Направление подготовки бакалавров по профессионально-образовательной программе направления 44.03.02-«Психолого-педагогическое образование» Профиль «Психология и социальная педагогика»
Курс 3
Форма обучения очная (прикладной)
Общая трудоемкость дисциплины по ФГОС ВО: 72часа 2 зачетные единицы
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 -Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015, № 1457.
2. Разработчик (и) рабочей программы
доцент ППО Калягина Е.А.
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
___________________________ _____________________ _______________ ________________________
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры ППО
25.08.2016 протокол № 1
(дата)
Зав. кафедрой ППО __________________ Калягина Е.А.. (подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами; СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой ППО _____ Калягина Е.А.
(ФИО)
(дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры ______________________________________ протокол № ____ дата ___________________
Зав. кафедрой ______________________ ___________________________
(подпись) (ФИО)
1. Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины – ознакомление бакалавров с основами психологии подросткового возраста
Основные задачи дисциплины:
-. обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам психологии подростка
В результате изучения данного курса бакалавр должен обладать следующими компетенциями:
ОПК 1 – способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
ПК-16 - способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся ;
ПК-26 - способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей ;
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины
Требования к уровню сформированности компетенций обучающегося, формируемых в результате освоения дисциплины определяются следующими умениями и навыками:
Знать (З): общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека в подростковом возрасте. (З-1, ОПК-1);
Уметь (У):выявлять интересы, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (У-1, ПК-16); Владеть (В): способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (В-1, ПК-26).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Психология подросткового возраста» является курсом (Б1.Б 13.5 .) профессионального цикла.
Предшествующими дисциплинами логически и содержательно-методически взаимосвязанными с данной дисциплиной являются: «Психология развития», «Психолого-педагогическая диагностика».
1.4. Организационно-методический план (ОФО)
Вид
учебной работы
| Кол-во
часов
| № семестра (по учебному плану)
|
|
I. Аудиторная:
| | |
лекции
|
|
|
семинары
|
|
|
…..практические занятия
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
II. Внеаудиторная:
|
|
|
Рефераты +выступление с презентацией
|
|
|
контрольные работы
|
|
|
домашние контрольные работы
|
|
|
Самоподготовка :в т.ч:
|
|
|
самостоятельное изучение разделов
|
|
|
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий
|
|
|
подготовка к практическим занятиям,
|
|
|
……подготовка к экзамену
|
|
|
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
|
Общая трудоемкость дисциплины:
|
|
|
1.4. Организационно-методический план (ЗФО)
Вид
учебной работы
| Кол-во
часов
| № семестра (по учебному плану)
|
|
I. Аудиторная:
|
| |
лекции
|
|
|
семинары
|
|
|
…..практические занятия
|
|
|
ИТОГО:
|
|
|
II. Внеаудиторная:
|
|
|
Рефераты +выступление с презентацией
|
|
|
контрольные работы
|
|
|
домашние контрольные работы
|
|
|
Самоподготовка :в т.ч:
|
|
|
самостоятельное изучение разделов
|
|
|
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий
|
|
|
подготовка к практическим занятиям,
|
|
|
……подготовка к экзамену
|
|
|
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
|
Общая трудоемкость дисциплины:
|
|
|
1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
№
п/п
| Составляющие УМКД
| Информация об издании
|
Автор, название, место издания, издательство, год издания
| Место хранения (нахождения)
|
| Программный элемент
|
1.1
| Рабочая программа учебной дисциплины
| Рабочая программа учебной дисциплины. – Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2016 (рукопись, электронная версия)
| Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru
Образовательный портал ХГУ http//edu.khsu.ru
|
| Теоретический элемент
|
2.1
| Учебник (основной*)
| Эльконин, Д. Б. Детская психология: допущено М-вом образования Рос. Федерации : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и специальности психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотип. - М. : Изд. центр " Академия", 2007. - 384 с. - (CLASSICUS :классическая учебная книга) (Высшее образование).(10); 2004(2); 2005(6); 2006(5)
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество [Текст] : Рек. М- вом обр. РФ : учеб. для вузов по
пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М :
Академия, 2004. (12)
| Библиотека
|
2.2
| Конспект лекций
| Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Конспекты лекций/сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия)
| http/www.edu.khsu,.ru
|
2.2
| Учебник(и) (дополнительные**)
| Библиографический список приведен в РП (разд. 6.5.1)
|
|
3
| Практический элемент
|
3.1
| Практикум
| Калягина Е.А. Психология подросткового возраста. Практикум /сост. Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия)
| http/www.edu.khsu.ru
|
4
| Методико-технологический элемент
|
4.1
| Методические рекомендации по изучению дисциплины
| Психология подросткового возраста: учебно-методический комплекс дисциплины: Методические рекомендации по изучению дисциплины/ сост, Е.А.Калягина.- Абакан, 2016 (рукопись, электронная версия)
| Приложение к рабочей программе
|
Тематический план учебной дисциплины (очная форма обучения)
Наименование разделов и тем курса
| Количество часов
|
Всего
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
|
лекции
| практические
| лабораторные
|
1.Подростковый возраст в свете различных концепций
| |
| | |
|
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века.
|
|
|
|
|
|
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
|
|
|
|
|
|
4.Психологические характеристики подросткового возраста.
| |
|
| |
|
4.1 Особенности развития мотивационной сферы
|
|
|
|
|
|
4.2. Особенности аффективной сферы подростка
|
|
|
|
|
|
4.3. Особенности развития когнитивной сферы
| |
|
| |
|
4.4. Особенности «Я-концепции»
|
|
|
|
|
|
5. Подросток и семья
|
|
|
|
|
|
6. Подросток и сверстники
|
|
|
| |
|
Итого
|
|
|
| |
|
Тематический план учебной дисциплины (заочная форма обучения)
Наименование разделов и тем курса
| Количество часов
|
Всего
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
|
лекции
| практические
| лабораторные
|
1.Подростковый возраст в свете различных концепций
|
|
|
| |
|
2.Классические исследования подросткового возраста во второй половине 20 века.
|
|
|
|
|
|
3.Изучение отрочества в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).
|
|
|
|
|
|
4.Психологические характеристики подросткового возраста.
|
|
|
| |
|
4.1 Особенности развития мотивационной сферы
|
|
|
|
|
|
4.2. Особенности аффективной сферы подростка
|
|
|
|
|
|
4.3. Особенности развития когнитивной сферы
| | | | |
|
4.4. Особенности «Я-концепции»
|
|
|
|
|
|
5. Подросток и семья
|
|
|
|
|
|
6. Подросток и сверстники
|
| | | |
|
Итого
|
|
|
| |
|
2.3.Содержание теоретических разделов дисциплины