Авторский аналитический комментарий. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Авторский аналитический комментарий.

2017-06-29 111
Авторский аналитический комментарий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рецензия.

Источники информации. При подготовке комментария журналист может обращаться к самым разнообразным источникам, но в первую очередь, это его собственный жизненный опыт, наблюдения.

Композиция. Необходимые элементы комментария – мотивировка темы, анализ фактов и выводы. В остальном структура комментария весьма свободна и зависит от авторского взгляда на проблему, его аргументации. Факты, описания ситуаций и примеры иллюстрируют основную идею материала и призваны убедить слушателя в правоте журналиста.

В основной, аргументационной части комментария, по мнению авторов «Пособия для радиожурналистов», «излагаются другие подробности, подоплека истории, аргументы сторонников и противников проекта, которые придадут картине завершенность. Это самая важная часть комментария. Она содержит доводы и детали, подкрепляющие мнение автора. В форме критического дискурса автор приводит аргументы оппонентов и опровергает их своими собственными, более сильными аргументами. Так автор может шаг за шагом наглядно показать слушателю логику своей аргументации, а в конце, возможно, и убедить его в своей правоте».[42]

Исследователь радиожурналистики Т.В. Лебедева подчеркивает: «Функции фактического материала в комментарии могут быть различны: это и средство привлечения внимания, его поддержания и восстановления, и способ подтверждения собственных мыслей комментатора, и возможность разъяснить тезис наиболее доходчиво. Использование фактов, цифр, документов, ссылок на авторитетные источники в качестве аргументов придает комментарию не только действенность, убедительность, но иногда и эмоциональное звучание».[43]

Выразительные средства. Главное акустическое средство в комментарии – звучащее слово. Именно посредством языковых средств выразительности и интонации журналист передает свое личное отношение к происходящим событиям и проблеме в целом. В некоторых программах используется фон и различные звуковые эффекты в качестве перебивок между отдельными частями материала.

Стилистические особенности комментария.Успех комментария во многом зависит от богатства используемых в нем языковых средств. Огромное значение имеют личность комментатора, его осведомленность, широта взглядов, манера говорить.

Тенденции развития жанра. А вторский комментарий весьма популярен на радио. Слушателей привлекает личностное начало этого жанра. У каждого обозревателя благодаря его опыту и авторитету появляется собственная аудитория, которая доверяет именно его доводам и аргументам. Личное, субъективное мнение журналиста удачно дополняет картину события, представленную в других программах. Именно благодаря широкому спектру таких мнений, слушатель может сделать для себя определенные выводы и принять ту или иную позицию.

Контрольные вопросы:

1. Специфика жанра комментарий.

2. Роль автора в комментарии.

3. Характеристика комментария.

4. Отличия между жанрами корреспонденции и комментария.

5. Тенденции развития жанра.

 

Практические задания:

1. Изучить особенности проявления жанра комментария в различных СМИ.

2. Изучить специфику комментариев на различных радиостанциях, в том числе проанализировать особенности авторского стиля. Выделить языковые выразительные средства, используемые журналистами для раскрытия темы.

3. Написать план корреспонденции и комментария по одной и той же теме.

4. Написать авторский комментарий на общественно значимую тему. Записать.

5. Написать рецензию на спектакль или фильм. Записать.

 

Беседа

Разговор, обсуждение, дискуссия – все эти формы как нельзя лучше отражают суть радио как СМИ. Именно сопоставление различных точек зрения на проблему помогают слушателю разобраться в ней, увидеть разные варианты ее развития и решения и сформировать собственное отношение к ситуации.

Основные характеристики.

-дискуссионность;

-аналитичность;

-столкновение разных точек зрения.

Виды.

1. Аналитическая беседа. Как правило, за основу программы берется одна проблема или круг проблем на единую тему. Гостями в студии становятся специалисты в данной области. Они рассматривают вопрос с различных сторон, предлагают различные варианты его решения. Ведущий должен быть не менее компетентен в заявленной теме, чем приглашенные в студию гости (в данном случае речь идет о специализации журналиста). Он также озвучивает свою позицию по проблеме, может спорить с другими участниками беседы, приводить аргументы в пользу своей точки зрения, т.е. журналист становится равноправным участником общения. В то же время функции ведущего программы лежат именно на нем, т.е. он представляет гостей, озвучивает тему, задает вопросы, контролирует ход беседы, подводит итоги в конце передачи. Как правило, часть программы становится интерактивной - обсуждение ведется совместно со слушателями, которые могут задавать вопросы, выражать свое мнение.

2. Беседа с гостем – общение журналиста с гостем программы. По такому принципу строятся программы «Радио России» «Час вдвоем» и «Вольный слушатель». Как правило, в такой программе поднимаются вопросы философского порядка, раскрываются творческие темы и рисуется портрет героя.

3. Информационно-аналитическое и развлекательное ток – шоу. На радио оно стало популярным благодаря ТВ. Этот вид беседы отличается более активным участием слушателей в программе. Ток-шоу характерны для развлекательного вещания, В программе могут звучать конкурсы, викторины, розыгрыши. В частности, в форме ток-шоу строится утренний эфир на большинстве музыкальных станций. Но говоря об информационно-аналитическом ток – шоу, следует привести в пример программу «Разворот» («Эхо Москвы»). Программа состоит из множества элементов (постоянных и меняющихся рубрик, обзоров прессы, информационных выпусков, общения со слушателями, интервью с экспертами, телефонными опросами и т.д.). Такая мозаика позволяет добиться насыщенности и высокого темпа эфира.

3. Дискуссия. В программе происходит столкновение идей, мнений. Как правило, помимо ведущего в дискуссионной программе принимают участие двое и более человек, представители различных партий, организаций, отстаивающих противоположные точки зрения. Развитие дискуссии зависит от темы, ее злободневности и резонанса в обществе. А.А. Князев дает такое определение: «Дискуссия (от латинского discussio – исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах радиослушателей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины».[44] Пример дискуссии - «Полный Альбац» («Эхо Москвы»).

По мнению авторов «Пособия для радиожурналистов», «есть целый ряд элементов, делающих дискуссию за круглым столом привлекательным для слушателя жанром журналистики. Он слышит самые разные мнения на одну и ту же спорную тему. Сложные взаимосвязи становятся ему понятными. Из приводимых аргументов и контраргументов слушатель получает дополнительную информацию. Он либо укрепляется в своем мнении, либо может изменить свою точку зрения. Разные темпераменты и голоса участников дискуссии делают программу разнообразной и живой».[45]

4. Беседа-комментарий – компиляция этих двух жанров. Фактически, это беседа со слушателями. Даже если программа не интерактивна, форма обращения к слушателям сохраняется. «Специфика разговора у микрофона состоит в том, что, во-первых, собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством; во-вторых, в процессе радиобеседования один из собеседников – автор обращается к радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта».[46] Например, программа «Код доступа» с Юлией Латыниной («Эхо Москвы»), «Поговорим» с Михаилом Веллером («Радио России»).

По мнению Т.В. Лебедевой, «авторский монолог в беседе диалогичен, он направлен к аудитории, содержит все вопросы, которые она могла бы задать, и ответы на них. Автор то и дело обращается к аудитории. Его речь динамична, наполнена прямыми обращениями, призывами к размышлению, часто автор отождествляет себя с аудиторией в единое «мы». Такие средства коммуникационного контакта называют средствами авторизации»[47].

Композиция. Структурно беседа близка к интервью. В начале программы ведущий обозначает тему и представляет гостей.В основной части происходит экспертное обсуждение темы, а в конце ведущий подводит итоги передачи и прощается со слушателями.Иногда для более полного раскрытия темы используются заранее записанные материалы: репортажи, зарисовки, корреспонденции и т.д. Например, в программу о мировых политических лидерах «48 минут» на «Эхо Москвы» включены такие элементы, как зарисовка о герое передачи, экспресс-опросы и интервью с экспертами.

Выразительные средства в беседе, как и в интервью, представлены, прежде всего, звучащим словом.

Стилистические особенности беседы. Язык ведущего должен быть понятен аудитории и выразителен. Аудитория чувствует отношение к себе. Ее доверие к выступающему зависит от таких качеств, как авторитетность и компетентность.

Рассмотрим фрагмент программы «Виражи времени» («Эхо Москвы»)

Страна отметила великий праздник - День Победы, и автор программы "Виражи времени" поздравляет и ветеранов, и молодых, и тех, кто воевал, и кто родился намного позже...

Андрей ДЕМЕНТЬЕВ: Низко кланяюсь памяти солдат, отдавших жизнь за мир и свободу. С недоумением читаю заявления западных политиков, утверждающих, что Соединенные Штаты Америки спасли мир от фашизма. Мы, потерявшие тридцать миллионов сыновей и дочерей, внесшие в эту Победу самый большой вклад, - мы победили фашизм. Мне было немного лет, но я помню, что Запад открыл второй фронт тогда, когда уже было ясно, что мы побеждаем. Только в июле 44-го года был открыт второй фронт! Конечно, он помог, но основная тяжесть войны пала на плечи великого советского народа, в который входили и русские, и украинцы, и белорусы, и армяне, грузины, эстонцы, киргизы...

День Победы отмечает и наша молодежь. Поэтому отнюдь не случайно я пригласил в программу замечательную певицу, лауреата многих конкурсов, любимую миллионами телезрителей и слушателей, - Зару.

ЗАРА: Для меня большая честь говорить о Великой Отечественной войне. Честно говоря, этот праздник мы начали праздновать с 4 мая: Лев Валерьянович Лещенко пригласил нас на ежегодный благотворительный концерт в Нарофоминском районе. Я пришла со всей семьей. Там были ветераны, там возведен памятник погибшим солдатам...

Я вышла на сцену. Пела "Балладу о красках", и вдруг на сцену вышел мой сыночек. Он держал меня за руки, и мы допели вместе... Я в каждом своем сольном концерте пою несколько песен о войне, - мне кажется, это уникальный материал, который должен знать каждый ребенок, наше будущее поколение. Потому что такие песни, мне кажется, больше не родятся...

В программе «Виражи времени» поднимаются философские темы, вопросы культуры, искусства, творчества. Ведущий программы поэт Андрей Дементьев не просто задает вопросы своим гостям, он полноправный участник общения, он рассказывает о своем опыте и личном восприятии тех или иных ситуаций. Поэтому программу можно отнести именно к жанру беседы.

А вот другая модификация жанра – беседа-комментарий, или беседа со слушателями. Рассмотрим фрагмент программы «Поговорим» с Михаилом Веллером. («Радио России»).

"Не будет ли лучше для Украины, если в условиях её фактического распада Россия и Польша просто разделят эту страну?" - спрашивает наш слушатель...

Михаил ВЕЛЛЕР: В новейшие времена пальма первенства, пожалуй, все-таки принадлежит Жириновскому, который предложил разделить Украину между Россией, Польшей и еще, по-моему, отдать кусок Румынии. Но уже была история о том, как в 39-м году уродливое детище Версальского договора - Польшу разделили между Германией и Советским Союзом. Ну, Польшу делили не в первый раз, - до этого - между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией еще в XVIII-м веке. Но думаю, что на Украине есть и другие мнения. В 1991-м, 1994-ем и в 1997-м годах Россия подписала правомочные, юридически корректные договоры, где она признавала целостность Украины и, более того, в 94-м году выступала вместе с США и Великобританией гарантом территориальной целостности Украины в обмен на отказ Украины от ядерного оружия. Украина не давала поводов к нарушению этого договора. Боюсь, если таким образом поделить Украину, это станет прямым путем к третьей мировой войне...

Думаю, если мы ввязались в какие-то политические игры, если подписали (и не денонсировали!) Беловежские соглашения, если людей, их подписавших, де-юре не преследовали, то происходящее выглядит как минимум неоднозначно. Так что, думаю, предложение поделить Украину выйдет таким боком, что мало никому не покажется. Эта история еще не окончена; посмотрим, чем она закончится...

«Неплатежеспособность Украины по газу известна; что создает трудности для прокачки газа в Европу. С другой стороны, газопровод "Северный поток" способен решить эту проблему..» - вопрос радиослушателя..

Михаил ВЕЛЛЕР: Знаете, мне неизвестно, в какой стадии готовности к полной прокачке находится "Северный поток"; кажется, одним движением руки переключить это нельзя. Много говорилось о том, что на Украине энергия расходуется до чрезвычайности неэффективно, - в четыре раза больше на единицу продукции, чем в Европе. Но поскольку Украина - братский народ, которому свойственны братские доблести и пороки, то Украина еще более бесхозяйственна, чем Россия. И коррупция, и воровство, и юридический беспредел, и бесхозяйственность там были еще более ужасны. Что же касается "Северного потока", газ - это десятки миллиардов долларов, - люди становятся миллиардерами за считанные годы. Эту правду просто так, без эскорта из лжи, как выражался Черчилль, никто на улицу гулять не выпустит. Я не располагаю закрытой информацией, поэтому что там у них с реверсными поставками, и что куда будет прокачиваться, - Бог весть...

Я потратил два дня, чтобы разобраться, за что в свое время посадили Юлию Тимошенко. Получается, посадили за дело, но о механизме её комбинаций я вычитать так и не сумел. Понятно только, что посадили её за то, что она подписала сделку, чрезвычайно убыточную для Украины... Такие договоры подписывают только за сумасшедшие откаты, поскольку иного объяснения найти невозможно...

В такой беседе, когда разговор ведется не с гостем в студии, а с аудиторией, особую значимость приобретает личность ведущего, его опыт, эрудиция, умение удержать внимание слушателей. Как правило, часть такой передачи представляет собой некий диалог со слушателями в прямом эфире по телефону. Вторая часть программы – это монолог ведущего, его ответы на вопросы, пришедшие по SMS и электронной почте. Но и в этой монологической речи журналист обращается напрямую к своей аудитории и каждому конкретному слушателю.

Тенденции развития жанра заключаются в том, что на сегодняшний день это, пожалуй, именно та форма, которая наиболее органично отражает как специфику радиовещания, его дискуссионную природу, так и потребности аудитории. Жанр беседы популярен, прежде всего, потому, что позволяет слушателям тоже, в определенном роде, стать участниками дискуссии – задать свои вопросы и высказаться по телефону, SMS или электронной почте. Сопоставление различных позиций по важным вопросам современной жизни помогает слушателю сделать собственные выводы и сформировать свое мнение о происходящем. Жанр беседы сегодня востребован, и многие радиостанции составляют свою сетку вещания, опираясь во многом именно на него.

 

Контрольные вопросы:

1. Беседа. Ее назначение, функции.

2. Роль ведущего в радиобеседе.

3. Отличие беседы от интервью.

4. Особенности подготовки к беседе.

5. Особенности интерактивного вещания.

 

Практические задания:

1. Написать реферат на тему «Общение в прямом эфире»

2. Прослушать несколько передач в жанре беседы на различных радиостанциях. Определить роль ведущего в передаче, степень его участия в беседе.

3. Сформулировать учебные группы. Продумать тему дискуссионной передачи, по которой каждый из участников группы может высказать собственное мнение. Организовать запись «беседы». Проанализировать достоинства и недостатки каждой из передач.

 

Радиообозрение

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой или единством времени.

По мнению А.А. Шереля, «особенность журналисткой работы над радиообозрением заключается в том, что автор должен не просто найти различные материалы, интересные для слушателей, необходимо выявить и выстроить в своем тексте логические связи, которые соединяют факты истории с современностью, частные события с общими тенденциями».[48]

Основные характеристики:

- целостность картины;

- аналитичность;

- глубина изучения ситуации.

Виды. Если за основу классификации брать периодичность выхода в эфир, можно выделить:

1. Ежедневные обозрения. Такие программы отличаются широким тематическим охватом и носят информационно-аналитический характер. Их задача показать картину дня в развороте, не просто обозначить происходящие события, но объяснить их взаимосвязь и взаимовлияние. К таким передачам можно отнести «Большую информационную программу «Эхо» («Эхо Москвы»). Она выходит в эфир два раза в день, днем и вечером. Хронометраж – 30-45 минут.

2. Еженедельные обозрения. Это наиболее стандартная форма, так как появляется достаточное количество информационных поводов для анализа и прогнозирования ситуации. Чаще всего такие обозрения уже приобретают выраженное тематическое направление. В качестве примера можно назвать «Международную панораму» на «Радио России». Программа представляет своеобразный аудио аналог популярной в советские годы телевизионной передачи.

3. Ежемесячные. Эта форма встречается в современном эфире гораздо реже в силу того, что такой временной промежуток для освещения и анализа событий в какой-либо сфере жизни предполагает особую глубину исследования темы.

Если в качестве критерия выбрать тематику программы можно выделить следующие модификации радиообозрения:

1. Событийные. Это информационно-аналитические ежедневные программы, функция которых - освещение широкого спектра политических и общественных событий. («Большая информационная программа Эхо» – «Эхо Москвы»)

2. Политические. В их основе глубокий анализ политической ситуации в стране и мире, выявление причинно-следственных связей и прогноз. Для этого используются различные материалы, позволяющие ведущему программы дать оценку тем или иным новостям: репортажи, интервью, комментарии экспертов. В совокупности все они создают определенное представление о каждом событии в отдельности и о ситуации в целом. К сегменту политических обозрений можно отнести программу «Грани недели» с Владимиром Кара-Мурзой («Эхо Москвы»). Вот фрагмент одного из выпусков.

В.КАРА-МУРЗА: Здравствуйте, в эфире радиостанции "Эхо Москвы" еженедельная программа "Грани недели", в студии Владимир Кара-Мурза. Слушайте обзор важнейших событий прошедших 7 дней и анализируйте мнения экспертов и гостей нашей передачи. Итак, в сегодняшнем выпуске:

- праздничные торжества в Москве и Севастополе послужили прославлению не столько ратных, сколько недавних политических побед;

- проблемы и беды соседней Украины цинично эксплуатируются пропагандистской машиной Кремля;

- 2 года назад на Болотной площади разыгрались драматические события, означавшие окончательный крах надежд на наступление "оттепели";

- бойцы идеологического фронта щедро вознаграждены за свое усердие.

Отшумевшие торжества в ознаменование Дня Победы и чествование подлинных героев оставили в заслуженной тени имена 300 действующих бойцов идеологического фронта – работников прокремлевской прессы, награжденных секретным указом президента за освещение событий на Украине. Впрочем, на войне как на войне, даже если речь идет о войне пропагандистской, считает журналист Андрей Фефелов:

- Если действительно идет информационная война со своими спецоперациями, подпольными активками, акциями, то, естественно, награда журналистов должна быть как награда разведчиков. Как, допустим, награждали конструкторов конструкторских бюро – тайно, не объявляя об этом в газетах, и вообще сами их фигуры были скрыты. Так что если что-то подобное и происходит, то, наверно, это нормально. Другое дело, что я не уверен, что действительно существует пропагандистская война, в которой тайно награждают какими-то особыми орденами из специальных сплавов драгоценных металлов, украшенных каменьями, наших российских журналистов. Интересно, кто это вообще.

В.КАРА-МУРЗА: Бойцами пропагандистской войны не считает коллег по цеху журналист Максим Шевченко:

- Я не считаю, что это пропагандистская война. Я считаю, что они так видят. Знаете, как художники: вот Матисс видит красных мальчиков, Петров-Водкин – красного коня, а эти журналисты так видят, поэтому лично я их поздравляю и считаю, что их видение мира заслуживало такой награды.

В.КАРА-МУРЗА: Награжденные сами знают цену полученных наград, уверен политолог Глеб Павловский:

- Как старый пропагандист могу сказать, что пропагандисту всегда нравится, когда его награждают, и вы не дождетесь чего-то другого. Но он всегда втайне догадывается, что эти награды не то же самое, что Пулитцеровская или Нобелевская премия. Он догадывается, что это все-таки боевые награды за тайную войну. У них есть свое достоинство для бойцов информационной войны, но, конечно, эти медали тускнеют с годами. Эти ордена выцветают значительно быстрее, чем боевые.

В.КАРА-МУРЗА: Сегодня гость нашей студии - Игорь Яковенко, в недавнем прошлом генеральный секретарь Союза журналистов России, бывший депутат Государственной Думы. Добрый вечер, Игорь Александрович!

Как видим, в радиообозрении крайне важна личность автора и ведущего, его восприятие действительности и позиция относительно конкретных событий. Этот жанр как нельзя лучше демонстрирует суть аналитики, которая заключается в интерпретации фактов. А интерпретируются они сквозь призму авторского взгляда. И потому вряд ли может идти речь об объективности и беспристрастности их освещения.

3. Культурологические. Радиообозрения этой группы рассказывают о событиях, произошедших в сфере культуры и искусства. Можно выделить театральное, книжное, кинообозрение, а также передачи о развитии культуры в широком смысле. К культурологическим радиообозрениям можно отнести программы «Культурный багаж», «Фигаро здесь, Фигаро там» («Радио России»).

4. Спортивные. Такие обозрения представляют картину спортивных событий.

Композиция. Содержанием радиообозрения могут быть материалы разных жанров (репортажи, интервью, зарисовки), а также фрагменты из художественных произведений. В вводной части обозрения дается анонс тем выпуска. Основная часть представляет собой рассказ о событиях и их анализ (заранее подготовленные журналистские материалы, объединенные комментариями ведущего). В заключительной части звучат выводы и прогнозы развития ситуации.

Выразительные средства эфира в радиообозрении могут быть самыми разнообразными в зависимости от того, какие звуковые материалы подобрал ведущий для иллюстрации собственных утверждений и выводов.

Стилистические особенности радиообозрения. Повествование в радиообозрении представляет собой разговорный стиль литературного языка, так как задача ведущего вовлечь слушателя не только в процесс восприятия информации, но и в процесс размышления.

Тенденции развития жанра. Нельзя сказать, что жанр радиообозрения широко используется в современном эфире. Ведь технология подготовки такой программы очень сложна, а процесс создания каждого выпуска занимает длительное время, прежде всего из-за масштабной подготовки. Тем не менее, радиообозрение не исчезает из эфира. Это обусловлено тем, именно в такой форме можно наиболее полно и широко осветить реалии нашей жизни.

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение радиообозрения.

2. Содержание и композиция радиообозрения.

3. Виды радиообозрения.

4. Особенности журналисткой работы над радиообозрением.

5. Роль автора в радиообозрении.

 

Практические задания:

1. Прослушать несколько радиообозрений. Обратить внимание на их структуру. Определить роль автора в радиообозрении.

2. Составить сценарный план радиообозрения по выбранной теме (политика, культура, экономика, спорт). Обосновать подбор новостей, их расположение и жанровое воплощение в структуре обозрения.

3. Провести деловую игру «Работа над политическим радиообозрением». Распределить обязанности в соответствии с ролью (автор и ведущий, корреспонденты). Подготовить, записать и смонтировать радиообозрение.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.