Соотношение фаз и этапов конфликта — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Соотношение фаз и этапов конфликта



Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации 92 %
Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия 46 %
Пик конфликта Развитие открытого конфликта менее 5 %
Фаза спада Развитие открытого конфликта около 20 %

 

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения.

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В динамике конфликта выделяют ряд периодов, этапов и фаз.

Знания сущности конфликта, причин его возникновения, структуры и динамики развития позволят управлять им.

 

Концепции управляемости конфликта[30].

Существует две точки зрения на возможность управления конфликтом: первая группа авторов, коих абсолютное большинство, управлением конфликта считают любое сознательное воздействие в ответ на протекание конфликта в более узком смысле можно говорить о стремлении к его разрешению:

Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт[31].

С. Хилл, В. Ури, Б.Л. Ерёмин утверждают объективную неуправляемость конфликта. Создание системы разрешения конфликта похоже на создание системы контролирования дождей. Как и ливень, конфликт неизбежен. Кроме того, эта деятельность не всегда возможна, а иногда вообще не стоит вести конфликт к его разрешению, иногда достаточно его завершить на каком-то этапе.

Факторы неуправляемости конфликта по Л. Гринхелгу:

· одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

· эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

· конфликт есть верхушка айсберга, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни;

Факторы неуправляемости конфликта по Л.Крисбергу:

· участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

· различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

· институциализация конфликта, которая его определенным образом консервирует.



Роль стереотипа ритуальной агрессивности (В. Лефевр) в культуре. Факторы использования силовых методов при разрешении конфликта (П. Карневал, Д. Пруитт):

· трудности в коммуникации сторон, ведущие к непониманию друг друга;

· низкий уровень доверия между сторонами;

· убежденность, что методами борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров;

· ответная реакция на силовые действия другой стороны;

· доминирование в культуре тенденций соперничества (К.Хорни), агрессивная концепция среды.

Факторы управляемости конфликта (Р. Дарендорфу и М. Дойчу):

· признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

· направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

· организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;

· согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Диагностическая модель конфликта Гринхелга, приводимая Гришиной Н.В.:

Измерения Трудные для разрешения Легкие для разрешения
Предмет спора Вопрос принципа Отдельные разногласия
Размер ставок Большой Маленький
Взаимозависимость сторон Нулевая сумма Позитивная сумма
Преемственность взаимодействия Одиночная трансакция Перспективы продолжения отношений
Структура сторон Аморфная или фракционная со слабым лидерством Связная с сильным лидерством
Вовлеченность третьей стороны Третьей нейтральной стороны нет Вызывающая доверие, влиятельная, престижная, нейтральная
Воспринимаемый прогресс конфликта Несбалансированность: одна из сторон чувствует, что понесла большой урон Равный ущерб, принесенный сторонами друг другу

 

Стадии управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение.

Прогнозирование конфликта - этап выявления его возможных причин и потенциального развития. На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении.



Элементы процесса управления Предметы управления
Стороны Поведенческие аспекты
Индивиды Управление восприятием Управление коммуникацией
Группы Управление восприятием Управление коммуникацией Управление групповой сплоченностью
Стадии рассогласования Содержание принятия решений.
Несовместимые различия Выбор стратегии
Вмешивающееся поведение Выбор тактик Социальный контроль Управление силой

 

Прогнозирование конфликтов для различных их типов может быть представлено в общем виде:

Тип конфликта Направления прогностических действий
Межличностная сфера Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
Сфера внутригрупповых интересов Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей
Межгрупповое взаимодействие Постоянное взаимодействие со всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации Мы с акцентом на противопоставление Они и т. п.)

Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация действий комплекса детерминирующих конфликт факторов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта:

Тип конфликта Форма профилактических действий
Межличностная сфера Педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры: выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
Сфера внутригрупповых интересов Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Преодоление нарушения групповых норм, высокомерия.
Межгрупповое взаимодействие На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью обмена информацией о потенциальных соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта

 

Иногда руководителю, напротив, приходится принимать решение о необходимости стимулирования конфликта с целью активизации общественной жизни, переориентации конфликтной энергии в более мирное русло и т.д.

Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.

Регулирование конфликта начинается с признания его реальности. Легитимация конфликта становится фактом выведения конфликта из скрытой, латентной формы в проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные элементы противостояния.

Основные технологии на этом этапе - структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.

1. Выбор средств регулирования:

§ использование силы;

§ посредничество;

§ прямые переговоры.

2. Выбор методов регулирования:

§ уклонение; компромисс; насилие.

§ группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические.

3. Реализация решений.

4. Анализ последствий.

Структурные методы регулирования конфликта:

§ изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;

§ разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;

§ координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;

§ использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);

§ разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);

§ увеличение доступных ресурсов;

§ экспертные методы;

§ использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в следующей таблице:

Технологии управления конфликтами[32]

Название Основное содержание
Информационные Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т.п.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения
Социально-психологические Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе.
Организационные Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т.п.

 

Завершение конфликта - заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта:

1. Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:

§ разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);

§ устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;

§ исчезновение или изъятие объекта конфликта;

§ устранение дефицита объекта конфликта.

2. Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:

§ снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;

§ истощение сил, ресурсов.

3. Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта.

4. Подавление или отмена конфликта.

5. Урегулирование конфликта:

§ выработка соглашения в результате переговоров (изменение поведения в результате уступок методом компромисса или процедуры выбора победителя при прочих равных условиях);

§ разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем.

Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразделяются на самостоятельные или вмешивающиеся, т.е. с использованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора.

Таким образом, управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.

 

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.