Сущность и понятие оценочной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сущность и понятие оценочной деятельности

2017-06-29 432
Сущность и понятие оценочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объекты и субъекты стоимостной оценки

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и

оцениваемого субъекта.

Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны,

профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.

В роли профессиональных оценщиков выступают юридические

лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). В

любом случае их деятельность регулируется Федеральным законом

об оценочной деятельности в Российской Федерации.

В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональными и этическими нормами. Правовые нормы закреплены

в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской

Федерации» от 29.07.98 г. № 135ФЗ, а также в «Стандартах оценки,

обязательных к применению субъектами оценочной деятельности,

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи

юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его стоимость должна учитывать наличие

определенных юридических прав. Это является одной из основных

особенностей бизнеса как объекта оценки. Другой немаловажной

особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, мы определяем стоимость собственного капитала предприятия (организации). Дело в том, что основу любого

бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур предприятий (организаций).

Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного

капитала с учетом его организационно правовой формы, отраслевых

особенностей и нематериальных активов, включая goodwill. Например, при оценке бизнеса ОАО определяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал этого общества.

Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто то другой видит новые способы его использования,

иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, и предприятие, как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

Принципы оценки

Можно выделить три группы взаимосвязанных принципов

оценки:

􀀈 принципы, основанные на представлениях собственника;

􀀈 принципы, связанные с эксплуатацией собственности;

􀀈 принципы, обусловленные действием рыночной среды.

Принципы оценки отражают основные закономерности поведения субъектов рыночной экономики. В реальной жизни целый ряд

факторов может исказить их действие. Например, государственное

вмешательство иногда не дает правильной картины реализации тех

или иных принципов оценки. Несовершенство рыночных отношений, характерное для этапа перехода к рыночной экономике, еще

больше деформирует действие принципов оценки. По этим причинам принципы оценки лишь отражают тенденцию экономического

поведения субъектов рыночных отношений, а не гарантируют определенного поведения. Вместе с тем по мере развития в нашей стране

рыночных отношений действие объективных принципов оценки

бизнеса будет усиливаться.

Рассмотрим первую группу принципов.

Остаточной продуктивности.

Факторы производства оцениваются только с учетом периода их

воспроизводства, места в обороте капитала. С этой точки зрения устаревшее технологическое оборудование потребует полной замены, оплаты демонтажа и монтажа нового оборудования, что должно учитываться при оценке стоимости предприятия. И наоборот, высококвалифицированный состав рабочей силы должен оцениваться с точки зрения изменения или неизменности вида производственной деятельности; высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы на устаревшем оборудовании, труднее переучить. Все эти факторы, а не просто средства производства и рабочая сила, должны быть учтены покупателем.

Изменение того или иного фактора производства может увеличивать или уменьшать стоимость объекта. Из этого важного положения экономической теории вытекает еще один принцип оценки бизнеса, содержание которого можно свести к следующему: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже амедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы. Этот принцип базируется на теории предельного дохода и называется принципом предельной производительности.

 

Предприятие — это система, одной из закономерностей развития

и существования которой является сбалансированность, пропорциональность ее элементов. Наибольшая эффективность предприятия

достигается при объективно обусловленной пропорциональности

факторов производства. Различные элементы системы предприятия

должны быть согласованы между собой по пропускной способности

и другим характеристикам. Добавление какого либо элемента в систему, приводящее к нарушению пропорциональности, приводит к росту стоимости предприятия.

ПОДГОТОВКА ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМОЙ

Внешняя информация

Внешними источниками информации могут являться следующие

нормативные и справочные материалы:

􀀈 информация о ценах на товарных и сырьевых биржах, по котировкам акций компаний публикуемая в сети Интернет;

􀀈 аналитические обзоры и статистические материалы, публикуемые Государственным комитетом по статистике РФ, Министерством финансов РФ, Московской межбанковской валютной биржей, фондовыми организациями (в том числе Российской торговой системой), российскими и зарубежными

информационными агентствами (в том числе агентствами

АК&М, «Финмаркет», «Росбизнесконсалтинг») в сети Интернет (см. Приложение);

􀀈 специализированные отраслевые журналы;

􀀈 прайс листы агентств недвижимости города, в котором находится оцениваемая компания;

􀀈 справочные бюллетени «Оптовик», «Промышленный оптовик», «Капитал», приложение к «Строительной газете», «Индекс цен в строительстве», компьютерные базы данных;

􀀈 распоряжения государственных управлений «Центров по ценообразованию в строительстве» области, в которой находится

оцениваемая компания об утверждении индексов удорожания

сметной стоимости строительства.

 

В период сбора информации лицами, осуществляющими оценку

проводится инспекция оцениваемого объекта. В процессе инспекции осматриваются конструктивные элементы зданий, инженерные

коммуникации, технологические линии. Изучаются представленные

технические документы, акты обследования, бухгалтерская информация. Проводятся беседы с руководителями отделов, начальниками

служб, ответственными работниками.

Внутренняя информация

1. Информация о производстве. Это пример полностью внутреннего по отношению к фирме вида информации. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей, сопоставляя

их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениями предприятия.

2. Информация о трудовых ресурсах. Информация о трудовых ресурсах обычно сфокусирована на таких моментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояние персонала и

расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об

управляющем предприятием, поскольку тот зачастую может являться ключевой фигурой, обеспечивающей эффективность, прибыльность и перспективы развития производства.

3. Ретроспективные данные об истории компании и описание

стратегии предприятия. В том числе описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемы продаж за прошлый период.

4. Внутренняя финансовая информация. Эта категория информации описывает то, что обычно называют «показателями». Она включает основную информацию из бухгалтерской отчетности о прибыли

и издержках, об имуществе и обязательствах, а также большой

спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Р/Е (отношение рыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработной платы к валовой выручке, показатели производительности и т. д.

Такая информация обычно дает исходную картину финансового благополучия и рентабельности компании.

Основными финансовыми показателями являются:

Ликвидности:

􀀛 коэффициент текущей ликвидности;

􀀛 коэффициент срочной ликвидности.

􀀈 Финансовой зависимости/доли заемных средств:

􀀛 долгосрочная задолженность/собственный капитал;

􀀛 долгосрочная задолженность в % к используемому капиталу.

􀀈 Прибыльности:

􀀛 прибыль на средства акционеров (R0SР);

􀀛 прибыль на используемый капитал (RОСЕ);

􀀛 прибыль на суммарные активы (RОТА);

􀀛 операционная прибыль от продаж;

􀀛 валовая прибыль (от продаж);

􀀛 суммарные операционные расходы на продажи.

А также:

􀀛 оборачиваемость основных средств;

􀀛 оборачиваемость запаса;

􀀛 период погашения дебиторской задолженности;

􀀛 период погашения кредиторской задолженности.

Наиболее значимой Внутренней информацией, способной существенно повлиять на результаты полученной оценки, являются следующие моменты:

􀀈 наличие Свидетельств о праве собственности на объекты недвижимости (в случае отсутствия, инвестиционная привлекательность объектов снижается);

􀀈 обременение активов (наличие договоров залога, аренды

и т.п.).

Источники внутренней информации могут быть:

􀀈 публичными, доступными для любого исследователя;

􀀈 частными, составляющими собственность определенной компании или института (но с возможностью доступа к ним за

плату);

􀀈 подписными, представляющими собой гибрид публичных и

частных источников, когда информация находится в чьей то

собственности, но постоянно обновляется и становится доступной для определенного ограниченного круга подписчиков.

При поиске источников информации особое внимание нужно

уделять таким вопросам, как стоимость и конкретность получаемой

информации, надежность и гарантии достоверности информации. К

сожалению, имеется прямая зависимость (причем обычно очень тесная) между степенью конкретности информации и стоимостью ее

получения. Необходима оценка надежности информации (с заданием допустимой погрешности); она должна включать источник, срок,

в течение которого информация остается актуальной, и ее анализ.

Репутация источника — это одно, а использование доказательств,

подтверждающих ее, — совсем другое.

Приведем несколько наиболее распространенных источников

бизнес информации:

􀀈 правительственные учреждения;

􀀈 библиотеки;

􀀈 торговые ассоциации, союзы, общественные объединения

субъектов рынка;

􀀈 компании, занимающиеся частными исследованиями и ин?

формацией;

􀀈 газеты и журналы, включая отраслевые информационные из?

дания;

􀀈 службы бизнес информации;

􀀈 базы данных в режиме онлайн.

Некоторые источники стоит прокомментировать. Правительственные учреждения, как государственные, так и надгосударственные, могут служить хорошим источником необработанных данных,

особенно рыночных и макроэкономических, а также информации,

касающейся регулирования. Однако часто эти данные нужно интерпретировать или анализировать.

 

Газеты и журналы представляют собой источник бесплатной

(обычно), но не фильтрованной информации по широкому кругу

вопросов. Службы бизнес информации чаще всего предоставляют

услуги по поиску специальной и детализированной информации на

основе подписки или продажи. Обычно это коммерческие организации, но такие услуги предоставляют и академические учреждения.

На западе примером коммерческих организаций могут быть служба

кредитной информации Dun & Вгаdstreet или компания А.С. Nielsen,

занимающаяся исследованиями рынка. В качестве примера академических учреждений можно привести Centre for Economic Forecasting

при London Business School, предоставляющий макроэкономические

анализы и прогнозы, и Small Business Foresight, предлагающий услуги

по анализу и прогнозированию для держателей акций мелких компаний. В России можно привести в качестве примера агентство АКМ и

институт экономики переходного периода соответственно.

В последние годы большое значение приобрела информационная

сеть Интернет. Всегда имеется большой спрос на специфическую

информацию по секторам и регионам, и он продолжает расти. Группа определенных интересов, блоки новостей и доски объявлений в

интернет позволяют выделить «пучки» узкоспециализированной информации и таким образом увеличить полезность доступной информации.

Информационные технологии увеличили возможность доступа к

первичным источникам информации внутри компании. Менеджерские информационные системы (MIS) и администраторские информационные системы (FIS) собирают информацию из таких источников, как отчеты о продажах, производственные отчеты, а также у них имеется информация о рынках, финансах и производстве.

 

Сущность и понятие оценочной деятельности

Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.

 

Итак, во первых, оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс, то есть для получения результата оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов.

Во вторых, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки. Например:

- определение цели оценки,

- выбор вида стоимости, подлежащего расчету,

- сбор и обработка необходимой информации,

- обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта,

- внесение поправок;

- выведение итоговой величины,

- проверка и согласование полученных результатов.

Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие «вольности» приведут к искажению конечного результата. Отсюда вытекает вторая сущностная характеристика оценки, а именно то,

что этот процесс — упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.

В третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта.

Например:

- если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли продажи, то рассчитывается рыночная стоимость,

- если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.

 

Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том,

что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество

денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики

должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее

рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается

учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов:

- рыночную конъюктуру,

- уровень и модель конкуренции,

- рыночное реноме оцениваемого бизнеса,

- его макро и микроэкономическую среду обитания,

- риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки,

- среднерыночный уровень доходности,

- цены на аналогичные объекты,

- текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

Другим существенным фактором рыночной стоимости является

 

Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие либо чрезвычайные обстоятельства…» (Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации. Глава 1, стр.3).

 

Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силу следующих причин:

􀀈 оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцу или покупателю «выставить» товар по наиболее реальной цене, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденции развития, оценку данного объекта со стороны рынка;

􀀈 знание величины рыночной стоимости позволяет собственнику объекта оптимизировать процесс производства, при необходимости приняв ряд мер, направленных на увеличение рыночной стоимости объекта, на сохранение разрыва между индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышения последней;

􀀈 периодическая рыночная оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, предотвратить банкротство и разорение;

􀀈 покупателю инвестору оценка стоимости помогает принять

верное эффективное инвестиционное решение;

􀀈 конечно, заказчик может и самостоятельно проделать работу

оценщика, однако ему для этого нужны специальные, профессиональные знания и навыки. Не все обладают ими, да и не все хотят получить такие знания. Поэтому в современной экономике оценку стоимости проводят специально обученные профессионалы — оценщики. Профессиональная оценка стоимости позволяет получить обоснованные результаты;

􀀈 если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался

самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы

оказались бы довольно существенны, так как пришлось бы

сформировать определенную информационную базу, купить

определенные программы и т.п., которые использовались бы

один. два раза и не смогли бы себя окупить. У профессионального же оценщика все поставлено «на поток», его трансакционные издержки существенно ниже;

􀀈 заказывая оценку профессионалу, инвестор заключает с ним

договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, следовательно, риск неправильной оценки «ложится на плечи» оценщика, а не заказчика;

􀀈 оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.

Таким образом, оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.