Берегитесь, чтобы не ввели вас — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Берегитесь, чтобы не ввели вас



В В Е Д Е Н И Е

 

Религии Востока

 

Человечество никогда не существовало вне религии, поскольку всегда задавало себе извечные вопросы: кто мы, откуда мы, куда идем, в чем смысл человеческого существования на этой Земле, в чем смысл жизни и смерти?.. Ответы на них на протяжении всей своей истории человечество находило в народной мудрости, философии, науке, искусстве, но прежде всего и главным образом - в религии.

В настоящее время три религии считаются мировыми: буддизм, христианство, ислам, поскольку своим влиянием они охватывают многие народности и государства. В то же время существуют так называемые традиционные религии, которые распространены в каком-либо одном государстве или свойственны какой-либо одной нации. Так, синтоизм является коренной религией японцев, конфуцианство - наиболее распространено в Китае (его основатель Кун Фуцзы (Конфуций), проповедуя принцип "золотой середины", т.е. гармонических отношений с людьми, с миром, сумел привить китайскому народу особое почитание государства, что оказало существенное влияние на весь социально-этический строй их жизни); официально признанной религией Китая является также даосизм (дао - путь); индуизм - религия народов Индии; иудаизм - религия еврейского народа.

Однако подобное разделение религий несколько условно. Так, традиционными религиями для России являются православие, буддизм и ислам, хотя все они в то же время относятся к религиям, имеющим статус мировых.

Разделяются религии также на монотеистические (единобожие) и политеистические (многобожие). Практически все религии Древнего мира, кроме иудаизма, начиная от шаманизма, ведовства первобытных народов до религий Древней Греции и Древнего Рима были политеистические, или языческие. Монотеистическими религиями являются иудаизм, христианство и ислам.

Особое место по времени возникновения и существования занимают индуизм и иудаизм, как религии, возникшие за тысячелетия до н. э. и исповедуемые по настоящее время. Между тем многие из существовавших в мире религий, такие, как зороастризм (религия древних персов), языческие верования Древнего Египта, языческие культы славян, скандинавских народов, германских племен, друизм народов, населяющих Англию, прекратили свое историческое существование, поскольку с начала нашей эры они постепенно заменялись монорелигиями - христианством и исламом.

Индуизм - одна из древнейших религий человечества, пришедшая на смену брахманизму, возникновение которого ученые относят к периоду, когда некоторые арийские племена, к которым, кстати, относятся не только большая часть европейских народов, в том числе и славянские племена, но и таджики и иранцы (индо-европейская группа), приблизительно за 1500 лет до н. э. пришли в Индию. Свидетельством их арийского происхождения являются некоторые слова и понятия, до сих пор общие для этих народов. Например, древнейшие священные книги индусов называются Ведами (веда - знание), по-русски же глагол "ведать" до сих пор означает "знать".



Индуизм не является религией единого Бога, несмотря на то, что Брахман признается безличным духовным началом всего сущего, абсолютной реальностью. В индуистском пантеоне существует множество богов, которые якобы являются ступенями познания абсолюта и могут отождествляться с явлениями природы, животными, олицетворять добро и зло (Шива, Вишна, Кришна и т.д.).

В языческом индуизме (веданте) понятие праведности богов отсутствует. Своеобразное философское толкование "Вед", данное в "Упанишадах", сводится к следующим основным положениям:

- все в мире, в том числе и жизнь человека, подчиняется закону "кармы" (рок, судьба);

- история человечества и история отдельной личности движется по кругу, отсюда перевоплощение, переселение душ;

- все сущее - временно и иллюзорно;

- смысл человеческого существования - в слиянии с безличным Абсолютом, Брахманом, в процессе которого и человек лишается своей индивидуальности.

Индуизм породил кастовый строй в Индии, целый ряд кровавых обрядов, которые только в ХХ в. эволюционировали до бескровных (официально), поклонение злу, разрушению в лице бога Шивы, поклонение силам природы. В то же время широко известны такие принципы индуизма, как ненасилие, естественный образ жизни, простота, обращенность внутрь личности, самоуглубленность и т.д., которые еще в XIX - начале ХХ в. стали широко распространяться на Западе. Особенное усердие в этом проявили такие деятели, как Блаватская, Рерихи, благодаря которым подлинная религия индусов представала перед европейцами подчас в весьма идеализированном виде, в то время как еще в XX столетии "веротерпимые" индусы убивали христианских миссионеров и просто верующих христиан, о чем свидетельствуют сами ндусы[1]. Подобная нетерпимость индуистов-фундаменталистов вызвана, в частности, и тем, что христианская религия разрушает индуистские касты, ратуя за равенство всех людей перед Богом.



Неоиндуизм XIX-ХХ вв., основанный Шри Рамакришной, неграмотным жрецом храма богини Кали, получившим якобы "Высшее откровение" в йогическом состоянии самадхи, и развитый его учеником Свами Вивекананда (1863-1902), приходит к идее Вселенской универсальной религии, где Кришна, Шива, Христос и Аллах - одно и то же, просто разные имена одного Бога, которого "называют разными именами согласно времени, месту и национальности поклоняющихся... Рамакришна сравнивал Бога с хамелеоном на дереве, предстающим в различных религиях в изменяющихся формах, и утверждал, что Бог имеет так много форм, что все их знать невозможно, что он может быть Личностью и безличным и воплощаться в любое тело" [2]. Например, Елена Рерих, одна из создательниц учения "Агни-Йога", серьезно утверждала, что она неоднократно бывала на Венере, где общалась с разновидностями человеческих существ, по своему физическому и духовному развитию стоящих выше, чем земное человечество.

Таким образом, синкритизм религий, заложенный не только в неоиндуизме, но и в буддизме, способен привести человечество к эпохе неоязычества, эпохе оккультной практики, весьма ярко выраженной в новых религиозных движениях типа "Нью Эйдж" ("Новая Эра").

Буддизм - древнейшая из мировых религий, возникновение которой связано с именем Шакьямуни Гаутамы (VI в. до н.э.), зародившийся в недрах индуизма как сектантская религия, проповедавшая бегство от общества. Буддизм по своему происхождению не является самоназванием, так это течение было названо европейцами в XIX в.

Сами приверженцы этой религии называли ее "будуха Дхарма" (учение Будды), а себя - "баддуха", т.е. последователи Будды. Будда не оставил никаких письменных источников своего учения, оно передавалось им устно в виде проповедей, бесед, диалогов, охватывающих огромный круг тем - от норм и правил жизнедеятельности его последователей (одежда, питание, поведение, образ мыслей и т.д.) до провозглашения и разъяснения высших религиозных ценностей буддизма и методов их практической реализации.

Из индуизма буддизм воспринял идеи кармы, цикличности в перевоплощениях, нирваны. Однако буддизм не стал религией народов Индии, а распространился по странам Юго-Восточной Азии, Тибета, поскольку история буддизма после смерти Будды - это история расколов и образований все новых и новых школ, сект, направлений, становление которых происходило подчас в весьма кровавых сражениях, гонениях на инакомыслящих.

Вера в какого-либо единого Бога не играет в буддизме такой же роли, какую она выполняет в других религиях, хотя Будда не отрицает существование сверхестественных существ, которые, по его мнению, также подчинены действию "кармы". Поэтому данная религия не является ни монотеистической, ни политеистической.

Главное в буддизме - это добиться освобождения от желаний (говоря современным языком - от потребностей), поскольку именно в них Гаутама видел все причины и происхождения несчастий в мире. "Окружающий нас мир - иллюзия, сновидение, - утверждал он. - Наше "Я", которым мы так дорожим, - тоже иллюзия. Бытие как таковое - страдание. Страдание безначально, как и бытие эмпирически безначально. Цель бытия состоит в прекращении эмпирического бытия, в достижении высшего покоя сверхбытия. Пресечение безначального процесса бытия возможно - оно возможно путем искоренения страстей, привязанности к иллюзорному бытию"[3].

Таким образом, буддизм - это религия небытия, религия смерти. Естественно, что в подобном веровании нет места бессмертной душе, нет идеи Бога как личности, как творца Вселенной.

Путь к просветлению (кстати, "Будда" и переводится как "просветленный"), иными словами, последовательное изменение, искоренение в себе желаний, весьма сложен. Это прежде всего процесс очищения психики человека, где гнездятся все ложные и пагубные привычки и мотивы поведения, и продвижению по этому пути служит медитация, т.е. особо сосредоточенное размышление, предполагающее использование методов сознательного контроля и управления психическими процессами с целью достичь высших психических состояний. Медитационные практики, включающие множественное повторение священных заклинаний (мантр), методы самотренинга (йоги) и др., переключают познавательные импульсы человека с "внешних" предметов на "внутренние состояния", что кульминируется в трансе, когда человек "выходит", "выныривает" из себя на самом глубинном уровне, когда прекращается полностью работа сознания, человек как бы самоустраняется от всего сущего, в том числе и от своей личности, и впадает в нирвану, в ничто, растворяется как личность в Абсолюте, и для него заканчивается круг перерождений. Способом достичь нирваны является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. Буддисты утверждают, что достижение нирваны как конечного смысла бытия человека предполагает такие качества людей, как доброта, великодушие, любовь, терпимость по отношению к другим живым существам, к жизненным обстоятельствам, мудрость, способствующую в сочетании с терпимостью проникновению в глубинную суть вещей и явлений.

Однако эти идеалы нужны для так называемых несовершенных, и именно они создали некий ореол буддизму как наиболее веротерпимой и миролюбивой религии.

В то же время различия между отдельными направлениями буддизма в разных странах и в разные исторические эпохи так велики, что порой трудно поверить, что столь противоположные взгляды могли возникнуть из одного и того же источника. Так, особенным фундаментализмом отличались буддистские монастыри в Монголии и Тибете, где ежедневные утренние служения начинались с принесения кровавой жертвы, а сторонники других течений рассматривались как "злобные враги" ламства, которых следует уничтожить, ибо только таким путем можно сохранить веру и священное учение. Древние тантрические ритуалы совершались подчас с кровавыми человеческими жертвоприношениями. Миф о том, что буддисты никогда не начинали войн, тем более братоубийственных, гражданских, лишен всяких оснований. Они были и в Монголии, и в Тибете. Совершались буддистами также насилия, в том числе и изощренные пытки, над иноверцами. В XVII-XIX вв. отмечались гонения на христиан и в Японии, и в Корее, где иноверцам отсекали головы, живыми зарывали в землю, варили в кипящих котлах. Были преследования со стороны буддистов и в России.

Существовали у "миролюбивых" тибетских лам и боевые отряды. Так, в дивизии барона Унгерна самую боеспособную часть составляла тибетская сотня, присланная ему Далай-Ламой.

Таким образом, реальный буддизм разительно отличается от тех представлений о нем, которые получены в XIX в. западными "паломниками на Восток" типа Блаватской и Рерихов, находившихся под влиянием оккультизма с примесью "восточной романтики"[4].

Чем же так привлекателен был буддизм для западного обывателя в XIX-ХХ вв.? Не в малой степени требованием аскетического образа жизни; для многих мыслителей (Шопенгауэр, Ницше) и их последователей буддизм стал орудием критики западной культуры, системы и ценностей. Особенно наглядно эта тенденция стала проявляться в ХХ в., когда западный мир все более отходит от христианских ценностей, поклоняется в прямом и переносном смысле "золотому тельцу", становится все более бездуховным.

Однако идеи буддизма, пересаженные в чуждую для них почву, взращиваемые в условиях совершенно иного менталитета западного человека, порождают, к сожалению, современные неоязыческие движения.

Таким образом, в своей исторической эволюции буддизм прошел как бы три стадии: как сектантская религия индуизма, затем распространился на большую часть Юго-Восточной Азии и, наконец, по разному вписался в различные религиозные представления и культурные традиции стран Запада.

Иудаизм - первая в мире монотеистическая религия, основная идея которой - поклонение Единому Богу, Личности, Творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с избранным народом, "народом Божиим" союз о взаимной верности, основные принципы которого отражены в Завете. Это так называемые десять заповедей (не сотвори себе кумира, не произноси имя Господа Бога твоего всуе, почитай отца и матерь свою, не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.), которые за некоторым исключением (помни день субботний как день покоя, посвященный Богу) являются основными принципами современной цивилизации.

Древние евреи все свое творчество вложили в одну книгу (точнее, книги) - Библию. Первая книга - "Бытие" - создание мира. Библейский Бог - создатель мира. Он создает ее из ничего, силой духа. И Бога своего они называют Сущим (Яхве, Иегова).

Бог древних евреев - миродержец. Он же и Дух. Представить его предметом - значит убить его, сделать из бесконечного, не имеющего очертаний, конечным, очерченным. Изображений его делать нельзя, чтобы не умалить и не унизить его жалким подобием. Их Бог - воплощение добра, но он и грозный отец, суровый к своим детям.

По Моисею, главное не соблюдение обрядов, а внутренняя верность своему идеалу, верность нравственной правде. Человек служит Богу тем, что соблюдает нравственный закон. Каждая заповедь имеет четкий нравственный смысл.

С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию. Надо соблюдать чистоту и благолепие, не осквернять землю, по которой ходишь. Эти представления складывались постепенно и кодифицированы в Талмуде.

Заповедь "не убий" ограничивала действия личности, но государство сохраняло право защищаться оружием и право на смертную казнь.

Ветхозаветная часть Библии состоит из ряда книг. Это прежде всего Пятикнижие, или Тора (по-еврейски), в первой книге которого - "Бытие" - рассказывается о сотворении мира, об Адаме и Еве, всемирном потопе и первых древнееврейских патриархах, об Иосифе и египетском плене. Вторая книга - "Исход"- рассказывает об исходе евреев из Египта, о Моисее и его десяти заповедях, который был первым еврейским законодателем и основателем иудейской религии. Третья книга - "Левит" - представляет собой свод религиозных догм, правил, ритуалов. "Числа" и "Второзаконие" (четвертая и пятая книги) посвящены истории евреев после египетского плена.

Толкование Торы, проводимое иудейскими священниками на протяжении веков, вылилось в многотомный Талмуд, сформировавшийся в III-V вв. н. э., являющийся основным религиозным источником для всех еврейских общин мира и в настоящее время.

Кроме Пятикнижия в Библии помещены книги судей и царей израилевых, книги пророков, сборник псалмов Давида (Псалтырь), Песня песней Соломона и др.

Квинтэссенция Ветхого Завета - в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру.

Через священные книги иудеев красной нитью проходят такие идеи, как проявление верности Богу, ожидание Мессии, под властью которого будет создано мощное государство со справедливым политическим устройством, а еврейский народ, как избранный, прославится в веках и займет главенствующее положение среди других народов.

С разрушением Иерусалима в I в. н. э. государство Израиль перестало существовать. На протяжении почти двух тысяч лет еврейский народ представлял собой так называемый "народ рассеяния", так как его представители расселились еще в древности по всем странам Средиземноморья, проникали и на Восток. Так, у народов Хазарского Царства (VIII-X вв. н. э.) основной религией был иудаизм. Изменение исторических условий существования народа привело к созданию в IV-V вв. н.э. Талмуда, в котором сосредоточены обширные и детализированные толкования законов и нормативных актов, детальная регламентация всей жизни евреев, выраженная во множестве предписаний, обязательное следование которым позволило еврейскому народу даже в отсутствие собственного государства сохранить свою "самость" на протяжении средних веков, новейшей истории и восстановить государство Израиль в середине ХХ в.

После отвержения евреями Нового Завета, т.е. христианства, иудаизм претерпел существенные изменения по сравнению с тем, как верили евреи во времена Пророков. Все, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале - магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца. Израиль создал себе ту религию, которую мешали ему сотворить Пророки, т.е. религию самообожествления. "Мы, евреи, и есть мозг, голова мира, его совесть и рассудок... Приложив усилия, еврей может достигнуть более высокого духовного уровня, чем нееврей", - так писал Й.Гордон, член директората раввинских судов Израиля[5].

За все эти прошедшие века отношение евреев к другим народам и верованиям и других народов к ним было весьма сложно и подчас трагично. Идея богоизбранности еврейского народа не могла восприниматься как должное как в христианских, так и в мусульманских странах, что часто приводило к гонениям на них, поселениями в гетто. Основными видами занятий евреев были ростовщичество, торговля, финансовые операции, банковское дело, поскольку они имели связи по всей Европе и Азии, ремесленничество.

Основными требованиями и по настоящее время для евреев выступает обязательное соблюдение субботы, обрезание и потребление "чистой пищи". Центром жизни еврейской общины, в какой бы стране она ни находилась, является синагога, а руководителем - раввин, основной толкователь священной книги Торы, суть которой объяснялась в средние века в двух смыслах. Для большинства верующих она толковалась в своем буквальном выражении, для избранных - посредством магических приемов, медитации, каббалы, что впоследствии стало основой для распространения оккультных течений в среде христианских народов и привело к возникновению различных ересей и сект.

В XIX в. созрела идея объединения всех евреев вокруг Израиля, что способствовало формированию сионизма, отношение к которому также неоднозначно в силу того, что отдельные его представители продолжают насаждать среди последователей иудаизма идею мирового господства посредством слияния с масонством, проникновения в общественные, культурные, финансовые структуры национальных государств.

К началу ХХ в. большинство евреев проживало на территории бывшей Российской империи (на юге, в Западной Украине и Белоруссии), в настоящее время - в США. Так, из 6 млн. жителей Чикаго 2 млн. - евреи. Не случайно основным политическим, стратегическим и финансовым партнером государства Израиль являются США.

Ислам (в переводе с арабского - "предание себя Богу" или "покорность") - наиболее молодая из современных мировых религий (VII в. н. э.). Его основатель Мухаммед, по данным арабских историков, родился 29 августа 570 г. н. э. С детства он остался сиротой и воспитывался до восьми лет в семье кормилицы в обыкновенном кочевом арабском племени в пустыне, затем был взят в семью своего деда в г.Мекку, а впоследствии - в семью дяди Абу Талиба, который оказал на него большое влияние в отрочестве, а когда Мухаммед организовал общину верующих, оказывал ему всяческую поддержку в борьбе с язычниками.

В двенадцать лет Мухаммед вместе с торговым караваном совершил свое первое путешествие в Сирию, основное население которой в то время было христианами. Впоследствии, будучи торговым агентом у богатой вдовы Хадидже, на которой он женился в возрасте двадцати пяти лет, Мухаммед совершал неоднократные поездки в страны Малой Азии (в "страну ромеев"), где познакомился с учением иудеев и христиан, которые, несомненно, оказали на него влияние и прежде всего в главном - признании единобожия. Поэтому ислам является монотеистической религией с единственным Богом - Аллахом, являющимся создателем Вселенной и справедливым судьей мира.

Ваш бог - един

И нет другого божества, кроме Аллаха [6],

Всемилостив и милосерден Он (сура 2, стих. 163)[7].

Аллах! Нет божества, кроме него,

Вечно живущего и самосущего (сура 3, стих. 2)[8].

В то же время и Моисей, и Иисус Христос признаются в мусульманстве пророками.

В этот исторический период среди арабов-бедуинов, бывших в основной массе своей язычниками, существовали уже последователи Христа (насара) и приверженцы иудейской религии (яхуди), жившие в основном в земледельческих оазисах. Не случайно поэтому первоначально Мухаммед рассматривал ислам не как новую религию, а как учение, мало чем отличающееся от христианства и иудаизма, так как у каждого народа свой пророк, но Бог - един. Превосходство нового учения он видел в том, что получаемые им свыше "божественные откровения" рассматривались им и его сторонниками самыми последними по времени приказаниями Всевышнего. Поскольку сам Мухаммед был неграмотным, то послания, которые "диктовались" ему во время его молитв, трансов, видений, снов, записывались его секретарями в виде сур, из которых впоследствии и была составлена священная книга мусульман - Коран. "Коран - слово Аллаха, ниспосланное в сердце пророка его Мухаммеда. Он не сотворен, как бы и с чего бы его не читали"[9].

В своем становлении и развитии ислам даже при жизни своего основателя претерпел значительные изменения, поскольку жизненные обстоятельства вносили существенные коррективы в его взгляды. В первоначальный период своей миссионерской деятельности, которую он начал в Мекке - городе, заселенном в основном язычниками-курайшитами, Мухаммед проповедовал идеи братской любви и милосердия, необходимость очищать себя милостыней, молитвой, быть честным и справедливым, выступал с проповедью мира и ненасилия, утверждал, что война противоречит заповедям Аллаха и всему духу ислама. Однако впоследствии, когда он с группой своих сторонников в 622 г. вынужден был из Мекки переселиться в Медину (именно с этого времени и события ведется отсчет лет по мусульманскому календарю), многие принципы претерпели изменения. Вынужденному вести войну с язычниками Мекки и другими племенами, Мухаммеду нужно было оправдать этот шаг божественным авторитетом, и вскоре он получает "откровение", отменяющее запрет на ведение войны. Сначала была разрешена оборонительная война, затем - война как справедливое отмщение, следующий этап - война за веру и, наконец, "джихад" - священная война против неверных, "гяуров", к числу которых относились все немусульмане[10]. Идолопоклонники были поставлены вне закона. Место единого Бога занимает единственный, обязательный для всех пророк. "Муслим" - верный - изменило свое значение, оно включает уже не всех последователей прежних пророков единого Бога, а только последователей Мухаммеда. Призывы к единству и миру уступают место джихаду. В сурах в Медине поэтическое вдохновение уступает политическому расчету. Как политик Мухаммед создал из вчерашних кочевников мировую державу.

Сила ислама - в его близости к племенному сознанию. В то же время культура ислама - это синтез культур Средиземноморья, Ирана и в какой-то мере Индии, поскольку уже в VII-VIII вв. мусульмане завоевали Сирию, Палестину, Месопотамию, Персию, Закавказье, Среднюю Азию, Египет, Северную Африку, южную часть Пиренейского полуострова, Северную Индию.

Коран являлся тем сводом конституционных и морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал долгую жизнь государственности - Халифату, возникшему в Аравии в VII в., где в процессе взаимодействия различных культур сложилась высокоразвитая цивилизация, языком которой стал арабский, а идеологической основой - ислам, монотеистическая религия с полной системой этико-правовых норм и религиозно-политических институтов.

Таким образом, ислам вышел на мировую арену еще в раннем средневековье и из религии арабов-бедуинов превратился во вторую после христианства религию мира. К этому времени в дополнение к Корану появилось мусульманское "священное предание" - сунна, санкционировавшая все то новое, что появилось в догматике, культе и обрядах ислама. На базе Корана и сунны разработан Шариат - свод феодально-мусульманского права, который множеством мелочных предписаний регулирует все стороны жизни мусульман. Все это вырабатывало подсознательный, но глубокий комплекс привычек. Основные догматы веры усваивались вместе с бытовыми навыками, народными традициями, принципами поведения и определяли трудовую, семейную, общинную сферы деятельности. Таким образом, и до сих пор в некоторых мусульманских странах мусульманские нормы права и этики заменяют и гражданский, и уголовный законы.

Символ веры мусульман очень прост: свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - посланник (пророк) Аллаха. К числу основных догматов веры относятся: очищение себя милостыней; очищение милостыней своего имущества (т.е. платить налог-закат); соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа, т.е. паломничества в Мекку для поклонения почитаемому всеми мусульманами священному "черному камню", находящемуся в храме Кааба; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры. Особым почитанием пользуется библейский пророк Ибрахим, которого арабы считают своим праотцом и с именем которого связывается строительство Каабы.

В исламе, как и в других мировых религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение к старшим; забота о вдовах и сиротах и т.д. Однако в Шариате до сих пор существуют положения, которые отражают пережитки родового и рабовладельческого общества. Так, женщина считается существом низшим; расторжение брака зависит только от прихоти мужчины; поощряется многоженство, помимо законных жен разрешается иметь наложниц; признается как нравственный институт рабства, который был отменен только в начале ХХ в. под давлением международных организаций (на практике в некоторых мусульманских странах действует и в настоящее время); шариатские наказания за преступления сохранили жестокий характер, практикуются публичные телесные наказания и смертная казнь.

Мусульманство, как и другие мировые религии, не является единым. Уже в первом веке своего существования оно разделилось на два направления - суннизм и шиизм. Суннизм - ортодоксальное направление ислама, последователи которого признавали Коран и сунны, а своим духовным главой - халифа. Шиизм подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание в противовес сунне, не признавал халифа. Шиизм был характерен главным образом для персов (современный Иран).

В дальнейшем с появлением "новых пророков", толкователей "истинного ислама" появилось несколько течений и около 70 сект. Одним из таких течений был суфизм (суф - грубая одежда) - мощное духовное движение, которое развило нравственные позиции, изложенные в Коране [11]. Зачинатель - женщина Рабийя, в основе ее влияния - мистика личного переживания, мистика Единого. Ее последователи - мистики, они становятся равнодушными к букве, к догме, к закону и потому опасны для официального ислама.

Судьба одного из величайших суфиев - ал Халладжа - трагична: он подвергался жестоким гонениям, пыткам и был казнен. Он выражал крайний суфизм. Умеренный же суфизм, созданный аль Тазали, представляет собой строгую философскую систему. Подлинный Ходжа Насреддин был суфием, его притчи были средством подведения человека к духовной задаче. Суфийская поэзия - вклад в культуру ислама.

"Божий лик - не предмет среди предметов, а Суть всех предметов. И узнавание этой Сути есть высшая полнота бытия, чудо любви, открытие родства всех со всеми"[12].

Многие суфии отказались от буквального понимания рая и ада. Джелаледдин Руми называл рай и ад игрушками для детей. Рай - образ просветления души, ад - образ темных страстей и невежества. Некоторые суфии считали, что иудаизм, христианство и ислам отличаются друг от друга только внешне, а не внутренне, словами и обрядами, а не духом.

Для ислама уже в XII в. стало характерным возникновение различных религиозно-мистических сообществ, среди которых в средние века наиболее распространенной явилась секта "ассасинов", в арабском произношении "хашишинны"(т.е. употребляющие наркотик хашиш). Основателем секты был Хассан-ибн-Саббаг (современник Омара Хайяма), который в 1090 г. захватил укрепленный замок Аламут в Северной Персии. Главное в их учении - "Истины на земле нет и потому нет ничего запрещенного". Поэтому изуверские убийства, истребление всего, что не принадлежало секте, расценивалось как религиозный подвиг, за совершение которого фанатик после смерти попадал в райские кущи, где мог наслаждаться всеми блаженствами: явствами, питием, прекрасными садами, дворцами и гуриями.

Секта носила ярко выраженный тоталитарный характер - в ней было семь степеней посвящения. Первую степень имел сам Хассан, которого называли "старцем гор". Слепое повиновение ему было священным для членов секты. За ним следовали "великие призыватели" (или главные проповедники). В третьем разряде - простые вербовщики ("даи"). Только эти три степени были посвящены в тайны. Четвертую степень составляли готовящиеся к посвящению, пятую - обреченные, исполнители самых жестоких поручений "старца"; шестую - приставшие", т.е. новички, только что вступившие в секту; седьмую - не принадлежащие секте, но преданные ей, т.е. простой народ.

Хассан оставил после себя целый ряд преемников, которые управляли сектой, продолжавшей открыто существовать до 1256 г., т.е. до нашествия монголов[13]. Однако, несмотря на уничтожение ядра секты и их главного прибежища - замка Аламут, ассасины не прекратили своего существования и превратились в тайное общество, отголоски деятельности которого наблюдаются под другими названиями и в настоящее время.

Распространение западного образа жизни по всему миру не обошло и мусульманские страны. В одних из них это влияние проявилось больше (Турция, Египет, Сирия), в других (Иран, Ирак, Афганистан, Пакистан) - меньше. И если в настоящее время идеи "джихада" теряют свою силу, то исламский терроризм как оружие приверженцев крайнего фундаментализма, который зиждется на идее, что воин, погибший в борьбе с "неверными", тут же попадает в рай, приобретает характер международного.

Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улемы - богословы ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказываниях Мухаммеда о мире и согласии. Таким образом, именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить эту сложнейшую проблему XXI в.

 

1.2. Христианство: православие, католицизм, протестантизм

 

Христианство- одна из самых распространенных мировых монотеистических религий.

К началу нашей эры духовный кризис охватил все Средиземноморье. Греко-римские боги уже были духовно несостоятельны, религия Яхве также стала перед вопросами, на которые у нее не было ответов. Время требовало рождения нового духовного идеала. Нужна была объединяющая всех мировая религия, которая могла бы заполнить духовный вакуум.

Такой религией стало христианство, которое было обращено не только к евреям, среди которых оно родилось, но ко всем людям мира. "Несть во Христе ни эллина, ни иудея" (апостол Павел). Перед лицом единого Бога все равны.

Возникновение христианства в I в. н. э., с летоисчисления которого и начинается по существу новая цивилизация, связано с именем Иисуса Христа. Существовало много великих пророков и философов, много святых и мудрецов, но не было и не будет никого, кто мог бы сравниться с Христом в его отношении с Богом (Сын Божий), в отношении со Вселенной. Иисус - Бог, но и совершенный человек, который соответствует первоначальному замыслу Бога о людях.

Возникнув в Израиле, где родился, жил, проповедовал и был распят Иисус Христос, христианство практически сразу стало религией межнациональной (в отличие от иудаизма), поскольку для христиан не было разделений национальных, государственных, родовых и племенных.

Пути иудейской и христианской вер разошлись уже в первые десятки лет после смерти Христа. Для ортодоксальных иудеев, для Синедриона воскресение Христа, перевоплощение живого человека в Бога, в Святого Духа было совершенно непонятно и неприемлемо. Иудеи, как и все народы Земли, ждали пришествия Мессии[14]. Однако они представляли его приход как торжество государства Израиль, его возвышение над всеми народами и государствами. Существовали и многие другие требования, на которые традиционная иудейская религия никогда бы не пошла, например отказ от обрезания. Фактор веры отсутствовал и у фарисеев, и у суддукеев, и у большинства народа, а посему восприятие нового учения, в основе которого лежала именно вера, было обречено на неудачу.

Христианин - тот, кто верил в Иисуса Христа. Быстрому распространению христианства способствовал ряд обстоятельств. Прежде всего, в тот период практически все страны Средиземноморья, Ближний Восток, Северная Африка, Франция, Англия, Германия входили в состав Римской империи или были под ее влиянием. Границы между этими государствами были прозрачны, а сеть дорог Римской империи делала общение населявших ее народов весьма доступным. Немаловажную роль играл тот факт, что языком общения образованных людей Империи был греческий.

Далее. Поскольку среди первых христиан преимущественно были евреи, а их расселение в странах Средиземноморья началось задолго до нашей эры, то общение с ними готовило язычников к восприятию Вести о пришествии в мир Христа.

И наконец, римская цивилизация переросла свою языческую религию, общество было нравственно развращено, потеряло свои моральные устои. Кроме того, плюрализм в области религиозных верований привел к тому, что в Риме процветали культы всех покоренных народов, в том числе и иудаизм, а впоследствии (II-III вв. н. э.) все большее влияние, несмотря на гонения и практически подпольное существование ("катакомбная церковь"), стало приобретать христианство.

Преследование христиан римской властью длилось около 250 лет с некоторыми перерывами. Поворотным пунктом в истории христианства стала политика императора Константина, который в 313 г. выпустил эдикт о полной свободе религий, после чего в течение десяти лет христианство превратилось в государственную религию. После переноса столицы Империи из Рима в Константинополь она стала духовным центром христианского Востока и вселенского православия.

В 356 г. греко-римское язычество было окончательно запрещено и в качестве единственной официальной религии признано христианство (православие).

IV в. в истории христианства знаменателен тем, что, во-первых, христианство вышло за пределы Римской империи: в 301 г. армянский царь Гиридат III принимает крещение и христианство официально объявляется религией Армянско






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.