От междуфазных коротких замыканий — КиберПедия


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

От междуфазных коротких замыканий



МФТО

Защищает 20-30% длины линии. Защита выполнена в двухфазном исполнении, включена на токи фаз А и С. Поэтому при близких однофазных коротких замыканиях на фазах А или С эта защита может работать.

Действует на отключение через панель ОАПВ.

Оперативные указания по обслуживанию ТНЗНП и МФТО:

  • Нормально ТНЗНП и МФТО должны быть введены в работу.
  • Перед отключением и на всё время отключённого положения ТНЗНП хотя бы с одной стороны ВЛ необходимо отключить ОАПВ с обеих сторон ВЛ и на том конце ВЛ, где отключена эта защита, вывести ТАПВ на обоих выключателях.
  • Работы на ТНЗНП и МФТО должны производиться на отключённой линии, так как на одних панелях с ними находятся выходные реле защит линии (ДФЗ и ДЗ своих выходных реле не имеют).
  • Если в одном керне ТТ вместе с ТНЗНП находятся другие устройства РЗА, при операциях в токовых цепях этих устройств необходимо кратковременно выводить последние ступени ТНЗНП, которые могут ложно сработать.
  • На панели резервных защит имеется прибор, с помощью которого один раз в сутки нажатием кнопки, расположенной рядом с прибором, производится замер небаланса 3Uо. Если прибор показывает нуль или отклоняется за черту, неисправны цепи напряжения разомкнутого треугольника ТН. Защита ТНЗНП считается неисправной. При наличии неполнофазного режима на линии замерять небаланс 3Uо недопустимо (т.к. прибор рассчитана на маленькие пределы измерений).

· При отключении ДЗ или ТНЗНП запрещается:

а) отключать основную защиту (ДФЗ) и УРОВ;

б) производить операции с первичным оборудованием;

в) выводить ДЗ или ТНЗНП смежных присоединений,

осуществляющих дальнее резервирование.

Защита

От неполнофазного режима

ЗНР

Предназначена для ликвидации неполнофазного режима линии, возникшего при отключённом положении одного выключателя линии (выключатель отключён или выведен в ремонт) и неполнофазном режиме другого выключателя этой линии. Действует при наличии несимметрии тока нагрузки ВЛ (ток 3Iо), превышающем ток срабатывания последней ступени ТНЗНП, с выдержкой времени на отключение трёх фаз ВЛ с запретом ТАПВ. Выдержка времени ЗНР автоматически увеличивается при срабатывании устройства ОАПВ для отстройки действия защиты от неполнофазного режима в цикле ОАПВ.

 

 

Ускорение резервных защит

 

Предназначено для резкого уменьшения выдержек времени чувствительных ступеней резервных защит. Необходимо при опробовании линии напряжением, при отключении основных защит линии, в дополнение к основным защитам.



Устройство ускорения резервных защит состоит из:

· оперативного;

· длительно действующего(или устройства опробования);

· автоматического ускорения;

· телеускорения.

 

Оперативное ускорениеII ступени дистанционной защиты до 0,35 сек. вводится в работу оперативным персоналом при отключении основной защиты линии (ДФЗ) и телеускорения резервных защит хотя бы в одну сторону.

 

Длительно действующее ускорениевводится оперативным персоналом накладкой по специальным указаниям. При этом выдержки времени II ступени ДЗ и III ступени ТНЗНП уменьшаются до 0 сек., направленность ТНЗНП выводится. При включении длительно действующего ускорения появляется табло “Введено ускорение защиты”. Это используется обычно при включении своих автотрансформаторов после капитального ремонта или как помощь соседним присоединениям.

 

Автоматическое ускорениевводится автоматически на время 0,9сек. при включении линии под напряжение вручную (от ключа управления) или от ТАПВ. При этом ускоряются до 0 сек. II ступень дистанционной защиты и III ступень ТНЗНП, направленность ТНЗНП при этом выводится.

 

Телеотключение(ТО) и телеускорение(ТУ) передаются по каналам АНКА-АВПА.

 

Телеотключениеработает следующим образом. При трёхфазном отключении линии с одной стороны от устройств РЗА и ПА, действующих с запретом ТАПВ, формируется I команда передатчика АНКА-АВПА и передаётся по ВЧ каналу на приёмник противоположной стороны линии. При приёме I команды на противоположной стороне линии происходит отключение линии тремя фазами с запретом ТАПВ.

Телеускорение выполняет следующие функции:

- ликвидация каскадного действия защит при отсутствии или отказе основной защиты;

- ускорение III ступени ТНЗНП.

 

Ликвидация каскадного действия защит выполнена следующим образом. При срабатывании на одной стороне ВЛ выходных реле, действующих на отключение трёх фаз без запрета ТАПВ, или при срабатывании ОАПВ на отключение трёх фаз формируется 2 команда передатчика АНКА-АВПА. На противоположной стороне ВЛ эта команда принимается приёмником АНКА-АВПА и ускоряет до 0 сек. II и III ступени ДЗ и III и IV ступени ТНЗНП. Ускорение действует на отключение трёх фаз линии без запрета ТАПВ.



 

Ускорение III ступени ТНЗНП выполнено от двух команд. При срабатывании с одной стороны линии защит через ОАПВ на отключение одной фазы формируется 3 команда передатчика АНКА-АВПА.

При пуске с одной стороны линии III ступени ТНЗНП (срабатывание токового реле и реле направления мощности) формируется 14 команда АНКА-АВПА. На противоположной стороне линии 3 и 14 команды принимаются соответствующим приёмником и ускоряют до 0 сек. III ступень ТНЗНП. Телеускорение III ступени НТЗНП действует на отключение линии через ОАПВ.

Телеускорение работает независимо от того, введена основная защита на линии или выведена. Обмен командами телеускорения производится с обеих сторон ВЛ. При отключении ВЛ от защит с успешным ОАПВ стороны обмениваются 3 и 14 командами, с неуспешным ОАПВ- 2,3,14 командами.

Двухстороннее телеускорение резервных защит ВЛ образует вторую основную быстродействующую селективную защиту от всех видов КЗ.

 

 

АПВ-503

Панель АПВ-503, пожалуй, самая важная и ответственная из всех устройств релейной защиты, содержащая два комплекта ТАПВ, один комплект ОАПВ и дистанционные избирательные органы (реле сопротивления). Зачем надо было придумывать такие сложности, а не просто отключать и включать все три фазы выключателей?

 

Дело в том, большинство КЗ (по некоторым данным до 90 %) – однофазные, поэтому логично отключать только поврежденную фазу (зачем дергать выключатели других фаз). Из этих процентов примерно половина – КЗ с успешным АПВ. К тому же неполнофазный режим, когда одна фаза на доли секунды отключена, не страшен для системы в целом, межсистемные перетоки практически не изменяются, а станции его вообще не чувствуют.

 

Все устройства РЗ делятся по своему принципу на две большие группы:

  • защиты, отстроенные от неполнофазного режима;
  • защиты, не отстроенные от неполнофазного режима.

Эти две группы посылают свои импульсы в разные точки схемы ОАПВ.

 

К первой группе относятся:

· ДФЗ;

· междуфазная токовая отсечка;

· I ступень без выдержки времени ДЗ;

· I ступень ТНЗНП;

· ТУ III ступени ТНЗНП.

 

Комплект ОАПВ предназначен для отключения любого числа поврежденных фаз линии (одной или трех) и включения одной фазы. Комплекты ТАПВ предназначены для включения трех фаз линии и выполнения функции запрета включения.

Логика работы ОАПВ:

При однофазном коротком замыкании (КЗ) ОАПВ выбирает повреждённую фазу, отключает её и производит автоматическое повторное включение отключившейся фазы. При неуспешном повторном включении отключившейся фазы через схему ОАПВ производится отключение трёх фаз с запретом ТАПВ.

При междуфазных КЗ или, если в цикле ОАПВ возникло КЗ на оставшихся в работе фазах линии (в цикле ОАПВ дистанционные избиратели вводятся автоматически на самостоятельное действие), через схему ОАПВ производится отключение всех трёх фаз линии без запрета ТАПВ. Действие на включение выключателей от устройства ОАПВ блокируется.

Логика работы ТАПВ:

Пуск ТАПВ осуществляется по факту несоответствия положения выключателя и его ключа управления. ТАПВ срабатывает на включение трёх фаз выключателя линии при любом автоматическом отключении его, если при этом не произошло запрета ТАПВ. Запрет ТАПВ производится :

· при срабатывании основных защит автотрансформаторов;

· АПАХ и АПАХ в неполнофазном режиме;

· защиты от неполнофазного режима;

· УРОВ;

· автоматического ускорения III ступени ТНЗНП;

· автоматического ускорения II ступени ДЗ.

· при отключении выключателя ключом управления;

· при срабатывании телеотключения при приёме I команды

АНКА-АВПА;

· при срабатывании ОАПВ на отключение трёх фаз после неус-

пешного ОАПВ;

 

ТАПВ имеет три режима работы.

· ТАПВ-ОН – с контролем отсутствия напряжения на ВЛ. Этот ре-

жим используется для опробования ВЛ напряжением. В этой цепи

имеется накладка. (Обычно под напряжение линия ставится со стороны

нагрузки).

· ТАПВ-КС – с контролем наличия напряжения на ВЛ и шинах и

наличии синхронизма между ними. Этот режим используется для

замыкания ВЛ в транзит после её успешного опробования от

ТАПВ–ОН. В этой цепи накладки нет, она постоянно находится в

работе (Обычно линия замыкается в транзит с контролем синхронизма со стороны источника).

· ТАПВ–ОНш – с контролем отсутствия напряжения на шинах и

наличия напряжения на ВЛ. Этот режим используется для опробования шин

напряжением (АПВ шин). В этой цепи имеется накладка. Обычно накладка опробования шин включена на наименее ответственной линии – у нас на ВЛ-500кВ Б. Раст – Очаково.

 

Нормально с одной стороны ВЛ устанавливается режим ТАПВ-ОН на обоих выключателях, с другой стороны ВЛ – ТАПВ-КС. На двух выключателях линии время ТАПВ различно. При автоматическом трёхфазном отключении линии пускаются оба комплекта ТАПВ-ОН. Первым срабатывает комплект с меньшей выдержкой времени. Если на первом выключателе ТАПВ прошло успешно, включается второй выключатель

от ТАПВ-КС. На противоположной стороне ВЛ на обоих выключателях

работает ТАПВ-КС и линия замыкается в транзит.

Если же первый выключатель включился на неустранившееся КЗ (неуспешное ТАПВ), то второй выключатель не включится, произойдёт запрет его ТАПВ. На противоположной стороне линии ТАПВ-КС работать в этом случае не будет, так как на ВЛ не будет напряжения.

 

 

Рассмотрим подробно различные режимы работы панели АПВ-503 при различных КЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оперативные указания по обслуживанию ОАПВ:

 

Устройства ОАПВ нормально должны быть включены в работу с обеих сторон линии. При отключении по любой причине ОАПВ с одной стороны линии необходимо отключить ОАПВ с другой стороны.

При работе линии с включённым ОАПВ отключающие устройства защит, действующих через схему ОАПВ, должны быть установлены в положение “с ОАПВ”.

ОАПВ должно отключаться с двух сторон линии в следующих случаях:

· при проверке ОАПВ;

· при неисправности ОАПВ;

· при отключении ДФЗ, если отключён хотя бы один из двух комплектов АНКА-АВПА, по которым передаются команды ТО и ТУ резервных защит;

· при отключении с одной стороны линии ТНЗНП;

· при переводе цепей напряжения защит и ОАПВ линии на другой ТН с любой стороны линии (на всё время питания цепей напряжения от другого ТН) выводится ОАПВ той линии, на ТН которой переведены цепи напряжения защит с неисправного ТН. На линии с неисправным ТН ОАПВ остаётся введённым в работу;

 

 

Если при однофазном КЗ на линии 1 мы будем отключать ее в цикле ОАПВ, то цепи напряжения, заведенные на защиты второй (неповрежденной) линии, лишаться одной фазы, что недопустимо.

 

· при выводе в ремонт (вводе в работу) любого выключателя линии на время проведения операций линейным разъединителем.

 

 

При повреждении ЛР мы получаем устойчивое КЗ на линии, поэтому никакого АПВ не должно быть. Если мы посмотрим в бланки переключений, то увидим, что на момент проведения операций ЛР отключены все виды АПВ (ОАПВ и ТАПВ обоих выключателей).

 

 

Оперативные указания по обслуживанию ТАПВ:

 

ТАПВ выводится из работы на обоих выключателях линии:

· при отключении по любой причине на данной стороне линии ТНЗНП;

· при отключении ТН линии, неисправности ТН или его цепей, при питании цепей напряжения РЗА линии от ТН другого присоединения;

· при операциях с ЛР другой ячейки при выводе ее в ремонт.

 

 

ТАПВ выводится из работы на одном выключателе линии:

· при неисправности ТАПВ;

· при проверке ТАПВ;

· при отключении выключателя;

· при неисправности или отключении его ТН, от которых питаются цепи напряжения ТАПВ.

 

Если по какой-то причине у нас выведена дифзащита шин, то необходимо на все время ее отключения вывести цепи пуска ТАПВ с контролем отсутствия напряжения на шинах.

 

Контроль

Силовых контактов

Выключателей

 

Контроль выполнен с помощью специального амперметра. Внутри амперметра помещён трансформатор, имеющий две первичные и одну вторичную обмотки. От вторичной обмотки питается измерительный элемент амперметра. Первичные обмотки включаются противополярно на нулевые токи трансформаторов тока выключателей линии. Нормально прибор показывает нуль. Если прибор показывает какой-то ток, нужно срочно доложить об этом диспетчеру и вызвать работников СРЗА для определения дефектного выключателя.

 

 

 

 

 

УРОВ

Устройство резервирования отказа выключателя предназначено для ликвидации аварийного режима при коротком замыкании и отказе выключателя.

УРОВ пускается от всех защит. При отказе выключателя и наличии тока КЗ в линии УРОВ ( с контролем сработавшего состояния защит) без выдержки времени действует еще раз на отказавший выключатель, а затем с выдержкой времени 0,3 с отключает все выключатели, через которые к месту КЗ течет ток.

При работе УРОВ ТАПВ всех выключателей запрещается.

При повреждении в зоне действия ДЗШ или защит АТ и отказе одного из выключателей на линии УРОВ действует на отключение второго выключателя, а также посылается 1 команда АНКА-АВПА на противоположный конец линии, которая останавливает ВЧ передатчик ДФЗ и обеспечивает этим быстрое отключение линии.

 

Оперативные указания по обслуживанию УРОВ:

Нормально УРОВ должен быть введен в работу отключающими устройствами на панелях УРОВ, защит ВЛ, защит АТ, шин и ошиновок.

 

УРОВ выводится из работы в следующих случаях:

  • при профвосстановлении УРОВ;
  • при неисправности УРОВ;
  • при профвосстановлении резервных токовых защит и обоих групп выходных реле защит соответствующей ВЛ;
  • при работах на панелях резервных защит при включенной линии необходимо выводить накладки пуска УРОВ от них.

 

ДЗШ

Дифференциальная защита шин имеет пусковой и чувствительный токовые органы. Пусковой орган имеет бóльшую по величине уставку тока срабатывания, он предназначен для отключения системы шин при КЗ на шинах. Чувствительный орган нормально из работы выведен. Он вводится в работу в следующих режимах:

· при опробовании системы шин напряжением от одного из присоединений путем включения выключателя ключом управления;

· при опробовании системы шин напряжением при АПВ шин 500кВ;

· после отключения КЗ на шинах вводится на время, достаточное для

нормального срабатывания УРОВ в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений.

Во всех этих режимах к месту КЗ на шинах протекает ток только одного присоединения. Величина этого тока может быть недостаточна для срабатывания пускового органа, а в случае отказа в отключении выключателя одного из присоединений – для удерживания пускового органа в сработанном положении.

Ввод в работу чувствительного органа в режимах опробования системы шин от АПВ и для обеспечения работы УРОВ производится автоматически. При опробовании системы шин напряжением вручную необходимо перевести накладку “Опробование шин” на панели ДЗШ в положение “откл”.

В схеме ДЗШ предусмотрен контроль исправности токовых цепей. При неисправности токовых цепей ДЗШ автоматически выводится из работы. Возврат схемы осуществляется кнопкой К2 “Деблокировка ДЗШ”.

Для оперативного контроля за исправностью токовых цепей в схеме ДЗШ имеется устройство контроля небаланса в нулевом проводе. При нажатии кнопки “Контроль цепей переменного тока ДЗШ” по шкале миллиамперметра производится отсчет тока небаланса.

В цепи контроля исправности токовых цепей ДЗШ установлен переключатель SX “Блокировка при неисправности цепей переменного тока”. Нормальное положение SX – “вкл.” – блокировка введена в работу. Переключатель SX переводится в положение “откл.” (блокировка из работы выведена) при опробовании напряжением отдельных присоединений от работающей системы шин (“открытое” плечо в токовых цепях). В этом режиме реле контроля исправности токовых цепей ДЗШ может срабатывать от небаланса в токовых цепях и выводить ДЗШ из работы.

В схеме ДЗШ предусмотрены реле запрета ТАПВ выключателей. Запрет АПВ шин от ДЗШ осуществляется в следующих случаях:

· при срабатывании УРОВ;

· при неуспешном АПВ шин;

· при неотключении неповрежденной фазы выключателя на одном из питающих присоединений после действия ДЗШ;

· оперативный запрет АПВ при срабатывании выходных реле ДЗШ (вводится накладкой “Запрет АПВ шин”).

 

Для АПВ шин в схеме ДЗШ предусмотрены цепи контроля напряжения на шинах.

 

Оперативные указания по обслуживанию ДЗШ:

Нормально на каждой системе шин должна быть введена в работу ДЗШ.

Не допускается проведение операций с шинными разъединителями и выключателями, находящимися под напряжением, при выводе ДЗШ.

При выводе ДЗШ, если система шин не отключена, необходимо ввести оперативное ускорение резервных защит соответствующего АТ.

 

ДЗШ должна быть отключена в следующих случаях:

· при неисправности ДЗШ;

· при проверке ДЗШ;

· при производстве работ в любых цепях ДЗШ;

· при опробовании выключателя линии напряжением с противоположной ПС;

(если при опробовании токовые цепи опробуемого выключателя подключены к ДЗШ. Если от ДЗШ отключено плечо токовых цепей опробуемого выключателя, выводить ДЗШ не требуется).

 

 

Внимание!

· При неисправности ДЗШ нельзя нажимать кнопку “Дебло-

кировка ДЗШ”.

· При сигнале “Неисправность цепей переменного тока” нельзя

нажимать кнопку “Контроль цепей переменного тока”.

 

Особенности схем ДЗШ разных подстанций:

У нас на Б. Расте схема простая – две не связанные друг с другом системы шин. Поэтому логика ДЗШ тоже простая – погашение своей системы шин, либо ее АПВ.

На других подстанциях схемы могут быть секционированные, поэтому логика может быть ступенчатая – сначала деление шин с помощью шиносоединительного выключателя пополам (работа грубого комплекта), потом уже погашение части шин с помощью чувствительных комплектов.

Суть ДЗШ все равно остается такой же – анализ токовых цепей и определение места КЗ – в защищаемой зоне или вне ее.

 

Дифференциальная защита

Трансформатора

 

 

Это основная быстродействующая защита от внутренних повреждений трансформатора (автотрансформатора). Включается она на встроенные или выносные трансформаторы тока со всех сторон защищаемого трансформатора (обычно на встроенные).

Принцип действия ДЗТ заключается в следующем. В нормальном режиме нагрузки или режиме внешнего КЗ первичные токи текут через трансформатор следующим образом:

 

А при КЗ внутри трансформатора распределения первичных токов будет следующее:

 

 

 

Исполнительный орган ДЗТ – дифференциальное реле, на которое заведены токовые цепи со всех перечисленных выше трансформаторов тока. Реле настроено таким образом, что при токах любой величины, но проходящих сквозь трансформатор (что говорит об отсутствии внутреннего КЗ) реле не работает. Но если токи меняют свое направление и со всех сторон текут в трансформатор, реле срабатывает, и защита действует на отключение трансформатора со всех сторон.

 

ДЗТ действует на:

  • на отключение всех выключателей стороны с запретом ТАПВ;
  • на пуск УРОВ всех ВЛ , имеющих присоединения на шинах высокого и низкого напряжения, на которых находится наш трансформатор;
  • на пофазный пуск пожаротушения.

 

Оперативные указания по обслуживанию ДЗТ:

  • Дифференциальная защита может быть отключена только при включенной газовой защите;
  • При выводе дифзащиты вводится оперативное ускорение резервных защит.

Газовая защита

 

Газовая защита – это вторая основная защита трансформатора, она более универсальная и более ценная, нежели дифференциальная.

Защита реагирует на повреждения внутри бака трансформатора, при которых происходит выделение газа или ускоренное перетекание масла или смеси масла с газом из бака в расширитель, а также на снижение уровня масла ниже допустимого как вследствие течи масла, так и по другим причинам (междуфазные КЗ, межвитковые замыкания в обмотках,, замыкание обмотки на корпус, пожар в стали магнитопровода, неисправности переключателей напряжения).

Наибольшее распространение получили газовые реле трех типов: реле производства ЧЕАЗ типа РГЧЗ-66, реле производства г. Магдебург (Германия) типа BF-80/Q Бухгольца, реле производства г. Магдебург (Германия) типа ÜRF-25/10 струйное.

Изучим принципы работы каждого из них.

 

Реле Бухгольца

Расшифровка аббревиатуры реле:

В – реле с двумя элементами;

F – с фланцами;

80 – внутренний диаметр фланца;

Q – фланец квадратной формы.

Газовое реле имеет сигнальный элемент 1 и отключающие элементы 2,3 (1,3 – поплавки, 2 – пластина). В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и все элементы занимают положение, при котором их контакты разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по трубопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части реле, где помещен сигнальный элемент 1.

При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается так, что поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; так же срабатывает сигнальный элемент и на уход масла по другим причинам.

При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется практически полностью, поплавок 3 отключающего элемента также опускается под действием силы тяжести и отключающий контакт замыкается.

При внутренних повреждениях трансформатора в месте КЗ происходит бурное разложение масла и поток масла или смеси масла с газом устремляется из бака в расширитель. Под действием этого потока отклоняется на определенный угол пластина 2 отключающего элемента и отключающий контакт замыкается.

В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная работа сигнального и отключающего элементов или их одновременная работа.

 

Сигнальным и отключающим контактами являются герконы (магнитоуправляемые реле), которые запаяны в стеклянные колбы и срабатывают от приближения к ним постоянного магнита, укрепленного на поплавках. Конструкция реле достаточно сложная, но приближенно это выглядит так:

 

Сигнальный геркон срабатывает от приближения к нему своего сигнального поплавка, а отключающий геркон срабатывает от приближения своего отключающего поплавка. Отключающий поплавок опускается либо сам по себе при наличии соответствующих условий, либо от давления отключающей пластины.

Такая конструкция определяется необходимостью выполнить электрический контакт при наличии маслонаполненного реле.

В начальном положении поплавки удерживаются за счет разницы в плотности воздуха и масла, а отключающая пластина – за счет постоянного магнита, силу которого должен будет преодолеть поток масла.

Пластина имеет круглое отверстие для прохождения части масла во избежание повреждения реле при бурных процессах. Пластина настраивается на одну из возможных скоростей протекания масла: 0,65 м/с, 1,0 м/с и 1,5 м/с. Уставка по скорости меняется с помощью изменения расстояния между постоянным магнитом и отключающей пластиной.

В газом реле имеется устройство для контроля исправности реле. Оно состоит из кнопки 1, рейки 2 с выступами 5 и 6, возвратной пружины 3 и рамки 4. В условиях эксплуатации кнопка закрыта колпачком.

 

При нажатии на кнопку 1 рейка 2 перемещается вниз по направляющей рамке 4 и верхний выступ 6 нажимает на держатель сигнального поплавка, который опускается и замыкает сигнальный контакт реле. При дальнейшем нажатии на кнопку опускается отключающий поплавок под действием выступа 5 и отключающий контакт реле замыкается. Отключающая пластина от устройства контроля не опробуется.

В крышке реле имеется кран для отбора пробы газа из реле и для выпуска газа; в нижней части реле есть два отверстия для слива загрязненного масла (эти отверстия закрыты пробками).

Верхние смотровые стекла имеют отметки уровня масла с цифрами ( от250 до 450 см³ ), обозначающие объем газа в корпусе реле.

Реле должно устанавливаться в трубопроводе с внутренним диаметром 80 мм, если диаметр будет меньше, то на дне реле будет оставаться часть масла после его ухода и реле не сможет сработать на отключение.

 

 

По такой схеме подключения реле Бухгольца может быть использовано как струйное (при отсутствии струйных реле типа ÜRF- 25/10), в этом случае используется только отключающая лопатка реле, а поплавки – нет.

Крышка трансформатора должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле, не менее 1-1,5%, а трубопровод от бака трансформатора также должен иметь подъем на менее 2-4%. Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.

Указанный подъем выполняется для того, чтобы выделяющийся из масла газ не скапливался под крышкой бака (в произвольном месте), а, оказавшись в наиболее высоком месте бака, проходил по трубопроводу в газовое реле. После заполнения верхней части корпуса реле газ продолжает накапливаться, проходит в расширитель и далее через дыхательную трубку в атмосферу.

Реле должно быть установлено на таком уровне трубопровода, чтобы при любых температурах уровень масла в расширителе был на 50 мм выше верхней крышки реле.

Для обслуживания газовой защиты трансформатор снабжается стационарной лестницей с площадкой наверху, стоя на которой оперативный персонал может отбирать пробы газа, наблюдать за уровнем масла в газовом реле, а также возвращать отсечной клапан.

 

Струйное реле ÜRF- 25/10

 

Расшифровка аббревиатуры реле:

Ü – контрольное;

R – реле;

F – с фланцем;

25 – внутренний диаметр фланца в мм;

10 – давление в месте крепления фланца в кгс/см².

 

При нормальной работе контактора устройства РПН (регулирование напряжения под нагрузкой) под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора является нормальным явлением.

Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого количества масла в баке контактора бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.

При таких повреждениях требуется отключение трансформатора и устройства РПН для принятия мер по устранению повреждения, поэтому струйное реле, срабатывающее при заданной скорости струи масла срабатывает сразу на отключение трансформатора.

В отличие от газового реле струйное не будет реагировать на газообразование и уход масла из трансформатора.

Струйное реле является одноэлементным. Реагирующий элемент реле – это стальная пластина 1, подобная пластине газового реле. Пластина расположена со стороны бака контактора и в нормальных условиях удерживается в определенном положении грузом 2. Струя масла создает давление на пластину, что приводит к повороту ее на определенный угол. Груз 2 при этом поднимается и постоянный магнит 3 приближается к магнитоуправляемому геркону 4, который замыкается.

По окончании движения пластина оказывается зафиксированной в положении срабатывания с помощью защелки 5, поэтому контакт реле остается замкнутым до возврата вручную. Это не дает возможность включить в работу трансформатор, отключившийся от газовой защиты РПН. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такие повреждения считаются самыми опасными и требуют внимательного к себе отношения.

Для возврата сработавшего реле в нормальное положение в нем имеется устройство возврата, которое служит также и для контроля работоспособности реле.

Устройство контроля-возврата струйного реле конструктивно похоже на устройство контроля газового реле Бухгольца и состоит из подвижной рейки 6 с возвратной пружиной 7 и выступом 8. Устройство контроля-возврата управляется, как и у газового реле кнопкой 9 на крышке реле.

При медленном нажатии кнопки рейка, двигаясь в направляющей рамке, опускается примерно на половину своего хода и отводит пружинную защелку из прорези установочной скобы 10, что приводит под действием силы тяжести груза 2 к возврату пластины 1 в нормальное положение и размыканию геркона 4. (сквозь смотровое стекло видно, что груз опускается в горизонтальное положение).

При дальнейшем нажатии кнопки вниз до упора происходит нажатие выступа 8 рейки 6 на закругленный край держателя груза 11 и груз вновь поднимается, как при давлении струи масла (сквозь смотровое стекло мы это можем увидеть).

Таким образом оперативному персоналу следует обратить внимание, что возврат реле происходит нажатием кнопки до половины хода, а срабатывание – до конца хода.

Реле выпускается двух исполнений:

· 1 диапазон уставок – 0,9; 1,2; 1,5 м/с;

· 2 диапазон уставок – 1,5; 2,0; 2,5 м/с.

 

Изменение уставок производится перемещением груза вверх или вниз вдоль оси закрепления.

У струйного реле нет крана для отбора газа, нет делений шкалы на смотровых стеклах.

Реле должно быть установлено в трубопроводе между баком контактора и его расширителем (трубопровод диаметром 25 мм) по направлению движения потока масла. Подъем трубопровода от контактора к расширителю должен быть 2-4%, так же как и газового реле.

 

Реле РГЧЗ-66

Расшифровка аббревиатуры реле:

Р – реле;

Г – газовое;

Ч – чашковое.

 

Реле реагирует на все виды внутренних повреждений трансформатора, сопровождающихся выделением газа и уходом масла из трансформатора.

Реле может быть установлено для защиты объекта с диаметром трубы 3".

Конструкция реле состоит из трех элементов – одного сигнального и двух отключающих.

 

 

Сигнальный и один из отключающих элементов – это чашки. В нормальном режиме, когда реле заполнено маслом, чашки удерживаются в определенном положении пружинками и контакты сигнальный и отключающий разомкнуты. Если у нас идет газообразование, газ скапливается сначала под крышкой реле сигнальная чашка получается окружена газом, плотность которого, естественно, меньше плотности масла. При этом в самой чашке масло осталось, и под весом этого масла чашка опускается, пружинка растягивается и контакт надежно замыкается. Если количество газа в реле продолжает увеличиваться, то же самое происходит со второй чашкой – уже отключающей. Для предотвращения излишнего растягивания пружины и перекоса чашек, под ними установлены упорные площадки, которых чашки касаются в конце хода чашки после надежного замыкания контакта. И третий элемент – то же отключающий – это пластина, реагирующая на поток масла определенной скорости. Пластина удерживается в нормальном положении постоянным магнитом. При превышении скорости потока масла в реле установленной уставки пластина отклоняется на определенный угол и надавливает сверху на отключающие контакты, при этом чашку слегка перекашивает. Уставки по скорости масла могут быть 0,6 м/с, 0,9 м/с и 1,2 м/с. Уставка на сигнал по газу – 400 см³.

 

Действия оперативного персонала при срабатывании газовой защиты на сигнал:

  • определить по сигнализации, на какой фазе АТ сработала газовая защита и сообщить об этом вышестоящему оперативному персоналу;
  • немедленно осмотреть трансформатор, при обнаружении у АТ явных признаков повреждения (потрескивание, необычный гул, щелчки, выброс масла из выхлопной трубы, сильная течь масла и т..д.) он должен быть немедленно отключен;
  • в любом случае для обеспечения безопасности персонала при отборе газа из газового реле должны быть произведены разгрузка и отключение АТ.
  • При наличии в газовом реле газа необходимо проверить его количество и цвет, а также отобрать пробу газа для химического анализа и отправить его в химическую лабораторию.
  • По цвету и горючести газа можно сделать заключение о характере повреждения АТ или о попадании в АТ воздуха, пользуясь следующей таблицей:
Цвет газа Горючесть газа Вероятная причина появления газа
Бесцветный Негорючий Выделение воздуха
Беловато-серый Негорючий Разложение бумажной изоляции &n





Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.