Описание ситуации
Задачами проведения организационного обучения персонала являются: приобретение специфических знаний, развитие необходимых навыков и способностей, развитие соответствующего отношения к происходящим изменениям в организационной среде. При проведении обучения персонала используются различные методы, которые направлены на решение перечисленных задач.
Постановка задачи
Определить, какой из методов, приведенных в табл. 7.1, может быть наилучшим для решения каждой из трех задач:
1) приобретение знаний;
2) развитие способностей;
3) изменение отношения.
Методические указания
Группу студентов необходимо разделить на небольшие подгруппы, которые должны обсудить и совместно решить, какой из методов может быть наилучшим для решения каждой из трех приведенных выше задач.
При этом необходимо привести аргументы в пользу своей позиции и ответить на следующие вопросы:
• может ли этот метод подойти для (наименование одной из задач)?
• если этот метод признан приемлемым для данного случая, то какие могут возникнуть проблемы или ограничения в его эффективном использовании?
При заполнении таблицы можно использовать знак вопроса, для того чтобы отмечать сомнения или «при некоторых обстоятельствах». В других случаях можно использовать галочку (подходит) или перечеркивание (не подходит).
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
Ситуация «Оценка эффективности труда руководителей и специалистов управления в ходе аттестации»
Описание ситуации
Менеджер по персоналу П.П. Петров за истекший период выполнял два вида работ. Работа № 1 выполнялась 20 дней (Д'), а работа № 2 - 30 дней (Д"). При оценке выполнения работ выявлено, что средний балл выполнения работы № 1 составил 4 (Бср'), а работы № 2 - 3 (Бср").
Таблица 7.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Метод обучения
| Приобретение знаний
| Развитие способностей
| Изменение отношения
|
1. Инструктаж
|
|
|
|
2. Наставничество
|
|
|
|
3. Консультирование
|
|
|
|
4. «Сидя рядом»
|
|
|
|
5. Менторский подход
|
|
|
|
6. Демонстрация приемов работы
|
|
|
|
7. Метод усложняющихся заданий
|
|
|
|
8. Специальный подбор заданий
|
|
|
|
9. «Оставление на произвол судьбы»
|
|
|
|
10. Работа под руководством специалиста
|
|
|
|
11. Ситуационный анализ
|
|
|
|
12. Моделирование ситуаций
|
|
|
|
13. Советы молодых специалистов
|
|
|
|
14. Обзор обратной связи
|
|
|
|
15. Круглые столы
|
|
|
|
16. Дискуссии
|
|
|
|
17. Участие в специальных проектах
|
|
|
|
18. Рабочие группы
|
|
|
|
19. «Мозговая атака»
|
|
|
|
20. Учебные фильмы
|
|
|
|
21. Экспериментирование
|
|
|
|
22. Стажировки
|
|
|
|
23. Участие в научно-практических конференциях
|
|
|
|
24. Деловые игры
|
|
|
|
25. Тренинги
|
|
|
|
26. Дистанционное обучение
|
|
|
|
27. Лекции
|
|
|
|
28. Самостоятельное изучение специальной литературы
|
|
|
|
Аттестационная комиссия проводила оценку выполненных работ по трем показателям, используя следующие шкалы.
Степень сложности труда
| Оценка в баллах
|
Выполненная работа по сложности:
существенно превышает должностную инструкцию
|
|
несколько превышает должностную инструкцию
|
|
соответствует должностной инструкции
|
|
несколько ниже, чем требуется в должностной инструкции
|
|
существенно ниже, чем требуется в должностной инструкции
| 1
|
Степень напряженности труда
| Оценка в баллах
|
Большую часть времени работник дополнительно выполнял обязанности временно отсутствующего сотрудника
|
|
Некоторую часть времени работник дополнительно выполнял обязанности временно отсутствующего сотрудника
|
|
Все возложенные обязанности были выполнены работником в полном объеме
|
|
Работнику оказывалась помощь в выполнении закрепленной за ним работы
|
|
Значительная часть закрепленной за специалистом работы выполнялась его сотрудниками
|
|
Степень качества труда
| Оценка в баллах
|
Работа выполнена: на высоком уровне
|
|
на хорошем уровне
|
|
удовлетворительно
|
|
ниже среднего уровня
|
|
неудовлетворительно
|
|
Постановка задачи
Определить коэффициент эффективности труда (Kэфф) менеджера по персоналу П.П. Петрова.
Методические указания
Для оценки эффективности труда руководителей и специалистов управления используют результаты аттестации, которые фиксируются в специально разработанных аттестационных листах по оценке результатов деятельности за год, составленных по материалам аттестационных листов по оценке текущей деятельности сотрудников.
«УТВЕРЖДЕН»
Руководитель организации