Значение педагогических идей Я.А. Коменского — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Значение педагогических идей Я.А. Коменского

2017-06-29 1209
Значение педагогических идей Я.А. Коменского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я.А. Коменский оказал большое влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Он был не только кабинетным ученым, но и педагогом-практиком. По утверждению Лейбница, педагогическая система Я.А. Коменского сыграла такую же роль в педагогике, как Декарт и Бэкон в философии, Коперник – в астрономии.

Сам Я.А. Коменский считал себя не столько педагогом, сколько богословом. Его педагогические идеи покоились на твердом основании веры. Человек, по его мнению, - совершенный предел Божьего создания, венец его славы. Человек – микрокосм, и поэтому нет нужды вносить в него что-либо извне. Необходимо развивать то, что в нем уже заложено.

Я.А. Коменский необычайно современен. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Я.А. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе. Его учебники получили широкое распространение во многих странах и являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения.

Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется их демократизмом и гуманизмом. Его наследие помогает преодолеть догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Не противоречит ли задачам современной педагогики требование Я.А. Коменского «учить легко и приятно»?

2. Какие пути развития интересак учению предлагает Я.А. Коменский?

3. Что означает требование Коменского идти «от легкого к трудному»?

4. Какое значение Я.А. Коменский придает наглядности обучения?

5. Как Я.А. Коменский формулирует организационные основы классно-урочной системы?

6. Какие требования к учителю предъявляет Я.А. Коменский?

7. Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового времени?

8. Какие идеи Я.А. Коменского используются в современной системе образования?

Глава 7. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в XVII –XVIII вв.

Педагогическая мысль начала Нового времени (XVII в.)

Эпоху, сменившую Возрождение, называют Новым временем. Ее следует отсчитывать с XVII в. К началу Нового времени в общественной сфере постепенно осуществляется переход от богословско-религиозных взглядов к светским. Устами Френсиса Бекона Новое время возвестило: «Знание – сила».

XVII в. – век рационализма и индивидуализма. В этот период возрастает роль образования. Педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования. Новый идеал личности предполагал формирование человека, способного постигать мир в его целостности, делая из этого практические выводы. Указанные тенденции можно проследить в творчестве ряда мыслителей.

Английский ученый Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) выдвинул идею науки и образования как «наиболее радикальных средств морального, религиозного и политического обновления общества». Он провозгласил власть человека над природой и признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635 гг.) также отстаивал природосообразность обучения. В работах «Франкфуртский мемориал», «Всеобщее наставление» он проводил мысль о создании демократических учебных заведений. Он подчеркивал необходимость педагогического знания для каждого человека как условия счастливого существования. Ратке создал новую науку – методологию образования, установив критерии, по которым следовало строить научные педагогические исследования. Он расширил предмет дидактики как науки о формировании личности.

Французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что в воспитании нужно учитывать дуализм человеческой сущности (материальную и духовную субстанции). Он советовал развивать у учащихся способности к суждениям («Недостаточно иметь хороший ум, нужно хорошо его развивать»).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.