IV. Составление рассказа по демонстрации. — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

IV. Составление рассказа по демонстрации.



Составляется и заучивается наизусть примерно такой рассказ: Это Тома. Это Толя (дети сами подбирают имена для детей). У Томы Ната (кукла). У Толи танк. Тома купает Нату. Толя катает танк.

V. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопросы: «Какой звук мы сегодня учили?» (Звук т.) «Какие слова с этим звуком мы учились правильно произносить?» (Каждый ребенок произносит по одному слову.)

Второе занятие на звук т

При планировании второго занятия на звук т логопед включает в него ряд упражнений, цель которых – дальнейшее закрепление навыка четкого произнесения звука т в составе слогов и слов, а также те или иные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия (см. занятие на звук т). С целью закрепления звукобуквенных связей может быть включено такое упражнение – логопед произносит обратные слоги (ап, ак, ат, ам, ат); услышав в составе слога звук т, дети поднимают букву т. Внимание детей вновь привлекается к первому согласному. Проводится такое упражнение: с помощью предметных картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются на звук т и другие знакомые детям звуки (танк, камень, паук, альбом, туфли, банка, поле, тумба, улитка, Тома), детям предлагается отобрать слова, в которых т находится на первом месте.

Такая форма вопроса исключает произнесение детьми звука т с призвуком гласного или выделение слога вместо звука, приучает их выделять звук в чистом виде.

В это же время начинается новый важный этап обучения – переход от устного анализа обратных слогов к выкладыванию их с помощью цветных фишек или букв и к чтению. Обычно этот переход не вызывает значительных затруднений.

С целью научить детей выкладывать слоги с помощью цветных фишек и читать их проводятся следующие упражнения.

Повторяются знакомые детям гласные звуки. Детям сообщается, что гласные звуки они будут обозначать теперь красными квадратиками. (Конверты с фишками и указками заранее разложены на столах.) Логопед объясняет детям, что красный квадратик может обозначать любой гласный звук, напоминает детям, что гласные буквы обозначаются красным цветом.

Затем повторяются согласные звуки (п, т). Детям сообщается, что согласные звуки они будут обозначать черными квадратиками.

Далее проводятся различные упражнения с фишками и буквами. Опишем эти упражнения.

Детям предлагается выложить обратный слог, например ат (объясняется, что квадратики выкладываются слева направо); сначала кладется красный квадратик – это звук а, а затем – черный – это звук т. Дети водят указками и «читают» слог ат. При этом может быть использован игровой прием «живые звуки». Два ребенка становятся на некотором расстоянии друг от друга – это «звуки» а и т, затем сближаются – это слог ат. Остальными детьми красные и черные квадратики кладутся на расстоянии один от другого, затем соединяются и «читается» слог ат.



Вслед за этим проводятся различные преобразования слогов путем замены звуков: «Какой слог вы выложили?» (Ат.) «А если вместо звука а будет звук у, какой получится слог?» (Ут.) Аналогично заменяются согласные звуки: «Если вместо звука т будет звук п, какой получится слог?» (Уп.) Новый слог каждый раз «читается»; при этом дети синхронно водят указками. (При устном преобразовании слогов могут быть использованы и другие согласные звуки, в частности, к, м, н.)

Следующий этап – замена фишек, буквами и чтение получившихся слогов. В данном примере у детей из фишек сложен слог уп. «Где у вас звук у?» - спрашивает логопед. (Дети показывают указками.)

Затем логопед говорит: «Вместо красного квадратика положите букву у. Читайте.» «Вместо черного квадратика положите букву т. Читайте.» Продолжаются упражнения в заменах на этот раз не звуков, а букв, например слог уп преобразуется в слог ап или ип и т.д.

Такого рода упражнения начинаются на втором занятии на звук т, а затем включаются в каждое из последующих занятий. Следует отметить, что с этого времени из двух занятий, проводимых на тот или иной звук, первое занятие посвящается преимущественно устным упражнениям и знакомству с буквой; второе – преимущественно работе с фишками и буквами.

Занятие на звуки к и к’

Занятия назвуки к и к’ проводятся примерно так же, как на звук т. В слоговые упражнения включаются оба звука (ка – ку – ко; тка – пка; ки – ке – ко и т.д.). Для произнесения подбираются слова с твердым и мягким звуком, например: кот, конь, ком, кофе, комната, канава, камень, конфета, каток, мука, тыква, кино, коньки, утка – утки; мак – маки; танк – танки; паук – пауки; нитка – нитки; веник – веники; кепка – кепки: ветка – ветки и т.п. Внимание детей привлекается к различному звучанию звуков к и к’. Упражнение в образовании множественного числа существительных может быть проведено в какой-либо игровой форме, например, дети подбирают картинки с изображением одного и нескольких предметов или поочередно (проводится как игра в «Телефон») называют предмет то в единственном, то во множественном числе и т.п.



Для упражнений в образовании множественного числа родительного падежа существительных используются слова комнат, конфет, котов, веток, кепок, уток, пауков, котов и т.п. (Упражнение можно провести в форме игры в мяч.)

Для упражнений в различении звуков к – г – х можно взять слова корка – горка; икра – игра; мука – муха. Или из трех сказанных логопедом слов детям предлагается выделить и произнести слово со звуком к. Например: Галя, Коля, Тома; тыква, вагон, пух.

Продолжается анализ и синтез обратного слога. К ранее пройденным добавляются слоги ак, ук, ок, ик. Дети многократно выкладывают (с помощью фишек и букв) слоги и читают их. Дети знакомятся с буквой к, пишут ее и обратные слоги.

Кроме анализа и синтеза обратных слогов, в это время на занятиях рекомендуется упражняться в выделении последнего согласного из слова. Надо сказать, что легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные. Для выделения последнего звука подбираются следующие (из числа правильно произносимых детьми) слова: кот, кнут, каток, мак, танк, паук, веник и т.п.

Упражнения в выделении звука проводятся примерно в такой форме.

Вызванный ребенок подходит к столу логопеда, вытаскивает из конверта или берет одну из разложенных на столе картинок, показывает ее детям, четко называет, выделяет последний звук. Затем слово и последний звук произносятся хором. После этого картинка, название которой оканчивается на к, выставляется на одной стороне наборного полотна; на другой – слово, оканчивающееся на т. После того как все картинки окажутся расставленными, слова еще раз проговариваются.

Можно провести и другое упражнение.

Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау… без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук).

Четвертая неделя обучения

Звуки м, м’, буква м – два занятия.

Звук л’ – два занятия.

Звуки а, у, и, э (повторно) – одно занятие.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.