Восприятие и дифференциация звуков речи — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Восприятие и дифференциация звуков речи



Различение голосов и интонированности речи Примеры упражнений.

• «Кто говорит?». На магнитофон записываются го­
лоса близких и незнакомых ребенку людей, произнося-



щих короткий стихотворный отрывок, а также самого ребенка. Просим опознать голос.

• «Это вопрос?». Произносим короткие фразы с
различной интонацией (восклицательной, вопроси­
тельной, повествовательной), просим ребенка ответить
на вопрос, если он задан: «Тут стул. Там стол? Это миш­
ка!» и т.д. Затем можно предложить ребенку поменяться
ролями.

• «Я сержусь». Произносим нейтральные фразы с
различной интонацией (грустно, радостно, сердито, ла­
сково). Просим ребенка угадать, когда голос сердитый.

Дифференциация фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам

Дифференциация фонем проводится традиционным способом с использованием схем. Дифференцируют­ся звонкие — глухие, твердые — мягкие звуки, свистя­щие — шипящие, соноры, аффрикаты и их составляю­щие, только правильно артикулируемые ребенком. На каждую пару звуков достаточно 2—5 занятий в зависимо­сти от тяжести нарушения. Если в речи ребенка имеются замены, количество занятий на дифференциацию этих оппозиционных звуков может быть увеличено. Рассмо­трим на примере дифференциации звуков «р — л».

• Ребенку предъявляются короткие слова: лак —
рак;лама —рама.
Уточняем, обозначают ли слова оди­
наковые предметы, одинаково ли они звучат. Показы­
ваем картинки, с тем чтобы ребенок удостоверился, что
слова имеют различное значение. Сравниваем слова по
звуковому составу, выясняем, что они отличаются толь­
ко звуками «р», «л».

• Различение оппозиционных звуков с опорой на
тактильный и зрительный анализаторы. Схема: звук
«р» — колокольчик, звук «л» — пароход (по артикуля­
ции). Смотря в зеркало, произносим звук «р», подробно
разбираем артикуляцию, соотносим со схемой: язычок
дрожит так же, как язычок колокольчика. Смотря в зер­
кало, произносим звук «л», подробно разбираем арти­
куляцию, соотносим со схемой: губы улыбаются — вол­
ны, язычок похож на пароход, звук «л» похож на гудок
парохода. Просим поочередно произносить звуки «р»,
«л»,
указывая одновременно на схему.

• Различение оппозиционных звуков в слогах. Про­
износим вначале закрытые, затем открытые слоги со
звуками «р», «л», указывая на схемы звуков.

• Различение оппозиционных звуков в словах:
разложить картинки в два столбика под схемами

(звук «р», звук «л») с обязательным анализом слов по местоположению звуков «р», «л»;



назвать овощи, фрукты, посуду и т.д., в названии ко­торых есть звуки «р», «л»\

назвать слова (выбрать картинки), в которых звуки «р», «л» находятся в начале, середине, конце;

заменить звук «р» на звук «л», и наоборот (с опорой на картинки): ложки рожки, игла игра, юла Юра и т.д.;

добавить (убрать) звуки «р», «л» в словах для полу­чения новых слов: бот — борт — болт, тот — торт, газ глаз;


определить позиции звуков «р», «л» в словах типа: Лара, рыболов ит.д.;

разложить картинки в два столбика под схемами: «р л» — колокольчик, пароход; «лр» — пароход, колокольчик;

перестановка звуков, слогов в словах: ра, ла Лара и т.д.

• Различение оппозиционных звуков в предложе­
ниях:

добавить нужное слово в предложение. Называются два слова: рожки, ложки. Надо вставить их в предложе­ния: У козлика маленькие... На столе лежат чайные...;

определить, в каких словах в предложении есть звуки «р», «л» и их позицию (в соответствии со схе­мой): Роман плыл быстро. Лара вязала красный свитер. И т.д.

• Различение оппозиционных звуков в текстах:
проговаривание чистоговорок (с предварительным

анализом);

рассказывание наизусть коротких стихов (с предва­рительным анализом).

Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза

Развитие навыков элементарного звукового синтеза

При выполнении всех упражнений время между произносимыми логопедом звуками постепенно удли­няется от 1 до 5 секунд. После достижения пятисекунд-ной паузы упражнения повторяются в усложненном варианте — в паузах производится сигнал звучащей игрушкой или музыкальным инструментом.

• Синтез односложных слов из 3 звуков: вол, бак,
сук, сом
ит.д.

• Синтез слов из 4 звуков (один слог) со стечением
согласных: храм, гном, сорт, ворс ит.д.

• Синтез слов из 4 звуков без стечения согласных
(два открытых слога): горы, куры, туча и т.д.

• Синтез слов из 2 слогов со стечением согласных:
кроты, клубы, соска, корка, майка и т.д.

• Синтез слов из 3 открытых слогов: бараны, бумага
и т.д.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.