Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

2017-06-29 385
Проблема организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Лингвометодические концепции проведения словарно-орфографической работы в школе вообще представлены в трудах К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В. Пронина, Е.И. Никитиной и в начальной школе в частности в работах А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякиной, О.Н. Лёвушкиной и др.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ.

Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы так актуальна в современной методике преподавания русского языка.

В соответствии с данной проблемой цель исследования – проанализировать материалы и систематизировать упражнения для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Предметом исследования является процесс организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Задачи исследования:

1)рассмотреть понятия словарно-орфографической работы;

2)описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;

3)теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;

4) систематизировать материалы для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы;

анализ действующих учебников по русскому языку для начальных классов.

 

 

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1 6 7 8 9 2

Л В К Ж 3 Б

А Д Ь 4 У Ф

М И 5 П Г Т О

Шифр к квадрату: 16 (1-я буква), 36 (2-я буква), 14 (3-я буква), 21 (4-я буква), 40 (5-я буква), 27 (6-я буква).

Надо определить, какое математическое действие следует осуществить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произвести необходимые вычисления, тогда будет разгадано слово из словарика (умножение). Искомое слово – кивать.

2. Использование знаний по изобразительному искусству.

М А К Б О Й Н

Надо мысленно расположить квадраты по цветам радуги и найти слово (комбайн).

Упражнения пятой группы предусматривают нахождение нового словарного слова на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя.

1. Вы сможете назвать слово из словарика, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

м…г…зин – пр…д…вец

б…льница – врач…

т…атр - …ктер

космический к…рабль -?

Смысловая связь между словами: место работы – профессия. Искомое слово космонавт.

2. Внимательно посмотреть на данную запись:

в…сна город н…род

тр…ва угон?

Для того, чтобы определить искомое слово, сначала надо узнать, каким способом образовано слово НАРОД. Для его составления использовались последние слоги первых двух слов верхней строки. Искомое слово надо составлять из последних слогов нижней строки (вагон).

При выполнении такого типа заданий у школьников развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не только называют новое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.

Овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую последовательную систему в процессе обучения даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока русского языка в целом.

 

Ассоциативный метод запоминания словарных слов.

Учитывая психологию в начальной школе (преобладание образной памяти), можно использовать образы для запоминания словарных слов.

1. Метод графических ассоциация

яг О да ябл О ко (на месте О – рисунок ягоды и яблока)

Эта картина легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно.

2. Метод звуковых (фонетических ассоциаций)

Этот метод используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.

де д в де ревне

за втра на за вод

де ти де журные

 

Приемы «усиления» орфограммы в словарных словах.

Усилить орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной т.д.) на нее должно «поработать».

Некоторые способы «усиления» орфограммы:

1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета.

Например, О г О р О д (на месте букв о нарисованы овощи круглой формы).

2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв.

Например,

блок нот – несколько листов бумаги;

пом и дор – в овоще живут два червячка: Пом и Дор;

шо к ола д – в слове живет сладкий «Шок» и напиток «Кола».

3. Составление ребусов.

Например,

о5 (опять)

40а (сорока)

4. Заучивание обобщенным способом.

Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова – «вешаю» на него и другие слова, которые пишутся с той же орфограммой. Преимущество этого способа в том, что одновременно заучиваются несколько слов.

Например, словарные слова урожай, огород, овощи, горох, морковь, огурец. Опорное слово – горох: семена этого овоща – горошины – походи на О.

На огороде собрали урожай овощей: гороха, моркови, огурцов.

Введение

 

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Лингвометодические концепции проведения словарно-орфографической работы в школе вообще представлены в трудах К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В. Пронина, Е.И. Никитиной и в начальной школе в частности в работах А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякиной, О.Н. Лёвушкиной и др.

В настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. Но этот приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и потому он малоэффективен. Учащиеся совершают ошибки в "трудных" словах и в начальной, и в средней школе.

Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Сравнительно недавно одним из основных методических приёмов проведения словарно-орфографической работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ.

Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Поэтому проблема организации словарно-орфографической работы так актуальна в современной методике преподавания русского языка.

В соответствии с данной проблемой цель исследования – проанализировать материалы и систематизировать упражнения для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Объект исследования - словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

Предметом исследования является процесс организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах.

Задачи исследования:

1)рассмотреть понятия словарно-орфографической работы;

2)описать приёмы проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;

3)теоретически обосновать возможность и необходимость проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах;

4) систематизировать материалы для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы;

анализ действующих учебников по русскому языку для начальных классов.

 

 

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.