Составление рассказа no сюжетной серии, картине — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Составление рассказа no сюжетной серии, картине



При составлении рассказа по сюжетной серии ис­пользуются разрезанные картинки-сюжеты (Альбом, с. 22).

Необходимо объяснить ребенку, что это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следуют за ним по поряд­ку. Разложить фрагменты, начиная слева (от марке­ра) по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведется ра­бота по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходи­мости проводится коррекция грамматической сторо­ны речи.

В начале работы над составлением рассказа по сю­жетной картине ребенку объясняют, что прежде всего ее необходимо внимательно рассмотреть, придержи­ваясь направления слева направо, снизу вверх. Затем надо выделить главных и второстепенных героев.

Представить себе, что картинка — это моменталь­ная фотография. Подумать, что с героями происходило перед тем, как их «сфотографировали», что будет про­исходить после. Затем составить план рассказа. Руко­водствуясь планом и временной последовательностью событий, составить короткий рассказ.

Освоение логико-грамматических конструкций

Поскольку ребенок уже усвоил дихотомические по­нятия, ему сравнительно несложно будет освоить дан­ные конструкции. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.

• Толя ниже Кати. Кто выше?

• Слон толще зайки. Кто тоньше?

• Карандаш короче линейки. Что длиннее?

• Коля старше Пети, но моложе Веры. Покажи на
рисунке, кто есть кто.

• Мишка стоит за лисой. Где стоит лиса?

• Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

Фонематическое восприятие, прежде чем стать зве­ном речевого звукоразличения, на первых этапах он­тогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: быто­вые шумы — голос человека, голос своего — голос чу­жого, просодика речи матери в разных ситуациях.

Таким образом, развитие фонематических про­цессов делится на несколько разделов. Только после успешного усвоения одного раздела можно перехо­дить к следующему.


Восприятие и различение неречевых звуков Развитие слухового внимания

Примеры упражнений.

• «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послу­
шать и определить, какие звуки доносятся из коридора,
кухни, другой комнаты.



• «Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем по­
слушать и определить, какие звуки доносятся с улицы.
Осуществляем зрительный контроль.

• «Узнай шум». Определение на слух бытовых шу­
мов, реально производимых и(или) в записи: звонок
телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание
бумаги ит.д.

• «Звуки природы». Прослушиваем вместе с ребен­
ком запись голосов животных и птиц, звучание шума
дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д. Со­
относим звуки с картинками.

• «Угадай». Логопед расставляет на столе несколь­
ко предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и
т.д.) ипредлагает ребенку послушать и запомнить, ка­
кой звук издает каждый предмет. Затем убирает пред­
меты за ширму и предлагает ребенку отгадать, что зву­
чит.

• «Волшебные коробочки». Подготовим два набо­
ра непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3—7).
Заполним их различными материалами: горох, гречка,
сахар, песок, скрепки, нарезанная бумага.

Вначале предлагаем ребенку внимательно послу­шать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти зву­чащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.

• «Где шумит?». Определение на слух направления
звука, источник которого расположен справа — сле­
ва — сзади — спереди (используются пищащие игруш­
ки, музыкальные инструменты).

• «Жмурки с погремушкой». Вначале демонстри­
руется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку
завязывают глаза ипросят поймать ведущего по звуку
погремушки.

• «Колокольчик». Дети передают за спиной друг
друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей
спиной звенел колокольчик.

• «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед
прячет громко тикающий будильник. По возвращении
ребенок должен прислушаться и определить, в каком
он месте спрятан.

• «Музыкальные инструменты». Демонстрируем
ребенку звучание различных инструментов: барабан,
дудочка, бубен, труба, гитара и т.д. Затем ребенок
должен определить, какой инструмент прозвучал.
Усложненный вариант: с закрытыми глазами опреде­
лить, в какой последовательности звучали инстру­
менты.

• «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить
действие согласно звучанию бубна: «солнышко» — бу­
бен звенит — свободная ходьба; «дождик» — постуки­
вание по бубну — присесть на корточки.




Различение звуков, издаваемых тихо — громко Примеры упражнений.

• «Барабан». Прячем игрушку и просим ребенка
найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если
ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана
игрушка, барабан бьет громко, если удаляется — тихо.

• «Зайчики». Сажаем на стол двух игрушечных зай­
цев — большого и маленького. Объясняем, что боль­
шой заяц играет громко, а маленький — тихо. Затем
воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан.
Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.

• «Далеко — близко». Имитируем звук приближаю­
щегося и удаляющегося предмета (поезд, машина, са­
молет и т.д.). Ребенок должен определить на слух, дале­
ко или близко предмет.

• «Тихо — громко». Хлопаем в ладони то тихо, то
громко. Ребенок должен выполнить действие согласно
громкости звука: тихо — ходить, громко — стоять на
месте.

Развитие чувства ритма

Примеры упражнений.

• «Сосчитай удары». Вначале упражнение прово­
дится с опорой на зрительный анализатор, затем про­
сим ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1 — 3
удара и просим сосчитать их.

• «Сделай, как я». Вначале упражнение проводит­
ся с опорой на зрительный анализатор, затем просим
ребенка закрыть глаза. Отстукиваем по столу ритми­
ческие рисунки, просим повторить их: 1 — II, II— I,

I — III, III— I, IIIII, IIIII.Усложненные рисун­
ки: I - II- III, II- I - III,I - III- II, III- I - II,

IIIII— I, IIIIIIIи т.д. Рисунки воспроизводят­
ся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

• «Кошка и котенок». Предлагается послушать и
посчитать (воспроизвести) количество повторяющихся
ударов: 2 удара (II) — котенок, 3 удара (III) — кошка.
Простой вариант: IIIIIIили IIIIIIIIIIII.
Усложненный вариант: II— II— III— II, III— III
II-III-IIи т.д.

• «Сложные ритмы». Объясняем, что удары могут
производиться громко (акцентированно) и тихо. Пред­
лагаем послушать серии сложных ритмов и посчитать
(воспроизвести) их: I — IIIII, IIIII— I, IIII-—

IIIи т.д.

• «Ритмические рисунки». Объясняем, что с помо­
щью знаков можно записывать ритмические рисунки.
Просим ребенка прослушать рисунки изаписать их.
Другой вариант — по записанному рисунку надо его
воспроизвести.

Хорошую помощь логопеду на этом этапе работы могут оказать занятия ритмикой или танцами.






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.