Понятие и сущность государственного сектора экономики — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Понятие и сущность государственного сектора экономики

2017-06-29 499
Понятие и сущность государственного сектора экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной экономикой – исторический экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление товаров/работ/услуг. Без него невозможно представить себе рыночную экономику.

В большинстве стран в государственный сектор экономики в разные периоды в той или иной мере входили земельные угодья, промышленные предприятия, военные объекты, ресурсы недр, электроэнергетика, транспорт, связь и т.п. Государственными предприятиями осуществляется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транспорте Франции, Италии, Швеции, Испании – 100% [1, с. 29]. В США около 1/3 земли находится в собственности федерального правительства. Это свидетельствует о возрастающей роли государства в осуществлении функций социально-экономического регулирования, обеспечении социальной и политической стабильности в обществе, выявлении социальных приоритетов стратегического характера, проведении сбалансированной внешнеэкономической политики.

Тем не менее отношение к нему и в политике, и в экономической науке – неоднозначное. По мнению либералов Р.Нозика, А.Чубайса, А.Илларионов и др., влияние государства необходимо свести к минимуму, то есть к выполнению только функций «ночного сторожа», а укрепление государственного сектора экономики лишь увеличивает задержку темпов роста экономики в целом и делает ее неконкурентоспособной [2]. Из этого следует, что только рынок рынок способен наиболее эффективно распределять ресурсы и качественно удовлетворять потребности общества, тем самым приписывают государственному сектору все недостатки плановой экономики.

Другим аргументом противников активного участия государства, в том числе и в управлении государственным имуществом, является то, что государственное управление представляет собой функцию публичной власти, принципиально отличную от функции управления национальным имуществом, что порождает коррупцию и лоббизм [3, с. 78–79]

Однако не все экономисты разделяют такую максималистскую точку зрения на «минимальное» государство. Так, Дж.Э. Стиглиц назвал «хаосом» гипотетическую ситуацию, при которой рынок мог бы функционировать без вмешательства государства в рыночную экономику, тем самым подчеркивая существенную роль государства «в функционировании современной рыночной экономики» [4]. По его мнению, основными мотивами государственной деятельности выступают такие провалы рынка, при которых последний неэффективен по Парето: несостоятельность конкуренции, существование товаров, которые либо не будут поставлены рынком, либо будут поставлены, но в недостаточном количестве; невозможность уловить частными товаропроизводителями внешние эффекты, снижающие эффективность распределения ограниченных ресурсов; неполные рынки; несовершенство информации, поставляемой рынком; безработица; инфляция [5, 76–78].

В противовес либералам, государственники, напротив, настаивают на огосударствлении экономики, несмотря на то, что крах плановой экономики с ее директивными методами управления доказал ее низкую эффективность и бесперспективность.

К сожалению, в экономической науке до сих пор нет исчерпывающей трактовки государственного сектора экономики в аспекте его генезиса и распределения по сферам, отраслям, масштабам деятельности, его динамики, функциональной роли, эффективности и механизме управления. Подходы разных авторов удобно сопоставлять в таблице (см. табл.1).

Таблица 1 – Подходы разных авторов к трактовке государственного сектора экономики

№ п/п Автор, мнение Комментарий
1. Л.И. Якобсон связывает меру его участия в данном процессе с необходимостью удовлетворения потребностей общества в чистых общественных благах, смешанных общественных благах, поставляемых на основе сотрудничества и разделения функций между государством и предпринимательством либо частным некоммерческим сектором, в частных благах в ситуациях изъянов рынка [6, с. 55–56]. На наш взгляд, нельзя согласиться с методологическим подходом этих авторов, связывающих участие государственного сектора экономики исключительно с «провалами рынка». Формирование его по остаточному принципу объективно не может не сужать его функциональную роль в жизни общества, тем более с учетом конкретно-исторических условий их функционирования и развития. К тому же необходимо отметить, что положение государственного сектора в системе смешанной экономики подвержено определенному жизненному циклу, когда периоды подъема экономики и, как следствие, сужение масштабов государственного сектора сменяются спадом и последующим его расширением, существенное влияние на которые оказывает уровень социально-экономического развития государства в тот или иной исторический период.
2. По мнению В.Е. Савченко, например, государственный сектор экономики должен функционировать в основном в четырех отраслях экономики: финансы, промышленность, транспорт и связь [7, с. 80–86].
3. По мнению В.Н. Черковца, государство, во-первых, становится субъектом собственности предприятий – полным или долевым, реализуя это право экономически путем организации и участия в предпринимательской деятельности и присвоения – полностью или частично – ее результатов. Во-вторых, оно начинает прямо с помощью различных методов финансирования, стимулирования и администрирования частично регулировать экономику частного сектора, направляя его производственную деятельность на реализацию определенных государственных программ [8, с. 40]. Нельзя не согласится с данным утверждением, к тому же имеется ряд факторов, усугубляющих потребность российской экономики в необходимости усиления роли государства и оптимизации государственного сектора экономики, а именно: осложнение внешнеполитической обстановки (экстремизм США в политике, размещение военных баз НАТО у границ России, мировой финансовый кризис, зависимость российской экономики от экспорта сырьевых ресурсов и др.); устаревшая материально-технологическая база; утяжеленная структура экономики; неравномерность технико-технологического, социально-экономического развития регионов; известная дискриминация России на мировом рынке и др.
4, Дж.Э. Стиглиц под государственным сектором понимает «общественную собственность и деятельность государства в производстве, продаже и перераспределении, включая производство товаров и услуг, субсидирование производства, государственную деятельность на финансовых рынках, государственные закупки товаров и услуг» [5, с. 130]. Данные авторы схожи во мнениях.
5. С.А. Батчиков и С.Ю. Глазьев: «Государственный сектор – это те сферы деятельности и отношения собственности, которые не относятся к частному сектору» [9, с. 8].
6. Ю.М. Воронин, А.З. Селезнев, Л.Г. Чередниченко подразумевают под государственной собственностью государственный сектор экономики [10, с. 154]. Очевидкно, данные авторы при рассмотрении вопроса о структуре собственности не проводят различий между понятиями «форма собственности» и «сектор экономики».

 

При определении сущности государственного сектора никакого унифицированного подхода не существует. Как правило, исходят из того, что он является главной составной частью национальной экономики. Отличительной чертой государственного сектора экономики является возможность государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само же управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики реализовывается государственными органами власти с помощью своих представителей, которые участвуют в вырабатывании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.

Так, под государственным сектором экономики понимают совокупность всех предприятий и организаций, которые находятся в собственности государства, а их финансирование осуществляется из государственного бюджета. Помимо этого, существуют и другие определения данного понятия.

Государственный сектор – это та часть экономики, которая не контролируется физическими лицами, добровольными организациями или частными компаниями. Государственный сектор, таким образом, включает правительства всех уровней – центральные, региональные и местные органы власти; государственные фирмы и квазиавтономные неправительственные организации [5].

Неоднозначность и многовариантность трактовки понятия госсектора может привести к ряду отрицательных последствий. Во-первых, могут возникнуть ошибки в нормативно-правовом обеспечении процесса функционирования государственного сектора, вследствие которых могут появиться различные юридические коллизии, способствующие сдерживанию эффективного развития государственного сектора экономики России. Во-вторых, отсутствие однозначного и конкретного определения государственного сектора не дает возможности четко определить его границы и количественный состав. Это может привести к невозможности сбора достоверной статистической информации о деятельности госсектора, что, в свою очередь, будет ограничивать дальнейшую возможность анализа и определения перспектив его функционирования и развития.

Государственный сектор экономики базируется на собственности, деятельность которой контролируется правительством. Некоторые экономисты подразумевают под государственной собственностью предприятия, которые принадлежат государству либо частично, либо полностью, а под понятием государственного сектора – вмешательственный объем государства в жизнь экономики. В рамках такого подхода рассматривается расширенная трактовка понятия государственного сектора, согласно которой он являет собой совокупность экономических ресурсов, находящихся в государственном распоряжении.

Другие экономисты считают, что государственная собственность – все материальное и нематериальное государственное имущество, находящееся в его распоряжении. А государственный сектор – система государственных учреждений и организаций, или комплекс хозяйственных объектов, которые частично или целиком принадлежат местным и центральным государственным органам [2].

Из данного анализа видно, что понятия «государственная собственность» и «государственный сектор» являются взаимопересекающимися, но они далеко не идентичны. В научных публикациях встречается более широкая трактовка понятия «государственный сектор», которая включает в себя (помимо систем хозяйствования, которые осуществляют экономическую деятельность) все уровни исполнительной и законодательной власти, которые занимаются регулированием и управлением экономики, а также включает обеспечивающую финансовую систему. В таком случае функции госсектора в экономике примерно равны государственным функциям по регулированию экономики.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.