Средства или формы работы по формированию положительной мотивации. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Средства или формы работы по формированию положительной мотивации.

2017-06-29 288
Средства или формы работы по формированию положительной мотивации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Беседы, объяснения, убеждения.

2. Теоретические занятия по физической культуре (значение, суть деятельности)

3. Обучение в форме игр и соревнований.

 

4. Внеклассные формы работы:

· Привлечение рябят к занятиям в кружках и спортивных секциях

· Участие в физкультурных праздниках и спортивных соревнованиях

· Привлечение к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности

· Творческие домашние задания

· Исследовательская, проектная деятельность

 

5. Дополнительные меры:

· Музыкальное сопровождение

· Паспортизация здоровья

· Круговой метод работы на уроке

· Технология проблемного вопроса

· Коллективные формы работы

· Использование ИКТ (презентации, видеоролики и т.д.)

В современном ФГОС НОО уделяется очень много внимания мотивации, без нее добится хорошего результата невозможно.

 

 

Билет

· Основные понятия процесса обучения движения:
Движение-перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени.
Двигательное действие-целенаправленное проявление двигательной активности для решения двигательной задачи

· Двигательное умение-это степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движения, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов

· Двигательный навык-относительная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движения, высокой прочностью и надежностью исполнения

· Отличительные признаки двигательного умения:
-концентрация внимания на детали движения;
-несовершенность и изменчивость техники;
-нестабильность и неустойчивость результатов;
-расчлененность движений, отсутствие слитности.

· Признаки двигательного навыка:
-минимальный контроль со стороны сознания;
-выраженная стереотипность (стандартность);
-повышенная устойчивость техники к сбивающим факторам;
-выраженная слитность и сокращение времени на выполнение движения.

 

 

Билет

1) Процесс обучения как совместная деятельность педагога и обучаю­щихся подразделяется на два взаимосвязанных процесса: преподавание как деятельность педагога и учение как деятельность обучаемого. Пре­подавание состоит из нескольких слагаемых: знания педагогом своего предмета; умения организовывать учебно-воспитательный процесс; зна­ния современных методов и средств обучения и др. Руководящая дея­тельность преподавателя включает ряд структурных элементов: состав­ление календарно-тематических планов, организацию учебной работы; стимулирование внимания и интереса к предмету; контроль и внесение изменений в организацию обучения с последующим анализом результа­тов учения, общение. Последнее оказывает сильное влияние на мотива­цию учения, создание эмоционально-психологического климата в учеб­ном коллективе.

Учение — активный познавательный процесс, в котором проявляют­ся и формируются умственные силы обучаемого, моральные и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.

Преподавание и учение—две стороны единого учебно-воспитатель­ного процесса в любом учебно-воспитательном учреждении. Нельзя осу­ществлять преподавательскую деятельность без ориентации на деятель­ность обучаемых, на то, как они усваивают знания, насколько активны в процессе обучения.

Существует несколько подходов к организации усвоения знаний. Среди них выделяют рефлекторно-ассоциативную теорию и теорию поэтапного формирования умственных действий. Первую рассматри­вают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые, подчеркивая значение самостоятельного поиска определения понятий и способов решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую деятельность, при которой сравнения, ассоциации, обобщения достига­ются на основе конкретных данных. Они предлагают такую утвердив­шуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний:

1) восприятие — отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;

2) понимание (осмысление) — установление связей между пред­метами и явлениями, процессами, выяснение их строения, соста­ва, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. ана­лиз, синтез, сравнение и т. п.;

3) обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;

4) закрепление обеспечивает прочное запоминание, углубляет и рас­ширяет знания, развивает учебно-познавательные умения и на­выки;

5) применение — умение использовать полученные знания на прак­тике в учебном процессе и жизни.

Естественно, все описанные элементы усвоения существуют не изо­лированно, они не являются навсегда предопределенными. Возможны случаи, когда усвоение учебного материала начинается с решения про­блемы, которое ведет от практического применения к теоретическому обоснованию, пониманию и осмыслению, т. е. последовательность и мера применения элементов усвоения зависят от задач обучения, специфики содержания, возможностей студента и пути, избранного педагогом.

Характерной чертой рефлекторно-ассоциативной теории обучения, базирующейся на основных закономерностях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, является особое внимание, направлен­ное на активизацию познавательной деятельности и умственное разви­тие обучаемых, на формирование у них самостоятельного и творчес­кого мышления на основе принципов сознательности, активности, пос­ледовательности и других, которые с точки зрения рассматриваемой концепции необходимы для продуктивного обучения.

Теорию поэтапного формирования умственных действий представ­ляют такие ученые-психологи, как А.

Леонтьев, П. Г альперин, Д. Элько- нин, Н. Т алызина и др. По их мнению, высокая эффективность подготов­ки специалиста (возможно, и учащихся) обеспечивается прежде всего полнотой ориентировки обучаемых в осваиваемом действии, чего нет при традиционном обучении. Кроме того, высокая эффективность данной теории заключается в том, что она задает строгую целенаправленность и последовательность обучения. Согласно теории поэтапного формиро­вания умственных действий овладение новыми знаниями, навыками и умениями проходит несколько этапов:

I этап — формирование мотивационной основы действия (предва­рительное ознакомление с действиями и условиями их выполнения);

II этап — формирование действий в материальной форме с развер­тыванием всех операций, которые в них входят;

III этап — формирование деятельности с использованием внешней речи, т. е. выполняя какое-то действие, обучаемые проговаривают, что они будут делать дальше;

IV этап — формирование действия во внутренней речи;

V этап — переход действий в обобщенные процессы мышления, что позволяет выполнять их безошибочно, самостоятельно и качественно.

Последний этап наглядно показывает различие рассмотренных теорий; при традиционном обучении знание является результатом пред­варительного заучивания, запоминания и затем применения, а при по­этапном формировании умственных действий знание приобретается в процессе самой деятельности (но специально организованной), и в результате оно переходит в обобщенные процессы мышления.

Обе рассмотренные теории имеют много положительного, но у них есть и отрицательные стороны. Поэтому преподавателю следует твор­чески подходить к использованию рассмотренных концептуальных по­ложений.

Составляющими процесса обучения являются следующие компо­ненты (по Ю. Бабанскому): целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулиро­вочный, оценочно-результативный [6]. Они отражают развитие взаимо­действия педагогов и обучаемых в учебном процессе.

Так, целевой компонент представляет собой осознание педагогами и принятие целей и задач изучения темы или учебного предмета в целом.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает стиму­лирование педагогом у обучаемых интереса к занятиям, потребности в решении поставленных учебно-воспитательных задач, развитие моти­вов учения и познавательной активной деятельности обучаемых.

Содержательный компонент определяется учебным планом, госу­дарственными учебными программами и учебниками по данному пред­мету.

Операционно-деятельностный компонент непосредственно отра­жает процессуальную сущность обучения. Он реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и уче­ния.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает осуществ­ление контроля со стороны преподавателя за ходом решения поставлен­ных задач и самоконтроля обучающихся за правильностью учебных дей­ствий, результатов учения. Обратная связь в течение занятий помогает регулировать, корректировать учебный процесс.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку знаний обучаемых, самооценку ими достигнутых в процессе обучения результа­тов согласно поставленным задачам, проектирование новых задач, вос­полнение пробелов в знаниях и умениях.

Все компоненты учебного процесса закономерно взаимосвязаны. Так, цель определяет его содержание. Цель и содержание требуют опре­деленных форм, методов и средств стимулирования и организации обу­чения. По ходу обучения необходим контроль. Все компоненты процес­са обучения в совокупности обеспечивают конечный результат — при­обретение знаний, умений, навыков

 

2) Обучение движениям представляет собой системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.

Двигательное умение - это степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся нестабильности движения (действия).

Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет [15].

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:

Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме. Задачи:

- создать общее представление;

- научить элементарной технике этого действия;

- сформировать общий ритм;

- предупредить грубые искажения техники.

Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения. Задачи:

- понять закономерности движений;

- уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

- усовершенствовать ритм движений;

- создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения. Задачи:

- закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата:

- избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии:

– совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, - ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики).

 

3) На первом этапе (ознакомление, первоначальное разучивание движения) ставится цель - обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: создать смысловое и зрительное представление о двига­тельном действии и способе его выполнения; воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям (элементам) техники этого действия; сформировать общий ритм двига­тельного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия [14. С.71; 8. С.96]. Решение этих задач осуществляется поочередно. Общее представление создается путем демонстра­ции разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных по­собий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, для это­го используют расчленено-конструктивный метод. Чем выше физическая под­готовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже сложных двига­тельных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом. Если для выполнения разучиваемого действия обу­чающийся недостаточно физически развит, применяют подготовительные уп­ражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для се­бя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений - двигательных дей­ствий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием [1. С.128; 8. С. 96-97].

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появле­нием ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положи­тельный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно счи­тать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное дей­ствие без грубых ошибок [8. С. 97; 15. С.72].

Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование уме­ния выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических тре­бований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенно­стями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильно­го и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с при­менением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогатель­ным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собст­венных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление вы­полнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его эле­ментов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мы­шечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого дейст­вия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощен­ной форме [8. С. 98-99; 15. С. 72-73].

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема техни­ческих требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и де­тали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения. [14. С. 71].

Третий этап предполагает формирование двигательного навыка, дости­жение двигательного мастерства. Цель данного этапа - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами здесь будут следующие: добиться слитности и автома­тизма выполнения действия; довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники; обеспечить вариативное использование дейст­вия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Билет

Содержание курса ФК

Деятельность учителя и управление процессом физического воспитания младших школьников регламентируется содержание ФГОС НОО и примерной программой по ФК. ФГОС НОО относит физическую культуру к инвариантно – образовательным предметам, определяя его планируемые результаты и основные задачи, а также рекомендует использование средств по ФК во внеурочной деятельности и при реализации программы, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Примерная программа определяет направленность, средства и формы педагогической работы, обеспечивая реализации. системы физического воспитания. Целью школьного воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Содержание предмета ФК задается в разделах Знания о физической культуре, Способы физкультурной деятельности и Физическое совершенство. Они соответствуют основным направлениям подготовки школьника к теоретическому и практическому. Теоретическая подготовка представлена разделом «Знания о ФК». В содержании раздела включены знания о природе, о человеке и обществе.

Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным явлениям самостоятельно организовывать занятия, контролировать физическое развитие и подготовленность.

Практическая подготовка школьников отражает физкультурную деятельность с общей развивающей направленностью. Она представлена разделом Физическое совершенство. Практический материал программы распределяется по базовым видам спорта: гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, плавание, подвижные и спортивные игры.

Содержание курса

Знания о ФК Способы физкультурной деятельности Физическое совершенствование
Физическая культура   Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью   Физкультурно – оздоровительная деятельность
Из истории ФК   Самостоятельные игры и развлечения Спортивно – оздоровительная деятельность
Физические упражнения   Самостоятельные занятия Гимнастика с основами акробатики
    Легкая атлетика  
    Лыжные гонки, плавание  
    Подвижные и спортивные игры

Билет

Вопрос: Особенности обучения младших школьников гимнастическим упражнениям. Виды и значение гимнастических упражнений, особенности обучения строевым и общеразвивающим упражнениям на уроках физической культуры.

Ответ: Гимнастика- 1)система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для гармоничного физического воспитания, совершенствования двигательных особенностей человека и обогащения двигательного опыта занимающихся

2)базовая часть учебной программы ФВ

Гимнастические упражнения – искусственно-созданные человеком движения, для целенаправленного и эффективного воздействия на занимающихся.

Виды гимнастических упражнений:

-строевые: повороты на месте и в движении, построение, перестроение, размыкание, смыкание;

-прикладные: ходьба, бег, простые прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии;

-упражнения в упорах на гимнастических снарядах;

-общеразвивающие;

-акробатические;

-танцевальные.

Особенности обучения строевым упражнениям:

-обучение происходит в подготовительной части урока;

-на отдельно взятом уроке рекомендуется освоение 2-3 строевых упражнений, в течении 3-5 минут;

-соблюдение установленной последовательности обучения;

-использование образцового показа с разнообразными методическими приемами.

Особенности обучения ОРУ:

- количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гимнастики 8-12, в комплексе ритмической гимнастики –50-60);

- содержание упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывает меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость.);

- интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

- количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1-4» или»1-8», под музыку, правило каждое упражнение повторяют 4,8,12,16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);

- темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);

- исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности детей, их возраста, пола, задач, решаемых с данным контингентом.

- В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм до такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с малышами. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

- От занятия к занятию нагрузку следует постепенно повышать, регулируя ее за счет перечисленных выше факторов и количества дней занятий в неделю.

 

Билет 17


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.