ТЕМА «РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ТЕМА «РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ



"МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР"»

Ознакомление со сказкой и ее анализ.

Цель. Продолжать знакомить детей с устным народным творче­ством. Упражнять в подборе антонимов. Работать над интонацион­ной выразительностью речи.

Словарь. Объяснить значения слов: посередь, особица, почита­ет, невдомек.

Предварительная работа. Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Ветер и Солнце».

Материал. Иллюстрации к сказке, текст.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Какие русские народные сказки вы знаете?

II. Актуализация опорных знаний и представ­лений.

1. Беседа.

— Ребята, вспомните свою любимую сказку. Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь в сказке. Каким сказочным персонажем вы хотели бы стать? (Ответы детей.)

2. И/у «Скажи наоборот».

—Вы очень много назвали героев, которыми вы хотели бы быть. Все они положительные, добрые герои, но в сказках есть и отрицательные герои.

—Давайте назовем их и определим, какие они по характеру. Например, волк — злой, а если бы он был хороший, как бы мы про него сказали? (Добрый.)

—Баба Яга какая? (Вредная, злая.) А если бы она исправи­лась, то стала бы... (Добрая, хорошая.)

III.Изучение нового.

— Сегодня, ребята, я вам расскажу русскую народную сказку, которая называется «Мороз, Солнце и Ветер». Внимательно ее по­слушайте и назовите героев этой сказки.

1.Рассказывание сказки.

2.Беседа по содержанию.

— Кто герои сказки?

—Кого старик встретил на пути?

—Кому он поклонился?

—Почему старик поклонился именно Ветру?

—В какой сказке Солнце оказалось сильнее Ветра? (К. Д. Ушинский «Ветер и Солнце».)

—Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

—Давайте расскажем эту сказку вместе. (Испольуя фланелеграф, дети инсценируют спор мужчин.)

IV. Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое дви­жениями).

Мороз

Я Мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос, (показывают на руку, нос)

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть, (двигаются)

V. Закрепление.
И/у «Кто? Что?».

—Как спрашивают про живые предметы? (Кто это?)

—А про неживые? (Что это?)

—Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что окружает нас?».

На наборное полотно выставляются самые разнообразные пред­метные картинки, в том числе и имеющие отношение к сюжету сказки, к которым можно задать вопросы кто? что? Воспита­тель объясняет детям правила игры: надо задать вопрос к слову-предмету, назвать предмет, объяснить выбор вопроса. (Например: Что это? Это стол. Стол — неживой предмет.)



VI. Итог.

—Чем мы сегодня занимались?

—Кто сочинил сказку «Мороз, Солнце и Ветер»?

—Что понравилось?

ТЕМА «ЗИМА»

Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой».

Цель. Расширять представления детей о зиме, зимних развлече­ниях. Научить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по плану, предложенному воспитателем. Упражнять в упо­треблении родительного падежа существительных. Развивать ло­гическое мышление. Формировать интерес к зимним играм и раз­влечениям.

Словарь. Снежок, снеговик, снежный, зимовать, зимушка.

Предварительная работа. Постройки детей на прогулке из сне­га, катание на лыжах, коньках; катание на снежной горке.

Материал. Картина «Зимние забавы», картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

—Во что вы любите играть зимой на прогулке? П. Введение в тему.

—Отгадайте загадки (авторы А.В.Соболева, О.Н.Козак):

Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.

(Санки.)

Для чего нам нужны санки?

Две курносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе ленты на бегу

Оставляют на снегу.

(Лыжи.)

— Для чего нам нужны лыжи?

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки.)

— Для чего нам нужны коньки?

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа — ловко

Вставили морковку.

Глаза — угольки,

Губы — сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?

(Снежная баба.)

— Я неслучайно задала вам эти загадки. Сегодня мы с вами бу­дем вспоминать и рассказывать о том, как мы играли на прогулке.

III.Изучение нового материала.

1. Составление плана рассказа.

— Вспомните любой ваш день на прогулке. О чем вы можете рассказать?

• Какая погода была в этот зимний день?

• Что вы взяли с собой на прогулку?

• Как вы играли?

• Нравятся ли вам игры зимой? Почему?

2. Рассказы детей.

IV. Физкультминутка (имитация действий).

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

V. Закрепление.

Практическое задание «Помоги художнику дорисовать картину». На доске вывешивается картина «Зимние забавы». У детей на столах карточки с изображением предмета, которо­го недостает на картине.



—Дети, давайте поможем художнику дорисовать картину.

—Кто нарисован на картинке? Придумайте ему имя. Чего не хватает Пете? (У Пети нет лыжной палки.)

VI. Итог.

—Чем мы сегодня занимались?

—Назовите любимые игры зимой.

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рассматривание картин, иллюстрирующих жизнь диких живот­ных. Рассказ воспитателя.

Цель. Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зи­мой. Развивать логическое мышление. Воспитывать бережное от­ношение к природе, чувство доброты, сопереживания и соприча­стности ко всему, что нас окружает.

Словарь. Сладкоежка, недотрога, глушь, утеплять, остере­гаться.

Предварительная работа. Чтение стихов русских поэтов о зиме, снеге, рассматривание иллюстраций, знакомящих с жизнью жи­вотных зимой.

Материал. Игрушки или кукольный театр зверей, старичок-ле-совичок, пластмассовые елочки, мягкие игрушки, разрезные от­крытки с изображением диких животных.

Групповая комната похожа на лесную зимнюю поляну. Под ел­кой притаилась лиса, в берлоге спит медведь, под кустиком спря­тался заяц, в норке спит еж, за деревом прячется волк, на елочке сидит белка (или изображение всего этого на картине). Музыка Г.Свиридова «Тройка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Воспитатель читает стихи Ф. Тют­чева, А.С.Пушкина о зиме и приглашает детей в зимний лес.

II.Введение в тему.

На полянке детей встречает старичок-лесовичок, который за­гадывает загадки о животных:

Кто с высоких сосен

В ребятишек шишку бросил?

(Белка.)

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок да скок.

(Белка.)

Любит груши и мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать,

Очень любит он поспать.

(Медведь.)

Он хозяин строгий,

А поспать любит в берлоге,

Страшно может зареветь,

Кто скажите он?

(Медведь.)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж.)

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

(Лиса.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

Зимой белый,

Летом — серый.

(Заяц.)

III.Изучение нового.

Кукольный театр (по материалам Н.Шабановой [59, 12—14]).

Лесные звери — куклы встречают детей и рассказывают о том, как они зимуют. Другой вариант: воспитатель показывает детям картину и говорит от имени изображенных на ней зверей.

Белка

Я, белка, веселый зверек,

По деревьям скок да скок.

Но зимою я меняюсь,

В серую шубку переодеваюсь.

Меньше надобно скакать,

Силы надо сохранять!

Всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас: орехи, ягоды, грибы,

Чтоб зимой не голодать.

Где ж еду в мороз достать?

Трудно белке зимовать.

Когда долгая зима,

Когда снежная она,

Когда сильные морозы,

К людям я тогда скачу,

Помощи у них ищу.

Заяц

Я, заяц, расскажу,

Как живется мне в лесу.

Я, ребята, побелее

Шубку зимнюю надел.

Под кусточком я присяду

Или спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает

Зверь меня лесной!

И хотя я и не трус,

Но всего-всего боюсь.

Очень трудно мне бывает,

Когда сильный мороз и еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Вы зайчат не обижайте,

Вы им лучше помогайте,

Не пугайте, не гоняйте.

Лиса

Я зимы не боюсь,

В шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый какой —

Мне он нравится самой!

Живу в норе, там сплю, отдыхаю,

А потом свою охоту начинаю.

Ищу мышку полевую

Или живность какую.

Хочу зайца поймать,

Но его мне не догнать!

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Бегать не лень целый день,

А еды почти нет совсем.

Волк (рассказ старичка-лесовичка)

А еще есть зверь лесной,

Он, ребята, очень злой.

Вы с ним даже не встречались!

Вы его бы испугались.

Угадайте? Это волк.

Я сейчас вам расскажу,

Как зимует он в лесу.

Волк зимой

Очень злой.

В одиночку не ходит,

Волки стаями бродят.

Серые, худые,

Голодные и злые,

Воют сильно по ночам,

Даже страшно зверям.

Лучше им не попадаться,

Надо их остерегаться.

Но и волку трудно зимой,

Еды не хватает,

И он голодает.

IV. Физкультминутка.
П/и «Накорми зверей».

Дети подходят к игрушкам зверей и говорят: «Я угощу зайца морковкой» и т.д.

V. Закрепление.

Практическое задание «Сложи открытку». Дети складывают разрезные открытки с изображением диких животных и называют их.

VI. Итог.

— Как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным?

Дети покидают лесную поляну, зимний лес, прощаются с его обитателями.

ТЕМА «НАША АРМИЯ» (1)

Рассказ воспитателя на тему «Наша армия» с использованием пословиц.

Цель. Формировать представления детей об армии, родах войск. Закреплять навык словоизменения существительных. Воспитывать чувство любви к своей стране и уважения к воинам Российской Армии.

Словарь. Военная техника (наименование различных ее видов), названия родов войск.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фото­графий об армии, заучивание стихотворений.

Материал. Иллюстрации, альбомы об армии, грамзапись «Ар­мия державы трудовой», дидактическая игра «Парад», игрушки — военная техника, предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

В комнате, где занимаются дети, выставка, дающая детям пред­ставление о военной технике: фотографии, иллюстрации, игруш­ки. Воспитатель предлагает детям показать и назвать то, что им понравилось.

II.Введение в тему.

— Отгадайте загадки.

Летит птица-небылица.

{Самолет.)

Ползет черепаха — стальная рубаха.

(Танк.)

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и приземлится.

(Ракета.)

Сегодня мы будем говорить о нашей родной Российской Армии, о воинах и военной технике.

III.Изучение нового.

1. Рассказ воспитателя об армии. (По ходу рассказывания дети рассматривают фотографии и иллюстрации на тему армии. Дети отвечают на вопросы, высказывают мнение об увиденном.)

Наша армия родная

И отважна и сильна.

Никому не угрожает,

Охраняет мир она.

Наша Российская Армия защищает страну, охраняет наши гра­ницы. В армии служат танкисты, пехотинцы, летчики, моряки, десантники и др. Это смелые, храбрые воины. Они умеют метко стрелять, прыгать с парашютом. Они летают на самолетах, плава­ют на военных кораблях, управляют военной техникой.

Каждый мальчик, когда вырастет, станет воином, солдатом, пройдет военную службу.

К нашей армии народ относится с уважением. Ее прославляют в песнях, стихах.

2.Прослушивание песни об армии.

3.Чтение стихов детьми.

4. Работа с пословицами.

— Русский народ всегда чтил и прославлял смелость, отвагу и мужество воинов. Почему так говорят:

Смелость города берет.

От непорядка и сильная рать погибает.

За правое дело стой смело.

Храбрость и умение рождают победу.

Родину предать — негодяем стать.

IV. Физкультминутка.
П/и «Парад».

Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, тверже шаг.

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

V. Закрепление.

Д/и «Подбери правильно».

На больших картинках изображены самолет, военный корабль, пушка, пограничная застава, бинокль. На маленьких карточках изображены летчики, моряки, пограничники и т.д. Дети подби­рают карточки к большим картинкам и отвечают на вопрос «Кому что нужно?». (Морякам нужны военные корабли; летчику нужен самолет и т.д.)

VI. Итог.

—Что нового узнали об армии?

—Кем бы хотели служить наши мальчики?

ТЕМА «НАША АРМИЯ» (2)

Чтение произведения З.Александровой «Дозор», его анализ.

Цель. Формировать представления о службе пограничников. За­креплять навык словоизменения (множественное число существи­тельных). Воспитывать доброту, отзывчивость, смелость, желание быть похожими на храбрых воинов-пограничников.

Словарь. Пограничники, служба, десантники, артиллеристы, матросы, награда.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций об армии.

Материал. Картина Б.Окорокова «Пограничники» или фото­графии о службе пограничников. Картинки с изображением пуш­ки, самолета, военного корабля, автомата, танка, ракеты, каски. Стихотворение З.Александровой «Дозор». Запись песни «На гра­нице» (музыка В. Витлина, слова Л.Барбас).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Назовите картинки (пушка, самолет, корабль, автомат, танк, ракета, каска).

II. Введение в тему.

—Какой скоро будет праздник?

—Кто служит в армии? Кто охраняет границы?

Дети рассматривают иллюстрации, рассказывающие о службе на границе.

— Пограничнику помогает собака: она умеет распознавать вра­га. Собака — настоящий друг пограничника.

III.Изучение нового.

1.Чтение стихотворения З.Александровой «Дозор».

2.Беседа по содержанию.

—Расскажите о дружбе мальчика и Дозора.

—Чему учил мальчик собаку?

—Любил ли он ее? Как вы об этом узнали?

—Где служил брат мальчика?

—Зачем брат попросил отдать ему Дозора?

—Что написал брат с границы?

—Последние строчки давайте скажем все вместе:

На родной заставе

Наш Российский флаг.

Перейти границу

Не посмеет враг.

— Почему враг не посмеет перейти границу? (Границу нашей Родины зорко охраняют смелые, мужественные, любящие свою страну бойцы и офицеры — пограничники.)

Слушание песни «На границе» (музыка В. Витлина, слова Л. Бар-бас).

IV. Физкультминутка.
П/и «Сигнальщики».

У воспитателя флажки красного, синего, зеленого цветов. Если он поднимает флажок красного цвета — дети шагают на месте, как солдаты, синего — «летчики летят на самолетах» (дети бегают по комнате), зеленого — «плывут по морю» (стоят на месте).

V. Закрепление.
И/у «Один и много».

Воспитатель называет существительное единственного числа, дети образуют от него множественное число: артиллерист... (ар­тиллеристы), пушка..., корабль..., матрос..., десантник..., само­лет..., пограничник....

VI. Итог.

—О чем мы говорили на занятии?

—Кто же защищает границу нашей Родины в небе? На суше? На воде?

—Солдат в армии за отличную службу награждают орденами и медалями. Вы сегодня за хорошие ответы тоже получите в награду вот эти красные звездочки.

ТЕМА «ВЕСНА» (1)

Рассматривание картины, изображающей приход ранней весны. Цель. Расширять и систематизировать знания детей об измене­ниях в природе ранней весной. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Учить замечать красоту ранней вес­ны. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарь. Ранняя весна, проталины, ручьи, почки, лужи, рых­лый темный снег, бегут, звенят, прилетают, вьют.

Предварительная работа. Наблюдения за погодой на прогулках, ведение календаря погоды.

Материал. Иллюстрации на тему «Ранняя весна», бумажные ко­раблики.

ХОД ЗАНЯТИЯ *

I. Организационный момент.

— Назовите любой месяц года.

II. Введение в тему.
Загадывание загадок:

Если солнышко печет, Тает снежок,

Тает снег, ручей течет Ожил лужок,

И грачи на горе — День прибывает,

Значит ... (март) на дворе. Когда это бывает?

{Весной.)

—Назовите характерные признаки весны. (Тает снег, возвра­щаются птицы, набухают почки на деревьях, увеличивается день, сильнее греет солнце.)

—Весна — чудесное время года. Про это время написано много картин.

Выставляются репродукции картин, изображающих раннюю весну.

III. Изучение нового.

1. Рассматривание картины. Беседа.

—Посмотрите, какое время года изображено на картинах.

—Что происходит со снегом?

—Какое небо?

—Какие изменения произошли с деревьями?

—Каким становится день?

—Что делают птицы весной?

—Как одеваются люди?

2. Обобщающий рассказ воспитателя.

— Весной небо голубое. Ярко светит солнце. Дни становятся длиннее, а ночи — короче. На улице тепло. Тает снег. Бегут ручьи. Появляются проталины. Деревья стоят голые, но на ветках набу­хают почки. Птицы возвращаются из теплых краев. Они вьют гнез­да и высиживают птенцов. Люди снимают зимние пальто, теплую обувь и надевают куртки и резиновые сапоги.

IV. Физкультминутка (имитация действий).

— Встали, вышли из дома, подошли к ручью, присели, пусти­ли бумажные кораблики, кораблики поплыли, побежали за ними.

V. Закрепление.

Загадки, приметы, пословицы о весне.

— Издавна у русского народа были приметы, которые говори­ли о весенних изменениях природы. Вот некоторые из них:

Грач на горе — весна на дворе.

Как зима не злится, а все равно весне покорится.

Увидел скворца, знай — весна у крыльца.

Длинные сосульки — к долгой весне.

Деревья покрылись инеем — к теплу.

— Помимо примет и пословиц есть много загадок о весне:

Белое одеяло всю зиму лежало,

Весной солнце припекло,

Одеяло потекло.

(Снег.)

Бегут, звенят, в речку хотят.

(Ручьи.)

Желтый мяч на голубом плакате катается,

Людям улыбается.

(Солнце.)

Белая морковка над головой повисла.

(Сосулька.)

Домой прилетают, гнезда свивают,

Песни распевают, лето поджидают.

(Птицы.)

VI. И т о г.

—Дети, о чем мы с вами говорили?

—Как мы узнаем о наступлении весны?

ТЕМА «ВЕСНА» (2)

Заучивание стихотворения В.Берестова «Песенка весенних минут».

Цель. Закреплять знания детей о весенних изменениях в приро­де, о частях суток: утро, день, вечер, ночь. Формировать навыки словообразования (образование уменьшительно-ласкательной фор­мы существительных). Учить выразительно рассказывать стихо­творение. Прививать любовь к природе.

Словарь. Сутки (утро, день, вечер, ночь), минутка, длинней, короче, полегоньку, потихоньку.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке, рассматри­вание иллюстраций.

Материал. Картинки, изображающие разные части суток; фиш­ки, имеющие форму лучиков, солнышка, ручейка, весеннего цвет­ка, лужицы, облачка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Подберите определения к словам.
День какой? (Солнечный, весенний.)

Небо какое? (Голубое, безоблачное, весеннее.)

Солнце какое? (Яркое, весеннее.)

Снег какой? (Рыхлый, грязный.)

Весна какая? (Теплая, солнечная.)

За правильный ответ детям раздают фишки, символизирующие явления весны.

II. Введение в тему.

Детям раздаются картинки с изображением частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем загадываются загадки:

К вечеру умирает, Гляжу я в окошко,

Поутру оживает. Ходит черная кошка.

(День.) (Ночь.)

Отгадывая, дети поднимают соответствующую картинку.

III. Изучение нового.

1. Чтение стихотворения В. Берестова.

Что ни сутки, Потихоньку,

По минутке Полегоньку

День длинней, Прогоняем зиму

Короче ночь, Прочь!

2. Беседа.

—О чем говорится в этом стихотворении?

—А что это такое — сутки? Назовите части суток.

—О каких изменениях говорилось в стихотворении?

—Почему день становится длиннее, а ночь короче?

3.Повторное чтение стихотворения воспитателем.

4.Рассказывание стихотворения детьми.

IV. Физкультминутка.
П/и «Прогулка».

Мы бежали по дорожке, (бегут)

Промочили свои ножки,

Потом сели — посидели, (приседают)

Смотрим — птицы прилетели, (машут руками)

Ветер сильный вдруг подул,

Мы испугались — караул! (прячут лицо в ладошки)

V. Закрепление.
И/у «Скажи ласково».

Ручей... (ручеек), снег..., солнце..., дождь..., туча..., облако..., проталина..., лужа..., почка..., луч... .

VI. Итог.

Дети выставляют на фланелеграф фишки: лучики, солнышко, ручеек, весенние цветы, лужицы, облачка, — и получается ве­сенняя картина.

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Составление рассказа по картине «Прилет птиц».

Цель. Закреплять и расширять представления детей о жизни перелетных птиц. Учить составлять небольшой рассказ по картине. Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному сло­ву. Воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям.

Словарь. Проталины, долгожданная, бурная, светить, вить, греть, ярко.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за птицами, заучивание стихотворений о весне.

Материал. Картина «Прилет птиц», картинки с зимующими и перелетными птицами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Назовите перелетных птиц.

II. Введение в тему.

— Почему эти птицы называются перелетными?

III. Изучение нового.

1.Рассматривание картины «Прилет птиц».

2.Вопросы по содержанию:

—Какое время года изображено на картине?

—Почему вы думаете, что это весна?

—Как образовались проталинки?

—Какое солнце весной?

—Какие птицы прилетели первыми?

—Обратите внимание на грачей. Какие они?

— Послушайте стихотворение А. Прокофьева «Грачи»:

На этой неделе грачи прилетели,

Хоть трудной была дорога.

Старший грач прикрикнул строго:

«За работу! Дела много.

Помни сам, других учи,

Да по-настоящему.

Наши черные грачи —

Птицы работящие».

—Чем заняты грачи?

—Из чего они строят гнезда?

—Как вы думаете, куда идут девочка с мальчиком?

—Что они увидели интересного по дороге?

—Какое у них было настроение?

IV. Физкультминутка.

Если солнце печет, (дети поднимают руки вверх)

Тает снег, (приседают)

Ручей течет (движениями рук показывают

течение ручья)
И грачи на горе, (бегают, размахивая руками)

Значит, март на дворе. (останавливаются)

V. Установка на составление рассказа.

— Рассмотрите, что изображено на картине, и придумайте рас­сказ. Постарайтесь о весне сказать так, чтобы всем было понятно, что это вас радует, что вы увидели что-то интересное.

VI. Рассказы детей и их анализ.

VII. Закрепление.
И/у «Четвертый лишний».

Выставляются три картинки, на каждой из которых изображе­на зимующая птица, одна картинка с изображением перелетной птицы, затем — наоборот: три картинки с изображением пере­летных птиц и одна — с изображением зимующей.

VIII. Итог.

— Подумайте, какая весна в этом году. (Ранняя, долгождан­ная, теплая, бурная, солнечная, радостная.)

ТЕМА «ТРАНСПОРТ» (1)

Рассматривание картины «Машины на нашей улице».

Цель. Дать представление детям о видах транспорта, труде во­дителя. Учить детей отвечать на вопросы полными предложения­ми. Пополнять активный словарь детей по теме. Закреплять прави­ла поведения в общественных местах: на улице, в автобусе.

Словарь. Транспорт, пассажирский, грузовой, светофор, так­си, водитель, «скорая помощь», ГИБДД1, снегоуборочная, поли­вальная.

Предварительная работа. Чтение произведения Е. Сегала «Ма­шины на нашей улице», наблюдение за транспортом на прогул­ке, игры с машинами, строительство грузовой машины, автобуса из конструктора, заучивание стихотворения о светофоре.

Материал. Картина «Машины на нашей улице», игра «Сложи машину» (детали машин из цветного картона), набор картинок «Машины», кружки зеленого и желтого цветов, светофор (боль­шие круги желтого, зеленого, красного цветов).

1 ГИБДД — аббревиатура: Государственная инспекция безопасности дорож­ного движения.


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Повторите ряд слов: мотор, кабина, кузов; колеса, фары, руль и т.д.

II. Введение в тему.

У детей на столах части игрушки — машинки. И/у «Кто быстрее сложит машину?».

—Покажите раму, кузов, мотор, кабину, фары, колеса и т.д. Сложите каждый свою машинку.

—Дети, вы уже догадались, о чем мы сегодня побеседуем?

III. Изучение нового.

1.Рассматривание картины «Машины на нашей улице».

2.Вопросы по содержанию картины:

—Какие машины вы видите на улице?

—Где едут машины?

—Все машины, которые перевозят людей или грузы, можно назвать одним словом — транспорт.

(Проговаривание каждым ребенком слова «транспорт».)

—Транспорт бывает грузовой и пассажирский.

—Покажите грузовые машины, назовите их.

—Зачем нужны грузовые машины?

—Какой груз перевозят грузовые машины? (Выставляются картинки с машинами, на которых написано:

«Хлеб», «Молоко», «Мебель», «Почта», «Продукты».)

—Назовите и покажите пассажирский транспорт.

—Для чего нужен пассажирский транспорт?

—Где его ожидают люди?

—Куда могут ехать люди?

—Как мы называем людей, которые едут в автобусе? троллей­бусе? трамвае?

—Как нужно себя вести, находясь в автобусе, троллейбусе или трамвае?

—Назовите людей, которые управляют транспортом. Кто сле­дит за порядком на дороге?

3. Беседа о труде водителя.

— Профессия водителя нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудна и ответственна. Следить все время за дорогой, сигналами светофоров, знаками, соблюдать положенную скорость — это сложно для человека. Он должен быть очень внимательным. Машин на на­ших улицах много, и мы с вами тоже должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения. Давайте их вспомним.

— Вы хотите перейти через дорогу. Покажите на картине пе­реход. Это «зебра» — переход.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день, и ночь —

Зеленый, желтый, красный.

—Кто помогает вам перейти улицу? (Проговариваем слово «све­тофор».)

—На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

—Почему нельзя идти на красный свет?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт».

IV. Физкультминутка.

— А сейчас мы отдохнем, подвигаемся.
И/у «Зеленый, желтый, красный».

На зеленый сигнал — ходьба по кругу, на желтый — остано­виться, на красный — присесть.

V. Закрепление.

Д/и «Не зевай, быстро, правильно отвечай».

Перед ребенком кладут картинку, например, с изображением такси, ребенок должен ответить: «Пассажирский транспорт». Дети в это время тихо считают «раз, два, три». Если ребенок не успел ответить или ошибся, получает штрафное очко — желтый кружок. Ответил правильно — зеленый.

В конце игры подсчитываются кружки, выявляется победитель.

VI. И т о г.

—О чем говорили на занятии?

—Какой машиной вы хотели бы управлять?

ТЕМА «ТРАНСПОРТ» (2)

Составление описательного рассказа об игрушке — машинке-транспорт.

Цель. Учить описывать внешний вид игрушки. Учить правильно строить предложения. Развивать логическое мышление.

Словарь. Светофор, транспорт, багажник, спицы, педали, же­лезный, пластмассовый.

Предварительная работа. Чтение произведения Е. Сегала «Ма­шины на нашей улице», экскурсия по улице, игры с машинками, заучивание потешки «Дедушка Ежок».

Материал. Ширма, кукла — дедушка Ежок, предметные кар­тинки (транспорт), сигналы светофора, игрушки — машинки-транс­порт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Появляется кукла — дедушка Ежок.

Дети приветствуют дедушку, проговаривают хором потешку:

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок.

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки

Красные сапожки.

II. Введение в тему.

— Дедушка Ежок долго добирался к нам на занятие. Угадайте, на каких видах транспорта он добирался к нам.

Выставляются игрушки-транспорт: автобус, самолет, велоси­пед, пароход, такси.

III. Изучение нового.

1. Установка воспитателя:

— Сегодня будем составлять рассказ об игрушке — выбирайте любой вид транспорта. (Предлагаются игрушки: самолет, такси, гру­зовая машина, пожарная, автобус, пароход, велосипед.) А дедуш­ка Ежок послушает ваши рассказы.

— Дети, сначала нужно назвать игрушку, затем сказать, из каких частей она состоит, какую форму имеют части машины, из какого материала она сделана и как с ней можно играть.

2.Образец рассказа воспитателя.

3.Рассказы детей.

IV. Физкультминутка.
П/и «Сигналы светофора».

V. Закрепление.

Практическое задание «Правильно — неправильно».

Воспитатель предлагает ситуации, касающиеся правил дорож­ного движения и правил поведения на улице, а дети решают, как правильно надо поступить. Например:

—Петя играет в мяч на дороге. Это правильно?

—Машина едет на зеленый свет светофора. Это правильно?

VI. Итог.

Дедушка Ежок оценивает детские рассказы и дарит детям иг­рушки-транспорт.

ТЕМА «САД И ОГОРОД»

Д/и «Что вырастили люди?».

Цель. Активизировать словарь по теме. Развивать контекстную речь. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Словарь. Садовод, овощевод, выращивать, сочный, полезный, вкусный.

Предварительная работа. Наблюдения за посадками в зимнем огороде на окне, рассматривание картинок-иллюстраций.

Материал. Муляжи овощей и фруктов, картинки с их изобра­жением, макет сада и огорода.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

На доске макет сада и огорода. В руках у детей картинки с изоб­ражением овощей и фруктов.

— Определите, где что растет.

Дети распределяют картинки соответственно макету.

II.Введение в тему.

И/у «Угадай, что это».

Воспитатель называет цвет, форму. Дети угадывают.

— Круглая, желтая — что это? (Репа.)
И т.д.

III. Изучение нового.

1. Д/и «Что вырастили люди?».

—Давайте вместе сделаем выставку овощей и фруктов, краси­во все расположив.

—Кто выращивает фрукты? овощи?

—Сегодня эти люди прислали нам свой урожай, угощают нас.

2. Игра «Узнай на вкус».

IV. Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое дви­жениями).

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

V. Закрепление.

Практическое задание «Доскажи словечко».

1. На жарком солнышке подсох И рвется из стручков... (горох).

2. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, Если я... (капуста)?

3.Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная... (картошка)?

4.Закутан ребенок в сто пеленок.

(Капуста.)

5.Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

6.Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы!

Как зовут нас?., (огурцы.)

7.Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней... (помидора).

8.Щеки красные, нос белый.

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис.)

VI. Итог.

— Назовите любимый фрукт или овощ.

 

 

II год обучения

ТЕМА «ШКОЛА» (1)

Экскурсия в школу.

Цель. Закрепить знания детей о школе. Отработать произноше­ние слов сложной слоговой структуры.

Словарь. Школа, светлая, большая, уютная, класс, учитель, ученики, учиться, уроки, перемена, парта, классная доска, порт­фель, школьные принадлежности.

Предварительная работа. Беседы о школе, сюжетно-ролевая игра «В школу», чтение произведений, разучивание стихов, пение и слушание песен.

Материал. Школьные принадлежности, комнатное растение, букет цветов для учителя, открытки для первоклассников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Слушание песни «Школьная страна».

—Как называется страна, в которой живут мальчишки и дев­чонки?

—Мы пойдем на экскурсию в школу, но сначала вспомним правила поведения на улице:

1) идти по правой стороне тротуара;

2) руками не размахивать, громко не разговаривать;

3) переходить улицу на зеленый сигнал светофора.

II. Введение в тему.

1. Вводная беседа о школе во время экскурсии.
Воспитатель и дети подходят к школе.

—Что это за здание?

—Сколько этажей имеет здание?

—Что дети делают в школе?

—Как называют детей, которые учатся в школе?

—Как называют взрослых, которые учат детей в школе? Дети проходят в класс.

—Как называется эта комната?

—Что здесь делают дети?

—Какие в классе окна? Почему они такие большие?

2. Загадывание загадок.

Лето, зиму — все на лыжах,

Братец — стол, сестра — скамья.

Это самые на свете

Неразлучные друзья.

{Парта.)

—Для чего нужны парты в классе? Дети садятся за парты.

—Что находится перед вами? (Классная доска.)

—Для чего нужна классная доска?

—Какая еще мебель находится в классе?

—Что хранится в шкафах?

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные.

{Портфель.)

3. И/у «Найди отгадку в портфеле».

Хоть не шляпа, а с полями.

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Необычным языком.

{Книга.)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

{Карандаш.)

Стальной конек

По белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет.

{Ручка.)


Дети рассматривают школьные принадлежности.

Далее воспитатель знакомит детей с физкультурным залом, сто­ловой, библиотекой.

III. Итог.

Дети дарят ученикам комнатное растение, выращенное свои­ми руками, чтобы в классе было уютнее.

ТЕМА «ШКОЛА» (2)

Беседа об экскурсии в школу.

Цель. Уточнить знания детей о школе. Учить отвечать полным, развернутым предложением. Развивать логическое мышление. При­вивать уважение к труду учителя, воспитывать желание учиться в школе.

Словарь. Школа, классы, мастерская, спортивный зал, столо­вая, парты, доска, перемена, звонок, школьные принадлежности.

Предварительная работа. Экскурсия в школу, заучивание сти­хов, пословиц о школе, исполнение песен, чтение произведе­ний, оформление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа».

Материал. Предметные картинки с изображением школьных принадлежностей и игрушек, ранец, картины с изображением жилого дома, школы, кинотеатра, кукла Незнайка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

И/у «Помоги Незнайке собраться в школу». (Необходимо ото­брать школьные принадлежности среди игрушек.)

II.Обобщение м






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.