Тема 1. Введение в макроэкономику — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Введение в макроэкономику

2017-06-29 301
Тема 1. Введение в макроэкономику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ

ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Макроэкономика, в отличие от микроэкономики, в том ви­де, в котором она изучается сегодня, сформировалась относительно недавно. Ее реальное возникновение в качестве само­стоятельной дисциплины принято связывать с выходом в 1936 г. знаменитой работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой автор фактически заложил осно­вы современной макроэкономической науки. Он считается ос­новоположником целого направления экономической мысли, получившего название кейнсианства.  

Макроэкономика занимается изучением не отдельных рын­ков, а экономики страны, поэтому в макроэкономике, несмотря на многие аналогии с микроэкономикой, гораздо большее вни­мание уделяется агрегированным показателям: если микроэко­номика занималась изучением спроса и предложения на отдель­ном рынке, то макроэкономика изучает совокупный спрос и сово­купное предложение — категории, рассматриваемые в масштабе всей экономики.  



ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: КОЛИЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Система национальных счетов — СНС— представляет.собой со­вокупность данных, используемых государством для описания итогов хозяйственной деятельности страны в целях их последующего анализа.  


Составляющие СНС

Валовой национальный продукт — ВНП (gross national productGNP) — это суммарная стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за данный период времени.  


МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВВП

ВВП
1. по расходамподсчитывается как сумма совокупных расходов всех субъектов рыночного хозяйства.  

 

 


по доходамподсчитывается как сумма всех доходов, полученных владельцами факторов производства (труда, зем­ли, капитала, предпринимательства) за их участие в производ­ственной деятельности.


ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: КАЧЕСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

 

ТЕМА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Если две линии на графике пе­ресекаются, за этим кроется что-то важное.

Эрнест Кук, американский ученый

 

Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD)это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), кото­рый готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различ­ных уровнях цен.  


Уровень

цен,

Р

 


AD


Реальный объем производства, Y

 

МОДЕЛЬ «AD-AS»

Макроэкономическое равновесие в этой модели можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос.  

 

 


Выбирая тип экономической по­литики, необходимо четко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а следовательно, к рекомендациям какой школы будет тя­готеть экономическая политика.

 

 


Эффект храповика

ЭФФЕКТ ХРАПОВИКА


 

ТЕМА 4. БЕЗРАБОТИЦА

Безработица — это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течете определенного по законодательству периода времени.  

 

 


ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ

ТЕМА 5. ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция — это рост общего уровня цен в стране


При инфляции предложения рост цен наступает раньше роста денежной массы, что отличает ее от инфляции спроса. Растет стоимость сделок, в результате че­го увеличивается спрос на деньги, а следовательно, государст­во увеличивает объем денежной массы


ИСТОЧНИКИ ИНФЛЯЦИИ

Сеньораж (SE — seniorage) обычно определяют как доход, получаемый государством в результате печатания денег.
Сеньораж — доход государства. Он оплачивается населением, по­скольку население вследствие инфляции, делающей его бед­нее, имеет возможность приобретать меньше товаров и услуг. Таким образом, население платит инфляционный налог (IT — inflation tax), ставка которого равна темпу инфляции.


IT = С х n + D (п - i),

где С — наличные деньги в обращении,

D — деньги на депозитах,

n — темп инфляции,

i — номинальная ставка процента по депозитам.

При определенных условиях (в ситуации умеренной ин­фляции) сеньораж равен инфляционному налогу: SE = IT


КРИВАЯ ФИЛЛИПСА

Кривая Филлипса, от­ражает альтернативу между инфляцией и безработицей


 

ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ


ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению националь­ного дохода общества, причем на величину большую, чем первоначаль­ный рост расходов.

При росте инвестиций рост ВНП будет происходить в гораздо боль­шем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот множительный, нарастающий эффект в размере ВНП называют муль­типликационным эффектом.

 

Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в эко­номику, вызывают цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

 

Мультипликатор (лат. multiplier — множитель – m) — это коэффици­ент, показывающий связь между увеличением (уменьшением) ин­вестиций и изменением величины дохода.

То есть, это число, на которое надо умножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода.

m =
Приращение ВНП
Приращение инвестиций
ê ВНП
ê инвестиций
=

 

 


Или

êВНП = m х êинвестиций,

т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение ВНП.

 

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд руб., что при­вело к росту ВНП на 20 млрд руб. Следовательно, мультипликатор = 2

 

Рассмотрим условный цифровой пример, иллюстрирующий суть муль­типликационного эффекта.

Допустим, первоначальный объем автоном­ных инвестиций, направленных на строительство нового моста, равен 1000 долл.

Все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации строительства, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка (выделенное слово очень важно!) предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается.

Сле­довательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей те­левизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители те­левизоров также потратят на покупку потребительских товаров, напри­мер, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений.

Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде ав­тономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффи­циент.

Этот коэффициент и есть мультипликатор.

Как же определить его?

Не случайно было выделено слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберега­ется. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вызвали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что предельная склонность к потребле­нию (МРС) составляет 0,8. Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т. е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление, следователь­но, прирост национального дохода, используемого на потребление, со­ставит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои экономических агентов.

Каков же будет рост нацио­нального дохода, вызванный первоначальными инвестициями?

Нужно сложить 1000 + 800 + 640 + … долл. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл. Эта цифра подсчитана по формуле:

Формула мультипликатора автономных расходов:

m = 1/(1 - МРС)

m = 1/ МРS

Эффект мультипликатора графически выглядит, как показано на рис. 5.

S,I
Y
S
 
Y0
Y1
E1
I

 


Рис. 5. Эффект мультипликатора

Первоначально равновесный уровень дохода составляет Y1. Если же в результате инвестиционного толчка линия I1 поднимается вверх, на уровень I2, то пересечение S и I произойдет в точке E2, а уровень равновесного дохода будет равен Y2. Отрезок Y1Y2 превыша­ет отрезок I1 I2.

Это означает, что увеличение инвестиций приводит к боль­шему увеличению дохода. Допустим, ав­тономные инвестиции (10 млрд. долл.) привели к увеличению дохода не на 10, а на 50 млрд. долл. При этом очевидно, что m = 5.

Формула êY = êI х m;

10 х 5 = 50

 

Выводы:

1. Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

2. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора и, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций.

 

Чтобы выразить воздействие прироста дохода на прирост инвести­ций, применяется акселератор.

Акселератор (лат. accelero — ускоритель) — это коэффициент, указывающий на количественное отношение прироста инвести­ций данного года к приросту национального дохода прошлого года:

êинвестиций текущего года

акселератор = --------------------------------------.

êНД прошлого года

 

Он выражает воздействие прироста дохода на прирост инвестиций.

 

РАССМОТРИМ ПРИМЕР П. САМУЭЛЬСОНА. Предположим, имеется текстильное предприятие, стоимость оборудования которого в 10 раз превышает стоимость реализуемых в течение года тканей. Если в течение какого-то периода реализуется тканей на $6 млн, то предприятие должно располагать капитальным оборудованием на $60 млн. Допустим, оборудо­вание состоит из 20 машин, каждый год снашивается и подлежит возмеще­нию 1 машина, или $3 млн. Предположим, что в течение четвертого года продажи возросли на 50%: с $6 млн до $9 млн. В этом случае число машин должно также возрасти на 50% — с 20 до 30 единиц. Следовательно, в этом году будет приобретено 11 машин: 10 новых и одна для возмещения изно­шенной. Продажи возросли на 50%, а производство машин — на 1000%. Это и есть эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия изменения в потреблении на уровень инвестиций, который дал принцип акселерации.

 

Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, по­казывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода.

«Парадокс бережливости» означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.

 


 

Принципы налогообложения

Хотя в налоговой философии преобладает первый прин­цип, следовательно, прогрессивная система налогообложения, осуществлять налоговую политику необходимо так, чтобы на­логовая система была эффективной. Ведь стремление попол­нить государственный бюджет, увеличивая налоговый прес­синг, может привести к противоположным результатам: у про­изводителя при взгляде на высокие налоги «опускаются руки», он уходит в «теневую» экономику либо отдает предпочтение спекулятивным операциям.  

 


Кривая Лаффера

Налоговые

поступления (T)

 

 

 


Max t Налоговая ставка (t)

Проблемы «Рейганомики»

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.