Обследование речи дошкольников и учащихся 1—2 классов проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23), обследование речи учащихся 3—4 классов — по картинке «На тонком льду» (Альбом, с. 24).
Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления.
4 балла — рассказ содержит все основные смысло
вые единицы, составлен самостоятельно, изложение
последовательное, логичное, словарь адекватен, грам
матическое оформление правильное, используются
различные грамматические конструкции.
3 балла — верно передается смысл, однако могут
отсутствовать отдельные смысловые звенья, требу
ется помощь логопеда для уточнения смысла; изло
жение последовательное; словарный запас адеква
тен, возможно проявление аномии; грамматическое
оформление правильное, но отмечаются вербальные
штампы.
2 балла — требуется развернутая помощь для пони
мания смысла; изложение фрагментарное; ограничен
ность словаря; негрубые грамматические ошибки.
1 балл — невозможность построения связного рас
сказа даже при оказании развернутой помощи; вы
раженная бедность словаря; множественные грубые
аграмматизмы.
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Обследование проводится по серии из трех сюжетных картинок (Альбом, с. 22).
Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, правильность определения последовательности картинок, состояние словарного запаса, грамматическое оформление рассказа.
4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление правильное, с использованием различных грамматических конструкций.
3 балла — правильный или обратный порядок картинок; отсутствие связующих элементов между отдельными звеньями либо неверная интерпретация событий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы.
2 балла — при определении правильной последова-
. тельности картинок требуется помощь; изложение со
бытий без обобщающей сюжетной линии; ограничен
ность словарного запаса; негрубые аграмматизмы.
1 балл — невозможность построения связного рассказа даже при оказании развернутой помощи; выраженная бедность словарного запаса; множественные аграмматизмы.
Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений
Зрительный гнозис
Задания:
а) восприятие предметных реальных изображений.
Найти и назвать среди изображений, показываемых
логопедом по 2 предмета, нужное (Альбом, с. 2-5). Для
школьников дополняется буквами различного шрифта
(Альбом, с. 6);
б) восприятие зашумленных изображений. Назвать
6 предметов (Альбом, с. 7). Для школьников дополня
ется зашумленными буквами (Альбом, с. 8);
в) восприятие наложенных изображений. Назвать
10 (2 по 5) предметов (Альбом, с. 9). Для школьников
дополняется наложенными буквами (Альбом, с. 10);
г) восприятие недорисованных изображений с раз
личным положением на поле листа (альбом нельзя по
ворачивать). Назвать 12 предметов (Альбом, с. 11). Для
школьников дополняется незавершенными буквами и
текстом (Альбом, с. 12, 13);
д) восприятие «химерных» изображений. Назвать 8
изображений; если ребенок называет только одну часть
рисунка, необходимо уточнить у него, все ли правильно
нарисовано (Альбом, с. 14). Для школьников дополняется опознанием букв (Альбом, с. 15).
Оценка. 4 балла — изображения называются впорядке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры».
3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии
вектора восприятия (нестойкая), правильно опознаны
реальные, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, 6
незавершенных изображений, букв, 6 «химер».
2 балла — выявляется тенденция к инверсии векто
ра восприятия (возможно хаотичное называние изо
бражений); правильно опознаны предметные реальные
изображения, буквы, однако отмечаются словесные за
мены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 неза
вершенных изображений, букв, 3 «химер».
1 балл — изменен вектор восприятия; затруднено
узнавание реальных изображений, букв, отмечаются
неадекватные словесные замены; правильно опознаны
менее 3 зашумленных, наложенных, незавершенных
фигур, 4 «химер».