Тема: Учет основных хозяйственных процессов — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: Учет основных хозяйственных процессов



Тема: Учет основных хозяйственных процессов

1. Учет процесса создания организации.

2. Понятие о НДС и его связь с учетом основных хозяйственных процессов.

3. Учет процесса заготовления.

4. Учет процесса производства.

5. Учет процесса продажи и формирования финансовых результатов.

6. Учет процесса реорганизации и ликвидации юридического лица.

Вопрос 1.

Создание организации начинается с обсуждения на собрании будущих участников (учредителей) следующих вопросов:

- цель создания организации;

- величина начального (уставного) капитала;

- величина взносов и способы их оплаты каждым участником.

Результаты собрания оформляются протоколом. На основании протокола составляется учредительный договор и пишется устав организации, которые подлежат государственной регистрации.

В процессе образования самой организации формируется ее уставный капитал.

Уставный капиталэто совокупность вкладов учредителей (участников) в денежном выражении в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

В бухгалтерском учете этот процесс отражается одинаково для организаций всех форм собственности.

Задачи бухучета в процессе формирования уставного капитала:

1. правильное и своевременное отражение в учете задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал;

2. документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления от учредителей основных средств, НМА, денежных средств, материальных ценностей.

Процесс формирования уставного капитала организации включает две хозяйственных операции:

(1) – возникновение задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал в момент образования предприятия.

(2) - погашение задолженности учредителями путем взносов денежных средств или другого имущества.

Создание организации и порядок формирования бухгалтерской информации рассмотрим на примере.

Пример:В декабре текущего года зарегистрирован устав и учредительные документы акционерного общества «Факел» с уставным капиталом 1.270.000 руб. В учредительном договоре установлена сумма взноса и оговорены виды и стоимость вносимого имущества шестерых учредителей в следующих размерах:

1. Учредитель «А» - 180.000 руб. – В кассу – денежные средства

2. Учредитель «Б» - 300.000 руб. – На расчетный счет – денежные средства

3. Учредитель «В» - 300.000 руб. – На валютный счет – денежные средства

4. Учредитель «Г» - 180.000 руб. – Нематериальные активы – товарный знак



5. Учредитель «Д» - 170.000 руб. – Материалы – пиломатериал

6. Учредитель «Е» - 140.000 руб. - Ценные бумаги – вексель.

Фактическое поступление взносов от учредителей произошло в январе следующего года.

Таблица 1 - Журнал хозяйственных операций по формированию уставного капитала организации

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
1. Согласно учредительному договору отражено формирование уставного капитала организации с одновременным начислением задолженности учредителей по взносам в уставный капитал 1.270.000 75-1 (+) 80 (+)
2. Учредитель «А» по приходному кассовому ордеру сделал взнос наличных денежных средств в уставный капитал 180.000 50 (+) 75-1 (-)
3. От учредителя «Б» согласно выписке банка поступил на расчетный счет денежный взнос в уставный капитал 300.000 51 (+) 75-1 (-)
4. От учредителя «В» согласно выписке банка на валютный счет поступил взнос в уставный капитал 300.000 52 (+) 75-1 (-)
5. Согласно акту приема-передачи оприходован товарный знак, внесенный учредителем «Г» 180.000 04 (+) 75-1 (-)
6. Согласно накладной оприходован пиломатериал в счет вклада в уставный капитал учредителя «Д» 170.000 10 (+) 75-1 (-)
7. Согласно акту приема-передачи оприходован вексель «Сбербанка» в счет вклада в уставный капитал учредителем «Е» 140.000 58 (+) 75-1 (-)

Составим оборотную ведомость по синтетическим счетам:

Таблица 2 – Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Шифр счета Начальный остаток Обороты за месяц Конечный остаток
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
  -   1.270.000   1.270.000
75-1 -   1.270.000 1.270.000 -  
-   180.000   180.000  
-   300.000   300.000  
-   300.000   300.000  
-   140.000   140.000  
-   170.000   170.000  
-   180.000   180.000  
Итого 2.540.000 2.540.000 1.270.000 1.270.000

Таблица 3 - Вступительный баланс АО «Факел»

Актив Сумма, тыс. руб. Пассив Сумма, тыс. руб.
  1. Внеоборотные активы
Нематериальные активы
  3. Капитал и резервы Уставный капитал   1.270
  1. Оборотные активы
Материалы Денежные средства Финансовые вложения
     
Баланс 1.270 Баланс 1.270

 



Вопрос 2.

Процесс функционирования имущественного комплекса организации осуществляется в соответствии с процессами воспроизводства совокупного общественного продукта: производство, распределение, обмен, потребление, а внутри с учетом однородности экономического содержания объектов учета.

В учете при формировании бухгалтерской информации из этого кругооборота выделяют три взаимосвязанных процесса:

процесс заготовления материальных ценностей;

процесс производства продукции, работ, услуг;

процесс продажи продукции, работ, услуг.

Два из них – заготовление и продажа – происходят в сфере обмена и один – в сфере производства.

Организация, осуществляя свою деятельность, выступает в роли покупателя, и в роли продавца. Согласно российскому законодательству у организации возникают обязательства перед бюджетом. Отражение хозяйственных операций в учете процесса заготовления и в учете процесса продажи неразрывно связано с налогом на добавленную стоимость (НДС).

Добавленная стоимостьэто стоимость, создаваемая хозяйствующим субъектом в виде прибавления собственных расходов и затрат к стоимости использованных материальных ценностей, работ и услуг, закупленных у поставщиков.

Для формирования информации по НДС в Плане счетов предусмотрены специальные счета 19 и 68. Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующее строение.

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит

С – сумма НДС по не оплаченным счетам

поставщиков

 

ДО - Сумма НДС по акцептованным КО - Сумма НДС по оплаченным счетам

счетам поставщиков в течение отчетного периода (+) поставщиков, поставленная на уменьшение

задолженности перед бюджетом (-)

С – сумма НДС по не оплаченным счетам

поставщиков на конец периода


Для отражения обязательств перед бюджетом предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС». Он имеет следующее строение.

Дебет Счет 68 «расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС» Кредит

С – задолженность перед бюджетом по

НДС на начало периода

ДО – сумма НДС по оплаченным счетам КО - сумма начисленного НДС за отчетный

поставщиков, поставленная на период по проданной продукции,

уменьшение задолженности перед работам, услугам

бюджетом, сумма перечисленного

НДС в бюджет

С – задолженность перед бюджетом по

НДС на конец месяца

Рассмотрим порядок отражения НДС на счетах бухгалтерского учета на примере Лесозавода:

Таблица 4 - Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Закуплена древесина у Лесхоза: А) по продажной стоимости Б) сумма НДС Итого      
Оплачен счет Лесхоза за древесину с расчетного счета Лесозавода, в том числе НДС – 18 руб.      
Оприходован из основного производства пиломатериал по себестоимости      
Отгружен мебельной фабрике пиломатериал: А) по продажной стоимости Б) в том числе НДС – 18 %      
Оплаченный поставщику НДС поставлен на уменьшение задолженности перед бюджетом по НДС      
С расчетного счета перечислена задолженность Лесозавода перед бюджетом по НДС      

 

Таким образом, любая организация сталкивается с НДС дважды: первый раз – при покупке товарно-материальных ценностей, второй раз – при продаже готовой продукции. При этом возникают два встречных потока НДС: с одной стороны - НДС, подлежащий возмещению из бюджета, поскольку он уплачен при покупке материалов, а с другой стороны – НДС, подлежащий перечислению в бюджет, поскольку он получен за отгруженную продукцию. То есть разница между суммами налога, полученными от покупателей за проданные товары, и суммами налога, уплаченными при приобретении материальных ценностей для их производства, дает сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет.

Вопрос 3.

Процесс заготовления – это совокупность операций, обеспечивающих предприятия покупными предметами и средствами труда, необходимыми для изготовления продукции.

В процессе приобретения, организация взаимодействует с поставщиками и подрядчиками, приобретая у них материальные ценности на основании заключенных договоров купли – продажи.

В бухгалтерском учете на этой стадии осуществляется:

1. учет поступления материальных ценностей;

2. учет возникающей задолженности перед поставщиками;

3. контроль за состоянием расчетов с поставщиками и подрядчиками;

4. исчисление фактической себестоимости приобретенных ценностей.

Фактическая себестоимость приобретенных ценностейскладывается из их покупной стоимости и транспортно – заготовительных расходов (ТЗР).

Процесс заготовления включает в себя следующие хозяйственные операции:

1. поступление материальных ценностей с одновременным возникновением кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

2. отражение затрат по доставке, хранению материальных ценностей;

3. погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками;

4. постановка на учет амортизируемого имущества.

Для отражения хозяйственных операций по процессу заготовления предусмотрены следующие счета:

10 «Материалы» по субсчетам;

15 «Заготовление и приобретение материалов»;

16 «Отклонения в стоимости материалов»;

19 «НДС по приобретенным ценностям»;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Существует два варианта отражения хозяйственных операций по заготовлению: с использованием счета 15 и без его использования.

1 вариант: с использованием счета 15.

При этом варианте на счете 15 отражается договорная (фактурная) цена приобретения ценностей и транспортно-заготовительные расходы. Фактическая себестоимость приобретенных ценностей в этом случае будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 15.

Таблица 5 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету заготовления материалов с использованием счета 15

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Акцептован счет - фактура поставщика за полученные материалы: Ковролин – 2000 п.м. по 300 руб. за 1 п.м. Линолеум – 1500 п.м. по 210 руб. за 1 п.м. Транспортные расходы Итого Сумма НДС Всего по счету     600.000 315.000 54.000 969.000 174.420 1.143.420   15 (+) 19 (+)   60 (+)
Отражены расходы по доставке материалов транспортом организации от ж.-д. станции до складов организации   54.000   15 (+)   23 (-)
Оприходованы на склад поступившие от поставщика материалы по договорным ценам (учетной стоимости)   915.000   10 (+)   15 (-)
Определена сумма отклонений в стоимости материалов 108.000 16 (+) 15 (-)
Оплачен счет-фактура поставщика, в т.ч. НДС –174.420 руб. 1.143.420 60 (-) 51 (-)
Оплаченный поставщикам НДС, поставлен на уменьшение задолженности перед бюджетом   174.420   68 (-)   19 (-)
Отпущены материалы в производство: Ковролин – 1500 п.м. по 300 руб. за 1 п.м. Линолеум – 1000 п.м. по 210 руб. за 1 п.м. Итого   450.000 210.000 660.000   20 (+)   10 (-)
Списаны отклонения в стоимости материалов пропорционально стоимости их расхода   77.880   20 (+)   16 (-)

 

Для определения суммы отклонений приходящихся на израсходованные в производстве материалы производится следующий расчет:

1. определяется норма отклонений по формуле:

Ноткл = (Он + Оп) / (Мн + Мп) * 100

Н откл = 108.000/915.000*100 = 11,8 %

2. определяется сумма отклонений приходящихся на отпущенные в производство материалы:

åоткл = Мр * Ноткл / 100

åоткл = 660.000*11,8/100 = 77.880 руб.

2 вариант: без использования счета 15

При этом варианте на счете 10 отражается учетная цена приобретенных ценностей. Транспортно – заготовительные расходы учитывается на субсчете «ТЗР», открываемом к счету 10 или на счете 16.

Фактическая себестоимость приобретенных предметов труда в этом случае будет складываться из суммы оборотов по дебету счета 10, субсчета «ТЗР» или счета 16.

Таблица 6 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету заготовления материалов без использования счета 15

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Акцептован счет - фактура поставщика за полученные материалы: Ковролин – 2000 п.м. по 300 руб. за 1 п.м. Линолеум – 1500 п.м. по 210 руб. за 1 п.м. Итого Транспортные расходы Сумма НДС Всего по счету     600.000 315.000 915.000 54.000 174.420 1.143.420     10 (+) 16 (+) 19 (+)   60 (+)
Отражены расходы по доставке материалов транспортом организации от ж-д станции до складов организации   54.000   16 (+)   23 (-)
Оплачен счет-фактура поставщика, в т.ч. НДС –174.420 руб. 1.143.420 60 (-) 51 (-)
Оплаченный поставщикам НДС, поставлен на уменьшение задолженности перед бюджетом   174.420   68 (-)   19 (-)
Отпущены материалы в производство: Ковролин – 1500 п.м. по 300 руб. за 1 п.м. Линолеум – 1000 п.м. по 210 руб. за 1 п.м. Итого   450.000 210.000 660.000   20 (+)   10 (-)
Списаны отклонения в стоимости материалов пропорционально стоимости их расхода   77.880   20 (+)   16 (-)

Для определения суммы отклонений приходящихся на израсходованные в производстве материалы производится следующий расчет:

1. определяется норма отклонений по формуле:

Ноткл = (Он + Оп) / (Мн + Мп) * 100

Н откл = 108.000/915.000*100 = 11,8 %

2. определяется сумма отклонений приходящихся на отпущенные в производство материалы:

åоткл = Мр * Ноткл / 100

åоткл = 660.000*11,8/100 = 77.880 руб.

В процессе заготовления приобретаются не только предметы труда в качестве сырья и материалов, но и средства труда – основные средства.

Для отражения хозяйственных операций по процессу заготовления средств труда предусмотрены следующие счета бухгалтерского учета:

01 «Основные средства»

04 «Нематериальные активы»

08 «Вложения во внеоборотные активы»

19 «НДС по приобретенным ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На счете 08 отражается договорная (фактурная) стоимость приобретенных средств труда и расходы по доведению средств труда до состояния пригодного к эксплуатации (затраты по доставке, установке, дооборудованию и т.д.).

Фактическая себестоимость приобретенных средств труда будет складываться из суммы оборота по дебету счета 08.

Таблица 7 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету заготовления средств труд

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Акцептован счет - фактура поставщика за полученные: Основные средства Транспортные расходы Итого Сумма НДС Всего по счету   500.000 60.000 560.000 108.800 668.800   08 (+) 19 (+)   60 (+)
Акцептован счет – фактура подрядной организации: За монтаж средств труда Сумма НДС Всего   156.000 28.080 184.080   08 (+) 19 (+)   60 (+)
Отражены расходы по доставке средств труда на склады организации собственным транспортом   54.000   08 (+)   23 (-)
Введены в эксплуатацию приобретенные средства труда 770.000 01 (+) 08 (-)
Акцептован счет – фактура поставщика за приобретенные: Нематериальные активы Сумма НДС Всего   146.000 25.920 171.920   08 (+) 19 (+)   60 (+)
Введены в эксплуатацию приобретенные нематериальные активы   146.000   04 (+)   08 (-)
Оплачен счет-фактура поставщика, подрядной организации, в т.ч. НДС –162.800 руб.   1.024.800   60 (-)   51 (-)
Уплаченный поставщикам НДС, поставлен на уменьшение задолженности перед бюджетом   162.800   68 (-)   19 (-)

Вопрос 4.

Процесс производства представляет собой комплекс хозяйственных операций по превращению предметов труда в готовую продукцию и по созданию новой стоимости. Осуществляя процесс создания новой стоимости предприятия несут расходы в виде затрат сырья, материалов, топлива, оплаты труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и прочих денежных расходов. Из всего перечисленного складывается себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Учет процесса производства включает два последовательных этапа:

1 этап: Учет производства, который включает:

а) документирование затрат;

б) группировка затрат по классификационным признакам;

в) учет готовой продукции по плановой оценке.

2 этап: Калькуляция себестоимости продукции:

а) распределение косвенных расходов;

б) распределение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;

в) распределение затрат между калькуляционными объектами, т.е. видами продукции;

г) определение себестоимости ед. продукции.

Производственный процесс на предприятии осуществляется в разных видах производств, которые взаимодействуют между собой:

Основное производство – это производство, которое выпускает товарную продукцию и доля этой продукции наибольшая в общем объеме производства.

В сельском хозяйстве к основному производству относятся: растениеводство, животноводство, промышленное производство.

Вспомогательные производства –это производства, оказывающие услуги основному производству.

К ним относятся: ремонтные мастерские; МТП; автопарк; энерго, тепло и водоснабжение, и другие.

Обслуживающие производства –это подразделения, оказывающие работникам организации социальные и бытовые услуги.

Например, столовые; бани; прачечные; ателье; детские сады и др.

Затраты на производство продукции классифицируются по следующим признакам:

Таблица 8 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету процесса производства по полной себестоимости

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Отпущены со склада материалы: На изделие А На изделие Б На содержание и эксплуатацию оборудования На общехозяйственные нужды Итого   16.000 7.000 9.000 5.000 37.000   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)   10 (-)
Начислена заработная плата работникам, занятым На изготовлении изделия А На изготовление изделия Б На обслуживание оборудования Управленческому персоналу Итого   75.000 45.000 60.000 35.000 215.000   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)     70 (+)
Сделаны отчисления соцстраху от зарплаты рабочих, занятых На изготовлении изделия А На изготовление изделия Б На обслуживание оборудования Управленческому персоналу Итого   19.500 11.700 15.600 9.100 55.900   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)   69 (+)
Начислена амортизация по : Оборудованию цеха Основным средствам хозяйственного назначения Итого   12.000 1.500 13.500   25 (+) 26 (+)   02 (+)
Списана стоимость потребленной электроэнергии согласно акцептованному счету поставщика: На содержание и эксплуатацию оборудования На нужды общехозяйственного назначения Итого     15.000 7.000 22.000     25 (+) 26 (+)     60 (+)
По окончании периода списываются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на: Изделие А Изделие Б Итого     69.750 41.850 111.600     20 (+)     25 (-)
По окончании периода списываются общехозяйственные расходы на: Изделие А Изделие Б Итого     36.000 21.600 57.600     20 (+)     26 (-)
Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция: Изделия А – 100 штук Изделие Б – 50 штук Итого   219.140 123.130 342.270   43 (+)   20 (-)

Таблица 9 - Списание общепроизводственных расходов

Изделие База распределения – заработная плата Сумма общепроизводственных расходов (ДО счета 25)
А 75.000 69.750
Б 45.000 41.850
Итого 120.000 111.600

Таблица 10 - Списание общехозяйственных расходов

Изделие База распределения – заработная плата Сумма общехозяйственных расходов (ДО счета 26)
А 75.000 36.000
Б 45.000 21.600
Итого 120.000 57.600

Таблица 11 – Калькулирование себестоимости изделия «А»

Статьи затрат На начало периода За период На конец периода Себестоимость
всего на единицу
Материалы 6.800 16.000 5.800 17.000 170-00
Заработная плата 10.000 75.000 8.500 76.500 765-00
Отчисления от зарплаты 2.600 19.500 2.210 19.890 198-90
Общепроизводственные расходы - 69.750 - 69.750 697-50
Общехозяйственные расходы - 36.000 - 36.000 360-00
Итого 19.400 216.250 16.510 219.140 2.191-40

Таблица 12 – Калькулирование себестоимости изделия «Б»

Статьи затрат На начало периода За период На конец периода Себестоимость
всего на единицу
Материалы 2.500 7.000 4.000 5.500 110-00
Заработная плата 6.000 45.000 8.000 43.000 860-00
Отчисления от зарплаты 1.560 11.700 2.080 11.180 223-60
Общепроизводственные расходы - 41.850 - 41.850 837-00
Общехозяйственные расходы - 21.600 - 21.600 432-00
Итого 10.060 127.150 14.080 123.130 2.462-60

 

Таким образом, учет затрат на производство по полной себестоимости состоит из нескольких этапов:

Этап 1. Прямые затраты на производство продукции отражаются на дебете счета 20 и открываемых к нему аналитических счетов.

Этап 2. Косвенные затраты в зависимости от их назначения предварительно отражаются по дебету счетов 25, 26.

Этап 3. По истечении отчетного периода косвенные расходы по заранее установленному способу распределяются между отдельными видами продукции. Они могут распределяться пропорционально прямым затратам труда, выпущенной продукции, прямым материальным затратам.

Этап 4. Общая сумма косвенных расходов со счетов 25 и 26 списывается в дебет счета 20 и его аналитических счетов. При этом счета 25 и 26 закрываются и сальдо на конец периода не имеют.

Этап 5. На счете 20 в разрезе аналитических счетов калькулируется себестоимость выпущенной продукции:

Фактическая производственная себестоимость = Незавершенное производство на начало периода + Затраты за период – Незавершенное производство на конец периода.

Таблица 13 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету процесса производства по полной себестоимости

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Бух. проводки
дебет кредит
Отпущены со склада материалы: На изделие А На изделие Б На содержание и эксплуатацию оборудования На общехозяйственные нужды Итого   16.000 7.000 9.000 5.000 37.000   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)   10 (-)
Начислена заработная плата работникам, занятым На изготовлении изделия А На изготовление изделия Б На обслуживание оборудования Управленческому персоналу Итого   75.000 45.000 60.000 35.000 215.000   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)     70 (+)
Сделаны отчисления соцстраху от зарплаты рабочих, занятых: На изготовлении изделия А На изготовление изделия Б На обслуживание оборудования Управленческому персоналу Итого   19.500 11.700 15.600 9.100 55.900   20 (+) 20 (+) 25 (+) 26 (+)   69 (+)
Начислена амортизация по: Оборудованию цеха Основным средствам общехозяйственного назначения Итого   12.000 1.500 13.500   25 (+) 26 (+)   02 (+)
Списана стоимость потребленной электроэнергии согласно акцептованному счету поставщика: На содержание и эксплуатацию оборудования На нужды общехозяйственного назначения Итого     15.000 7.000 22.000     25 (+) 26 (+)     60 (+)
По окончании периода списываются расходы по содержанию и эксплуатации оборудования на: Изделие А Изделие Б Итого     69.750 41.850 111.600     20 (+)     25 (-)
По окончании периода списываются общехозяйственные расходы   57.600   90 (-)   26 (-)
Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по нормативной себестоимости: Изделия А – 100 штук по 1.750 руб. за единицу Изделие Б – 50 штук по 2.120 руб. за единицу Итого     175.000 106.000 281.000     43 (+)     40 (-)
Списана фактическая производственная себестоимость выпущенных: Изделий А Изделий Б Итого     183.140 101.530 284.670     40 (+)     20 (-)
Списаны отклонения нормативной себестоимости от фактической (- экономия; + перерасход) по: Изделию А Изделию Б Итого     +8.140 -4.470 +3.670     90 (-)     40 (-)

Таблица 14 - Списание общепроизводственных расходов

Изделие База распределения – зарплата Сумма общепроизводственных расходов (ДО счета 25)
А 75.000 69.750
Б 45.000 41.850
Итого 120.000 111.600

Таблица 15 – Калькулирование себестоимости изделия «А»

Статьи затрат На начало периода За период На конец периода Себестоимость
всего на единицу
Материалы 6.800 16.000 5.800 17.000 170-00
Заработная плата 10.000 75.000 8.500 76.500 765-00
Отчисления от зарплаты 2.600 19.500 2.210 19.890 198-90
Общепроизводственные расходы - 69.750 - 69.750 697-50
Итого 19.400 180.250 16.510 183.140 1.831-40

Таблица 16 – Калькулирование себестоимости изделия «Б»

Статьи затрат На начало периода За период На конец периода Себестоимость
всего на единицу
Материалы 2.500 7.000 4.000 5.500 110-00
Заработная плата 6.000 45.000 8.000 43.000 860-00
Отчисления от зарплаты 1.560 11.700 2.080 11.180 223-60
Общепроизводственные расходы - 41.850 - 41.850 837-00
Итого 10.060 105.550 14.080 101.530 2.030-60

 

Таким образом, в конце отчетного периода на счете 40:

1) отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции, которая показана по дебету счета 40 и кредиту счета 20;

2) выявляется сумма отклонений фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Сумма отклонений определяется путем сопоставления дебета и кредита счета 40. После этой операции счет 40 закрывается и сальдо не имеет. Разница между фактической и нормативной себестоимостью с кредита счета 40 списывается в дебет счета 90:

- при перерасходе затрат, когда фактическая себестоимость превышает нормативную, выполняется дополнительная проводка на сумму превышения;

- при экономии затрат, когда фактическая себестоимость меньше нормативной, делается сторнировочная запись.

Вопрос 5.

Процесс реализации продукции (работ, услуг) является завершающей стадией в кругообороте хозяйственных средств предприятия.

Процесс продажипредставляет собой процесс доведения изготовленной продукции до потребителя.

Предприятие – изготовитель несет расходы по упаковке, затариванию продукции на складе, на рекламу, по транспортировке и другие коммерческие расходы. Продукция считается реализованной с момента перехода права собственности на нее покупателю. С этого момента возникает долг покупателя перед организацией - изготовителем. При оплате счетов покупатель погашает свой долг. В процессе реализации предприятию возвращаются в денежной форме все средства, затраченные, на производство и сбыт продукции. Деньги, поступившие от реализации направляются на приобретение предметов и средств труда, на оплату следующего производственного цикла. Но выручкой от реализации не только покрываются расходы по производству и сбыту продукции, часть ее составляет прибыль предприятия.

Перед учетом процесса реализации стоят следующие задачи:

1. документальное оформление и своевременное отражение в учете отпуска готовой продукции, сдачи выполненных работ, расходов по отгрузке и реализации продукции;

2. правильное исчисление списываемых в процессе реализации расходов;

3. своевременное оприходование поступивших средств от покупателей;

4. правильное исчисление финансового результата от реализации продукции (товаров, работ и услуг).

Процесс реализации продукции состоит из следующих хозяйственных операций:

1 – отгрузка готовой продукции покупателям с одновременным начислением дебиторской задолженности;

2 – списание себестоимости проданной готовой продукции и коммерческих расходов;

3 – начисление налога на добавленную стоимость по проданной продукции;

4 – поступление денежных средств от покупателей в погашение дебиторской задолженности;

5 – определение финансового результата от продажи продукции.

Для учета процесса реализации используются счета:

43 «Готовая продукция»

44 «Расходы на продажу»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»

90 «Продажи»

91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 90 «Продажи» по отношению к балансу является активно-пассивным. По кредиту счета отражается выручка от реализации; по дебету – полная себестоимость реализованной продукции. Путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов выявляют финансовый результат. Счет 91 имеет аналогичную характеристику.

Процесс реализации продукции связан с определенными расходами, которые подразделяются на возмещаемые и невозмещаемые. При продаже продукции заключается договор, в котором указано «франко» станция отправления, либо «франко» станция назначения.

«Франко» - это коммерческий термин, который обозначает, за чей счет производится оплата расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя.

«Франко» станция отправления – все расходы за счет покупателя. Это возмещаемые расходы.

«Франко» станция назначения – все расходы по доставке продукции за счет поставщика и эти расходы являются невозмещаемыми.

Невозмещаемые расходы собираются на счете 44 «Расходы на продажу». Счет активный, собирательно-распределительный. По дебету счета отражаются расходы на продажу, а по кредиту – эти расходы распределяются и списываются на счет 90. В зависимости от принятой в организации учетной политики расходы на продажу могут списываться на проданную продукцию в полной сумме или распределяться между проданной и непроданной продукцией.

Базой распределения расходов на продажу является вес продукции, ее объем, или ее производственная себестоимость.

Таблица 17 - Журнал регистрации хозяйственных операций по учету процесса продажи

№ п/п Содержание хозяйственных операций Сумма, руб. Бух. проводки
д





Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.