Секция 3 «Проблемы международного права» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Секция 3 «Проблемы международного права»

2017-06-29 220
Секция 3 «Проблемы международного права» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.С. Аблямитов

 

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИИ.

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются вопросы правового регулирования ядерного нераспространения в Советском Союзе и современной России. Исследуется проблематика применения норм международного права в российской атомной индустрии.

Ключевые слова. Госкорпорация «Росатом», ДНЯО, ДВЗЯИ, МАГАТЭ.

 

В Советском Союзе исследования в области ядерной физики начались еще до Великой Отечественной войны. Еще в 1921 году была учреждена Радиевая лаборатория (позже преобразована в Радиевый институт), и уже в 1933 году в Ленинграде была проведена I Всесоюзная конференция по ядерной физике, давшая мощный толчок дальнейшему развитию ядерной отрасли в СССР. И уже в сентябре 1940 года Президиумом Академии наук была утверждена программа работ по изучению реакций деления урана. В военное время советская атомная отрасль развивалась в основном в сфере военных разработок. В тяжелое для страны время, 28 сентября 1942 года было подписано секретное постановление Государственного комитета обороны №2352сс «Об организации работ по урану», в котором приказывалось «возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива». Но, из-за сложностей военного времени и ориентации промышленности на защиту страны, работа по этому проекту велась медленно. Однако после испытания атомной бомбы США в июле 1945 года, в августе 1945 года было подписано постановление ГКО, учреждающее специальный орган управления по урану - Специальный комитет при ГКО СССР (состоял из высших государственных деятелей и ученых-физиков) и Первое главное управление (ПГУ) при Совете народных комиссаров СССР во главе с Б.Л. Ванниковым. За счет титанических усилий ученых и промышленности уже 29 августа 1949 года полигоне был успешно испытан первый советский ядерный заряд (РДС-1). Таким образом был заложен краеугольный камень в создание «ядерного щита» нашей страны.

Важно будет заметить, что после войны руководство страны развивает и мирный атом: в мае 1950 года Правительство приняло постановление «О научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работах по использованию атомной энергии для мирных целей». Главным итогом его реализации стал пуск первой в мире атомной электростанции мощностью 5 МВт близ станции Обнинское, которая дала ток 26 июня 1954 года. В 1964 году был запущен первый водо-водяной реактор ВВЭР-1 Нововоронежской АЭС мощностью 210 МВт. В 1973 году в городе Шевченко заработал первый в мире быстрый реактор - БН-350. В 1974 году - запуск первого реактора РБМК мощностью 1000 МВт на Ленинградской АЭС.

Стоит отметить важную роль, которую сыграла II Международная конференция по мирному использованию атомной энергии в Женеве 1958 года. От СССР в ее работе приняли участие 44 академика и члена-корреспондента, 33 профессора и доктора наук, было представлено более 200 докладов.

Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. оказала сильный негативный эффект на развитие ядерной энергетики, и в 90-е годы XX века атомная отрасль России пережила период стагнации. В январе 1992 года Министерство атомной энергии и промышленности СССР (преемник Минсредмаша) было преобразовано в Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Ему отошло около 80% предприятий бывшего Минсредмаша, 9 АЭС с 28 энергоблоками. Начался процесс восстановления, в результате которого отрасль сумела в значительной степени сохранить накопленный потенциал.

В марте 2004 года указом Президента РФ №314 было образовано Федеральное агентство по атомной энергии, его руководителем был назначен А.Ю. Румянцев. 15 ноября 2005 года распоряжением Правительства РФ на посту руководителя агентства его сменил С.В. Кириенко. В декабре 2007 года в соответствии с Указом Президента РФ была образована Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (сокращенное название — Госкорпорация «Росатом»). Госкорпорации были переданы полномочия упраздненного Федерального агентства по атомной энергии. Создание Госкорпорации «Росатом» ознаменовало создание новых условий для развития атомной энергетики, усиливающие имеющиеся у нашей страны конкурентные преимущества на мировом рынке ядерных технологий.

В современных условиях атомная энергетика — один из важнейших секторов экономики России, который активно развивается. Общее количество строящихся энергоблоков в России – 9. Высокое качество выпускаемой продукции и предлагаемых услуг подтверждается и успехами в международных тендерах на строительство АЭС за пределами страны. Портфель зарубежных заказов Росатома по итогам 2014 года превысил 100 млрд. долларов. Сегодня Россия – мировой лидер по количеству энергоблоков, сооружаемых за рубежом: Госкорпорация «Росатом» подписала контракты на строительство за границей 29 атомных энергоблоков. В частности, ведется сооружение АЭС «Аккую» (Турция), Белорусской АЭС (Беларусь), второй очереди АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Куданкулам» (Индия), АЭС «Ниньтхуан» (Вьетнам), АЭС «Руппур» (Бангладеш), второй очереди Тяньваньской АЭС (Китай), АЭС «Ханхикиви-1» (Финляндия), АЭС «Пакш» (Венгрия).

Сегодня отечественная атомная отрасль представляет собой комплекс из более чем 350 предприятий и организаций, в которых занято свыше 250 тыс. человек. Росатом занимает 2 место в мире по запасам урана и 3 место по объему его добычи; 2 место в мире по генерации атомной электроэнергии, обеспечивая 36% мирового рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива.

Важным аспектом деятельности Росатома (наряду с Министерством Обороны Российской Федерации) является поддержание и укрепление режима ядерного нераспространения. Так у нас в стране существует государственная монополия на всю ядерную отрасль – всю ее разделяют между собой Госкорпорация «Росатом», деятельность которой направлена больше в сторону мирного атома, и Министерство Обороны, которое полностью контролирует военный аспект отрасли. Росатом уполномочен принимать решения и подписывать международные соглашения от имени Российской Федерации. Таких соглашений подписано достаточно много, но самыми фундаментальными являются два – Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Договор о нераспространении ядерного оружия (подписан СССР 24 ноября 1969 года) обговаривает вопросы ядерного нераспространения - одного из основополагающих принципов мирового ядерного сообщества. Договор функционирует с 1970 года по 1995 и с 1995 года бессрочно. Он так же ведет жесткий контроль за оружием и всеми ядерными технологиями стран-участников, накладывает ограничения, занимается вопросами разоружения, гарантирует безопасность стран как владеющих ядерным оружием, так и не обладающих им. Этот договор обязует каждую подписавшую его страну так же заключить соглашения с МАГАТЭ о гарантиях.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (подписан Российской Федерацией 24 сентября 1996 года) - расширяет до безусловных рамок ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года. Основное положение этого договора – «каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.»

Отдельно стоит упомянуть и о Международном Агентстве по Атомной Энергии (МАГАТЭ) – международная организация, созданная для развития сотрудничества в области мирного атома. Его основная задача – констатировать факт того, что работы в отрасли мирного атома не переключались на работы в военной отсрасли. Каждое государство, подписавшее это соглашение, гарантирует этим, что не проводит исследования в атомной отрасли в военной направленности. Это сугубо технический орган, он не уполномочен строить какие-либо догадки и давать политическую оценку действиям какой-либо страны.

Все вышеперечисленные выше договора и соглашения, направленные на сохранение мира и безопасности в мире, строго выполняются и контролируются Росатомом - прямым наследником советской ядерной эпохи. Это значит, что наша страна наследник не только сотен предприятий, огромного опыта в этой области и не менее огромной базы знаний, но и ряда международных обязательств, которые являются гарантом того, что энергия атома находится в надежных руках. Это говорит о том, что Россия в лице Росатома ведет открытую политику по ядерному аспекту, развивает эту отрасль по всем нормам международного права, развивается не только технологически, но и юридически, что делает ее сильным и конкурентно способным членом мирового атомного сообщества.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.История атомной промышленности России – [http://www.rosatom.ru/about-nuclear-industry/history/];

2.Укрепление режима ядерного нераспространения – [http://ar2010.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomgorus/commoninformation/commoninformation5/common5_3/]

3.МАГАТЭ – [http://www.aem-group.ru/mediacenter/informatoriy/chto-takoe-magate-i-chem-ono-zanimaetsya.html].

4. Текст Договора о Нераспространении Ядерного Оружия

 

Г.Г. Арутюнян

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ УЧАСТИЕ РОССИИ В ВОПРОСАХ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ.

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию правовых основ деятельности Госкорпорации «Росатом» в вопросах ядерного нераспространения. Исследованы структуры Госкорпорации «Росатом» и правомочия предоставлять Российскую Федерацию в международных отношениях.

Ключевые слова. Госкорпорации «Росатом», ядерное нераспространение, международная безопасность, международное право.

 

Распространение ядерного оружия связано с повышением вероятности ядерного конфликта. Из всех видов угроз, представляемых разными видами ОМУ, угрозы, связанные с ядерным оружием, являются наиболее разрушительными по своим последствиям и широкими по своему охвату. Так как даже ограниченное применение ядерного оружия в любом месте земного шара будет иметь серьезные социальные, экономические и экологические последствия в мировом масштабе - для устранения такой опасности необходим многосторонний подход. Многосторонняя политика ядерного нераспространения совместима с продолжением и даже распространением использования ядерной энергии в мирных целях, и представляет собой не просто ограничительный режим на основе ДНЯО, но иерархическую структуру элементов, каждый из которых образует свой режим более низкого уровня, объединенных между собой в единую систему сложными многомерными связями [4].

Основными нормами являются [1]: Обязательство государств, не обладающих ядерным оружием (НЯОГ), не стремиться к его приобретению; обязательство всех участников режима не способствовать НЯОГ в приобретении ядерного оружия; обязательство официальных ядерных государств стремиться к полному ядерному разоружению.

По сравнению с другими существующими режимами, например: нераспространения химического оружия, двустороннего российско-американского режима контроля стратегического оружия и др., режим ядерного нераспространения является наиболее многосторонним и имеет чрезвычайно значимые последствия для обеспечения международной безопасности и стабильности. Вопросы ядерного нераспространения находятся в ряду с основными задачами Госкорпорации, а именно, поддержание и развитие национального ядерного боезапаса на уровне, гарантирующем реализацию политики государства в области ядерного сдерживания; разработка предложений по формированию государственной политики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и безопасному функционированию атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации. Важно отметить, что режим ядерного нераспространения представляет национальную политику страны, направленную на предотвращение или препятствование возможности получения ядерных вооружений другими государствами и, следовательно, является инструментом продвижения собственных национальных интересов в области использования атомной энергии. Также, в ряд важных задач входит укрепление позиций Госкорпорации «Росатом» как глобального участника на мировом рынке атомных технологий [2,3]. А в эпоху глобализации продвижение национальных интересов наиболее эффективно осуществляется посредством совмещения политики ядерного нераспространения с развитием международного сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях.

Что касается структуры управления Госкорпорации «Росатом», коротко можно охарактеризовать как «Государство в Государстве». Высшим органом управления Госкорпорации является Наблюдательный совет. Коллегиальным исполнительным органом Госкорпорации является Правление.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Госкорпорации и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генеральный директор Госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Генеральный директор действует от имени Госкорпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, российскими и иностранными организациями, международными организациями.

В состав Корпорации собрана вся структура атомной отрасли, которая функционирует, начиная от добычи природного урана и его обогащения, и заканчивая выводом из эксплуатации атомных объектов и утилизацией отходов.

Структура Корпорации состоит из трех основных блоков – ядерно-энергетического комплекса (Атомэнергопром), ядерно-оружейного комплекса (ЯОК) и блока ядерной и радиационной безопасности и фундаментальной науки (ЯРБ) [2,3].

Официально Корпорация «Росатом» создана для проведения государственной политики в области использования атомной энергии.

В Законе цель создания Корпорации продекларирована следующим образом: …«Корпорация создается и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и образования, осуществления международного сотрудничества в этой сфере».

Закон позволяет расширить полномочия Корпорации в области лицензирования и контроля над деятельностью юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление, испытание, транспортированию, хранению, ликвидации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Раньше эти полномочия принадлежали Инспекции Министерства Обороны. Кроме этого, закон дает полномочии на осуществление государственного контроля над обеспечением безопасности при транспортировке ядерных материалов, за радиационной обстановкой, а также за выполнением мероприятий по предупреждению ядерных и радиационных аварий.

Таким образом, Госкорпорация «Росатом» имеет не просто право контроля (ведомственного), а право государственного контроля.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Документ-презентация на тему «Система международного режима ядерного нераспространения» (авторы: Доктор юридических наук, профессор, Институт государства и права РАН А.И. Иойрыш; канд. юр. наук, ст. преподаватель, СарФТИ НИЯУ МИФИ, г. Саров, Е.В. Мисатюк).

2.http://www.rosatom.ru дата посещения 09.04.2017.

3.http://bellona.ru, дата посещения 09.04.2017.

4. Мохоров Д.А. Становление российской атомной системы и международное регулирование ядерного нераспространения. Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 1 (006). С. 26-34.

 

О. Высоченкова

 

УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена Германской истории разработки ядерного урана и создания ядерного оружия, раздела немецкого атомного наследства после Великой Отечественной войны и первых шагах правового международного ограничения и регулирования ядерного вооружения.

Ключевые слова. Ядерное оружие, оружие массового поражения, Матхеттенский проект, международное право, ООН, МАГАТЭ.

 

Мало кто знает, но история ядерного вооружения началась в Германии, в лавке берлинского аптекаря Мартина Генриха Клапрота в 1789 году, когда он обнаружил в йоахимстальской смоляной обманке неизвестный ранее элемент, с претензией названный им в честь планеты Уран. Долгое время, более 100 лет, уран использовали как желто-зеленый краситель для стекла, и только в 1896 году французский физик Анри Беккерель открывает явление радиоактивности солей урана (правда, пока не дает ему определения, это сделают позже супруги Кюри). Этому успеху француз обязан немецкому ученому Вильгельму Рёнтгену, который за несколько месяцев до этого открыл Х-лучи и вдохновил научное сообщество того времени на эксперименты. Следующие 40 лет ученые раскрывают секреты атома один за другим – протон как ядерный первокирпичик, нейтрон как связующее звено между протонами ядра. И хотя эти заслуги можно приписать английской земле, германская школа подарила миру людей, которые могли объяснить физические явления, происходящие на атомарном уровне. Ханс Гейгер дал возможность посчитать количество излучаемых альфа-частиц, Карл-Фридрих фон Вайцзеккер получил формулу для энергии связи ядра, Макс Планк и Альберт Эйнштейн стояли у истоков квантовой теории, Вернер Гейзенберг создал математический аппарат для её описания [1,6].

Тем временем во время Первой Мировой войны Германия предприняла первую попытку использовать уран в своих военных целях. Отто Ган и Лиза Мейтнер работали над созданием светящейся краски, которая наносилась бы на мушки. Идея потерпела провал по вполне очевидной причине – зачем светящаяся мушка, если не видно цели? Тем не менее ее стали использовать для надписей [2].

И вот, в декабре 1938 года происходит нечто экстраординарное – Отто Ган и Фриц Штрассман в своей берлинской лаборатории первыми произвели искусственное расщепление ядра урана. Ган пишет Лизе Мейтнер, и она со своим племянником Отто Робертом Фришем приводят физические обоснования этого процесса. Мейтнер и Гану нельзя публиковаться вместе, так как после аншлюса Германии и Австрии Лиза была вынуждена бежать из страны из-за своего еврейского происхождения. Поэтому ее публикация выходит на месяц позже – в январе 1939 [3],[4].

В апреле этого же года профессор Гамбургского университета Поль Хартек отправляет письмо в высшие военные инстанции, в котором указывает на принципиальную возможность создания ядерной бомбы. Эта идея благоприятно воспринимается немецким руководством. Создается программа «Урановый проект» и все его разработки засекречиваются. Но мысль создания столь мощного оружия посещает не только голову Хартека, и в США Альберт Эйнштейн и Лео Силард садятся за письмо Рузвельту. Им приходится потрудиться, чтобы к их мнению прислушались. Итогом стал «Урановый комитет» (позже ставший «Матхеттенским проектом»).

Участники «Уранового клуба» посчитали возможным создать ядерное оружие за 9-12 месяцев. В его состав входили лучшие ядерные физики Германии: Ганс Гейгер, Карл-Фридрих Вайцзеккер, Вернер Гейзенберг, Курт Дибнер, Отто Ган и другие. Тем не менее, они столкнулись с трудностями, которые не смогли предвидеть – только год был потрачен на безуспешные попытки отделить изотопы урана друг от друга. В конечном итоге немцы смогли создать работающую модель урановой машины, но военное руководство, к тому времени уже потерявшее интерес к проекту, не обеспечило ученых достаточными ресурсами необходимого сырья. «Манхеттенский проект» оказался гораздо более успешен, и проведя испытания на полигоне с плутониевой бомбой, 6 августа 1945 на Нагасаки была сброшена урановая бомба «Малыш». Открылась ядерная эпоха. После этого события в течение 10 лет еще две страны стали ядерными державами – СССР и Великобритания.

После Второй Мировой войны мировое сообщество почувствовало необходимость сознания организации, которая будет следить за поддержанием и укреплением мира и международной безопасности. В годы войны уже шли переговоры о её создании и 26 июня 1945 был подписан Устав Организации Объединенных Наций. В самом начале Устава присутствуют такие строки: «Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека». Но международные переговоры по вопросам ядерного регулирования ни к чему не приводят, и гонка вооружений идет до 1953 года [6].

В этом году президент США Эйзенхауэр на XIII Генеральной Ассамблеи ООН выступает с идеями «мирного» атома. Четыре года потребовалось, чтобы мировое сообщество подготовилось к такому повороту событий, и в 1957 году создается еще одна организация, деятельность которой направлена на содействие развитию и регулирование ядерных технологий – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Устав МАГАТЭ был подписан 26 октября 1956 и вступил в силу 29 июля 1957. Агентство – структурно-независимая организация в составе ООН, но ежегодно представляет свои отчеты на Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости Совету Безопасности ООН. Особую важность получило после того, как Комитет по разоружению ООН разработал договор, который получил название «Договор о ядерном нераспространении». В функции МАГАТЭ стало входить обеспечение соблюдения обязательств стран-участников договора, которыми на данный момент являются уже все независимые страны, кроме Пакистана, КНДР, Индии и Израиля.

Таким образом, хоть Германия и не успела завершить создание ядерной бомбы к концу Второй Мировой войны, спровоцированная ей гонка вооружений и успешное испытание ядерного оружия США открыли в мире вопрос о необходимости создания законодательного урегулирования на международном уровне применения и использования как военного, так и «мирного» атома. И в настоящее время большинство стран, следуя международным нормам, привело в соответствие свое внутригосударственное законодательство.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Козырев М., Козырев В. Необычное оружие третьего рейха М.: Центрполиграф, 2007

2.Первушин А. Астронавты Гитлера М.: Эксмо/Яуза, 2004

3.Кларк Р. Рождение бомбы М.: Гос. изд. литерат. в области атомной науки и техники, 1962

4. Rhodes, Richard The Making of the Atomic Bomb (Simon and Schuster, 1986).

5. Walker, Mark Heisenberg, Goudsmit and the German Atomic Bomb, Physics Today Volume 43, Issue 1, 52-60 (1990)

6. Мохоров Д.А. Становление российской атомной системы и международное регулирование ядерного нераспространения. Актуальные проблемы науки и практики. 2017. № 1 (006). С. 26-34.

 

А.С. Гончаров

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ В УСЛОВИЯХ БОРЬБЫ С УГРОЗАМИ ТЕРРОРИЗМА: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ.

 

Введение. С момента возникновения человечества одной из важнейших его потребностей является безопасность, это наглядно демонстрирует известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей пирамиде потребностей. Он ставит потребность человечества в безопасности на второй план, уступая статус первичных только физиологическим потребностям. В настоящее время над мировым сообществом нависла серьезная проблема, угрожающая не только общественной, но и государственной безопасности, и становясь с каждым годом все актуальнее. Это проблема терроризма. С течением времени, и в связи с процессами глобализации, происходящими в мире, она давно перестала быть локальной и приобрела трансцендентальный характер. Такие террористические организации, как «Исламское государство» (запрещенная на территории России террористическая организация), «Аль-Каида», «Партия исламского освобождения», «Братья мусульмане» и многие другие, давно действуют на международном уровне, проводя акции устрашения по всему миру, это означает, что ни одно государство, какими бы большими территориями и ресурсами оно не обладало, не в состоянии справиться с этим в одиночку. Проблема противодействия терроризму вышла за переделы юрисдикции какого-либо государства и стала достоянием всего мирового сообщества. Не зря терроризм включен в перечень глобальных проблем человечества и стоит наряду с такими, как например, угроза термоядерной войны или глобального потепления. Следовательно, как и любую другую глобальную проблему, терроризм нужно решать на международном уровне.

По статистике с 2000 по 2016 год по всему миру было совершено 72 135 терактов, погибло 169 572 человека и 260 684 раненых. Масштаб этой проблемы по истине огромный, и ее для решения необходим поиск действующих механизмов, но перед этим стоит ряд серьезных препятствий, одним из таких, и, пожалуй, самым главным является создание законодательной базы. Исходя из этого очевидно, что выработка международно-правовых норм – это приоритетное направление в антитеррористической деятельности.

Говоря о международно-правовом сотрудничестве, необходимо, дать некую ретроспективу, чтобы понять основные принципы сотрудничества государств, на которых зиждется все сегодняшнее законодательство в области борьбы с терроризмом.

Повышенное внимание к этой проблеме впервые было проявлено в 1934 г. Лигой Наций, в которую в то время входило 58 государств-участников. Тогда впервые было принято решение о возложении на государства обязанности «не поощрять и не терпеть на своей территории никакой террористической деятельности». Свое развитие проблема получила на Женевской конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него 1937 г., на которой была предпринята попытка определения понятия «терроризм». К сожалению, конвенция так и не вступила в силу, но она обозначила момент, на котором базируется все международные нормативно-правовые документы, посвященные террористической деятельности. Она определила, что в дальнейшем преступления международного терроризма стали рассматриваться как обычные уголовные преступления, а лица, виновные в их совершении - как уголовные преступники. Это означало, что в международных соглашениях стали закрепляться признаки состава преступлений, в борьбе с которыми осуществляется сотрудничество, а основное внимание было уделено вопросу об индивидуальной уголовной преступности террористов. Была достигнута договорённость, что в интересах сотрудничества преследование будет вестись независимо от мотивов и целей совершения

Обращаясь к более позднему времени, надо сказать, что основное развитие международно-правовых норм началось после Второй мировой войны под эгидой Организации объединенных наций (далее ООН), которая в праве предъявлять государству, создающему своими действиями угрозу для мира и безопасности, требования о прекращении таких действий, а также принимать к государству-нарушителю предусмотренные Уставом ООН меры принуждения. Всего, начиная с 1963 г., ООН, было принято 13 конвенций и 6 протоколов, направленных на борьбу с терроризмом. Проведение активной политики ООН по борьбе с терроризмом началось с принятия ряда актов универсального характера по установлению ответственности за террористические действия. К ним относятся: Конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов; Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, и другие... Впоследствии ООН стало все чаще и чаще поднимать вопрос о борьбе с терроризмом, например, уже в декабре 1972 г. была принята основополагающая резолюция 3034 (XXVII), определившая отношение государств-членов ООН к проблеме терроризма и давшая мандат Специальному комитету по терроризму на ее рассмотрение. Следующим нормативно правовым документом, который нужно рассмотреть, является «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма», принятая на 49-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г, в ней было подчеркнуто, что никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или другие мотивы не оправдывают преступных террористических действий среди широких слоев населения. На этой сессии Генеральная Ассамблея выразила глубокую обеспокоенность о продолжающимися в мире актами международного терроризма во всех его формах и проявлениях, включая те, в которых прямо или косвенно участвуют государства. В развитие этой резолюции на встрече стран «семерки», где присутствовала и Россия, было принято решение содействовать практическим мерам многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. Следует особо отметить, что после этой встречи Российская Федерация была принята в «закрытый клуб» ведущих держав мира. В соответствии с решением в Галифаксе на конференции уже стран «восьмерки» (Оттава, 12 декабря 1995 г.), была принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран-членов «восьмерки» по взаимодействию в борьбе с терроризмом. В последующем борьба с терроризмом стала все больше опираться на солидарность мирового сообщества. Это показывает ряд международных инициатив, в частности, встреча в Египте 13 марта 1996 г. глав ряда государств, в том числе России.

Летом 1996 г. в Париже прошла конференция министров силовых структур стран «восьмерки» по борьбе с международным терроризмом. Конференция показала понимание ведущими государствами мира нарастающей остроты проблемы терроризма и необходимости совместных усилий для борьбы с ней.

Одним из наиболее важных достижений ООН можно отметить целый ряд принятых конвенций и соглашений, в том числе принятая по инициативе России Резолюция № 1269 Совета Безопасности ООН (1999 г.), которая стала своего рода контртеррористическим манифестом ООН по поддержанию мира и безопасности. Также Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации где предусматривались формы взаимодействия государств в кризисных ситуациях, создаваемых террористическими актами на авиалиниях. Развивается плодотворное сотрудничество в вопросах борьбы с терроризмом с США, Великобританией, Турцией, Францией, Германией.

Говоря о сотрудничестве Российской Федерации с другими странами, необходимо подчеркнуть ее вклад в совершенствование международного контртерроризма, в частности, Россия сыграла определяющую роль в разработке важнейших для актуальных задач антитеррористического сотрудничества резолюций Совета Безопасности ООН 2170 и 2178, нацеленных на пресечение деятельности ИГИЛ (запрещенная на территории России террористическая организация) и ДаН, и на борьбу с феноменом «иностранных террористов-боевиков» (ИТБ).

Но особенно хочется выделить сотрудничество России со странами-участницами Содружества Независимых Государств (СНГ). Государства Содружества предприняли конкретные меры по аккумуляции усилий в борьбе с международным терроризмом на территории бывшего СССР. Это вылилось в решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического центра. В августе 2001 г. в Киргизской Республике создана Оперативная группа АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону, которая осуществляет мониторинг обстановки в сфере противодействия международному терроризму на южных рубежах. В рамках СНГ были заключены такие межгосударственные договоры, как «Соглашение о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество 1998 г.»; «Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.»; «Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 г.»; «Положение об Антитеррористическом центре государств-участников СНГ»; «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.» и другие. Был принят также ряд важных документов Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ, направленных на повышение эффективности сотрудничества министерств внутренних дел государств-участников СНГ в противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма.

Конечно, борьба с терроризмом должна вестись преимущественно на мировом

уровне, этого не достаточно, помимо, она должна осуществляться так же на региональном (национальном) и двустороннем уровнях, это способствует постепенной выработке общих принципов сотрудничества стран в борьбе с терроризмом. На данный момент, как я уже сказал, разработано 13 конвенций и 6 протоколов по борьбе с терроризмом. Как известно, Россия участвует в 11 из них, всячески проявляя неравнодушие и заинтересованность в решении данной проблемы. Об этом свидетельствуют не только международные конвенции, но и нормативные документы, принимаемые на территории Российской Федерации. Например, 1 декабря 2016 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». В нем, помимо всего прочего, так же был затронут вопрос о терроризме - заявляется, что Россия выступает категорически против попыток переворотов и смены власти в странах с использованием с использованием террористических группировок. Так же в Указе подчеркнуто, что Россия осуждает терроризм и выступает категорически против использования другими государствами террористических группировок в геополитических целях.

Следует отметить, что действующий уголовный кодекс России учитывает большинство обязательств, вытекающих из международных договоров, что нельзя сказать о большинстве национального уголовного законодательства. В России существует довольно обширная законодательная система законов, посвященных терроризму, одним из них является Федеральный закон Российской Федерации "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 г., но он не является исчерпывающим. Вот приблизительный перечень антитеррористических законов, принятых в России за последние десять лет.

30 декабря 2008 г. подписан Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму". В документе речь, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206, 208 УК РФ, которые ранее рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму1.

14 июня 2012 г. подписан Указ президента Российской Федерации "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства"1.

2 ноября 2013 г. президент Российской Федерации подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно нему, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких. Документ также устанавливает механиз<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.