Сила нашей точки зрения: старшие и молодые культуры — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Сила нашей точки зрения: старшие и молодые культуры

2017-06-29 338
Сила нашей точки зрения: старшие и молодые культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цепь не сильнее своего слабого звена, а жизнь – это, по сути, цепь.

Джеймс Уиллиам (1842-1910)

 

В результате наших действий, или бездействий, наша планета близится к катастрофе.

Уже давно численность нашего населения превысила те цифры, которые могли бы существовать без интенсивного использования нефти и газа, поэтому мы сжигаем запас растительного ископаемого топлива, копившегося 300 миллионов лет (и если ничего не менять, то он кончится уже в течение жизни наших детей), чтобы прокормить 6 миллиардов человек, путешествующих сейчас на космическом корабле Земля. Количество голодающих может возрасти больше, чем в два раза.

Государства же практически ничего не предпринимают, чтобы избежать этой вполне реальной угрозы.

Что же мы можем предпринять? Мы перерабатываем отходы, становимся вегетарианцами, водим экономичные автомобили и чувствуем, что мы делаем что-то полезное, но фактом остается то, что всего лишь винный магазин Бовери в Нью-Йорке сейчас зарабатывает в месяц больше, чем большая часть населения земного шара за год. И даже это скудное потребление ресурсов беднейшими слоями населения уже стало слишком обременительным для планеты – даже такими темпами мировые запасы угля истощатся через одно-два поколения.

Скорее всего, многие люди считают, что для улучшения ситуации сделать уже ничего нельзя.

Но они ошибаются: конечно, есть очень действенные и значимые меры, которые мы можем предпринять.

Возможно уже слишком поздно (как говорят многие эксперты, мы упустили примерно 40 лет) и мы не избежим всех последствий нашей деятельности: смерти миллиардов людей и дальнейших масштабных разрушений планеты в ходе войн, нерационального использования ресурсов и промышленных загрязнений. Земля сейчас охвачена войнами; все новые нации оказываются во власти голода, даже с тем, как вы читаете эти строки, а перенаселение достигло таких величин, что в крупных городах стран третьего мира на уличных детей охотятся из мощных винтовок так называемые «охотничьи клубы», состоящие из молодых людей среднего класса и высшего света, а также отставных полицейских. Некоторые говорят, что мы станем свидетелями последних дней Амеро-Европейской империи, точно так же как римляне наблюдали крах своей империи 1600 лет назад.

Но правдой также является то, что сейчас мы можем заложить основы для позитивного и полного надежды мира, где будут жить будущие поколения, наши дети и их дети – начало следующей цивилизации, пост-нефтяной эры.

Их будущее в наших руках.

 

Наши мысли материализуются

Когда мы идем или проезжаем по улицам города, все, что мы видим вокруг – выражение мыслей. Каждое здание началось с идеи у кого-то в голове. Кто-то приобрел землю. Кто-то нарисовал проект. Кто-то решил собрать людей для строительства дома, либо в коммерческих целях, либо для себя. Вы видите деревья, посаженные для затенения дворов, тротуаров, улиц. Тротуары, которые мы воспринимаем как «естественную» часть ландшафта, были придуманы, спроектированы, сооружены, установлены и поддерживаются в исходном состоянии силой мысли.

Мысли создают нашу физическую реальность, а также все иное, что с нами происходит. В древние времена во время грозы люди думали, что гром и молния – голос сильного божества. Если в кого-то попадала молния, для других это было явным знаком того, что этот человек совершил преступление или прогневил божество. Когда неподалеку раздавались оглушительные раскаты грома, люди падали на колени и начинали неистово молиться. Они знали, что когда небо прочерчивали огромные молнии, это рука их бога писала послания или выражала мнение всевышнего. Сегодня молния и гром известны как электрические разряды между ионами в воздухе и землей, несущей противоположный заряд. Если кого-то ударит молния, то это происходит либо по его собственной глупости (так как он стоял посреди гольф-поля с поднятой клюшкой), либо ему просто не повезло. Если это сильная гроза, мы спешим в укрытие, но не от кары божьей, а скорее просто опасаясь разрушительной мощи природного явления. То же самое событие воспринимается теперь совсем по-другому, вызывая иные чувства, мысли и поведение у людей, наблюдающих его сегодня. Дело в том, что у нас изменился опыт реальности, а его меняет мысль.

Несколько лет назад я был приглашен выступить на конференции в Иерусалиме, спонсируемой Еврейским университетом. После моей речи мы с Луизой прогуливались по старому городу в арабском квартале, где расположено большинство туристических магазинов. Была пятница, священный день отдохновения у мусульман, но поскольку мы мусульманами не являлись, нам казалось, что этот факт никак не может повлиять на нашу прогулку и шоппинг. Был очень жаркий майский день, и Луиза надела удобные походные шорты. Когда мы шли по улицам, из одного магазина выскочил продавец и стал кричать на Луизу, называя ее «западной свиньей», «шлюхой» и «богохульницей». «Ты что, сука, не знаешь, что сегодня святой день? – вопил он – Ты не имеешь права ноги свои на показ выставлять!»

Я упоминаю это столкновение культур, поскольку реальностью продавца было то, что женщина (у которой в исламских странах совершенно другой социальный статус, нежели у женщин в большинстве иудейско-христианских или западных культур) грубо нарушает закон. Реальностью Луизы был жаркий день в туристическом центре, на ней были удобные и консервативные по западным меркам шорты, а ей за это нанесли грубое оскорбление. В моей реальности человек вел себя нагло и проявил неуважение к моей культуре и религии, к женщинам в целом и к другому человеческому существу в частности, накричав, вместо того, чтобы спокойно подойти к нам и высказать свои претензии.

И все мы были правы.

То есть, человечество представляет собой головокружительное сборище конфликтующих реальностей. То, какие действия мы в них предпримем, определит наше будущее как вида. Поразмыслите над этими взглядами на жизнь, которые могут быть у разных людей:

 

«Нам необходимо электричество для обеспечения комфорта и привычного стиля жизни»

Или

«Производство электричества - причина попадания в атмосферу миллиардов тонн диоксида углерода, ведущего к глобальному потеплению и природным катаклизмам»

 

«Возможность дешево путешествовать на машине туда и когда мы захотим – это свобода»

Или

«Привычка американцев везде передвигаться на автомобилях разрушительно влияет на планету»

 

«Природа существует для удовлетворения потребностей человека»

Или

«Человек – не более и не менее важная форма жизни для планеты, чем любое другое живое существо».

 

Все эти идеи проявляют себя в историях - мифах нашей культуры, наших парадигм, верований – которые и составляют основу того, что мы считаем «реальностью». Истории в этом контексте – это все, что мы добавляем к нашему исходному опыту и что изменяет наши представления о происходящем или наше видение вещей.

Поскольку большая часть того, что мы называем реальностью, так субъективна, практически не существует «правильных» и «неправильных» историй. Вместо этого, истории бывают «полезными» и «бесполезными», в зависимости от того, к какой культуре вы относитесь и какой у вас статус в этой культуре. Это также зависит от вашего отношения к миру природы и видения будущего.

Все больше и больше историй, которые мы рассказывали себе на протяжении веков, превращаются из «полезных» в «бесполезные».

Примером такой истории может служить библейское поощрение заводить как можно больше детей. Во времена Ноя и Авраама племя, в котором число молодых людей было достаточным для формирования армии, обычно имело лучшие шансы на выживание. «Плодитесь и размножайтесь», - вот какой была формула выживания в той культуре, даже притом, что в большинстве случаев у нее было продолжение «а когда у вас не останется ресурсов и жизненного пространства, убейте своих соседей и присвойте себе их владения»*.

Мы оправдывали эту идею многие годы, говоря, что такой стиль жизни завоевателей и господ принес нам немало «хороших вещей»: телевидение, полеты на Луну, современную технику, искоренение многих болезней. Помню, как в старших классах к нам пришел представитель военных сил, чтобы подогреть интерес нашего 10 класса к армии. «Большинство действительно важных прорывов в нашей цивилизации, от разработки ракет до открытия антибиотиков, произошло ввиду необходимости, обусловленной войной», - сказал он, приводя комфортное обоснование для периодического массового убийства людей. Война – это хорошо: она ведет к прогрессу, и наш уровень жизни растет.

Возможно, когда на планете было всего несколько миллионов человек, в огромных семьях, поощрении роста населения и завоевании соседних (или отдаленных земель был какой-то смысл. Пусть это и выглядит аморальным, но тогдашние культуры, ставящие в приоритет выживание и рост, вполне могли отстоять свои нормы.

Но сегодня эти истории уже ставят под угрозу всю культуру, которая дала им жизнь.

Древние греки изменили мир и создали зачатки западной цивилизации с ее идеей о всеобщей демократии и рабовладении. Фактически, до или после этого, каждый раз изменение культуры к лучшему или худшему, происходило вследствие появления идеи, видения, нового понимания вещей и возможностей. Идеи предшествовали каждой революции, каждой войне, каждой трансформации и каждому изобретению.

Итак, хорошая новость заключается в том, что если мы пересмотрим свои культурные нормы, перескажем наши истории, создающие нашу реальность, поведение человечества изменится, чтобы соответствовать новым историям.

Но сперва нам надо понять содержание наших настоящих и прошлых историй, чтобы создать будущие истории, которые нам помогут.


Молодая культура

Наркотики контроля

Часто политики и писатели называют нашу эру информационным веком. По их словам, сегодняшний среднестатистический человек знает больше, чем любой человек в любую из прошлых эпох. Посредством Интернета, компьютерных энциклопедий, 200-канального телевидения коллективное знание моментально доступно даже самым обычным гражданам. Это прекрасно, и все мы располагаем невероятным объемом информации.

Но так ли это на самом деле?

Если мы так замечательно информированы, тогда почему американцы, когда им задают простые вопросы о мировой истории, не знают, что ответить? Сколько наших детей прочли хотя бы одну пьесу Шекспира до конца? Скольким людям известно больше о причинах и значении войн, например, в Боснии и Конго, чем им рассказывают 15-секундные ролики вечерних новостей? Или о том, что правительство США и сегодня все еще насильно отбирает земли у индейцев в Неваде, Миннесоте, Вайоминге, Аризоне, Нью-Мексико, Аляске и десятке других штатов?

Да, Интернет – богатый источник информации (я сам им пользуюсь для своих исследований, и создал веб-сайт для своих книг). Но интернет-провайдеры скажут вам, что подавляющее большинство доходных и популярных сайтов – это сайты, продающие сексуальные и порнографические фото. Самое распространенное запрашиваемое слово по отчетам всех поисковых систем - «секс», следующие за ним в списке – слова, описывающие наготу и различные формы сексуальных актов. Далее – спортивные и развлекательные «каналы», а также интерактивные сериалы, трейлеры новинок кино и телевизионные шоу. Факт налицо – Интернет несильно повлиял на информированность американцев.

А что насчет телевидения? Иногда во время моих речей, когда я упоминаю, что уже много лет назад мы отказались от телевизоров в своем доме – не из-за содержания передач, а ввиду того, что сам прибор вызывает постоянное ухудшение внимания у детей – люди среди публики произносили длинные речи о том, как много они узнали, например, о дикой природе Африки, смотря специальные выпуски PBS. Я не отрицаю, что по телевидению иногда передают что-то интересное и информативное. Но такие передачи бывают крайне редко, более того, это отрицательно сказывается на чтении книг – недавние исследования показали, что только крошечный процент населения Америки прочли какую-либо книгу в прошлом месяце. Когда бывший уполномоченный федеральной комиссии связи Ньютон Минноу назвал телевидение огромным болотом, он явно преуменьшал. В погоне за прибылью от рекламы, которая растет вместе с ростом числа телезрителей, телевизионные шоу становятся все более развлекательными и все менее информативными (в том числе, и «новости»). И даже «информация», передаваемая по телевидению, очень часто служит частным корпоративным интересам*.

Возможно, мы и живем в «информационной эре» и даже в каком-то смысле «перегружены» информацией. Но если говорить о том, что в действительности откладывается у людей в головах, мы обнаружим, что живем мы в век «недостатка знания».

Люди больше не обладают информацией, являющейся важной для обеспечения жизнедеятельности: как выращивать для себя пищу, как найти питьевую воду,что содержится в их еде, как развести огонь и согреться, как выжить в дикой природе, что такое карта звездного неба и как ее прочитать, когда начинаются и заканчиваются посевные сезоны, какие лесные и полевые растения можно есть, как выследить, убить, разделать и запасти дичь, как вести сельское хозяйство без (или даже с) химикатов и тракторов, как лечить переломы и оказать первую медицинскую помощь, как родить ребенка, наконец.

Из-за этого «информационного» дефицита мы теряем контакт с реальностью, а также испытываем опасный информационный голод, вызванный зависимостью от нефти и приоритетами корпораций. В 1930е годы во время Великой Депрессии гораздо больше людей проживало в сельской местности, нежели в городах. Умение выращивать и консервировать пищу, выживать в трудные времена, справляться с дефицитом было широко распространено. Теперь же мы знаем имена популярных кинозвезд и сколько собрали в прокате их фильмы, какой сейчас показатель индекса Доу Джонс, но вряд ли многие из нас протянут и пару месяцев, если закроются супермаркеты.

Вдобавок ко всему, согласно Фонду семейной грамотности Барбары Буш, 27% взрослых американцев «функционально безграмотны»… хотя менее чем у 1% американцев нет телевизора.

Все это на руку тем, кому выгодно держать нас в зависимости от своих систем, информации, топлива и пищи. Нами стало легко управлять, нас легко контролировать. Мы проголосуем за любого, у кого окажется самый лучший десятисекундный ролик в вечерних новостях или самая активная и дорогая реклама.

Компании, побочными отходами которых при производстве или продажах являются токсичные или канцерогенные химикаты, способны так эффективно раскручивать или заминать новостные репортажи, что большинство граждан Вермонта, например, не в курсе, что свыше 53000 фунтов химикалий, запрещенных в Германии, Италии, Голландии, Швеции, Австрии и других странах, ежегодно распыляется на их кормовую кукурузу*. Исследования показали, что этот химикат вызывает рак груди, лейкемию, лимфому, врожденные дефекты и опухоли репродуктивных органов. В тот же день, когда об этом написала группа активистов Food & Water*, в той же газете на другой странице была опубликована заметка о том, что ученые неоднократно получали информацию о лягушках-мутантах на озере Чемплейн в Вермонте. Среди их врожденных дефектов были «отсутствующие или деформированные конечности», «глаза на спине» и «перепончатые пальцы, растущие из боков».

Однако даже со всеми этими группами активистов, пытающихся спасти мир, мы, кажется, находимся в глубоком сне, получая от него удовольствие. Но есть у меня подозрение, что мы не спим; можно бодрствовать, но не понимать, что происходит вокруг.

 

Мы не просто спим:

Мы под действием наркотиков

 

Моя молодость прошла в шестидесятые в университетских городках и Сан-Франциско, где я был знаком с несколькими ребятами, употребляющими героин. В большинстве своем они были хорошими людьми – совсем не теми стереотипами, которые в нас создали телевидение и литература – просто нормальными ребятами из среднего класса, которые с головой ушли в наркотик, оказавшийся во много раз сильнее, чем они могли себе представить. Позже, когда я проживал свой второй и третий десяток, я встретил свою долю людей с алкогольной зависимостью. Точно также у большинства этих людей было доброе сердце, но они внезапно оказались во власти наркотика, пожирающего их жизни. И многие годы я был знаком с большим числом курильщиков, людей с прекрасными намерениями, которые всегда были уверены, что однажды они смогут просто сказать «нет», но затем обнаруживали, что это было невероятно трудно.

Вот что общего я заметил во всех этих людях, зависящих от наркотиков – главной целью их жизни стало бесперебойное обеспечение своего тела наркотиком. Это стало основой их существования. Просыпаясь по утрам, они прежде всего думали о своей дневной дозе. Весь день был пропитан наркотиками. Они и спать шли с наркотиками.

Другой факт, общий для всех наркоманов, - их готовность пожертвовать важными вещами ради своего наркотика. У них могут быть радужные планы на карьеру, образование или личные отношения, но каким-то образом все они рушатся в угоду минутному наслаждению наркотиком. Еще долго после того, как наркотик перестал вводить их в экстаз, они проводят целые дни, постоянно его принимая, просто чтобы избежать мучительной ломки.

Неясно, считают ли те, кто создает нашу культуру, наркоманию чем-то плохим – в действительности, даже есть свидетельства того, что люди, стоящие у власти в молодой культуре, рассматривают зависимость населения как нечто желаемое.

Например, правительство США продолжает субсидировать (неплохой эвфемизм для «подарков» или «повышения благосостояния корпораций») миллионами долларов табачную промышленность. В более отдаленном прошлом, 30 лет спустя после поражения в американской войне за независимость, британцы разожгли войну с Китаем, чтобы отстоять свое «право» продавать опиум более чем 12 миллионам зависимых, появившихся в Китае по их вине. Они выиграли эту войну и захватили Гонконг в качестве трофея, а затем обогатились миллиардами на опиумной торговле и налогах. Многие историки считают, что британцам удалась победа по большей части потому, что очень многие среди китайской королевской власти, а также чиновников сами были зависимы от опиума. Это как уменьшало их способность противостоять врагу, так и сводило на нет их энтузиазм избавиться от британцев и их опиума.

Основная цель доминантных молодых культур состоит в том, чтобы подчинить себе своих граждан, что и делают такие институты культуры как государство и религия. Раньше мы уже становились свидетелями того, что происходит с народами, которые не «подчиняются»: их просто истребляют. Эту судьбу уже разделило множество коренных народов; в результате получается, что только выжившие покоренные народы становятся послушными. (Если для вас это звучит так, что завоеватели относятся к завоеванным как к животным, которых надо приручить, вы поняли, что я имею в виду). Как знает каждый дилер героина, продавец табака и владелец ликерного магазина, если существуют люди, зависящие от дневной дозы твоего товара, дающего им хорошее самочувствие, эти люди не доставят тебе много хлопот. (Возможно, они создают неприятности другим, но своих благодетелей не трогают).

Подобным образом наша техногенная культура изобрела технологический наркотик, чтобы контролировать наше послушание.

Одним из показателей потенциала создания наркотической зависимости является процент людей, способных принимать наркотик или отказываться от него с легкостью, усилием воли. Такое поведение называют «чиппингом» наркотика – периодическим приемом и одновременно возможностью от него безболезненно отказаться, не испытывая мучительной ломки в течение месяцев или даже лет. Исследование, опубликованное в Science News, показало, что в то время как большой процент людей был способен на чиппинг марихуаны, среднее количество могло отказаться от алкоголя, кокаина и даже героина, крайне мало людей (менее 5%) могли бросить курить. Но представьте себе «наркотик», от которого на месяц без всякого дискомфорта могли бы отказаться менее 5% американцев. Такой наркотик, по определению силы зависимости, стал бы самым мощным когда-либо изобретенным в мире.

В добавок к невозможности чиппинга этот наркотик влиял бы на настроение людей. Он вводил бы их в такое состояние ума скуки, боли или раздражения от повседневной жизни, которое они не могли бы преодолеть. Он бы изменял их волны их мозга, нейро-химические реакции и постоянно бы убеждал их в том, что их зависимость от него – это вовсе не зависимость, а всего лишь предпочтение. Как алкоголик, заявляющий, что он выпивает только в компании, принимающие этот наркотик, будут публично заявлять, что они способны жить и без него… но в реальности даже не будут рассматривать возможность его удаления из своего дома или жизни на несколько дней, недель или лет.

Такой «наркотик» сущетсвует.

Гораздо более соблазнительный, чем опиум, бесконечно более эффективный в создании поведения и ожиданий, чем алкоголь, и используемый каждый день больше и чаще, чем сигареты, самый вездесущий и коварный «наркотик» нашей культуры – это телевидение.

В сущности, многие наркотики – дистиллированный концентрат натурального вещества. Пенициллин получают из плесени; опиум из мака. Телевидение – тоже дистиллированный экстракт, суперконцентрированный, как самые мощные известные наркотики, экстракт «реальной» жизни.

Люди жертвуют огромной частью своей жизни, часами смотря в мигающий ящик. Большую часть информации о мире, о поведении своих политиков и о том, что собой представляет реальность, они получают из этого ящика, в то время как содержание всех программ контролируется горсткой корпораций, многие из которых занимаются производством оружия, сигарет и алкоголя*. Наши граждане просыпаются с этим наркотиком, принимают его в течение дня в любой удобный момент, и с ним же засыпают. Многие даже принимают его во время еды.

Большинство людей сожалеют не о том, что они сделали, а о том, что не сделали, о целях, которых они не достигли, о том, как им не удалось стать хорошим партнером в отношениях, другом или родителем. Однако наша культура только поощряет наше сидение перед мигающим ящиком в течение десятков (как минимум) часов в неделю, сотен и тысяч часов в год, и смотреть, словно со стороны, как время наших жизней утекает из наших рук как песок сквозь пальцы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.