Раздел 3. Этика и этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Раздел 3. Этика и этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы

2017-06-29 1053
Раздел 3. Этика и этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы

Цель: изучить основные правила этикета в профессиональной коммуникации работников нефтегазовой сферы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части: знание основных этикетных норм, умение их применять в профессиональной коммуникации.

Актуальность темы заключается в том, что каждый человек должен знать общекультурные принципы профессионального общения, обладать высокой коммуникативной культурой.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В профессиональной коммуникации человек должен обладать высокой коммуникативной культурой, а также постоянно изучать и учитывать эмоциональную сторону деловых отношений, соблюдать нормы этики и этикета.

В общем понимании этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т.д.); установленный порядок поведения, следование моральным общественным нормам. Этикет – понятие историческое и национально-культурное, т.е. правила этикета складываются в течение длительного времени, изменяются достаточно медленно и обусловлены культурными и национальными традициями.

Деловой этикет определяется общекультурными правилами взаимодействия с людьми. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности[61].

Любой работник, в том числе и специалист нефтегазовой сферы, должен для успешной коммуникации доброжелательно, предупредительно относится ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

К основным общекультурным принципам, которым должен следовать каждый, относятся:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 % к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход – вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

В той или иной степени, мы останавливались в пособии на каждом из перечисленных принципов за исключением принципа «внешний облик». Данный принцип является важным в профессиональной коммуникации, так как: «Встречают по одежке, а провожают по уму!» – гласит народная мудрость.

Одежда демонстрирует индивидуальность и характеризует делового человека как личность. Решение о приеме на работу зависит от внешнего вида соискателя. Первым шагом к победе в общении является внешний облик.

Выбирая деловой костюм, человек должен следовать общепринятым правилам:

• единство стиля;

• соответствие стиля конкретной ситуации;

• разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);

• сопоставимость цветов в цветовой гамме;

• совместимость фактуры материала;

• сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

• соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма[62].

Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно стремиться выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах, – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь же аккуратны вы будете и в делах.

Все составляющие делового костюма должны гармонировать друг с другом по расцветке, фактуре материала, а также соответствовать сезону. Цвета одежды должны подходить также и к цвету кожи человека. Обувь должна быть хорошего качества, ухоженной. Аксессуары (портфель, часы, очки, ручки, блокноты и др.) нужно подбирать так, чтобы они не мешали общему восприятию работника, а дополняли его имидж.

Вот что прописано в «Правилах корпоративной культуры открытого акционерного общества «Нефтяной компании «Лукойл»». Стиль одежды, внешний вид работника – это часть его собственного имиджа и имиджа Компании в целом. В соответствии с этим для работников нормой является деловой стиль одежды, не отвлекающий от выполнения производственных задач. Определяя характер одежды, обуви, аксессуаров, необходимо руководствоваться основными принципами:

1. Возможностью эффективной работы.

2. Аккуратностью.

3. Сдержанностью.

Во исполнение вышеперечисленных требований к внешнему виду работников необходимо соблюдать следующие правила:

1. Стиль деловой одежды должен быть консервативным и сдержанным.

2. Одежда должна быть аккуратной и соответствовать принятым в мире стандартам делового стиля с учетом особенностей стран ведения деятельности.

3. Избегать ярких и вызывающих цветов одежды и броских аксессуаров.

4. Спецодежда и защитные средства работников должны соответствовать условиям труда и принятым в Компании стандартам.

5. Не следует приходить на работу в офис в спортивной одежде: джинсах, футболках, свитерах, кроссовках и другой спортивной обуви.

6. Необходимо использовать сменную обувь, обеспечивающую безопасное передвижение в офисных и производственных помещениях[63].

Другая нефтегазовая компания ОАО «Газпром нефть» очень подробно изложила требования к внешнему облику женщины[64], работающей в нефтегазовой отрасли.

 

 

 

 

Таким образом, правильно выбранный имидж поможет любому человеку создать благоприятное впечатление о себе. По данным некоторых исследований, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т. п.)[65]. Поэтому необходимо стремиться к гармоничному сочетанию первой и второй составляющей.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение этикету.

2. Что такое деловой этикет?

3. Перечислите и опишите основные общекультурные принципы.

4. Какие общие требования предъявляются к внешнему облику делового человека?

5. Какими рекомендациями следует руководствоваться деловой женщине при выборе костюма?

6. Какие ошибки, по вашему мнению, могут допускать деловые женщины, формируя свой внешний облик?

Задание 2. Сравните две фотографии. Проанализируйте их, используя полученные знания.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Казакова О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие / О.А. Казакова, А.Н. Серебренникова, Е.М. Филиппова; Томский политехнический университет. – Томск, 2013.

2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2003.

3. Егоров П.А, Руднев В.И Основы этики и эстетики: учебн. пособие. / П.А. Егоров. – М, 2011.

4. Кузин Ф. А. Культура делового общения: практич пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2011.

5. Семенов Л.С. Практика дипломатического протокола и этикета. / Л.С. Семенов. – М., 2012

6. Ягер Д. Деловой этикет: пер. с анг. / Д. Ягер. – М., 2010.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. Мимические коды эмоционального состояния

 

Части лица и мимика Эмоциональные состояния
гнев презрение страдание страх удивление радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ подняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Что необходимо сделать
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе необходимо Продолжить контакт
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание «Научно-технической нефтегазопромысловой энциклопедии» Булатова А.И.

Оглавление

Предисловие

Предисловие ко второму изданию

Раздел 1. Общефизические термины

Общая, органическая и физическая химия

Математика, механика, электричество, лексика

1.3. Гидравлика

Механика горных пород (mechanics of rock)

Техническая термодинамика (engineering thermodynamics)

Раздел 2. Элементы геологии

2.1. Общие положения

2.1.1. Происхождение горных пород (genesis of rocks)

2.1.2. Тектоника осадочных пород (tectonics of sedimentary rocks)

2.1.3. Минералы (minerals), кристаллы (crystals)

2.1.4. Горные породы (rocks)

2.1.5. Термобарические характеристики пластов (strata characteristic)

2.2. Геология нефти и газа

2.2.1. Природные нефтяные и газовые резервуары

2.2.2. Месторождения нефти или газа

2.2.3. Залежи нефти и газа

2.2.4. Общие свойства пласта (producing reservoir)

2.2.5. Характеристика нефтяных и газовых пластов

2.2.6. Пластовый флюид

2.3. Поиски и разведка месторождений нефти и газа

2.3.1. Поверхностная разведка (surface prospeсting)

2.3.2. Геофизическая съёмка

2.3.3. Графические обобщения поверхностной разведки

2.3.4. Запасы нефти и газа (oil and gas reserves)


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.