Произведения
| Взгляды, идеи, отраженные в них
|
Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов (1749);
Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1777г);
Юлия, или новая Элоиза (1761);
Общественный договор, или Принципы общественного права (1762);
Эмиль, или О воспитании (1762);
Исповедание веры савойского викария. Рассуждение об управлении Польшей и ее предполагаемой реформе (1772).
| Резко выступал против современной ему культуры, против социального неравенства.
Старался доказать, что природа создала людей равными, добрыми и счастливыми, а общество сделало их несчастными.
Осуждал многочисленные пороки, предрассудки, социальную несправедливость, порожденные феодальным строем.
Развивал идеи о происхождении и сущности гос-ва, о неотчуждаемости суверенитета народа, о народовластии.
Подверг критике существующую практику воспитания детей господствующих сословий и изложил в духе своей теории естественного права план воспитания нового человека.
Выступал против католической церкви. Вернулся к вопросу о народовластии и высказал ряд ценных суждений о национальном воспитании детей.
|
ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ
Каким должно быть воспитание в семье
| Воспитание женщины
|
1. Свободным. 2. Естественным. 3. Воспитание зависитот:
1) природы(воспитание реализуется путем «внутреннего развития человеческих способностей, развития органов чувств»); 2) воспитания людьми(имеется в виду приучение человека использовать развитие своих природных способностей и органов чувств); 3) вещей(воспитывает собственный опыт человека, приобретаемый им от взаимодействия с вещами, с которыми он сталкивается).
| Должна воспитываться дома.
Никаких серьезных умственных занятий.
Приспособление к мнению других, подчинение чужой воле.
|
Возрастная периодизация
|
Раннее
| Период сна
| Период от
| Период нравственного воспитания
|
детство:
| разума —
| 12 до 15 лет.
| (период «бурь и страстей») —
|
до 2 лет.
| от 2 до
|
| с 15 лет до совершеннолетия.
|
| 12 лет.
|
|
|
|
Задачи воспитания
|
Основа —
| Развивать
| Осуществлять
| Воспитание
| Воспита-
| Воспи-
|
физичес-
| внешние
| умственное и
| добрых
| ние
| тание
|
кое воспи-
| чувства
| трудовое
| чувств.
| добрых
| доброй
|
тание.
| ребенка,
| воспитание.
|
| сужде-
| воли.
|
| укреплять
|
|
| нии.
|
|
| здоровье
|
|
|
|
|
| ребенка.
|
|
|
|
|
Средства воспитания
|
Ребенка
| Учить в
| Выбор предме-
| Наблюдая
| Изучение
| Совер-
|
должна
| прямом
| тов — исходя
| картины
| биогра-
| шение
|
вскармли-
| смысле
| из интересов
| человечес-
| фий
| добрых
|
вать мать.
| слова пока
| ребенка.
| ких страда-
| великих
| дел.
|
Не следует
| не стоит.
| Все — с мак-
| нии, нужды,
| людей,
|
|
отнимать у
| Велика
| симальной
| горя, юноша
| изучение
|
|
ребенка
| воспитыва-
| наглядностью.
| будет видеть
| истории.
|
|
свободу,
| ющая роль
| Труд —воспи-
| и добрые
|
|
|
мешать
| примера.
| тательное
| примеры.
|
|
|
природе.
|
| средство.
|
|
|
|
Воспитание
| Нравственное воспитание можно дать
|
вне общества.
|
| только в обществе.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.
Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.
ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец
Решительная демократизация, доступность образования.
«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и девочки5—12 лет.
Содержание на средства государства, на подоходный налог.
Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.
ГРАКХ БАБЕФ (1760-1797), коммунист-утопист
Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.
Воспитание— основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.
Основная задача— развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.
Умственное и физическоеразвитие.
В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от порочного общества, воспитание коммунистов.
ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист
«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено».
Предлагал следующую систему образования:
О
Учебное заведение
| Срок обучения
| Сословный ценз
| Возраст
| Программа
| Доп. дисциплины
| Образование
| Вывод
|
Первичная школа:вместе мальчики и девочки; в местах с населением 400 чел.
| 4года.
| Нет.
| Начальный школьный.
| Чтение, письмо, грамматика, арифметика, начала геометрии, с/х, ремесло, знакомство с общим состоянием производства в стране.
| Основы общественного строя и морали.
| Начальное; дает право на поступление в школу 2-й ступени.
| Школы общего образования — широкая программа и трудовое обучение.
|
Школа 2-й ступени:
в городе или округе с населением 4000 чел.
| 3 года.
| Нет.
| После окончания первичной школы.
| Математика, естествознание, торговля, принципы морали, обществоведение.
| Библиотека, ка-би-нет с моделями машин, коллекции по естествознанию, наборы ремесленных инструментов, приборы метеонаблюдений.
| Начальное: дает право на поступление в институт.
| Школа дает реальное образование, связывает знания с жизнью.
|
Институты:
110 на всю страну.
| 5 лет.
| Фактически недоступны народу.
| После окончания вторичной школы.
| Все, что полезно знать человеку».
| Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине.
| Среднее: дает право на поступление в вуз, лицей.
| Молодежь получает проф. подготовку для непосредственного участия в жизни.
|
Лицеи:
11 на всю страну.
| 5 лет.
| Для избранных.
| После окончания института.
| Исключена религия. Физ-.мат. науки, обществоведение, основы права и морали. Проф. обучение.
|
| Высшее.
| Высшее образование получали избранные.
Примечание:
Все учебные заведения имеют административную и программную взаимосвязь.
|
Нац. институт
наук и искусств
|
|
|
| Административный и исследовательский центр.
|
|
|
ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804)
«Человек может стать человеком только через воспитание. Он — то, что делает из него воспитание». «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию».
Родоначальник немецкой классической философии.На педагогические взгляды Канта большое влияние оказали идеи Ж.Ж. Руссо и И.Б. Базедова.
Педагогика Канта — педагогика воли.Воспитание должно стать деланием, усилием, активностью ребенка, в которых формируется и проявляется воля.
Основные произведения,в которых отражены педагогические воззрения: О педагогике, Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765—66, Ответ на вопрос: что такое просвещение? Антропология с прагматической точки зрения.
Цель воспитания— вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе свою человеческую природу. Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, т. е. для жизни в новых условиях.
Сущность системы воспитания,по Канту. Всюду надо установить истинные причины и делать их понятными и удобоприемлемыми для детей. К воспитанию он подходит с позиций общечеловеческого опыта иидей космополитизма.
Взаимосвязь принуждения и свободы: «Я должен приучить своего питомца переносить ограничения его свободы и, вместе с тем, я должен наставлять его в том, чтобы он умел хорошо ею пользоваться».
Высоты развития человеказакладываются в самом раннем возрасте и во многом связаны с правильностью ухода за маленьким ребенком.
Дисциплина— средство уничтожения в человеке его дикости. Надо развивать у детей моральную культуру,которая должна основываться на принципах, рождающихся в самом человеке. Моральная культура формирует характер человека, основными чертами являются добровольное послушание, правдивость, общительность.
Наказание должно быть нравственным:ребенку, совершившему серьезный проступок, можно отказать в любви, уважении — на время, конечно.
Физическое наказание— только как дополнение к нравственному.
Развитие общей культурыставит перед собой задачу приобрести умения и усовершенствовать их. Физический путьдостижения общей культуры — упражнения и дисциплина. Моральный путь— активно разбираться самому в известных нормах, основываясь на выработанных принципах. Частная культура развивает в ребенке познавательные способности, чувства, воображение, память, устойчивость внимания.
Путь формирования морального характера:
— обязанности по отношению к самому себе, что поможет обладать
известной долей внутреннего достоинства;
— обязанности по отношению к другим, что поможет выработать ува
жение и почтение к окружающим.
Путь нравственного развития — ежедневный отчет перед самим собой, цель которого состоит в правильном определении ценности своей жизни.
Религиозное воспитание необходимо,но начинать нужно не с богословия. Богословие — следствие морали, заложенной в человеке. Надо обучать детей морали, обращенной к познанию Бога.
Человек должен работать.Крайне вредно приучать ребенка смотреть на
все как на игру.
Игра — средстворазвития ребенка.
В юноше надо развивать сознание равенства людейпри их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей». В процессе воспитания необходимо развивать разум и память. Научить юношус ранних лет почтительному и уважительному отношению к женщине.