Аналитическая корреспонденция. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Аналитическая корреспонденция.

2017-06-29 104
Аналитическая корреспонденция. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Источники информации. При подготовке корреспонденции важна опора на различные источники информации. Среди них могут быть ленты информационных агентств, ресурсы Интернета, средства массовой информации, документы, мнения экспертов, очевидцев, участников событий и др.

Композиция. Корреспонденция состоит из трех частей. В вводной части даются ответы на вопросы Кто? Что? Где? Когда? То есть обозначается информационный повод. В основной части журналист должен представить событие таким образом, чтобы оно стало понятным аудитории (то есть показывается ретроспектива ситуации, описание, объяснение и выявление причинно-следственных связей, мнения экспертов и участников события, статистические данные, опыт других стран в решении данной проблемы). В заключительной части корреспонденции журналист дает прогноз развития ситуации.

Стилистические особенности корреспонденции. Корреспонденцию у микрофона, как правило, читает сам автор. Именно авторское чтение придает фактам, о которых идет речь, личностную окраску, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.[37]

Вот пример корреспонденции, прозвучавшей на радиостанции «Голос России» (сейчас название станции «Радио Спутник»).

В Лондон пришла русская "Масленица" – традиционный фестиваль российской культуры, который в этом году состоится в пятый раз (11 – 17 марта)

В течение недели, начиная с понедельника, 11 марта, здесь будут провожать зиму по старинному русскому обычаю: с музыкой, уличными гуляниями и поеданием блинов - главного масленичного угощения. Таков традиционный "сюжет" фестиваля российской культуры "Масленица", который в этом году проходит в столице Великобритании в пятый раз.

Центральным местом фестиваля станет, как всегда, Трафальгарская площадь. Здесь устраивается много разных национальных праздников, но только русскую Масленицу приветствует лично мэр Борис Джонсон.

"Мэр Лондона приглашает всех на празднование Масленицы на Трафальгарской площади и надеется, что всем понравятся русские блины и пироги. Желаю вам фантастической Масленицы, хороших праздников, пейте, но умеренно и ни в коем случае не в метро", - говорит Борис Джонсон и добавляет по-русски: "Масленица гуляет – весну встречает".

Проводы зимы и встреча весны – таков древний смысл Масленицы. Но поскольку это современный фестиваль русской культуры, то одними блинами да пирогами дело, конечно, не ограничивается. Например, лондонская "Масленица" приглашает на литературный перформанс в "Русском книжном магазине" на Пиккадилли. Завершением программы станет спектакль в постановке московского театра "Практика", на который билеты расхватали задолго до начала праздника. И это при том, что драма из русской жизни под названием "Бабушки" - не веселое представление, а реалистический срез жизни пожилых жительниц сибирской деревни. Однако в характерах этих народных героинь столько света, с чувством замечает режиссер спектакля Светлана Землякова:

"Нам кажется, что мы, естественно, умнее, просвещеннее, продвинутее их. Но оказывается, что мы-то как раз – "искалеченные", а они – нормальные, живые!.."

Ожидают на фестивале и настоящих русских бабушек – это ансамбль из Удмуртии "Бурановские бабушки". Певицы-любительницы стали звездами международной сцены после того, как в прошлом году получили серебро на конкурсе "Евровидение". Есть и еще один любимчик у лондонцев, которые интересуются русской популярной музыкой. Это певец и мультиинструменталист Петр Налич – кстати, также пытавший счастья на Евровидении. Еще с десяток российских поющих и танцующих коллективов приедут в Лондон к кульминации фестиваля и поставят на "Масленице" жирную точку. Это обещанный мэром Джонсоном уличный праздник в центре Лондона: многочасовой гала-концерт на открытой сцене и знакомство с русской кухней под открытым небом. По этому случаю на Трафальгарской площади поставят специальные печки для выпекания блинов. Их с удовольствием поглощают не только русские посетители лондонской Масленицы, но и "коренные лондонцы". Организатор фестиваля Ольга Балаклеец утверждает:

"Очень много британцев, которые любят Россию, которые, как и русские, вместе отмечают Масленицу. Есть очень много открытых, темпераментных англичан, похожих на русских. Я думаю, нас многое объединяет".

В прошлом году русская Масленица в Лондоне собрала более 100 тысяч зрителей. В этом году, отмечая пятилетие фестиваля российской культуры в Великобритании, организаторы надеются побить этот рекорд.

В материале подробно с опорой на различные источники информации рассказывается о значимом культурном событии.

Тенденции развития жанра. Сегодня жанр корреспонденции является одним из основных в информационно-аналитических программах. Это обусловлено тем, что подготовка корреспонденции не требует особых временных затрат. Благодаря современным техническим средствам связи журналист может подготовить корреспонденцию, не выходя из кабинета. При этом слушатель получит довольно полное, многоаспектное представление о ситуации. Правда, возрастают требования к качеству информации. Журналист должен тщательно проверить сведения, прежде чем выдать их в эфир.

 

Контрольные вопросы:

3. Отличия корреспонденции от радиосообщения.

4. Специфика жанра корреспонденции.

5. Роль автора в корреспонденции.

6. Тенденции развития жанра.

 

Практические задания:

5. Прослушать несколько корреспонденций на различных радиостанциях на одну и ту же тему. Провести сравнительный анализ.

6. Написать радиокорреспонденцию на любую общественно значимую тему. Записать. Проанализировать.

 

Радиокомментарий

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста о событии, явлении, факте. Получив из текущих информационных сообщений краткие сведения о происходящих или произошедших событиях, радиослушатели узнают затем об их значении, причинах, взаимосвязи с другими событиями и фактами.[38]

Хюллен Петер и Карг Торстэн приводят следующее определение: «Комментарий – это ярко выраженное мнение. Он не может быть объективным и взвешенным. Он всегда отражает субъективный взгляд и субъективную оценку автора. В комментарии должно быть указано имя автора – это недвусмысленно указывает на то, что высказанное мнение принадлежит конкретному лицу – комментатору, – а не радиостанции. Комментарии в печатных СМИ, как правило, отражают политическую ориентацию газеты, ее издателя или владельца. В противоположность газетам, в общественно-правовом радиовещании должны находить отражение все значимые политические направления. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы в программе слово давалось комментаторам, представляющим разные точки зрения. Если сегодня какой-либо комментатор в передаче высказывается «за», то завтра или послезавтра следует дать комментарий, в котором будет отражено противоположное мнение. Два противоположных комментария могут следовать в передаче и непосредственно друг за другом. Это вносит в программу плюрализм, и слушатель может черпать аргументы и идеи из разных представленных в программе мнений».[39]

Как правило, конкретное событие служит для комментатора лишь информационным поводом для разбора масштабной общественной проблемы, частным единичным проявлением которой и является данное событие.

Основные характеристики:

- субъективный взгляд на события;

- ярко выраженное авторское «я»;

- индивидуальный авторский стиль.

Виды.

1. Комментарий эксперта. Безусловно, есть принципиальные отличия между комментарием эксперта по какому-либо вопросу и авторским комментарием журналиста. Во втором случае повышаются требования к языку комментария, его выразительности и ассоциативному наполнению.

2. Реплика (глосса) - одна из наиболее популярных модификаций жанра. Она занимает в эфире максимум 1.5-2 минуты. Она всегда посвящена животрепещущей проблеме и, как правило, окрашена в сатирические тона.[40] В качестве примера можно назвать рубрику «Реплика» в Большой информационной программе «Эхо» («Эхо Москвы»). Рассмотрим комментарий журналиста этой радиостанции Матвея Ганапольского.

На Урале судят борца с наркотиками, практиковавшего противозаконные, как считает прокуратура, методы лечения наркоманов. Егору Бычкову грозит до 12 лет колонии. Сегодня суд начал оглашать приговор, который, судя по всему, будет обвинительным.

Сын моей приятельницы, к сожалению, наркоман. Он вынес все из дому и продал. Мать все терпела. Но когда сын стал отрывать домашний паркет для продажи, то она не выдержала.

Как-то выждав, когда он был в сознании, она сказала ему, что покончит с собой, если он не скажет, как можно изменить их жизнь. Тогда сын, который понимал, что мать не шутит, предложил пристегнуть его наручником к батарее - возможно он так пересилит ломку.

Мать так и сделала. Но, когда ломка началась, то сын стал так страшно выть, что она его отстегнула. Но то, что жить так больше нельзя, в этот момент понял и он.

Родственники собрали деньги и отправили его за границу в реабилитационный центр. Условия пребывания непростые: выходить на улицу нельзя, первая встреча с родными только через год, никаких телефонов и интернета, телевизора. За этим центром наблюдают представители неправительственных организаций по борьбе с наркоманией.

Первый год сыну приятельницы не помог, он остался еще на год. Они там за высоким забором работают и учатся по специальной методике. Мать за сына спокойна - он под контролем, она все знает, ей не лгут.

Эта история, лично для меня, показала, насколько сложна борьба с наркоманией, поэтому внимание к делу Егоры Бычкова, организатора клиники для наркоманов должно быть пристальным, ведь ему грозит 12 лет тюрьмы. Статьи обвинения, скажем прямо, не простые - “Похищение человека”, “Незаконное лишение свободы”, “Истязание”, “Побои”. Именно поэтому очень важно, что Общественная палата Свердловской области не то, чтобы защищает 23-х летнего руководителя клиники, но держит это дело под контролем. Обращение Общественной палаты с призывом провести дополнительную проверку дела не кажется лишним - гособвинители утверждают, что “бывшие наркоманы дали показания против организаторов центра” - это цитата.

Но у меня вопрос: что значит “бывшие наркоманы”?

Если это те, которые излечились в центре Бычкова, то почему они его обвиняют. А если они “бывшие” только на словах, потому что настоящие наркоманы не могут свидетельствовать на суде, то, может, следует разобраться не с Бычковым, а с самими правоохранительными органами.

Конечно, “вину подсудимого определит независимый суд”, да только кто знает, какой суд на самом деле в Свердловской области. Другими словами, любое внимание к этому процессу нелишне. Не то подтвердится старое правило, что на суде против тех, кто борется с наркоманией, в зале обычно сидят те, кто наркотиками торгуют. И они встречают приговор бурными и продолжительными аплодисментами.

Как видим, обозреватель при написании комментария опирается, прежде всего, на собственный опыт и личные наблюдения. Именно это становится основой для анализа и разбора ситуации. Утверждения журналиста в комментарии, а тем более, в реплике весьма субъективны. Но обозреватель и не претендует на беспристрастность. Всеми способами подчеркивается, что это его личная точка зрения, и она никому не навязывается. Слушатель сам вправе решать, согласиться с ней или поспорить.

По мнению Т.В. Лебедевой, «образность стиля сближает глоссу с документально-художественными жанрами. В критике неоднократно высказывались мнения, что в наши дни глосса на радио занимает место не прижившегося здесь фельетона. Действительно, этот жанр за короткое время существования в эфире впитал в себя очень много фельетонных качеств: это и активная роль повествователя, и сатирическое заострение: от гиперболы до гротеска. Сатирически окрашенные детали настолько умело подбираются авторами, что действуют эмоционально даже без ослабления достоверности».[41]

3. Авторский аналитический комментарий. Некоторые исследователи, помимо реплики, выделяют информационный и аналитический комментарии. Хотя, пожалуй, такой субъективный жанр, вряд ли может носить исключительно информационный характер, даже если используется в событийной программе. Яркими примерами комментария в современном эфире являются программы «Табель о рангах» с Антоном Орехом («Эхо Москвы»), «Акценты» с Михаилом Шейкманом («Радио Спутник»). Вот комментарий Михаила Шейнкмана.

ЦИК завершил набор участников президентской кампании

В студии "Голоса России" работает обозреватель Михаил Шейнкман.

По сравнению со многими из тех, кто считает себя фаворитом президентской кампании на Украине, даже ставленник Интернет партии - электромонтер Дарт Вейдер - не самая темная личность. В этом наборе "джедаев" есть деятели, которые очень хорошо знают, что совсем не обязательно носить маску, чтобы скрыть свое истинное лицо. А самое главное, что знают об этом не только они, но и избиратели. В том числе, как ни странно, и те, кто будет за них голосовать.

Уже понятно, что этот предвыборный цикл как сама сегодняшняя Украина - в нем нет никого, кто бы мог страну объединить. И если в Избиркоме говорят, что реально в процесс войдут 24 кандидата, то каждому из них понадобится 25-й кадр - скрытый и запрещенный прием, бьющий на подсознание. Потому что сознание народа занято бытием, которое и после 25 мая не обещает ничего хорошего.

Вместе с тем, выборы, как и любое более или менее конкурентное состязание, предполагают интригу, сюрпризы, сенсации. А значит, потенциально способны отвлечь и развлечь население зрелищностью. Из неожиданностей квалификационного раунда с некоторой натяжкой можно назвать самоотвод Виталия Кличко в пользу Петра Порошенко. На самом деле, поступок вполне в его спортивном духе.

Он, если вспомнить, и в бытность свою боксером подбирался к мировой славе, не ввязываясь в поединки с первыми номерами, а с помощью так называемых "мешков", бои с которыми гарантировали ему рейтинговые очки и победную статистику. И хотя еще в конце прошлого года его называли основным претендентом на престол, с выходом Тимошенко на волю и политическим укреплением олигарха революции Порошенко шансы супертяжа стали выглядеть уже не так убедительно. Поэтому он и решил, что пока "третий должен уйти" на Киев.

На выборах столичного мэра, как ему кажется, у него не должно быть проблем. Тем паче, если Порошенко в благодарность проспонсирует и городскую кампанию Кличко тоже. "Шоколадный король", ставший главным финансистом переворота, правда, поиздержался на майдане. Но потому он и обнаружил в себе президентские амбиции, чтобы "отбить" свой вклад в мятеж.

Помешать ему, кажется, способна только Тимошенко. Они не ровно дышат друг к другу со времен предыдущей революции, еще когда стояли плечом к плечу с Ющенко в 2004 году. Поэтому когда "оранжевая принцесса" обещала своей пастве бескомпромиссную борьбу с олигархами, она нисколько не лгала. По крайней мере, по отношению к одному из них.

Считается, что именно между двумя заклятыми союзниками и развернется основная борьба. Хотя даже в условиях наибольшего благоприятствования их перспективы не выглядели бы столь очевидными, сумей Восток и Юг найти себе единого кандидата. Но регионалы, которых скорее уже по инерции все еще считают партией русскоязычных территорий, не смогли договориться даже между собой.

Тематика программы «Акценты» - политическая ситуация в странах СНГ и Балтии. Михаил Шейкман довольно глубоко прорабатывает каждую тему и умеет ярко и образно преподнести ее. Его язык метафоричен, а богатство лексики и обилие выразительных приемов позволяют раскрывать тему сообразно авторской идее. Хотя стоит подчеркнуть, что такая передача ориентирована на подготовленного слушателя, который интересуется политической проблематикой.

4. Р ецензия – еще одна разновидность комментария. В данном случае обозреватель «комментирует» не событие, а явление культуры – театральную постановку, кинокартину или книгу. В качестве примера можно привести радиорецензию Ксении Лариной в программе «4 минуты с театром» («Эхо Москвы»).

Едкий дым отечества. «Русское горе» в театре Школа Современной Пьесы

Игру с Грибоедовым Иосиф Райхельгауз затеял неспроста. Пьеска-то оказалась не то что современная, а неприлично злободневна. Положенная на музыку Сергея Никитина и обогатившись – именно так – стихотворными текстами известного пересмешника Вадима Жука, она превратилась в горькую ироничную притчу о сегодняшней российской действительности, которая сложена и выстроена нашими державными руками.

Именно так, не покладая рук и не закрывая ртов, мы по-прежнему боремся со своими и чужими и травим воздух патриотическими державными выхлопами. «Дым отечества» поистине порождает чудовищ. Чудовища расползаются по бескрайним российским просторам, плодясь со скоростью тараканов, и заполняя окружающее пространство своими эстетическими испражнениями. Тот, кто не подчиняется этому закону всероссийского выживания (или вырождения), имеет два возможных пути – «вон из Москвы» или в желтый дом на цепь.

Со времен Грибоедова в России мало, что изменилось. И на месте отважного безумца Чацкого может оказаться любой. Наш Чацкий – это типовой диссидент не слишком ухоженного вида, изуродованный хорошим образованием и неизбывной тягой к переменам мест. Блеск в его глазах еще есть в наличии, но уже какой-то мутный. Тяга к женскому полу тоже присутствует – но объект его желаний наделяется им несуществующими в природе чертами, давно отмершими отвалившимися за ненадобностью. Поскольку объект – в данном случае Софья - плавая в отеческом дыму, как в зловонной жиже, и балдея от собственной красоты и обаяния ума- давно превратился в вялое рыхлое существо с волооким взором и интеллектом читательницы журнала «Лиза». Да и деревенская девочка Лиза довольно скоро освоила законы выживания в среде местной элиты - и вовсю манипулирует собственной хозяйкой и ее отцом, демонстрируя манеры современной лимитчицы, приехавшей завоевывать столицу и весьма в этом нехитром деле преуспевшей. Бал у Фамусова точно следует классическому определению графини - внучки – «какие-то уроды с того света – и не с кем говорить и не с кем танцевать». Ни танцевать, ни, тем более, говорить, действительно, не с кем – парад уродов, больше похожий на выставку мертвецов в анатомическом театре, дает публике полное представление и о нравах и традициях этого общества. Здесь мракобесие выдается за национальную идею, фиглярство и похабщина – за оригинальность, клевета и оскорбления – за прямоту, ксенофобия – за патриотизм, похотливость – за любовь. Софью и Молчалина то и дело подменяют их куклы- двойники – с выпученными глазами и безвольно волочащимися конечностями – и порой разобрать, чучело это или человек, уже невозможно.

Путь, избранный Чацким, угадывается в тот момент, когда оставив тщетные усилия установить контакт с этими чудищами, он заправит в пишущую машинку чистый лист бумаги и начнет фиксировать эту странную, дикую страну, в которую он вернулся и которой так изумился. Он, действительно, похож на сумасшедшего. Только вместо смирительной рубашки на нем появится вельветовый пиджак Бродского. И когда он нараспев с листа начнет читать «Не образумлюсь, виноват и слушаю, не понимаю»»– станет окончательно понятно, о чем рассказали нам историю артисты театра «Школа современной пьесы». Москва встречает чужака ощетинившимися метлами, вилами, топорами, серпами и молотами. Ими же и провожает.

Москва давно ждала такого спектакля, отсылающего нас к истокам любимовской Таганки с ее скрытыми смыслами и смелыми выпадами. Пожалуй, скажу, что это лучший спектакль Иосифа Райхельгауза в собственном театре. Лучшее музыкальное произведение Сергея Никитина. Лучшие тексты Вадима Жука. И настоящие актерские открытия - Алексея Гнилицкого в роли Чацкого и Ивана Мамонова в роли Фамусова.

С комментарием рецензию роднит субъективный авторский подход к раскрытию темы, апелляция к личному опыту и яркая индивидуальность стиля.

Таким образом, можно говорить о следующих разновидностях жанра комментария:

Комментарий эксперта.

2. Реплика (глосса).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.