Тема 1: ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА. — КиберПедия


Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 1: ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.



Рабочая тетрадь

по дисциплине

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

 

___________________________________________________________

 

 

«Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и

техническому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлениям подготовки:

44.03.01 – «Педагогическое образование»,

44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование»

Протокол № 499 от 17.02.2015 г.

 

 

АРЗАМАС

Арзамасский филиал ННГУ

УДК 612,6 (075,8)

ББК 57,3 я73

Р17

 

 

Рецензенты:

В.Н.КРЫЛОВ - доктор биологических наук,

профессор Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского

Ю.Г.КУЗМИЧЕВ- доктор медицинских наук,

профессор Нижегородской государственной медицинской академии

 

 

Р17 Рабочая тетрадь по дисциплине «Физиология человека» / Сост.

Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, С.И.Волкова;

Арзамасский филиал – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – 66 с.

ISBN 978-5-9906314-2-7

 

 

Учебный материал рабочей тетради направлен на закрепление и углубление знаний студентов по дисциплине «Физиология человека»; активизацию их познавательной деятельности; выработку умений применять знания в ситуациях, моделирующих профессионально-педагогическую. деятельность; формирование навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой.

Рабочая тетрадь включает в себя темы, содержащие контрольные тесты; задания для самостоятельной работы (репродуктивного и продуктивного характера):

а) задания, требующие от студентов воспроизведения информации по памяти;

б) задания, требующие от студентов проявления умственных методических умений;

в) задания, требующие от студентов творческого подхода, связанного с умением применять знания в различных ситуациях, моделирующих практическую деятельность учителя по формированию навыков безопасного типа поведения;

г) задания, содержащие проблемные ситуации с профессиональной направленностью.

Содержание рабочей тетради предусматривает выполнение учебных заданий различной сложности и предполагает разные уровни освоения студентами теоретического и методического материала по формированию навыков безопасного типа поведения.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), а также для подготовки к зачетам по данной дисциплине (самоконтроль знаний).

 

 

УДК 612,6 (075,8)



ББК 57,3 я73

 

© Калюжный Е.А., 2015

ISBN 978-5-9906314-2-7 © Михайлова С.В., 2015

© Волкова С.И., 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Темы: Стр.
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основные периоды развития.  
Организм человека как целостная система.
Закономерности роста и развития детского организма
Опорно-двигательный аппарат
Кровь и сердечно-сосудистая система
Строение, функции и гигиена органов дыхания
Строение, функции и гигиена органов пищеварения
Обмен веществ и питание
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы
Размножение и развитие организма на начальных этапах онтогенеза
Выделительная система
Иммунитет, его механизмы и способы укрепления
Строение и функции основных сенсорных систем
Взаимодействие сенсорных систем
Значение и структурно-функциональная организация нервной системы
Условно-рефлекторный характер и типы высшей нервной деятельности
Функции высшей нервной деятельности
  Литература

 

 

Условные обозначения для тестовых заданий:

♣ – соотнесите по 1 ответу из каждой колонки,

ответ должен иметь форму: 1а, 2б, 3г, или 1в,2б, 3а, 4д и т.д.

►– выберите несколько правильных ответов.

● – тест с одним правильным ответом.

♦ – перечислить все ответы в нужной последовательности.

 

 

Тема 1: ПРЕДМЕТ и ЗАДАЧИ ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ.

Задания:

Вставьте предложенные слова в текст

форма, мозг, природа

Физиология, как наука о функциях организма, раскрывает законы деятельности головного ……….. обосновывает материальную природу сложнейших ……….. приспособления организма к условиям среды, показывает материальную ……… психической деятельности человека.

Тема 2:

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

Задания:

2.1. Вставьте пропущенные слова в предложение:

_______________является структурной единицей всех живых организмов. Она обладает всеми признаками целостного организма: _______________, _______________, обменивается с окружающей средой веществами и энергией, реагирует на внешние раздражители.



 

Вставьте пропущенные слова

Эпителиальная ткань состоит_____________________________________

_______________________________________________________________

Соединительная ткань является ___________________________________

_______________________________________________________________

Мышечная ткань состоит ____________________________________________

____________________________________________________________________

Нервная ткань состоит_______________________________________________

____________________________________________________________________

2.5. Перечислите анатомо-физиологические системы, составляющие организм человека: _________________________________________

_________________________________________________________
_____________________________________________________________

_________________________________________________________

2.6. Заполните таблицу:

Система органов Строение Функции
Сердечно-сосудистая система    
Система дыхания    
Выделительная система    
Пищеварительная система    

2.7. Назовите что изображено на рисунке, его предназначение и укажите составляющие части:

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

 

2.8. Дайте определения:

Гуморальная регуляция - ___________________________________________

Нервная регуляция - _________________________________________________

2.9. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Все органы, системы и аппараты органов связаны между собой анатомически и функционально в единое целое — _____________, главная функция которого — ___________. Сложная система человеческого организма обладает способностью ___________________ свое существование. Саморегуляция чело­веческого организма направлена на _______________________________,

_____________________________________________обеспечивающего __________________________________ процессов жизнедеятельности, и на ________________ организма к условиям внешней среды, обеспечивающую ________________________ как индивидуума и как биологиче­ского вида. ____________________________________ действуют на всех уровнях организации целостного организма. Организм является ________________ составляющих его органов, тканей и клеток, и от их оптимального функционирования зависит оптимальное функционирование организма как целого. В то же время ________________________ _____________________ создают наиболее _____________________________ для жизнедеятельности отдельных структур.

2.10. Ответьте на тестовые задания (условные обозначения см. стр. 3):

1. 3. 5. 7.
2. 4. 6. 8.

1. Роль барьера между клетками играет:

а) клеточная стенка, б) цитоплазма, в) клеточный центр.

2. Диффузия воды через мембраны в сторону более низкой концентрации ионов

называется …

а) активный транспорт, б) экзоцитоз, в) осмос.

3. ________имеется во всех клетках человеческого организма, за исключением

Эритроцитов.

а) ядро, б) внутренняя мембрана, в) ядрышко.

4. Размножение при помощи мейоза называют …

а) половым, б) бесполым, в) вегетативным.

5. Ткань, являющаяся главной опорой организма …

а) мышечная, б) нервная, в) соединительная.

6. Какой орган человека имеет наиболее высокую температуру?

а) почки, б) печень, в) сердце.

7. В каком возрасте формируются основные терморегуляторные реакции?

а) грудном, б) младенческом, в) подростковом, г) юношеском.

8. Перечислите органы, составляющие функциональную систему для

ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Задания:

3.1. Допишите недостающий термин:

_____________ - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека и приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем.

 

3.2. Заполните таблицу:

П.К.Анохин    
  Разработал «Энергетическое правило скелетных мышц»
А. А. Маркосян    

Подпишите типы

телосложения:

 

3.11.Выберите в тестах по одному верному ответу из предложенных вариантов и запишите их в таблицу:

Номер теста
Правильный ответ                

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Задания:

4.1. Укажите название частей скелета:

 

Заполните таблицу

Осанка - это    
признаки правильной осанки:   три степени нарушения осанки:
1 степень:     2 степень:   3 степень:  

4.8. Дайте определение понятиям
Мышцы-____________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Мышечный тонус ____________________________________________________

____________________________________________________________________

Утомление -_________________________________________________________
____________________________________________________________________
Выносливость -______________________________________________________
Мышечная координация -______________________________________________
___________________________________________________________________

4.9.Назовите формы мышц

1 _____________________________________________

2 _____________________________________________

3 _____________________________________________

4 _____________________________________________

 

5 _____________________________________________

6 _____________________________________________

7 _____________________________________________

8 _____________________________________________

 

1 .нормальная кость 4.без мин. веществ 7. хрупкая
2. декальцинированная кость 5.без органических веществ 8.твердая, прочная, упругая
3.прокаленная кость 6.органические + минеральные вещества 9.мягкаяк, упругая

4.10. Из каждой колонки выберите по одному соответствующему ответу, начиная с первого, цифровые трехзначные цифры выбранных ответов, запишите последовательно:

_________ ___________ ________

4.11. Из перечня веществ (А-К) выберите правильные ответы на вопросы (1-10)

А. мин. вещества Б. органические вещества В. вода Г. губчатое строение Д. надкостница Е. кость без полости Ж. трубчатое строение З. подвижное соединение И. полуподвижное соединение К. неподвижное соединение 1. придают кости упругость 2. придают кости твердость 3. придают кости легкость 4. придают кости прочность, твердость и упругость 5. способ соединения костей черепной коробки 6. способ соединения позвонков 7. способ соединения в суставе 8. особенности строения плоских костей 9. растворяются в кислоте 10. сгорают в огне
ОТВЕТЫ:

4.12. Выберите правильнее варианты ответов в тестах, ответы оформите виде таблицы

Номер теста
Правильный ответ                
Номер теста
Правильный ответ                
Номер теста    
Правильный ответ              

1. Подвижность костей в суставе обеспечивается:

1) надкостницей 3) сухожилиями

2) хрящами и жидкостью 4) костным мозгом

2. Какова продолжительность жизни одной костной клетки?

1) 18 лет 2) 25 лет 3) 10 лет

3. В каком возрасте происходит фиксация поясничного изгиба?

1) 8-10 лет 2) 12-14 лет 3)10-12 лет

4. До какого возраста у детей сохраняется коническая форма грудной клетки?

1) 1-2 года 2) 5-6 лег 3) 3-4 года

5. Энергия, необходимая для работы мышц освобождается в процессе:

1) биосинтеза 2) пищеварения 3) распада органических веществ 4) газообмена

6. Источником энергии, необходимой для движения, являются:

1) органические вещества 3) минеральные вещества

2) вода и минеральные вещества 4) витамины

7. Гиподинамия - это:

1) активный образ жизни 3) пониженная подвижность

2) нарушение осанки 4) повышение работоспособности

8. Поперечнополосатая мышечная ткань:

1) расположена во всех внутренних органах 3) образует скелетные мышцы

2) образует стенки кровеносных сосудов 4) выстилает носовые полости

9. Миофибриллы представляют собой:

1) тонкие сократительные нити внутри мышечного волокна 3) гладкие мышцы

2) мышечное волокно, 4) разновидность мышечной ткани

10. Скелетные мышцы:

1) иннервируются вегетативной нервной системой

2) иннервируются соматической нервной системой

3) сокращаются под влиянием парасимпатического отдела ВНС

4) сокращаются под влиянием симпатического отдела ВНС

11. Правильная осанка формируется:

1) сама по себе

2) под влиянием физических упражнений,

3) при контроле за правильным положением тела,

4) под влиянием различных видов работы

12. Работа мышц благотворно действует:

1) только на сами мышцы 3) только на кости

2) на весь организм 4) только на сердце

13. При малоподвижном образе жизни:

1) повышается работоспособность 3) замедляется процесс старения

2) развивается слабость сердечной мышцы 4) происходит перестройка костей

14. Подвижной частью черепа является:

1) носовая кость 3) лобная кость

2) верхняя челюсть 4) нижняя челюсть

15. В шейном отделе позвоночник количество позвонков составляет:

1) половину от всего количества позвонков 3) больше половины

2) меньше одной четверти 4) больше одной четверти

16. Функцию питания при росте кости в толщину выполняет:

1) желтый костный мозг 3) красный костный мозг

2) надкостница 4) губчатое вещество

17. Прочность костей зависит от содержания в них ионов:

1) натрия 3) кальция

2) железа 4) магния

18. В костях 5-летнего ребенка, по сравнению с костями старика:

1) Больше минеральных солей, чем органических соединений

2) Больше органических соединений, чем минеральных солей

3) Равное количество органических и неорганических соединений

4) В основном содержатся органические соединения

19. Гладкие мышцы желудка сокращаются под влиянием:

1) соматической нервной системы

2) эндокринной системы

3) вегетативной нервной системы эндокринной и соматической систем

20. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы:

1) кальция 3) калия

2) магния 4) фосфора

21. Наиболее подвижное соединение:

1) лобной и теменной костей

2) позвонков

3) плечевой и локтевой костей

4) ребер с грудиной


Тема 5:

Вставьте пропущенные слова.

Резус-принадлежность крови определяется наличием или отсутствием на поверх­ности _______________ группы специфических белков-«маркеров», называемых __________________________ (наличие фактора обозначается — _______, отсутствие — _______).

Общая схема кровообращения

 

Вставьте пропущенные слова

____________________ – эти три пары ____________________ выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи.

Полость рта полость, в которой происходит _______________________

______________________ В ней расположены зубы, ____________________, и язык, который сминает и распределяет пищу среди зубов.

Печеньжизненно важный орган для организма. Накапливает гликоген, являющийся резервом энергии, и ____________________, необходимую для переваривания жиров.

Желчный пузырьорган, _________________, который накапливает желчь и подает ее в кишечник.

Поджелудочная железажелеза смешанной секреции, расположенная под желудком, которая выделяет ____________________ и ____________________ - гормон, регулирующий обмен глюкозы.

Аппендикс – маленький червеобразный ____________________, назначение которого неизвестно.

Пищеводтруба, соединяющая ____________________ Мышцы, которые образуют внутренние стенки пищевода, осуществляют сокращения для ____________________.

Желудок - ____________________, расположенный ____________________. Получает пищу уже смоченную слюной и пережеванную, смешивает ее с желудочным соком и проталкивает через привратник в____________________.

Тонкая кишкачасть пищеварительного тракта длиной от ____________________ до ____________________, куда поступают поджелудочный и желудочный соки, желчь, и где всасываются____________________.

Толстая кишкапоследняя часть пищеварительного тракта, состоящая из __________________, ободочной кишки и ____________________, где абсорбируется вода из пищи и образуется кал из не переваренных продуктов.

7.9. Назовите функции пищеварительной системы:

           
     
 
 


 

       

 

7.10. Выберите правильные варианты ответов в тестах (условные обозначения см. стр.3), ответы оформите виде таблицы

Номер теста
Правильный ответ                    
Номер теста
Правильный ответ                    
                         

· 1. Ферментативное расщепление пищи на простые молекулы питательных веществ в различных отделах пищеварительного тракта – это

1) Абсорбция 2) Переваривание 3) Выделение

· 2. Сколько слоёв имеет стенка пищеварительного канала?

1) Один 2) Три 3)Четыре

· 3. Как называется мышечный орган, образованный поперечнополосатой мышечной тканью?

1) Язык 2) Ротовая полость 3) Глотка

· 4. В каком возрасте появляются молочные зубы?

1) 4-5мес. 2) 6-7мес. 3) 8-9мес.

· 5. Главная химическая лаборатория организма.

1) Поджелудочная железа 2) Печень 3) Селезёнка

· 6. Самая крупная железа в организме человека.

1) Печень 2) Щитовидная железа 3) Поджелудочная железа

7. Что происходит при нерегулярном питании?

1) Усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела

2) Выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и

раздражает его стенку, что может вести к ее воспалению.

3) Развитие гастрита

· 8. Какая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действует на печень?

1) Слишком горячая пища 2) Острая пища 3) Слишком жирная пища

· 9. В чём проявляется общее отравляющее действие никотина?

1) В похудании, плохом цвете лица

2) В потери сознания, падении артериального давления

3) В выпадении волос

· 10. С чего начинается пищеварение?

1) с ротовой полости 2) с желудка 3) с прямой кишки

· 11. Какая функция у двенадцатиперстной кишки?

1) перемещение пищи 2) механическое измельчение пищи

3) окончательное переваривание пищи с помощью бактерий

· 12. Прорезывание постоянных зубов заканчивается

1) к 12 годам. 2) к 16 годам. 3) к 14 годам.

· 13. Слюна содержит 99%

1) соляной кислоты 2) воды 3) ферментов

· 14. Акт еды начинается

1) с вида и запаха пищи 2) с пережёвывания пищи

3) с расщепления белков, жиров, углеводов

· 15. Последний орган в пищеварительной системе

1) прямая кишка 2) толстая кишка 3) тощая кишка

· 16. Гидролиз белков катализирует фермент

1) пепсин, 2) липаза, 3) амилаза

· 17. Внутри зуба имеется полость, заполненная мягким веществом

1) дентин, 2) пульпа, 3) коронка

· 18. Длина кишечника взрослого человека составляет:

1) 7-10 м, 2) 10-12 м, 3) 5-8 м

· 19. Нарушение состава микрофлоры кишечника:

1) диарея, 2) дизентерия, 3) дисбактериоз

· 20. Клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин - …

1)клетки Купфера 2) островки Лангерганса 3) Пейеровы бляшки

Тема 8.ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПИТАНИЕ

Задания:

8.1. Что входит в понятие рационального питания? _________

_____________________________________________________________

1) _____________________________________________________________

2) _____________________________________________________________

3) _____________________________________________________________

Признаки зрелости плода.

О зрелости родившегося младенца судят по совокупности ряда признаков.

1. Длина (рост) зрелого _____________________ новорожденною в среднем равна 50 см (колеблется от 47 до 57 см), масса 3200-3400 г (колеблется от 2600 до 5000 г и выше).Длина является более постоянной величиной, чем масса, поэтому она вернее отражает степень зрелости плода.

_____________________ больше 47 см учитываются как зрелые; новорожденные длиной меньше 45 см учитываются как незрелые. Определение зрелости или незрелости новорожденных длиной от 45 до 47 см производится в каждом отдельном случае на основании особо тщательного анализа всех признаков.

Заключение о зрелости таких детей производится ______________ и _______________ совместно. При отсутствии данных о росте новорожденного учитывается масса его, причем новорожденный массой ниже 2500 г считается незрелым.

2. У зрелого плода грудка ____________, пупочное кольцо находится на середине между лобком и мечевидным отростком.

3. Кожа зрелого новорожденного ___________________, подкожный жир хорошо развит, на коже остатки ________________________; пушок есть только на плечах и верхней части спинки; длина волос на голове достигает 2 см, ногти заходят за кончики пальцев.

4. Ушные и носовые хрящи ______________.

5. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы и клитор _______________ большими половыми тубами.

6. Движения зрелого новорожденного активны, крик __________, глаза открыты, он хорошо _____________________.

10.8. Заполните таблицу:

Роды – это  
Родовые изгоняющие силы:  
 
Периоды родов  
 
 
  Механизмы родов:    
 
 
 
Послеродовый период – это  
Плацента – это  
Околоплодные воды – это  
Пуповина – это  
     

10.9. Влияние на плод курения (вставьте пропущенные слова):

_____________________ при беременности повышает риск рождения ребенка с малой массой тела. Объясняется это тем, что _____________ замедляет маточно-плацентарный кровоток, в результате снижается поступление _____________________________ к плоду. У курящих матерей дети рождаются с массой тела в среднем ______________________, чем у некурящих, и в 2 раза выше вероятность рождения ребенка с массой тела ниже 2500 г. Причем, чем больше беременная женщина курит, тем _________________________ новорожденного. Содержание окиси углерода в тканях плода курящей беременной женщины оказывается даже выше, чем у нее самой. Поэтому никотин может привести к развитию внутриутробной гипоксии плода. ___________________________ никотина на плод усиливается в том случае, когда сочетается с другими факторами риска. Из числа последних особенно значимы _____________________ старше 40 лет, большое число беременностей и родов в анамнезе, а также многоплодная беременность. _______________ проходит через плаценту и одновременно в его присутствии повышается проницаемость плацентарного барьера (фактор прорыва барьера). Поэтому в результате __________________________(ровно как и при пассивном курении, работе на табачном производстве) через плаценту могут проникать к плоду ____________________________________ активные компоненты ______________________.

 

10.10.Влияние на плод этилового спирта (вставьте слова):

Концентрация __________________________ в крови плода составляет 70-80% от таковой в крови матери, в том числе через плаценту проникают и _____________________ этилового спирта (ацетальдегид). Считается, что именно __________________ обладает наиболее выраженным тератогенным эффектом. Этанол и его метаболиты, проникающие в мозг зародыша, эмбриона и плода вызывают такие изменения метаболизма нервной ткани, которые приводят ___________________________, составляющим главный компонент алкогольных эмбриопатий. В основе подобных дефектов лежат задержки развития нервных клеток и мозга в целом, нарушения связей между нейронами, глубокие нарушения метаболизма и мозга и его микро- и макроструктуры.

Токсическое влияние алкоголя выражается в ______________________________ _____________________________ с последующим снижением массы тела новорожденного, а также замедлении психического развития родившегося ребенка. ______________________________________________– причина многих врожденных пороков и аномалий развития и синдрома алкогольного плода. Повреждение ЦНС новорожденного может иметь место и при употреблении алкоголя матерью в процессе __________________________, так как продукты распада этилового спирта частично выводятся с молоком.

10.11. Дополните предложения:

1.Беременность, двумя или большим числом плодов называется _____________________.

2.Дети, родившиеся при многоплодной беременности, называются _______________.

3.Двойни, образовавшиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток, называются _______________________________________

4.Двойни, образовавшиеся из одной яйцеклетки, называются _________________

_________________________

СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ

Задания:

12.1. Продолжите предложения:

Иммунитет – это _____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Клеточный иммунитет ________________________________________________

____________________________________________________________________

Гуморальный иммунитет ______________________________________________

____________________________________________________________________

Иммунологическая память _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основной структурной и функциональной единицей специфической иммунной системы является белая кровя­ная клетка — ___________________

В организме человека одновременно работают две иммунные системы, различающиеся своими возможностями и механизмом действия _______________

_____________________________________

Фагоцитарная реакция осуществляется с помощью спе­циальных лейкоцитов, способных к ___________________

Гипофиз и эпифиз конт­ролируют деятельность вилочковой железы и костного мозга.с помощью пептидных биорегуляторов — _________________________

12.2. Распределите термины с их значениями:

Антитела     А) Антитела, синтезирующиеся в организме при его отравлении токсинами (ядовитыми веществами, продуцируемыми патогенными микроорганизмами).
Антиген     Б) Микроорганизм, вещество, продукт питания или другая субстанция (например, пересаженные от другого организма ткани), несущие чужеродную для данного организма инфор­мацию, закодированную в структуре молекул белка.
Антитоксины     В)Иммунные тела, представляют собой циркулирующие в крови белковые вещества (иммуноглобулины), образующиеся в организме под действием попавших внего чужеродных тел (бактерий, вирусов, белковых частиц и др.), называемых антигенами.

Вставьте пропущенные слова

В отличие от системы __________________ факторы неспецифической защиты у новорожденных выражены хорошо. Они _______________________ раньше специфических и берут на себя _________________________________________ плода и новорожденного. В околоплодных водах и в крови плода отмечается высокая активность ___________________________ - неспецифического фактора защиты, которая сохраняется до рождения ребенка, а затем снижается. Способность к образованию __________________________ сразу после рождения высока, на протяжении года она снижается, но с возрастом постепенно увеличивается и достигает максимума к 12-18 годам.

12.4. Опишите схему иммунного ответа:

I. ________________________________________________________________;

II. ________________________________________________________________;

III. ________________________________________________________________;

IV. ________________________________________________________________;

V. ________________________________________________________________;

VI. ________________________________________________________________;

VII. ________________________________________________________________;

1 - ____________________________;

2 - ____________________________;

3 - ____________________________.

12.5. Назовите органы иммунной системы:

 

 

12.6. Существуют четыре основных типа иммунитета:

естественный пассивный иммунитет __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

приобретенный пассивный иммунитет — ______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

естественный активный иммунитет — ________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

приобретенный активный иммунитет — ______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.7. Перечислите неспецифические факторы защиты:

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.8 . Почему у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции? _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.9. Заполните таблицу:

Признаки ослабленного иммунитета Причины ослабления иммунитета способы укрепления иммунитета
     

СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

Задания:

13.1. Ответьте на вопросы:

1) Из каких звеньев состоит каждый анализатор? _______________________

_______________________________________________________________

2) Как называют рецепторы анализаторов, воспринимающие раздражение из окружающей среды? _________________________

3) Как называют рецепторы, воспринимающие раздражение из внутренней среды организма? ___________________

4) Назовите важнейшие функциональные особенности анализаторов.

____________________________________________________________________

13.2. Распределите термины с их значениями:

1.Хрусталик   А) Плотная непрозрачная ткань белого цвета толщиной около 1 мм.
2. Передней и задней камерами глаза   Б) Отверстие, находящееся в центре радужки.
3.Склера, или белочная оболочка   В) Прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы.
4. Зрачок   Г) Небольшие пространства между роговицей и радужкой, а также между радужкой и хрусталиком.

13.3. Дополните предложения:

1) Сетчатка имеет сложную многослойную структуру. Она состоит из _______________, ___________ и __________________, отростки которых образуют зрительный нерв.

2) У человека в сетчатке имеется около ________ колбочек и _______ палочек. Палочки и колбочки распределены в сетчатке _____________.

3) __________________— совсем не содержит фоторецепторов и нечувствителен к свету. Это так называемое ____________.

4) Проводящие пути зрительного анализатора разделяют на ____________ и _________________.

5) ________________ — сложный процесс, в котором участвует зрительный центр коры мозга.

13.4. Определите, где имеется нарушение аккомодации:

_________________ _____________ ______________

13.5. Вставьте обозначения «Строение слухового анализатора»:


1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. ____________________________

7. ____________________________

8. ____________________________

9. ____________________________

10. ____________________________

11. ____________________________

12. ____________________________

13.6. Вставьте обозначения «Строение зрительного анализатора»:

1.





Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.