной собственности.

Общие положения об интеллектуальной собственности. Ее объекты

Происхождение термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.

Само понятие "интеллектуальная собственность" возникло как реакция на массовое применение товарно-денежной формы в сфере "духовного производства": задачей права в данной сфере никогда не было установление запрета, устранение всех "посторонних" лиц от приобщения к культурным ценностям или техническим новациям; задачей права признавалось только разумное (с точки зрения общества в целом) обеспечение интересов создателей интеллектуальных ценностей и лиц, предоставивших средства для их создания. Правовые нормы нельзя основывать на "пожеланиях" какой-либо отдельной категории, группы людей. Историю законодательства об интеллектуальной собственности на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов, своего рода "социального контракта" между автором и обществом, равновесия между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.

Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых результатов, закрепляя за авторами и изобретателями права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, поддерживая "пламя гения топливом интереса" (А. Линкольн), право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, научного и технологического прогресса, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями. Еще сто пятьдесят лет назад американскими судьями была сформулирована доктрина "допустимого использования", позволяющая в отдельных случаях ограниченное и некоммерческое использование объектов, защищенных авторским правом. Эта доктрина явилась одной из самых первых попыток "сбалансировать" интерес общества в свободном потоке идей и знаний с интересом автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Позднее подобные положения были закреплены законодательно.

Выражаясь на юридическом языке, можно отметить, что под интеллектуальной собственностью обычно понимают совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (произведения, фонограммы, изобретения и др.) и средства индивидуализации (товарный знак, фирменное наименование и т.д.).

Объекты интеллектуальной собственности часто делят на несколько групп:

1. объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства, в том числе базы данных, программы для ЭВМ);

2. объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи);

3. объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);

4. средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров);

5. нетрадиционные объекты (не в смысле "ориентации", а в смысле относительной новизны законодательного оформления – селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, открытия, рационализаторские предложения).

В литературе встречаются попытки ранжировать объекты интеллектуальной собственности на "более" и "менее" значимые, в частности, по их участию в хозяйственном обороте. Между тем, объекты авторского права играют в экономической жизни общества не менее важную роль, чем объекты патентного права, традиционно понимаемые как основные элементы института промышленной собственности. Можно привести следующий малоизвестный факт: из всех видов интеллектуальной собственности торговля именно "авторскими правами", а не патентами или товарными знаками, приносит в США наибольшие прибыли.

Объекты авторского права

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Произведение определяют как совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Хотя ученые расходятся во мнении по вопросу определения понятия произведения как объекта авторского права, они приписывают произведенные в этом качестве следующие обязательные признаки:

• оно – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающие возможность трудится, без участия психических сил. Произведение – нематериальный объект;

• произведение должно быть результатом творческое деятельности автора.

Творчество как обязательный признак произведения впервые было прямо названо в п.1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон от 16 мая 1996 г.). Как обязательный признак для предоставления произведению охраны авторс­ким правом творчество названо в п. 1 ст. 992 ГК.

В определении объекта авторского права в п. 1 ст. 5 Закона от 11 августа 1998 г. признак творчества отсутству­ет. Историческое толкование закона дает основания сде­лать вывод, что для признания произведения науки, литературы и искусства объектом авторского права не требуется, чтобы оно было результатом творческой дея­тельности. С этим согласиться нельзя, поскольку в дей­ствующей редакции эта статья значительно расширяет круг охраняемых авторским правом объектов и позволяет признать объектами авторского права, например, расписа­ние движения самолетов и поездов, рецепт на покупку лекарства в аптеке, объекты чисто технического характера, различные каталоги и т.п..

Объект авторского права должен быть выражен в объективной форме. Пока произведение представляет со­бой систему образов, мыслей, идей автора в его созна­нии, пока оно не стало возможным для восприятия дру­гими лицами, иначе говоря, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в пра­вовой охране.

Пунктом 2 ст. 992 ГК предусмотрено, что авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-простран­ственной и других формах.

Законом от 11 августа 1998 г. перестали охраняться произведения, выраженные в устной форме (публично произнесенные, публично исполненные). Это новшество в юридической литературе объясняют решением законодате­ля признать, что устная форма произведения не считается объективной, и его желанием таким образом «повысить уровень охраны авторов устных произведений – речей, лекций, докладов, обращений и т.д.». Гражданский кодекс предоставляет охрану устным произведениям.

В связи с признанием программ для ЭВМ и баз данных объектами авторского права и в силу появившейся возможности с помощью специальных технических средств создавать электронные (цифровые) копии различных произведений на магнитных, оптических (лазерных) носителях в Законе от 11 августа 1998 г. названа новая форма существования произведений - электронная.

2. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Пункт 2 ст. 9 Закона от 11 августа 1998 г. предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности ©;

• имени (наименования) обладателя исключитель­ных прав;

• года первого опубликования произведения.

Правовой охраной в равной степени пользуются произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права – формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключи­тельных имущественных прав на произведение.

Не является обязательной и регистрация произведения. Законом от 11 августа 1998 г. право правообладателя на регистрацию произведения или принадлежащих ему исключительных прав не предусмотрено. Однако предус­мотрено использование информации об управлении правами.

Понятие информации об управлении правами и некото­рые другие нормы, связанные с ней, заимствованы из Договора ВОИС по авторскому праву. Это заимствование свидетельствует о том, что Республика Беларусь стремится унифицировать с принятыми во всем мире нормами автор­ского права не только свое законодательство, но и способ учета и хранения информации о субъектах и объектах авторского права и смежных прав, созданных и использу­емых на территории Республики Беларусь.

На сегодняшний день информация об управлении права­ми не используется. Регистрация произведений и объектов смежных прав в соответствующем органе государственного управления не проводится.

В случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что имен­но он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться документ о регистрации произведения у нотариуса.

3. Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их значимость для общества могут быть оценена, когда они объективируются на материальном носителе.

4. Круг охраняемых авторским правом объектов широк. Их перечень, составленный в зависимости от выражения, назначения, способа использования других условий, приведен в ст. 993 ГК Республики Беларусь.

Перечень охраняемых авторским правом объектов интеллектуальной собственности является открытым и допускает изменения и в будущем. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами автор­ского права, даже если оно не относится ни к одному из перечисленных в ст. 993 ГК видов произведений.

Примером такого объекта может служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав.

Согласно принципу свободы творчества не считается нарушением авторского права использование существую­щего произведения для создания нового, существенно от него отличающегося. В отличие от самостоятельных (неза­висимых) произведений созданные на их основе новые произведения называют производными (зависимыми).

К числу производных произведений относят переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсце­нировки, музыкальные аранжировки, другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Лицо, осуществляющее переработку оригинального произведения, обязано соблюдать права его автора.

Составные произведения создаются путем соединения в единое целое уже существующих произведений.

Действующее законодательство к числу состава относит: антологии, энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, базы данных.

Не все объекты охраняются авторским правом. В числе результатов интеллектуальной деятельности такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К таким результатам относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п.4 ст. 992 ГК).

В числе произведений есть такие, которые исключены из охраны авторским правом прямым указанием закона. Согласно ст. 8 Закона от 11 августа 1998 г., к таким произведениям относятся произведения, срок охраны которых истек, а также официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера) и их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творчества, авторы которых неизвестны.

Обязательными признаками произведения являются:

1. Произведение – продукт духовного творчества, духовной деятельности человека, исключающей возможность труда без участия психических сил. Это – нематериальный объект.

2.Произведение должно быть результатом творческой деятельности автора. Согласно современной научной доктрине охране авторским правом подлежат лишь те результаты интеллектуальной деятельности, которые отличает оригинальность формы, в которой этот результат выражен. В литературе творческий характер произведения определяют его оригинальностью, неповторимостью и уникальностью. Идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной.

3.Признаком, обязательным для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права, является объективная форма его существования. Пока произведение представляет собой систему образов, мыслей, идей автора в его сознании, пока оно не стало возможным для восприятия другими лицами, пока оно не получило объективной формы, нет объекта, нуждающегося в правовой охране. Пока произведение не проявилось вовне, оно не может составлять объекта авторского права. Сами идеи, понятия, факты не подлежат запрещению и могут свободно обращаться в обществе.

Авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др. В связи с признанием программ ЭВМ и баз данных введена новая форма существования произведения – электронная. В законодательстве подчеркивается, что назначение и достоинства произведения не имеют значения для предоставления охраны по авторскому праву. Авторское право распространяется на произведения как обнародованные, так и не обнародованные, но выраженные в любой объективной форме. Под обнародованием понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, публичного показа или иным способом.

Автор может реализовать свое право на обнародование только один раз, после чего произведение получает иной правовой режим. До момента обнародования никто не может давать оценку произведения, цитировать его и осуществлять иные действия. Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо форме, подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно ли оно обществу или нет. Для возникновения или осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей. Вместе с тем в случае возникновения спора об авторстве автор произведения должен иметь доказательства того, что именно он является создателем данного объекта авторского права. Таким доказательством может являться, например, документ о регистрации произведения в Комитете по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь или у нотариуса.

В числе результатов интеллектуальной деятельности есть такие, для которых форма выражения не имеет приоритетного значения. К ним относятся: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Способы охраняются нормами патентного права; другие – средствами правового института «ноу-хау». Неохраноспособны по авторскому праву факты, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором выражено произведение, не связаны друг с другом. Право собственности на материальный носитель, в котором выражен оригинал произведения, как правило, принадлежит автору, который затем может продать его или подарить кому-либо. При этом такое распоряжение материальным объектом не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте. Исключением из данного правила составляют случаи перепродажи произведения изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей писателей и композиторов через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д. В этом случае автор имеет право на получение от каждого продавца вознаграждения в размере 5% перепродажной цены.

В перечень охраняемых авторским правом объектов входят:

1. Литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.). Под литературными произведениями понимаются любые оригинальные произведения, выраженные языковыми средствами в любой форме. К литературным относятся художественные, научные, учебные, публицистические произведения, выраженные в письменной, устной или электронной форме.

 

 

Как литературные охраняются следующие произведения:

А) книги, брошюры, статьи, иные произведения как художественного, так и научного содержания. Эти объекты относят к письменным произведениям;

Б) лекции, речи, выступления, проповеди и иные устные произведения. Охрана таких произведений средствами авторского права возможна, но достаточно сложна. Автор устного произведения, претендующий на его защиту, должен позаботиться о том, чтобы зафиксировать произнесенное им произведение на каком-либо материальном носителе;

В) произведения личного характера – письма, дневники, иные документы. Поскольку эти объекты носят частный характер и затрагивают личную сферу автора и близких ему людей, использование таких произведений как объектов права должно осуществляться с соблюдением права граждан, гарантированное Конституцией Республики Беларусь (ст. 28).

2. Драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения. Эти произведения объединяет то, что все они предназначены для исполнения на сцене. Однако если драматическое произведение, содержание которого может быть изложено в словесной форме, можно отнести к произведению литературы, то музыкально-драматические произведения являются составными, части таких произведений могут использоваться самостоятельно.

3. Музыкальные произведения с текстом и без текста.В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны между собой по законам мелодии, ритма и гармонии. Главным назначением музыкального произведения является его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Исполнению музыкального произведения должно сопутствовать выражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи.

Видами музыкальных произведений являются:

– обработки;

– переложения;

– оркестровки;

– аранжировки;

– вариации.

4. Аудиовизуальное произведение (кино, теле-, видеофильмы; диафильмы и другие кино- и телепроизведения).Аудиовизуальное произведение определено как произведение, состоящее из серии связанных между собой изображений, создающих впечатление движения, и предназначенное для зрительного и слухового восприятия. Аудиовизуальные произведения относятся к сфере так называемого «синтетического» искусства, объект которого благодаря творческому труду режиссера представляет собой «органическое соединение различных искусств или видов искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов». Из числа последних могут быть выделены как самостоятельные объекты авторского права (например, сценарий, музыка), так и такие, которые не могут существовать вне самого аудиовизуального произведения (результат труда режиссера, оператора, артистов и др.).

Организационно-технические работы, а также выделение финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения, осуществляется, как правило, производителем аудиовизуального произведения – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание такого произведения.

5. Произведение скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.Отсутствие законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют большим многообразием форм и технических способов выражения творческой мысли в таких произведениях. Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Но если рукопись литературного произведения, дискета или магнитная запись предназначена для размножения и распространения, то произведения изобразительного искусства создаются, как правило, в единственном экземпляре и приобретают качество уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства с момента воплощения последнего в какой-либо объективной форме является субъектом как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения; право собственности на произведение изобразительного искусства переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и его собственником возникает авторское правоотношение с определенной для его участника совокупностью прав и обязанностей.

6. Произведения прикладного искусства.Являются разновидностью произведений изобразительного искусства. В юридической литературе указывают на два присущих этим объектам отличительных признака – утилитарность и художественность исполнения. Это означает, что произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные и галантерейные изделия, иные изделия из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и др. материалов. В юридической литературе произведения прикладного искусства определены как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

Произведения прикладного искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленн






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.