Сборник научных студенческих работ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сборник научных студенческих работ

2017-06-29 260
Сборник научных студенческих работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(периодический)

Электронное издание

Орёл -2017


 

Теория и практика решения социальных проблем. Сборник научных студенческих работ (периодический). Электронное издание. – Орел: ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2017. – 70 с.

 

 

Редакционный совет:

Л.А. Ядвиршис, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и социального образования Брянского государственного университета;

Г.Н. Тюрикова, кандидат педагогических наук, профессор, декан социального факультета Орловского государственного университета;

О.В. Филатова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета;

Ю.Б. Тюрикова, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и общей биологии Орловского государственного университета;

И.Ю. Богатищева, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры социально-педагогического образования и деонтологии Орловского государственного университета.

 

Рецензенты:

Э.А. Финогеева, кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой социальной работы и психолого-педагогических наук Орловского государственного института искусств и культуры;

Г.Е. Котькова, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета.

 

 

Сборник охватывает широкий спектр проблем социально-гуманитарного знания и его значения в решении проблем современного общества, в профессиональном, личностном становлении молодого специалиста. В сборник включены работы студентов и магистрантов социального факультета Орловского государственного университета.

Редколлегия поместила материалы в авторском исполнении, за точность научного и фактического характера, корректность, орфографию и стилистическое изложение текстов ответственность несут их авторы.

 

 

 

© ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», 2017

 


 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Головачева Л.И.

студентка магистратуры, 2 курс СР

научный руководитель:к.п.н., доцент Л.В. Маева

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орёл

 

Пребывание в длительной социальной изоляции оказывает сильное воздействие на осужденных, на их дальнейшую судьбу. За годы пребывания в учреждении, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено, осужденные теряют социальные навыки.

Отбывание наказания в виде лишения свободы связано с рядом негативных факторов, которые затрудняют социальную адаптацию лиц, освобождаемых из исправительного учреждения. Ослабление семейных, родственных связей, потеря навыков рационального использования материальных ресурсов и принятия адекватных решений в различных жизненных ситуациях выдвигают задачу подготовки осужденных к жизни на свободе в ранг приоритетных направлений деятельности социального работника в исправительном учреждении[3, c. 405].

Уголовно-исполнительный кодекс РФ определяет социальную адаптацию осужденных как одну из основных задач исполнения уголовных наказаний (ст. 1 УИК РФ). В сложившейся системе социальной работы по подготовке осужденных к освобождению выделяется две группы мероприятий, различающихся в зависимости от места их проведения.

Первая группа – это мероприятия, проводимые непосредственно в исправительном учреждении (социальная работа и психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе).

Вторая группа включает в себя мероприятия, проводимые по предполагаемому месту жительства освобождаемых [4].

Важное место в социальной работе с осужденными в системе их подготовки к освобождению занимает их психологическая подготовка, основное содержание которой направлено на активное участие осужденных в социально полезной деятельности, на строгое соблюдение правовых норм, на развитие положительных качеств личности.

Подавляющее большинство осужденных освобождается из исправительного учреждения по отбытию срока наказания, либо условно-досрочно. Они из условий лишения свободы сразу попадают в условия полной свободы. Такой резкий переход оказывает на психику освобожденных экстремальное воздействие. Для того чтобы облегчить осужденному переход из условий в специфической среде преступников в исправительном учреждении к жизни на свободе, его необходимо постепенно физически, организационно, экономически и психологически готовить как к самому факту освобождения, так и к решению тех вопросов, с которыми ему придется встречаться [5].

Социальная работа по подготовке осужденных к жизни на свободе включает в себя проблемы нравственной, психологической и практической подготовки, которая составляет ее содержание.

Нравственная подготовка включает в себя работу сотрудников исправительного учреждения по активизации таких нравственных качеств осужденного, которые необходимы ему для жизни в семье и в трудовом коллективе. Она должна быть направлена на «приведение в готовность» положительных нравственных убеждений, чувств и привычек освобождаемого.

Психологическая подготовка заключается в активизации способностей осужденного, в формировании у него знаний, умений и навыков готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами. Ее главная задача – оказать помощь осужденному быстрее включиться в ритм жизни в обществе.

Практическая подготовка включает в себя приобретение осужденным профессиональных знаний, практических навыков, умений в определенной специальности [2, c. 152].

Успешность социальной адаптации осужденных после освобождения, прямо связанна с возможностью включения освобожденного в трудовые отношения, с возможностью обучения бывшего осужденного по востребованным на рынке труда специальностям, с перспективой восстановления либо создания здоровых семейных отношений, с включением его в правопослушную социальную среду.

Подготовка осужденных к освобождению предполагает всестороннее изучение их личности, возможно более полный учет различных факторов исправительного воздействия на правонарушителей, оказывающих влияние на формирования свойств и качеств личности. Знание особенностей личности, содержания интересов, уровня развития нравственно-психологических качеств, мотивации поведения освобождаемого - все это позволяет проводить дифференциацию их состава с учетом вида исправительного учреждения, обоснованно прогнозировать поведение каждого из них после отбытия ими срока наказания [5].

В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы получают все большее признание и выражение в рамках реформирования законодательства уголовно-исполнительной системы. Прежде всего, учитываются возрастные особенности осужденных, которые влияют на процесс социальной адаптации освобождаемых после отбытия наказания. В процессе подготовки осужденных к освобождению важное значение имеет учет их семейного положения, степени устойчивости семейных и родственных связей. При подготовке к освобождению необходимо принимать во внимание наличие у них трудового стажа[1, с. 56].

Подготовка к освобождению включает в себя:

- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учится после освобождения из мест лишения свободы;

- разъяснение освобождаемым законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформления регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в места постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения;

- разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в т.ч. по следующим вопросам: порядок постановки на учет в службе занятости населения; права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости; перечень и порядок представления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых Законом РФ «О занятости населения в РФ» для данной категории граждан, в т.ч. по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда;

- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника исправительного учреждения с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;

- рассмотрение заявлений руководителем исправительного учреждения и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам.

Действенность системы трудоустройства различных групп населения, как впервые выбирающих род занятий, так и утративших работу в силу различных причин, существенно сказывается на криминологической ситуации в целом. Сказанное в полной мере относится и к лицам, нарушившим закон и отбывавшим за это наказание в местах лишения свободы [2, c. 143].

Вопросы трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, регулирует уголовно-исполнительный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты.

Обязанность по проведению подготовительных мероприятий, связанных с трудовым и бытовым устройством освобождаемых, в исправительном учреждении возложена на сотрудников группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, на начальников отрядов и других должностных лиц. При этом они тесно взаимодействуют с территориальными службами занятости населения.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, могут реализовать свое право на труд, обратившись, как и иные граждане, либо в службу занятости, либо непосредственно на предприятие, в организацию, учреждение, к другим работодателям [4].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что мероприятия, которые проводят специалисты по социальной работе в исправительных учреждениях позволят увеличить шанс осужденных к лишению свободы, освобождающихся из учреждений на успех социальной адаптации к жизни на свободе.

Использованные источники

1. Бровский П.А. Проблемы социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы: гендерный аспект – М.: 2013 г – 260 с.

2. Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 240 с.

3. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.

4. Социальная работа по подготовке осужденных к освобождению [Электронный ресурс] URL: http://www.sociologyinweb.ru/spgs-265-1.html (дата обращения: 12.11.2014)

5. Социальная адаптация к освобождению осужденных к лишению [Электронный ресурс]URL: свободы https://www.scienceforum.ru/2016/1441/16829 (дата обращения: 09.12.2015)



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.