Часть первая - Верховный Совет СССР — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Часть первая - Верховный Совет СССР

2017-06-29 188
Часть первая - Верховный Совет СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существеннейшие нововведения по Верховному Совету.

Предлагается вторую палату Верховного Совета - Совет Национально­стей - заменить Советом Территорий. Союзная Территория включает в себя однуили несколько базовых административно-территориальных единиц и выделяется по признаку выраженной экономико-географическойили нацио­нально-культурной специфики. Базовыми административно-территориальными единицами являются: область, край, автономный округ, автономная область, автономная республика, город союзного подчинения, союзная рес­публика без областного деления.

Союзная территория как таковая не есть самостоятельное администра­тивно-территориальное образование. Она выделяется исключительно с це­лью лучшего учёта особенностей различных регионов страныи их специфи­ческих интересов при формировании высших органов государственной власти.

Предлагается также количество депутатов от Союзных территорий квотировать в зависимости от численностиих населения.

Всё это вытекает, опять-таки,из установки на единый Советский на­род.

Различные части Советского народа живут в существенно различающих­ся физико-географических и экономико-географических условиях, уних разное историко-культурное наследие. Эти различия, бесспорно, при фор­мировании властных структур должны быть учтены, но сводить всё дело к дифференциации только по этническому признаку - такая постановка во­проса катастрофически устарела. Должно быть проведено экономическое районирование страны, и во главу угла при выборах во вторую палату Верховного Совета должны быть поставлены именно вот эти экономические зоны, а не национально-территориальные образования.

Впрочем, возможности тут предусматриваются самые обширные, и неволить никто никого не собирается. Если, скажем, Эвенкийский автономный округ не пожелает, ну никак, ни скем объединяться, он может записать­ся как Союзная территория Эвенкийский автономный округ, и со своими примерно двадцатью тысячами человек населения быть представленным в Совете Территорий поминимуму - одним депутатом; как, собственно, он и был представлен в Совете Национальностей.

Но вот чего быть не должнои, надеюсь, не будет - это чтобы этни­ческая группа в полтора миллиона человек где-либо и под какими-либо предлогами имела представительство на том же уровне, что и мононацио­нальная общность численностью в сто с лишним миллионов. Ущемление прав национального меньшинства - это, безусловно, недопустимо; но ещё худ­шая и грубейшая ошибка с воистину непредсказуемыми последствиями - это дискриминация и демонстративное унижение этнического большинства.Мы в этом убедились на собственном драматическом опыте.

Я отнюдь не принадлежу к числу русских националистов, мне это всё претит, номеня всегда, даже и в советские времена, коробило, что 150--миллионная Россия в Совете Национальностей имела втрое меньше голо­сов,чем Прибалтика, в которой вместе взятой народу проживает меньше, чем в одной Москве. Уже не говоря о том, что сравнительная роль этих регионов в экономическом и прочем потенциале страны - ну, попросту не­сопоставима.

Да и внутри самой РСФСР соотношения были не лучше. Этнические рус­ские в России составляют примерно 80% населения, но суммарное число депутатских мест в Совете Национальностей от входящих в состав РСФСР автономий в несколько раз превышало численность депутатов от собствен­но русских областей. Я ничего не хочу сказать плохого, например, о ту­винской национальности, но почему Тува должна во второй палате Верхов­ного Совета иметь 11 депутатов, а такие индустриально-аграрные гиган­ты, как Ростовская, Свердловская области, Краснодарский край, которые по численности населения в десятки раз превышают Туву, не должныиметьни одного? Какие же разумные целиэтим преследовались, какие здесь блюлись и пестовались особые интересы? Совершенно очевидно, что факти­чески блюлся и пестовался только один интерес - узкоэтнический, бес­смысленно преувеличенный и возведенный внекий абсолют. Так что во многоммы сами мастерили ту бомбу, в которую потом чуждые силы вмонти­ровали нужный детонатор.

Но мы вовсе не предлагаем взять теперь права у тех же тувинцев и передать русским. Наше решение состоит втом, чтобы вообще отойти от этнического принципа дифференциации народа, как не отвечающего совре­менным условиям, и заменить его принципом экономико-географическим в сочетании с историко-культурным (или этнокультурным).

Ст.74 возводит в конституционную норму обязательную публикацию для свободного обсуждения Советским народом проектов всех без исключения законов, проходящих в данный момент стадию подготовки к вынесению на сессию Верховного Совета СССР.

Ст.76 восстанавливает норму Конституции 1936 года о возможности досрочного роспуска Верховного Совета СССР его Президиумом в случае возникновения не поддающихся устранению разногласий между палатами. В Конституции 1977 года эта норма отсутствует.

В проекте значительно расширены права депутата Верховного Совета.

Право запроса депутата к руководителям исполнительных и распоряди­тельных органов, образуемых Верховным Советом СССР и непосредственно ему подотчётных, в Конституции 1977 года фактически ограничивалось рамками сессии Верховного Совета. В нашем проекте, в ст.78, чётко ого­ворено, что право депутатского запроса действует как во время сессии, так и в промежутках между сессиями.

Ст.79 проекта предоставляет депутату Верховного Совета СССР право, аналогичное тому, которым пользовались народные трибуны в ДревнемРи­ме. Как вы помните из школьных учебников истории: народный трибун, т.е. выборный защитник интересов плебеев, мог одним словом "veto" (т.е, "запрещаю") остановить исполнение любого акта любого должностно­го лица в Риме, вплоть до консула. Согласно нашей 79-ой статье, депу­тат Верховного Совета СССР имеет право приостанавливать действие актов исполнительных и распорядительных органов любого уровня на территории СССР, с изложением своей мотивировки приостановления и принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового.

В.И.Ленин учил, что слияние законодательной и исполнительной вла­стей при советском государственном строе должно выражаться, в том чис­ле, через предоставление депутатам непосредственных оперативно-управ­ленческих полномочий. Депутаты,- читаем в "Государстве и революции",- должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими из­бирателями.7

Долгое время у нас эти ленинские положения истолковывали, к сожа­лению, буквально шиворот-навыворот. А именно, не депутатов наделяли определёнными управленческими полномочиями, но наоборот - управленцев-профессионалов, администраторов разного ранга тянули в депутаты. Пусть он плюс к своему должностному статусу получит ещё и депутатский мандат, и выйдет вроде как "по Ленину": вот, пожалуйста, депутаты у нас "сами исполняют свои законы", они же и депутаты, они же и исполни­тельная власть. Но в действительности получалась всецело обратная вещь: не "депутатысами исполняют законы", а профессионалы-управленцы "сами" законодательствуют, в общем-то, вместо депутатов. Ленин же вов­се не имел в виду насажать администраторов в представительные органы; он имел в виду депутатам представительных органов - рабочим, крестья­нам - придать, плюск их депутатскому мандату, ещё и известные опера­тивные функции.

Вот эту гениальную ленинскую идею,- за годы Советской власти, увы, так и не осуществлённую,- мы стремимся в проекте, наконец, реализо­вать. Нетрудно убедиться, что депутат, наделённый тем правом, которое мы предлагаем ввести, окажется для всевозможной госхозноменклатуры чем-то вроде Зевса-громовержца, народ же хлынет к нему, как к подлин­ному выразителю и защитнику массовых, низовых чаяний и интересов.

С другой стороны, можно поручиться, что трусливый и нерешительный депутат, боящийся и не умеющий пользоваться огромной властью, которая ему дана, при такой системе долго в Верховном Совете не удержится. Из­биратели увидят, что онмямля и трус, и наверняка его отзовут.

Несомненным дефектом обеих предшествующих Конституций СССР явля­лось отсутствие вних чёткого определения номинального главы государ­ства. Понятно, что этот туман напускался умышленно,- так сказать, "под Генерального секретаря ЦК КПСС", которому фактически и принадлежала увесистая часть верховной власти в стране. Но совершенно понятно также и то, что дальше в подобном тумане блуждать никоим образом нельзя.

Поэтому ст.83 проекта со всей определённостью указывает на Предсе­дателя Президиума Верховного Совета СССР как на главу государства Союз Советских Социалистических Республик. Председатель Президиума Верхов­ного Совета, хотя и избирается на свой пост Верховным Советом данного созыва, но до окончания срока полномочий не может быть им переизбран. Чехарды в этом вопросе нам не надо. В конституционном порядке закреп­лены случаи возможного досрочного прекращения полномочий главы госу­дарства,- перечислять не буду, вы сможетеих прочитать.

Установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы государства его пост последовательно занимают Первый и Второй замести­тели, которые по ст.82 избираются в состав Президиума Верховного Сове­та СССР одновременно с Председателем.

Ст.84-ой устанавливается, что Президиум Верховного Совета СССР принимает решения по принципу единогласия (консенсуса). В случае воз­никновения стойкого расхождения мнений между членами Президиума Вер­ховного Совета окончательное решение выносит единолично глава государ­ства, с принятием на себя персональной ответственности за возможные негативные последствия такового.

Предметы ведения Президиума Верховного Совета СССРтрактуются впроекте достаточно традиционно; хотя есть и нововведения.

Что здесь заслуживает упоминания; во-первых, введено указание на то, что Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает единство, цело­стность и системность всех направлений внешней и внутренней политики страны в пределах стратегической линии Советского государства на дан­ном историческом этапе.

Во-вторых, подчёркнуто, что именно Президиум Верховного Совета СССР выступает гарантом беспрепятственного осуществления советскими гражданами их конституционных прав и свобод, держит под контролем всю работу с заявлениями, письмами и жалобами граждан, а также осуществля­ет высший надзор за соблюдением Конституции и законов СССР.Мы здесь идём навстречу давнишней - ещё со времён "всесоюзного старосты" М.И.Калинина - и очень отчетливо выраженной тенденции советских людей видеть своего главного заступника именно в Верховном Совете.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.