После того как навык смешанно-диафрагмального дыхания закреплен в положении лежа, затем сидя, проводятся упражнения (по четырехфазной схеме).
• Вдох и выдох через нос.
• Вдох и выдох через рот.
• Вдох через рот — выдох через нос.
• Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через
правую попеременно.
• Вдох через одну половину носа, выдох через дру
гую.
• Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с
усилением в конце.
• Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые
губы.
• Вдох через нос, выдох через рот толчками равны
ми порциями.
• Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя
неравными порциями.
Совмещение навыка дыхания
с движениями
Упражнения выполняются в положении сидя на коленях либо в позе лотоса (спина выпрямлена).
• «Тряпичная кукла». На вдохе руки поднимаются
вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опу
скается к коленям, спина сгибается.
• На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе
ребенок обхватывает себя руками, голова опускается,
спина сгибается.
• Развести руки в стороны, плотно сжать кулаки,
большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе
большие пальцы отводятся назад, на выдохе — вперед.
• Вдох попеременно правой — левой ноздрей. На
вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка ми
зинца левой руки. На вдохе левой ноздрей правую за
крывает подушечка большого пальца правой руки.
Закрепление навыка дыхания
В движении
Упражнения выполняются в положении стоя, спина прямая.
• «Солнцепоклонники». Ноги на ширине плеч,
руки сложены домиком на уровне груди. На вдохе руки
и голова поднимаются вверх, на выдохе — наклон, руки
ладонями упираются впол.
• «Тряпичная кукла-1». И.п. то же. Вдох— руки
поднимаются вверх. Выдох — расслабленные руки и
верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
• «Дровосек». И.п. то же. Вдох — руки поднимаются
вверх, пальцы скрещены. Выдох — напряженные руки
и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
• «Мельница». И.п. то же. Одна рука поднята вверх,
другая опущена вниз. На вдохе и выдохе руки меняют
положение.
• «Насос». (И.п.) то же. Руки опущены, ладони об
ращены вверх. На вдохе руки притягиваются к под
мышкам. На выдохе руки опускаются ладонями вниз.
• «Яйцо». И.п. то же. На вдохе руки плавно разводятся
в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На вы
дохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
• «Арлекин». И.п. то же. Руки в локтевых суставах
раздвинуты в стороны параллельно полу, предплечья и
кисти расслаблены. На вдохе движение предплечий и
кистей назад, на выдохе через неплотно сжатые губы —
вперед.
• «Черепаха». И.п. то же. На вдохе вытягиваем шею
вперед. На выдохе (сквозь неплотно сжатые губы) —
возвращаем на место.
• «Потягушки». И.п. то же. Руки сжаты вкулаки
большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота.
На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются
над плечами, локти слегка согнуты; прогибаемся в спи
не назад, запрокидываем голову; вытягиваемся вверх,
распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе
опускаемся вниз, достаем пальцами до пола.
• «Свеча». И.п. то же. Вдох. Начинаем медленно,
ровно выдыхать воздух (пламя свечи не колеблется),
выдох становится интенсивнее (стремимся загасить
свечу), сильный резкий выдох (свеча погасла).
• «Росток». Ноги вместе. На вдохе расслабленные
руки медленно поднимаем вверх, растягивая все тело
(пятки не отрываются от пола), на выдохе медленно
опускаем руки, сгибаемся в поясе.
Развитие речевого дыхания
Упражнения выполняются в положении сидя или стоя (дыхание четырехфазное).
• «Львенок греется». Вдох. Мягким долгим выдо
хом (беззвучно произнося слог «ха») греем последо
вательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени,
стопы, «хвост». Упражнение способствует разогре
ву голосовых связок и всегда предшествует речевым
упражнениям.
• «Надоедливый комар». Руки вытянуть перед гру
дью ладонями друг к другу. Вдох — руки развести в сто
рону. Выдох — очень медленно («чтобы не спугнуть ко
мара») соединяем руки, одновременно произнося звук
«з-з-з», затем следует резкий хлопок ладонями.
• «Морж». Ладони рук лежат на диафрагме, плечи
расправлены. Вдох. На одном выдохе произносим 5—10
звуков «ф», затем чередуем звуки «ф», «в». При произ
несении каждого звука помогаем себе, прижимая диа
фрагму.
• «Пушинка». И.п. то же. Вдох. На одном выдохе
произносим 3—7 слогов «фу». При произнесении каж
дого слога помогаем себе, прижимая диафрагму.
• «Тряпичная кукла-2». Упражнение аналогично
дыхательному (Блок 3). При выдохе произносится не
прерывный длительный звук «м».
• «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище со
гнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно вы
прямляем позвоночник, представляя, что каждый по
звонок — это звено молодого бамбука. Одновременно
прерывисто произносим звук «м», как бы посылая его в
каждый позвонок-звено.
• «Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем
звук «а», представляя, что наши ноги превращаются в
корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.
• «Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим
звук «о», представляя себя кругом, который сдувается
(вначале громко, затем все тише и тише).
• «Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук «я», пред
ставляя, что вгруди находится столп света, который
вырывается наружу вместе со звуком.
• «Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук «и»,
представляя себя длинной тонкой направленной вверх
антенной.
• «Разноцветный фонтан». Произносим 3—5 звуков
(«а, о, я, э, и»), представляя себя разноцветным фонта
ном воды, который пробивается наружу.
• «Кто больше?». Упражнение направлено на уве
личение длины выдоха. Вдох. На выдохе произносятся
цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими
же звуками):
а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау, оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа, эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу, ыаоэ, ыаоуэ.
Развитие громкости, высоты голоса и интонации (просодическая сторона речи)
Развитие силы голоса
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.
• Увеличение силы голоса {«а», «о», «у», «э», «ы»)\
аааааааа.
• Увеличение силы голоса (парные согласные):
ффффвввв.
• Уменьшение силы голоса («а», «о», «у», «э», «ы»)\
а а а а а а.
• Уменьшение силы голоса (парные согласные):
ЗЗЗЗССсс.
• «Ухабы»:
УУУУУУУУУУУУУУУ,оооооОООООООооо.
• «Междометия». Произносим тише — громче:
«аи — аи — аи», «ой — ой — ой», «эй — эй — эй».
• «Имитации». Подражаем рычанию собаки («р»),
гудку парохода («у»), вою ветра («в»), жужжанию пчелы
(«ж»), писку комара («з»), насосу («с») и т.д., произнося
звуки тише или громче в зависимости от удаления объ
екта.
Развитие диапазона голоса
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания.
• «Имитации». Подражание голосам взрослых жи
вотных и птиц и их детенышей. Упражнение можно до
полнить имитацией движений животных и птиц.
• Повышение и понижение голоса по схеме, в соот
ветствии с движением руки логопеда (гласные, слоги).
• «Маляр». Имитируем движение маляра, который
красит забор, одновременно с движениями руки вниз-
вверх понижается и повышается голос.
• «Этажи». Выбирают любое односложное слово из
трех звуков (бом, дом, ...). Логопед произносит его мак
симально низко, затем предлагает ребенку произнести
его чуть выше, затем сам произносит еще выше и т.д.
Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъемом на лестницу.
• «Сказки». Разыгрываем сказки по ролям («Три
медведя», «Маша и медведь» и др.).
Раздел завершается работой над интонированнос -тью речи.
Мимические и артикуляционные упражнения
Мимические упражнения
Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.
Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.