Глава 2. Классификация и направленность деятельности новых религиозных движений (сект) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 2. Классификация и направленность деятельности новых религиозных движений (сект)

2017-06-29 438
Глава 2. Классификация и направленность деятельности новых религиозных движений (сект) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Религиозные движения протестантского толка,

Возникшие в XVIII-XIX веках

В западной литературе религиозные движения, возникшие в XX, XIX и даже XVIII вв., принято называть "новыми религиозными движениями", так как они достаточно новы по сравнению с мировыми и традиционными религиями.

Большинство из этих движений называют себя "Церковью", не имея на это канонического права, и используют это понятие, чтобы "подстроиться" под традиционные религии, чем вводят в заблуждение как своих адептов, так и лиц, которых они стремятся вовлечь в свои ряды.

В отличие от традиционных религий, которые прочно укоренились в национальную культуру, образ жизни, формируя ценности и представления нации, народа, новые религиозные движения бедны и ущербны, являются суррогатом той полноты знания, которое несет в себе целое, т.е. веками складывающееся представление людей о глобальных проблемах, всегда стоящих перед человечеством: о мироздании, о человеке, о смысле жизни, о Боге.

Как бы ни назывались эти новые религиозные движения - церковью, организацией, группой, они по сути являются сектами, т.е. частью, отколовшейся от целого, "сектором". Для многих из них характерно диспропорциональное увеличение частного до размеров всеобщего, исключительного, для других - эклектика, т.е. смешение ряда положений, взятых из различных религий, религиозный синкретизм, т.е. взаимное проникновение различных религиозных культов друг в друга.

Секты - не новое в цивилизации явление, и появлялись они с возникновением традиционных религий в процессе их становления. Количество сект всегда увеличивалось во времена общественных перемен, смут, нестабильности жизни. Так, в России конца XIX - начала ХХ в. были известны такие секты, как штундисты, духоборы, молокане, хлысты и т.д., а в среде интеллигенции было модным увлекаться спиритизмом, йогой, теософией.

В Европе в конце XVIII - начале XIX в. широкое распространение получили различные тайные общества и движения, носящие ярко выраженный оккультный, мистический характер. К их числу относились масоны, "вольные каменщики" (иначе - франкмасоны) - религиозно-этические общества, возникшие в XVIII в. в Англии и получившие широкое распространение после Французской революции по всей Европе, в том числе и в России; розенкрейцеры - тайные религиозно-мистические общества XVII-XVIII вв. в Германии и Голландии, эмблемой которых были роза и крест; перфекционисты - христианские общества, члены которых воображали себя достигшими безгрешного состояния (возникли в Англии в XVII в., затем вместе с переселенцами распространились в Северной Америке и послужили основой многих современных сект, причисляющих себя к христианам).

Своим многообразием современная религиозная ситуация в определенной степени обязана протестантизму. Зародившись в XVI в. как протест против господствовавшего в христианском мире католицизма, протестанство уже внутри себя породило множество движений, весьма далеких от подлинного христианства, поскольку Реформация довела до крайности принцип свободы вероисповедания, получивший в ХХ в. еще более искаженное толкование в ущерб традиционным религиям. На сегодня в мире насчитывается около 22000 различных протестантских движений, организаций, сект [30].

Богословская причина такого явления (можно назвать и другие - экономические, политические, социальные, но они здесь не рассматриваются) заключается прежде всего в том, что протестанты создали, по их мнению, истинную (в отличие от католической) религию, в основу которой положили только Евангелие. Однако без опоры на веками сформированные положения и догматы Писания и Предания Церкви, они по-своему трактуют те или иные библейские ситуации, высказывания пророков и евангелистов, часто воспринимают притчи не иносказательно, а буквально, что неизбежно приводит к разногласиям и расколам, поскольку каждая из отколовшихся групп "проповедует не Евангелие, а свое понимание Евангелия"[31], к тому же без учета той исторической обстановки, когда оно создавалось.

К сектам, имеющим более чем столетнюю историю существования, возникшим в Европе, но окончательно сформировавшимся как религиозные движения в США, относятся апабаптисты (XVI в., Германия), баптисты (XVII в., Англия), квакеры (XVII в., Германия), методисты (XVIII в., Англия), "Армияспасения" (XIX в., Англия), пятидесятники (XIX в., США). Одной из причин того, что на протяжении двух веков эти религиозные движения упрочились не в странах возникновения, а в США, несомненно, являются особенности становления Северной Америки как государства, заселение ее переселенцами из Европы, хлынувшими на освоение новых земель, где они и создавали религиозные общины самого примитивного толка, имея подчас в своем багаже одну только Библию. Их пропагандисты, пасторы к тому же не имели не только серьезного богословского, но и просто общего образования. Упрощенная трактовка религиозных догматов вполне удовлетворяла непритязательные вкусы этих переселенцев и завоевателей "дикой" Америки.

В России наибольшее распространение из названных сект получили баптисты и пятидесятники.

Пятидесятники получили свое название от христианского праздника "Пятидесятницы". По преданию, Христос на пятидесятый день после своего воскресения ниспослал на своих учеников-апостолов огненные языки, после чего они получили дар говорить на разных языках, что и использовали в своей дальнейшей миссионерской деятельности, проповедуя Евангелие в городах и странах Римской империи.

В канун 1901 г. один из протестантских проповедников Чарльз Ларэм со своими учениками решили молиться до тех пор, пока не получат "крещение Святого Духа", а вместе с ним и умение говорить на разных языках. Доведя себя до экстаза, впадая в транс, они начали говорить, по их утверждению, на "райских языках", представляющих собой отнюдь не языки современных народов, а набор бессвязных и бессмысленных звуков.

Признавая основные догматы христианства, пятидесятники отвергают апостольское преемство, священство, считая, что каждый из них может как апостол проповедовать, допуская при этом, естественно, свое прочтение Библии.

Современные неопятидесятнические движения представляют собой совмещение "евангелизма" с оккультной практикой.

Большинство неопятидесятнических групп, зарегистрированных в разных странах, в том числе и в России, под различными названиями, пропагандируют "теологию процветания", согласно которой члены секты должны процветать во всем, и прежде всего в денежных делах, поэтому сбору "пожертвований" на своих собраниях они отводят едва ли не главенствующую роль. Истязание своих членов, особенно детей, также характерная черта деятельности этой секты. Так, в ноябре 1999 г. члены религиозной секты неопятидесятников из Алданы (Якутия) в "воспитательных целях" истязали своих детей - били палками и заставляли стоять на морозе, в результате чего скончался 10-летний Миша Дулов, за что пять членов секты, включая руководителя секты, были приговорены к различным срокам лишения свободы [32].

Таким образом, пятидесятники современности не только существенно отличаются от представителей подлинно христианских общин, но даже и от своих основателей и предшественников начала ХХ в.

Баптизм в настоящее время не представляет собой монорелигиозного учения, а разделяется на различные группы и толки: "Евангелистские христиане", "Евангелисты", "Штундисты" и т.д. В баптизме[33], как и в любом другом протестантском движении, сколько умов, столько и "озарений". Так, в начале XIX в. в Америке возникла секта, первоначально примыкающая к баптистам, "Ученики Христа", или "Кампбеллиты ", которые целью своей деятельности провозгласили стремление объединить всех христиан на основе возвращения к вере и жизни первоначального, "катакомбного" христианства.

Первая баптистская община возникла в Англии в XVII в., затем ее деятельность была перенесена в Северную Америку, где ее центром стал штат Род-Айленд. В XIX в. различные баптистские группы были объединены в "Баптистский союз", который, располагая значительными денежными средствами, стал распространять свое влияние в Англии, Германии, Польше, России, а также в таких государствах Азии, как Китай, Индия, Япония.

В России до 1905 г. деятельность этой секты была запрещена, поскольку ее адепты занимались прозелетизмом среди православных из числа крестьян и низших слоев населения в городах. Заметное распространение баптизма в России пришлось на 20-е годы ХХ в., когда в стране начались массовые гонения на Православную Церковь и в образовавшуюся религиозную нишу хлынули сектанты.

Новая волна баптизма пришлась на 60-е гг. и опять-таки вследствие ущемления прав Православной Церкви, поскольку проповедование православия вне стен храмов, которых в качестве действующих осталось ничтожное количество, было запрещено, а баптисты могли собираться в любом месте и под видом изучения Библии проводить свою миссионерскую деятельность, получая значительные финансовые вливания из баптистских центров США, Финляндии и других стран, что имеет место и в настоящее время.

Баптисты отрицают основные христианские догматы: не веруют в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь; не признают апостольского преемства, церковной иерархии; не чтут Божию Мать; не почитают крест; отрицают действенность крещения младенцев; не признают святых, таинства причастия. У них нет икон, храмов, постов, нет молитв за умерших, нет Предания. "Баптизм, - утверждает А.Кураев, - наименее богословская из всех протестантских традиций"[34]. В своей уверенности в спасение только верою во Христа баптисты опираются на отдельные отрывки из Евангелия, трактуя их по-своему и не связывая с целостным его восприятием.

Баптисты по отношению к православию настроены враждебно. Они даже в православных храмах пытаются заманить людей в свою секту, т.е. занимаются активным прозелитизмом. Части баптистов свойственна тяга к иудаизму. Как и многие другие, они не имеют понятия о земном Отечестве, поэтому им не свойственно чувство патриотизма, национальной идентификации. Они не воспринимают себя россиянами, русскими, отказываются от участия в социальной, общественной жизни, от государственной и военной службы. Центры их финансирования, идейные вдохновители находятся, как правило, за границей, в США, поэтому никакие проблемы России, ее становления как самостоятельного и сильного государства их не интересуют. Своих адептов они, по существу, превращают из граждан России в граждан мира, а вернее - США.

"Армия спасения" возникла в 1865 г. в Англии как религиозно-филантропическая организация, представляющая собой военизированную секту со своими генералами, офицерами, солдатами, подчиняющимися строгому уставу. Эта секта разделяет все еретические положения методизма, отвергает таинства крещения, покаяния, причастия, брака, священства. Как международная организация, занимающаяся якобы гуманитарной помощью, проникает в образовательные, научные учреждения, армию, места лишения свободы.

Отметим, что особую опасность для личности, общества, государства, всей цивилизации представляют собой действительно новые, возникшие преимущественно в середине ХХ в. религиозные движения, которые и православные, и католики, и протестанты относят к тоталитарным, деструктивным[35].

Отнесение той или иной секты к деструктивной тоталитарной во многом зависит от формулирования четкого определения этого понятия. Представляется, что наиболее приемлемым в этом смысле является определение, данное Национальной Ассамблеей Франции в 1996 г. "Секты - это группы, опознаваемые по их манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, разрыва с общепринятыми рекомендациями (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными) и влекущие за собой опасности для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Эти группы используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть цели получения власти, влияния и эксплуатации адептов"[36]. В мировой законодательной практике используются также такие понятия, как "тоталитарный культ", "деструктивный культ", "нетрадиционные религиозные объединения", которыми, по сути, описываются те же самые секты. Эти организации и движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, что особенно ярко проявилось в России в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия.

Участники Международного семинара, состоявшегося в Москве в 1994 г., предупреждают, что "страна, в которой уничтожается христианская духовность, подвергается опасности развития самых примитивных языческих суеверий и практик, как возникающих в ней самой, так и привнесенных извне... Мы свидетельствуем, что деятельность тоталитарных сект и не ограниченная законодательством проповедь их членов носит неприкрытый характер экспансии, направленной на подрыв безопасности, гражданского мира и всех устоев Российского государства"[37].

Раскрыть сущность и направленность деятельности всех тоталитарных деструктивных новообразований - чрезвычайно сложная и объемная задача. Даже их классификация пока еще достаточно не разработана и различными авторами трактуется по-разному. Для более или менее систематического изложения материала здесь за основу взята классификация, предложенная в книге "Христианство и религии мира", рекомендованной Федеральным экспертным советом Минобразования России в качестве учебного пособия (М., 2000).

 

2.2. Псевдохристианские тоталитарные деструктивные секты

 

Мормоны (или Церковь Иисуса Христа святых последних дней) - наиболее одиозная из всех псевдохристианских сект. Ее название произошло от имени "пророка Мормона", составившего якобы "Книгу Мормона", в которой он описал историю некоего еврейского племени, вышедшего еще до нашей эры из Иудеи и после долгих странствий достигшего Америки. Прибывший народ распался на два: благочестивых нефийцев и нечестивых ламанийцев. Последние, по утверждению мормонов, и есть предки американских индейцев. Таким образом, оказывается, что индейцы - это евреи, переселившиеся в Америку и покрасневшие от своих грехов[38]. По легенде, эту книгу в пещере горы Кумора в штате Нью-Йорк нашел Джозеф Смит, который в 1830 г. и основал секту с соответствующим названием. Книга эта - несомненная подделка, факты, изложенные в ней, не подтверждаются никакими письменными либо археологическими источниками. Д.Смит на основе Библии скомпилировал эту "священную книгу" мормонов, включив в нее оккультные, языческие, массонские представления. Она полна лжепророчеств, нелепостей, анахронизмов. Марк Твен об этой книге писал так: "Насколько я могу судить, мормонская библия всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным переводом Евангелия"[39].

Новообразованную церковь возглавил харизматический лидер-пророк (Дж.Смит). У него, как и у Христа, 12 апостолов и "Кворум семидесяти". В секте имелись и свои патриархи, священники, старейшины, дьяконы. В своем учении они проповедуют следующее: между богом и человеком нет пропасти; поклоняться надо богу планеты Земля ("Элоим"), который и есть ветхозаветный Адам; от бессмертного Адама и смертной девы Марии родился бог сын. Христос, по их представлениям, жил на земле как простой смертный, был даже трижды женат и имел детей, что является оправданием многоженства, процветавшего в секте (сам Д.Смит имел 27 жен и наложниц). Незамужние женщины, находящиеся в секте, по их законам могут заключать браки с умершими мужчинами через их заместителей, в качестве которых выступают руководители секты. Нашлось в их учении место и Люциферу (Дьяволу, Сатане): он появился от союза Адама с богиней Венерой.

Явное противоречие христианскому учению послужило причиной изгнания этой секты из г. Новы окрестными жителями (самого Смита они линчевали). Секта, однако, не только не прекратила своего существования, но, перебравшись в штат Юта, расширила свое влияние, в том числе и в экономическом плане, и в настоящее время население этого штата - на 75 % мормоны.

Как и другие сектанты, они признают истинным только свое учение, поэтому для "спасения" людей они не только живых, но и умерших христиан, буддистов, мусульман и др. "перекрещивают" в свою веру. Для получения сведений об умерших они внедряются в местные административные органы, работают в архивах.

Секта мормонов располагает колоссальными финансовыми средствами, получаемыми от взимания так называемой десятины со всех членов общины. По некоторым данным, сборы от "десятины" составляет от 2,5 до 4,3 млрд долларов в год, а капитал превышает 30 млрд долларов.

В России первые приходы мормонов появились в 1990 г. (семь миссий), зарегистрирована эта секта была в 1991 г. Управленческий центр всех миссий - Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) в России, президентом которой является А.Г.Локшин. Кроме пропаганды своего учения, они, как и на своей родине, в США, занимаются бизнесом, часто незаконным. Кроме того, получают значительную финансовую поддержку из-за границы, что позволяет им арендовать помещения учебных заведений, клубов, дворцов культуры для организации богослужебных собраний. На русском языке мормоны издают два журнала: "Лиахона" и его детское приложение "Росток". Есть у мормонов и свои "семинары", действующие как церковно-приходские школы для детей и взрослых.

Называть эту секту даже псевдохристианской можно лишь с большой натяжкой. Это, скорее, языческое образование, являющееся активным, агрессивным антиподом христианского учения. Однако темпы ее распространения по всему миру, в том числе и в России, просто угрожающие. В настоящее время их миссии существуют в 130 странах мира, а количество членов превысило 10 млн. человек.

"Свидетели Иеговы" (или "Общество Сторожевой башни") – самая многочисленная из всех современных сект, действующих в России. В советское время она была запрещена.

Секта возникла в 1878 г., ее основателем был Чарльз Тейз Рассел, который выдавал себя за ученого и за богослова, хотя на самом деле не являлся ни тем, ни другим. В 1908 г. центром секты стал г.Бруклин (штат Нью-Йорк). В это же время организация начала издавать журнал "Сионская Сторожевая башня и вестник присутствия Христа", переименованный позднее в "Сторожевую Башню, возвещающую Царство Иеговы". После смерти Рассела, от которого отказались даже сами адепты секты из-за его далекой от нравственности и морали мирской жизни, организацию возглавил Рутерфорд, который провозгласил себя рупором Иеговы, а "свидетелей Иеговы" - единственными истинными слугами Бога Живого. Вначале секта имела название "Изучающие Библию или серьезные исследователи Библии" и только с 1931 г. стала именоваться "Свидетели Иеговы".

Практически все религиозные доктрины этой секты противоречат подлинному христианству: они отрицают Троицу, божественность Иисуса Христа, его физическое воскресение. По их представлению, Сын Божий есть творение Бога Отца, он не является единосущным и равным Богу Отцу и потому они признают только Ветхозаветного Бога иудеев - Иегову (отсюда название секты - "Свидетели Иеговы")[40].

В формировании своего учения они опирались на талмудический иудаизм, на идею о 1000-летнем царстве, из которых вполне выводятся современные идеи глобализма - "мировое правительство", "высшая власть", "контроль за всем человечеством".

Как и другие протестантские секты, они отрицают священство, иконы, храмы, христианские обряды. Особенно агрессивно иеговисты настроены против Православия, прямо заявляя, что это коварная организация дьявола, храмы и святые иконы которой подлежат уничтожению[41].

Поскольку в рядовые члены секты попадают, как правило, малообразованные люди из числа бывших неверующих, атеистов, то их легко убедить, что только "свидетели Иеговы" несут миру истину и потому в последней битве Бога с неверными в живых останутся только иеговисты.

Полемизируя с представителями этой секты, отрицающими божественную сущность Христа и видящими в нем только одного из пророков, один из виднейших современных православных богословов А.Кураев пишет: "Если Христос - не Бог, а всего лишь "учитель" или "пророк", в таком случае для Бога Иисус - просто некое существо, чью кровь люди должны почему-то пролить для того, чтобы вызвать милостивое отношение к себе у Того, пред Всевидящим оком Которого была пролита Кровь Жертвенного Агнца. Если Христос - не Бог, то нет в мире Книги (имеется в виду Евангелие - М.С.), более оскорбляющей нравственное чувство. Люди долго и со вкусом грешили - и Бог на них сердился. Наконец, люди совершили самое гнусное, что они могли сделать, - они убили единственного светлого Человека на земле. И в ответ на это преступление Апостолы Христа почему-то заявили, что Бог - после убийства Христа - на людей больше не гневается, что наши грехи отмыты кровью Иисуса..." [42]

В том-то и состоит существенное отличие христиан, верящих в Троицу, от сектантов всех мастей, что Бог христиан "Сам взял Крест на Свои собственные плечи", а не перекладывал его на свое творение[43]. Если священнослужители Иеговы входили в святилище с чужой кровью (жертвенных животных или людей), то Христос пришел со своей кровью. Если язычники и неоязычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям[44].

Секта является тоталитарной организацией. Ей свойственна жесткая иерархия. Во главе организации - президент и правление из семи человек. В небольших группах толкованием Библии занимаются евангелизаторы, а пропагандой в общественных местах и на квартирах - "благовестники", пионеры, странники, которые отличаются настойчивостью и даже назойливостью, наглостью.

Секту несомненно следует отнести к категории деструктивных, поскольку она посягает на права личности, на свободу и независимость, способствует разрушению семейных и родственных отношений, отрицательно влияет на физическое и психическое здоровье сектантов, категорически запрещает своим последователям переливание крови, что неоднократно приводило к смерти адептов, в том числе и детей. Не случайно в 1999 г. во Франции секта была лишена религиозного статуса, а в большинстве стран Европы она вообще не считалась религиозной организацией христианского толка, поскольку в ее учении существенно искажено Евангелие и отрицаются основные христианские догматы[45].

В Россию иеговисты проникли из Европы еще до Первой мировой войны. Однако при советской власти секта была запрещена и беспощадно преследовалась вплоть до привлечения ее членов к уголовной ответственности. С 1988 г. с секты сняты все ограничения, и в настоящее время она активно действует во многих городах России и СНГ. Под Санкт-Петербургом построен целый комплекс зданий под управленческий центр этой организации, располагающий современной типографией, где издается на русском языке и на 10 языках народов СНГ в большом количестве печатная продукция самого различного назначения - от листовок, проспектов до солидных изданий.

К сожалению, большинство граждан России, в том числе представителей власти, далеки от православия или традиционных конфессий нашей страны и не осознают опасность деятельности подобных религиозных образований не только для личности, но и для государства. Секта защищает лишь свои интересы. "Свидетели Иеговы" не признают никакой власти, кроме "божественной", опять же произвольно трактуемой ими как власть самой секты[46].

Начавшееся, что называется, "снизу" возмущение деятельностью этой секты пока не находит действенной поддержки ни в судах, ни в федеральных органах государственной власти, хотя тоталитарный деструктивный ее характер становится все очевиднее. К сожалению, немалая финансовая поддержка деятельности секты со стороны различных общественных и иных структур США позволяет сектантам брать в аренду, покупать здания и землю. Так, в г.Кисловодске ими полностью захвачен бывший Дом культуры, где проходят регулярные собрания секты с широким оповещением, в том числе и по местному радио, о датах их проведения. Члены секты ведут агрессивную пропаганду не только среди жителей региона Кавминвод, но и среди приезжающих на лечение в эти города людей со всех областей и регионов России.

Церковь Христа возникла в 1979 г. в Бостоне. Ее основатель - протестантский пастор Кип Маккин, который, прочитав Библию "по-своему", решил, что только его буквалистическое толкование является единственно верным. Он и его последователи, провозгласив себя учениками Христа, сочли своим жизненным предназначением по примеру первых апостолов нести свет Христова учения по всему миру. Адептам этой секты внушается, что они, как апостолы, должны быть ловцами человеческих душ. В этом заключается основная ересь и кощунство секты, поскольку никакого благословения свыше от Духа Святого у них нет и быть не могло, а потому их "пророки", "евангелисты", которых они выбирают на своих собраниях открытым голосованием, в сущности, самозванцы. Тем не менее секта распространила свое влияние на многие государства Европы, Азии и Африки, при этом руководящий центр находится в США. Свои филиалы они называют по месту их нахождения. Например, в Москве - это Московская Церковь Христа (МЦХ).

Основной контингент секты - молодежь, которая, как правило, не реализовала себя в жизни. Учение, проповедуемое в этой "Церкви", примитивно и доступно именно такой малообразованной категории людей. Главное в нем - учение о повиновении, ключевое слово - "ученик". Обряды - примитивны. Так, крещение может происходить на сцене больших залов в простой ванне, не содержит никаких признаков ощущения таинства и потому под звуки песен и в сопровождении пританцовывающих в стиле "кантри" девушек превращается просто в фарс. Исповедь также публична, а кается человек не перед Богом или священником, а перед членами своей группы. Публичная проповедь руководителя секты представляет собой истерическое представление. В зал бросаются примитивные призывы, например: "Ты со мной, Церковь!", а в ответ 8-10-тысячная аудитория исступленно кричит: "Да!", после чего начинается хоровое пение. Все эти действа носят явно зомбирующий характер.

Секта построена по пирамидальному принципу: от первичных групп со своим обязательным "наставником" - до руководителей округов, города. Члены секты постоянно заняты, личного времени у них практически нет, а вся жизнь расписана и подчинена групповым занятиям, участию в еженедельных массовых "радениях", в исполнении различного рода поручений. Контроль осуществляется не только на занятиях, но распространяется на все взаимоотношения с окружающими, вплоть до интимных контактов. Обязательными являются также утренние медитации, евангелизированные собрания, библейские дискуссии, конференции, семинары. Подобная структура и контроль носят, несомненно, тоталитарный характер. Человеку, попавшему в секту, очень сложно из нее выйти: ему постоянно звонят по телефону, наносят насильственные визиты, ведут слежку за всеми его действиями и за контактами с другими людьми. По данным зарубежных исследователей, подобный прессинг может привести к нервным срывам, психическим расстройствам и даже суициду.

Свою деятельность секта часто прикрывает завесой различных обществ, таких, например, как "Общество библейской литературы", "Общество исторической литературы", "Международный фонд "Надежда", от имени которых сектанты проводят благотворительные мероприятия, в том числе шефство над детскими домами и домами для престарелых и инвалидов. Некоторые руководители секты работают и в государственных образовательных учреждениях. Так, МЦХ шефствует над тремя детскими домами в Москве, а один из них возглавляет сектант Е.Варфоломеев, который в качестве воспитателей привлекает своих единомышленников из секты. Эти и подобные факты свидетельствуют, что не только члены секты, но и руководители соответствующих государственных ведомств нарушают Закон Российской Федерации "О свободе совести и религиозных организациях" (ч.2 ст.27)[47].

Церковь Христа - одна из самых молодых сект протестантского толка, однако ее стремительное распространение в большинстве стран мира представляет серьезную угрозу для безопасности государства, национального самоопределения, национальных традиций и культуры народов мира.

"Семья" (или "Дети Бога") - одна из молодых сект протестантского толка, возникшая в 1968 г. в Южной Калифорнии (США) под руководством пастора Дэвида Брандт Берга, который позже стал известен под именами Моисея Давида, Отца Давида или "Папы". Он проповедовал среди молодых наркоманов, ведущих неупорядоченную половую жизнь. По всей вероятности, под влиянием наркотиков он стал галлюцинировать и получать "откровения", что дало ему повод назвать себя "пророком последних дней".

Члены движения верят в возможность прямого контакта с Христом. Из всех таинств практикуется только одно - Хлебопреломление. Водное крещение считается необязательным.

У Берга явно ненормальный интерес к сексу, что определило и весь характер движения. Между членами общины, достигшими 21 года, допускаются гетеросексуальные отношения. В то же время под угрозой исключения из общины не допускаются половые связи с лицами, не являющимися членами "семьи". Среди членов секты до 2/3 - дети. Секс в идеологии и практике "семьи" служит для манипулирования рядовыми членами секты. Так, Берг предписывал некоторым избранным, чтобы они "делились" с ним и друг с другом своими мужьями и женами, утверждая при этом, что отцы вообще не должны чувствовать за своих детей никакой ответственности. "Господь сделал женщину беременной - Господь и будет заботиться о детях. А ты иди своей дорогой и занимайся тем, что тебе предписано"[48]. Не случайно в этой секте практикуются проституция и инцест. Адепты участвуют в практике "кокетливой рыбной ловли", заключающейся в проституировании детей с намерением заполучить как можно больше последователей. Подобная "идеология" на фоне общей "сексуальной революции", начавшейся в 60-е гг. ХХ в. в странах Западной Европы и США, сделали эту секту для молодых людей привлекательной, что явилось причиной распространения ее во многих странах мира.

Эта секта была первой, против которой группа родителей в США создала Комитет родителей за освобождение наших сыновей и дочерей от "Детей Бога". В 1978 г. организация была официально распущена, однако Берг создал новое движение - "Семья любви", которое существует под руководством гражданской жены Берга - Марии и в настоящее время. Эта секта не так многочисленна, как МЦХ или "Свидетели Иеговы", но от этого не менее опасна для духовного и физического здоровья подрастающего поколения.

В России она появилась в 1991 г. Основные источники ее доходов - пожертвования из-за рубежа сторонников секты, а также помощь местных и иностранных спонсоров, членские взносы так называемых "сочувствующих".

Адвентисты седьмого дня - секта, которая до 1845 г. была в составе баптистского союза, но за расхождение по многим позициям с баптизмом была исключена из него[49]. Ее основатель - фермер Уильям Миллер утверждал, что Бог перестал открывать свою волю людям 2000 лет тому назад, что все им сказано в Ветхом Завете. Учение адвентистов взято из раввинических книг и потому представляет собой попытку соединить христианство с иудейством, в чем нет ничего нового, так как подобные явления отмечались уже в I в. н. э. Адвентисты считают, что второе пришествие Христа на землю не будет началом суда и кончиной мира. Христос явится, по их мнению, для того чтобы устроить Царство святых, и это царство будет продолжаться 1000 лет, что явно противоречит Священному писанию. Сам Миллер предсказывал, что конец света наступит в 1843 г., затем - в 1844 г.

Отрицая Священное писание и Священное предание, адвентисты создают собственное "предание" через спиритические видения "пророчицы" Елены Уайт, которая сама себя называла "вестницей Господа". По утверждению ее последователей, с 1844 по 1915 г. Бог дал ей более 2000 видений, которые адвентисты воспринимают как авторитетную вероучительную литературу.

Как отмечалось, сект протестантского толка множество, и дать им даже краткую характеристику в учебном пособии весьма затруднительно. Тем более что они часто меняют свои названия или действуют под несколькими сразу. Например, "Поместная (Местная) церковь" Уитнесса Ли называется и "Живой исток", и "Церковь свидетеля Ли", и "Церковь домашних собраний" и т.д. Часть из них прикрывается вывеской различных международных фондов. Главный признак, по которому их можно определить как секту, - это отрицание традиционных христианских конфессий: православия, католицизма, протестантизма в их классическом варианте. Следует отметить, что протестанты из Германии, Швеции, Дании и других стран, где эта религия имеет статус государственной, традиционной, не занимаются пропагандистской, прозелитической деятельностью в России, уважая ее православную культуру и традиции, что не характерно для сект, представители которых считают Россию чуть ли не языческой страной, нуждающейся в спасении. Естественно, что руководители этих сект, центры которых находятся, как правило, в США, вполне осознанно ведут разрушительную работу против менталитета не только народов России, но и всего мира, стремясь к установлению единого мирового правительства под эгидой США и даже осуществляя таким экзотическим способом идею глобализации.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.