Методика обработки полученной информации — КиберПедия


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика обработки полученной информации



Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее фиксируют: делают пометки, подчеркивания, разного рода записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.), схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказывать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.

План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, вдумчивый подход к подбору каждого слова. Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить вначале краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

Рекомендации.

Составляя план при чтении текста, прежде всего, определите границы мыслей. Эти места в книге отмечаются (вкладышем, карандашом). Выделенным отрывкам нужно давать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем вновь читается текст и устанавливается, правильно ли сделан «поворот» содержания, уточняются формулировки.

Необходимо стремиться, чтобы заголовки плана наиболее полно отражали мысли автора. Запись любых планов нужно делать так, чтобы ее легко можно было охватить взглядом.

Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать – значит списать какое-нибудь нужное. Важное место из книги, журнала, сделать выборки». Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников.



Они служат подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая бы облегчала их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку.

Рекомендации.

Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно. Когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать содержание своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.

Записывая цитаты. Заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписка делается из одного и того же источника, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагаете на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста.

Тезисыпозволяют обобщать изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи , доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Тезисы принято разделять на основные, простые, сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом.

Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

Существенную помощь при написании тезисов оказывают предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам. Умело составленные тезисы взаимосвязаны. Как звенья одной цепи.

Рекомендации.

При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторской мысли, чтобы не потерять документальность и убедительность.

Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.



Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста.

По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Аннотация помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему. А также при подготовке обзора литературы.

Рекомендации

Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разберите его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.

Перечислите основные мысли, проблемы. затронутые автором. Его выводы, предложения. Определите значимость текста.

В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и др.),а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет большое внимание, важный актуальный вопрос, особенно детально анализирует, убедительно доказывает и др.).

Рецензия – это критический отзыв о конкретном произведении, где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника.

Структура рецензии может быть различной.

Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и главные ее положения.

Излагая идеи, выводы, доказательства, изложенные в рассматриваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им сою критическую оценку, а в заключении рецензии делает выводы.

Рекомендации.

Вначале необходимо записать выходные данные источника.

Затем, изучив текст и выделив круг вопросов, затронутых в тексте, определить характер их освещения (полный, поверхностный и т.п.). После этого выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.

Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тесте.

Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой проблемы, связь ее идей с современными подходами.

В заключении сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают 4-х типов: плановые (каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта), текстуальные (состоит из цитат), свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы), тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации

Вначале необходимо ознакомиться с текстом, прочитать предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы и выделить информационно-главные места в тексте. Далее предлагается составить план текста – он поможет в логике изложения группировать материал. После этого выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами. Используйте реферативный способ изложения (автор считает …., раскрывает…). Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц. В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Конспект-схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяются ключевые слова и фразы, которые служат опорой для памяти.

Рекомендации

Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия. Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным группам. Заполните схему данными.

3. Выполнение научно-исследовательских заданий.

Научно-исследовательское задание может быть представлено различными заданиями: заполнить сравнительную таблицу; составить схему; провести исследование психических качеств и сделать их анализ; осуществить наблюдение и сделать заключение; составить тест-достижений, кроссворд по изученной теме.

Данные формы работы помогают осмыслить теоретический материал и связать его с практикой.

Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина психолого - педагогический практикум рекомендована ГОС ВПО в качестве обязательной учебной дисциплины для студентов 050400.62 психолого-педагогическое образование.

Главная цель курса заключается в ознакомлении студентов с наукой как социокультурным феноменом жизнедеятельности людей, показать ее роль в формировании научного мировоззрения, выработать умение научной оценки явлений реальности, психолого-педагогической практики, а также способность студентов к проведению самостоятельных психолого-педагогических исследований.

Структура курса (аудиторная часть) предусматривает лекции, практические и лабораторные занятия.

Задачи дисциплины:

- ознакомить студента с основными теоретико-методологическими положениями и категориальным аппаратом дисциплины;

- сформировать представление об основных этапах развития дисциплины;

- научить студента самостоятельно оценивать и использовать фундаментальные и прикладные аспекты психолого-педагогических исследований, сформировать основы научной картины мира;

- формирование методологической культуры субъектов обучения;

- приобретение опыта анализа научно-исследовательских работ.

Значительное место при изучении курса занимает самостоятельная работа студентов, включающая в себя аннотирование и конспектирование литературы при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, выполнение творческих практических заданий.

В ходе изучения дисциплины осуществляются все виды контроля знаний студентов: текущий, итоговый:

§ текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов и творческих заданий);

§ итоговый – по завершению курса (итоговые тесты и зачет).

Дисциплина психолого-педагогический практикум предполагает предварительное знакомство студентов с материалом курса философии, педагогики, истории педагогики, общей психологии.

Курс психолого-педагогический практикум состоит из двух частей: исторической и теоретической. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы научного познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах, а также особенности проведения психолого-педагогических исследований как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным методологическим проблемам.

Реализации вышеуказанных целей способствует еще один вид работы студентов – самостоятельная работа. Самостоятельная работа включает подготовку к практическим занятиям, конспектирование литературы, составление планов-конспектов занятий и др.

Преподаватель использует следующие виды контроля: текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов лекций, знания учебных и оригинальных текстов, глоссария, тестирования); итоговый – по завершению курса (зачёт). Зачёт проводится в форме собеседования по теоретическим вопросам дисциплины.

словарь КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

1. валидность

2. гипотеза

3. диагностика

4. идиографические методы, контент анализ, проективнеы методы, психофизиологические методы

5. интерпрЕТация полученных данных

6. конфликт

7. методы психолго-педагогичсекого исследования

8. наблюдение

9. Надёжность

10. научное исследование

11. общение

12. обЕъкт

13. опрос

14. педагогическая задача

15. педагогичсекий конфликт

16. педагогичсекое моделирование

17. педагогичсекое общение

18. предмет

19. прогнозирование

20. психологическое измерение

21. психолого-педагогичсекий эксперимент

22. решение педагогичсеких задач

23. тест тестовые нормы

24. эксперимент

25. этические принципы психодиагностики






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.