Рабочая тетрадь по социологии
Тема 1.Социология как наука и как учебная дисциплина
1.1.
1.Этнология
2.Экономика
3.Психология
4.Социология
1.2.Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы
Социологическая наука возникла задолго до её номинального рождения – как только появилось общество, человек начал задумываться о связях внутри него, о правилах и законах и многом другом. Разумеется, тогда понятия ещё не были созданы и формализованы, но уже существовал некоторый сенкритизм – беспорядочное слияние различных представлений о мире, окружающем нас. В дальнейшем уже произошло выявление точной и естественной науки, обособление наук. Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”. Как вы его понимаете? социальное – это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности индивидуумов в конкретных.
1.3. Потому, что мы не можем вести себя в социуме так же, как наедине с собой. Поведение, не соответствующее законам, регулирующим жизнь человека, может повлечь за собой последствия. К примеру, для нудистов существуют специальные пляжи, появление же их в общественном месте без одежды вызовет шок и в соответствии с законом наказуемо.
1.4.Закономерности человеческого поведения.
1.5. Весьма существенна взаимосвязь социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными признаками. Поэтому ее предметом являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной обусловленности. Однако при этом социологическое видение прошлого должно служить необходимым моментом исторического познания. Ведь историк, изучая конкретную совокупность событий прошлого, с неизбежностью становится перед проблемой системной реконструкции социальных структур минувшей эпохи именно в их целостности и взаимообусловленности. Другими словами, историк нуждается в системной модели общества прошлого, т.е. в понимании места и роли важнейших институтов, свойств социального расслоения и специфики социокультурной регуляции каждого данного времени. Как раз в этом пункте происходит встреча социологии и исторической науки. Но если для социолога важно понять механизм функционирования социальных структур в `чистом` виде, то для историка первостепенны особенные нюансы конкретного общества. Теоретическая социология близка исторической науке и при обобщении большого исторического материала в контексте его социокультурной интерпретации, как, впрочем, и социолог должен как бы `просвечивать` конкретный социологический материал его историческими предпосылками.
Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии
1.7. Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов. Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают структурные элементы социологии – отраслевые социологии: социология труда, социология политики, социология семьи, социология образования, социология молодежи и т.д.
Независимы от сознания и желания людей
· Являются не постоянной величиной, а тенденцией
· Включают в себя повторяемость процессов и явлений
1.9. 1- гносеологическая, 2- Прогонистическая, 3- Праксеологическая, 4- Идеологическая,
Природу взаимодействия людей в обществе
Тема 3. Социологическое понимание общества
Как открытой системы
3.1. Во-первых ,общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.
Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.).
В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные
3.2. Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей
3.3.
| Основные элементы
| Основные элементы
|
| Основные элементы
|
Экономическая
подсистема
| Социальные слои и классы
| Сословия, касты
|
| Цеха, профессии
|
Политическая
подсистема
| Органы руководства
| Управляющие и управляемые
|
| государство, партии, профсоюзы
|
Социальная
подсистема
| Группы людей
| Общности
|
| народ, нации
|
3.4. Эффективность социальной взаимосвязи зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем больше они удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Например, пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.
3.5. Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия
3.6. Изменение в социальной общественности вызванное действием (Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит будет ли данное взаимодействие продолжатся)
Например пассажиры и водители. Если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.
3.7. Подчиненность и соподчиненность элементов
3.8. В основе формационной типологии обществ положен принцип классификации, в основе которого является способ производства. Основные формации: бесклассовая (первобытнообщинная), классовая, бесклассовая в виде коммунистической.
3.9. Закрытое общество: фашистская Германия, сталинский Советский Союз, США середины 80-х годов.
Открытое общество: Афинская республика, Новгородская республика, современная Франция, средневековая Япония, Спарта
3.10.
|
| Доиндустриальная
стадия
| Индустриальная стадия
|
| Постиндустриальная
стадия
|
|
| | |
| |
Форма собственности
|
| Аграрная
| Промышленность
|
| Информация и услуги
|
|
| | |
| |
Основные институты
|
| Армия, церковь
| Банки, заводы, фабрики
|
| Университет
|
|
| | |
| |
Основная сфера
производства
|
| Сословно-кастовая, принудительная
| Экономическая зависимость
|
| Мобильная, функциональная
|
|
| | |
| |
Принципы образования соц. структуры
|
| Опосредованная
| Частная на средства производства
|
| Социальная, государственная
|
|
| | |
| |
Характер культуры
|
| Инерционная, консервативная
| Развивающая
|
| Инновационная, гуманистическая
|
5.9.
а) по экономическому критерию
| б) по профессиональному критерию
|
Высший слой
Средний слой
Базовый слой
Низший слой
Андеркласс
| Высшие руководители
Руководители
Рабочие
Низкоквалифицированные рабочие
Люмпенизированная часть населения
|
5.10. Б)
Список литературы
1. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат,
1990. – 432 с.
2. Социология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред.
А.Н. Елсукова, 2-ое изд., испр. – Минск: ТетраСистемс,2009. – 544 с.
3. Социология для технических вузов. Серия «Учебники для тех-
нических вузов». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с
4. Рабочая книга социолога / под ред. Г.В. Осипова. –
М.:Либерком,2009. – 568 с.
5. Как провести социологическое исследование / под ред.
М.К. Горшкова. – М.:Политиздат,1985.
Рабочая тетрадь по социологии
Тема 1.Социология как наука и как учебная дисциплина
1.1.
1.Этнология
2.Экономика
3.Психология
4.Социология
1.2.Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы
Социологическая наука возникла задолго до её номинального рождения – как только появилось общество, человек начал задумываться о связях внутри него, о правилах и законах и многом другом. Разумеется, тогда понятия ещё не были созданы и формализованы, но уже существовал некоторый сенкритизм – беспорядочное слияние различных представлений о мире, окружающем нас. В дальнейшем уже произошло выявление точной и естественной науки, обособление наук. Ключевым в социологии выступает понятие “социальное”. Как вы его понимаете? социальное – это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, возникающих в процессе совместной деятельности индивидуумов в конкретных.
1.3. Потому, что мы не можем вести себя в социуме так же, как наедине с собой. Поведение, не соответствующее законам, регулирующим жизнь человека, может повлечь за собой последствия. К примеру, для нудистов существуют специальные пляжи, появление же их в общественном месте без одежды вызовет шок и в соответствии с законом наказуемо.
1.4.Закономерности человеческого поведения.
1.5. Весьма существенна взаимосвязь социологии с историей. Историческая наука изучает минувшую социальную действительность как событийный процесс, в котором каждое явление обладает как типологическими, так и индивидуальными признаками. Поэтому ее предметом являются особые закономерности событийных явлений в контексте их факторной обусловленности. Однако при этом социологическое видение прошлого должно служить необходимым моментом исторического познания. Ведь историк, изучая конкретную совокупность событий прошлого, с неизбежностью становится перед проблемой системной реконструкции социальных структур минувшей эпохи именно в их целостности и взаимообусловленности. Другими словами, историк нуждается в системной модели общества прошлого, т.е. в понимании места и роли важнейших институтов, свойств социального расслоения и специфики социокультурной регуляции каждого данного времени. Как раз в этом пункте происходит встреча социологии и исторической науки. Но если для социолога важно понять механизм функционирования социальных структур в `чистом` виде, то для историка первостепенны особенные нюансы конкретного общества. Теоретическая социология близка исторической науке и при обобщении большого исторического материала в контексте его социокультурной интерпретации, как, впрочем, и социолог должен как бы `просвечивать` конкретный социологический материал его историческими предпосылками.