Общая и экспериментальная психология. — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общая и экспериментальная психология.



Тема 1 Психология как наука. Предмет, задачи, категориальный аппарат.

Раскрыть: предмет психологии, основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Психика и отражение. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Научный период в становлении предмета психологии. Роль первой экспериментальной психологической лаборатории Вундта (1879). Развитие психологических школ: психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, школа деятельностного развития.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, юридическая психология, психофизиология, зоопсихология. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии.

Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для педагогики, развития культуры и охраны здоровья людей.

Категории и понятия: объект и предмет психологии, душа, психика, сознание,

Ключевые имена:Платон, Аристотель, Р.Декарт, Дж.Локк, В.Вундт, Э.Б.Титченер, В.Джемс, Дж.Уотсон, Э.Толмен, З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, М.Вертгеймер, В.Келер, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, В.Франкл, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д.Н.Узнадзе, Н.А.Бернштейн, И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын.

Владеть:

1) основной психологической терминологией;

2) умением проводить анализ научных теорий;

3) умением проводить анализ современной ситуации в психологии в соотношении с

историческими предпосылками ее развития;

4) умением критического анализа псевдонаучной психологической литературы;

Тема 2. Сознание как предмет психологии. Основные характеристики сознания.

Раскрыть:актуальность и значимость проблема сознания в психологии и философии. Сознание как форма отражения человеческой действительности. Основные признаки сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Психологическая характеристика сознания: рефлексия, мысленное представление и воображение действительности, способность к коммуникации. Возникновение и развитие сознания. Предпосылки и условия возникновения сознания: совместная, продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация и активизация общения, становление материальной и духовной культуры. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Функции языка. Выделение общения как особой активности человека. Культурно-историческая теория психики человека. (Л.С.Выготский).



Конкретно-психологическая характеристика сознания. Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение и личностный смысл (по А.Н.Леонтьеву и В.П.Зинченко). Из роль в построении сознательной картины мира.

Сознание и неосознаваемые процессы. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Виды бессознательных психических явлений (З.Фрейд).

Категории и понятия: сознание, установка, чувственная ткань, значение, смысл (биологический, социальный, личностный), образ, знак, культура, натуральные и высшие психические функции, произвольность, опосредствованность, интериоризация, бессознательное.

Теории: классическая интроспективная психология сознания, психоанализ и глубинная психология, культурно-исторический подход (школа Л.С.Выготского), деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), теория установки Д.Н.Узнадзе.

Ключевые имена:Платон, З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе.

Владеть:

1) основной психологической терминологией;

2) умением проводить анализ научных теорий.

 

 

Тема 3. Психические процессы (ощущения, восприятие, внимание).

Раскрыть: понятие об ощущениях, виды, свойства ощущений, понятие о порогах ощущений, восприятие как психический процесс и систему перцептивных действий, свойства восприятия (предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность, иллюзия, апперцепция. Классификация восприятий: по ведущему анализатору, по форме с существования материи (пространства, времени, движения).Механизмы восприятия пространства и движения: признаки удаленности и глубины (зрительные и окуломоторные, монокулярные и бинокулярные, статические и трансформационные); зоны стереопсиса. Внимание как избирательную направленность и состредоточенность психической деятельности, виды внимания, свойства внимания и их развитие.



Категории и понятия:ощущение,восприятие, анализатор, рецептор, экстероцептеры, интероцепторы, проприоцепторы, модальность, психофизика, чувствительность, нижний абсолютный порог, верхний абсолютный порог, дифференциальный порог, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, перцептивный образ (первичный образ, образ представления), перцептивное действие, константность, корреспондирующие и диспарантные точки сетчатки, гороптер, бинокулярный параллакс, знак диспарантности, иллюзия, внимание, внимание внешнее, внимание внутреннее, непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизводное внимание, устойчивость, объем внимания, концентрация распределение, переключение внимания.

Теории: теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, структурализм, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона, теория категоризации (Дж.Брунер), ядер-контекстная теория константности, теория перцептивных уравнений, теория обнаружения сигналов, теории восприятия стабильности видимого мира, теория перцептивного научения.

Ключевые имена: Г. Гельмгольц, П.Бугер, Э.Вебер, Г.Фехнер, С. Стивенс, М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, Дж. Гибсон, У. Найссер, Дж. Брунер, Д. Стрэттон, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Л. Ярбус.

Владеть:

  1. Способами теоретической разработки актуальных проблем когнитивной психологии, умением поиска, постановки и осмысления нерешенных психологических проблем.
  2. Умением самостоятельно обозначать и анализировать проблемы в теоретическом контексте и решать прикладные задачи.

 






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.