И кинестетического компонента
Двигательного акта
Начинаем с обучения ребенка приемам самомассажа рук. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.
• *«Пунктиры». Подушечки четырех пальцев пра
вой руки установлены у оснований пальцев левой руки
с тыльной стороны ладоней. Движениями назад-вперед
(«пунктирами») смещаем кожу, постепенно продвига
ясь к лучезапястному суставу. То же на другой руке.
• «Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на
столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитиру
ем движение пилы по всей поверхности левой ладони в
направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
• «Утюжок». Исходное положение (И.п.) то же.
Правойрукой поглаживаем, растираем, разминаем ле
вую. То же для другой руки.
• «Каток». И.п. то же. Костяшками сжатых в кулак
пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ла
дони, разминая ее. То же для другой руки.
• Упражнения, помеченные этим значком, выполняются
в комплексе.
• «Буравчик». И.п. то же. Фалангами сжатых в ку
лак пальцев правой руки производим движения по типу
«буравчика» на левой ладони. То же для другой руки.
• «Краб». И.п. то же, пальцы расставлены. Сгибаем
указательный и средний пальцы правой руки и фаланга
ми пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.
• «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
• «Спиральки». Каждый палец левой руки пооче
редно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца
правой руки. Большим пальцем правой руки делаем
спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх
от основания к подушечке. То же для другой руки.
После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.
1. «Горячо — тепло — холодно». Ребенок должен на
ощупь сравнить и определить степень нагрева предме
тов (грелка — лед — мягкая игрушка — металлическая
ложка...).
2. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощу
пывает 3—5 игрушек с различной фактурой поверх
ности, затем кусочки материалов, из которых сделаны
игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и
материал, из которого она сделана.
3. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с
бортиками высотой 7—8 см насыпать горох (фасоль,
гречневую крупу, рис) и поместить несколько предме
тов, различных по форме и величине, знакомых ребен
ку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти
предметы, ощупать их и назвать.
4. «Волшебный мешочек». 1-й вариант. Ребенок
должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:
а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо...);
б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры раз
личной величины и фактуры (наждачная, бархатная
бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные
по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).
2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет
одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов
и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же пред
мет; в) выбрать среди других такой же предмет одной,
затем другой рукой.
Развитие кинетического компонента двигательного акта
Движения кистями рук
Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и наконец двумя руками одновременно.
1. Катание мяча (теннисного мячика) по наклонной
плоскости ладонью.
2. Сжимание резиновых игрушек, наполненной во
дой спринцовки (с заданным направлением воздушной
или водной струи).
3. Ударять по воздушному шару, подвешенному к
потолку (кулаком, ладонью, указательным пальцем).
4. «Веселые маляры». Локти опираются на стол,
пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, про-
изводятся движения кистями по направлению вверх-вниз.
5. «Трусливый зайка». Локти опираются на стол,
указательный и средний пальцы вытянуты и раздвину
ты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся
движения кистями по направлению вверх-вниз.
6. «Курочка пьет воду». Локти опираются на стол,
все пальцы вытянуты и собраны в «клювик», произво
дятся движения кистями по направлению вверх-вниз.
7. «Гусь». Локти опираются на стол, большой и ука
зательный пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к
другу, остальные прижаты к ладони, производятся дви
жения кистями по направлению вверх-вниз.
8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и
указательный пальцы образуют «клювик», остальные
уложены на указательный палец, производятся движе
ния кистями по направлению вверх-вниз.
9. «Погладим котенка». Локти опираются на стол,
пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, про
изводятся движения кистями по направлению влево-
вправо.
10. «Коза бодатая». Локти опираются на стол, ука
зательный палец и мизинец вытянуты и раздвинуты,
остальные плотно прижаты к ладони, производятся
движения кистями по направлению влево-вправо.
11. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы
плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца,
который оттопырен и направлен вверх, производятся
движения кистями по направлению влево-вправо.
12.«Хорошо— плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх — «хорошо», затем вниз — «плохо».
13. «Осы». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу.
Движения пальцами рук
Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1.«Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.
2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный
палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к
ладони, движения производятся указательным паль
цем, имитируя движения змеи. Аналогично упражне
ние проводится с другими пальцами.
3. «Зайчик». Локти опираются на стол, указатель
ный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх,
остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения
производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит
ушками.
4. «Коза». Локти опираются на стол, указатель
ный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед
от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони,
движения производятся вытянутыми пальцами — козлик бодается.
5. «Козлик». Локти опираются на стол, большой па
лец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя,
остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения
производятся вытянутыми пальцами — козлик бодается.
6. «Кошка». Локти опираются на стол, указательный
палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты, средний
и безымянный пальцы плотно прижаты большим к
ладони, движения производятся вытянутыми пальца
ми — ушки шевелятся.
7. «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы,
кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смы
каются с ладонью, движения производятся большим
пальцем — бочонок открывается — закрывается.
8. «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы
плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх,
пальцы медленно раскрываются.
9. «Лягушка». Локти опираются на стол, указатель
ный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, сред
ний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони,
большой палец приложен к ним горизонтально. Дви
жения производятся указательным пальцем и мизин
цем — лягушка спит — проснулась.
10. «Крокодил». Локти опираются на стол, указа
тельный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад,
средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, боль
шой палец прижимается к ним снизу — пасть. Движе
ния производятся вытянутыми пальцами — крокодил
«кушает».
11. «Улитка». Положить руки на стол, поднять указа
тельный и средний пальцы, остальные плотно прижаты
к столу. Поднятые пальцы двигаются — улитка шевелит
рожками.
12. «Сова». Локти опираются на стол, указательный,
средний и безымянный пальцы согнуты так, чтобы по
душечки были прижаты к основанию пальцев, большой
палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими произво
дятся движения — сова летает.
Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д.; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами; оригами.