Замри - запомни, повтори, «оживи» — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Замри - запомни, повтори, «оживи»

2017-06-29 218
Замри - запомни, повтори, «оживи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Такие игры-упражнения, как «Тише едешь — дальше будешь», «День наступает — все оживает», «Выход ряда», «Воробьи-вороны», связаны с замиранием участников (см. задание «Замри»). Именно с этими моментами в игре может быть связано дополнительное задание: запомнить позу, повторить ее как можно точнее (зрителям или самому исполнителю пос­ле того, как он выйдет из «стопа» и хотя бы немного подви­гается), «оживить», оправдать позу (замер во время бега, подпрыгивания, толкотни, а оправдал выдуманным новым де­лом, занятием). При умелой подаче педагога весь класс мо­жет увлечься каждым из этих заданий, а выполнение их об­ращает ребенка как к особенностям внутренней жизни (своей и других), так и к особенностям ее внешних проявлений.

Вот как, например, может выглядеть упражнение «Воро­бьи-вороны» со «стопом». Во время одного из замираний да­ется команда «ожить», например, одним «воробьям», которые стараются подробно запомнить застывшую позу своего посто­янного напарника. Пока «воробей» запоминает, «ворона», не выходя из позы, обдумывает, каким делом ее можно оправ­дать. После этого все участники располагаются полукругом, а в центр по очереди выходят пары. Тот, кто был «вороной», по памяти повторяет свою позу; «воробей» советами помогает ему, используя свои воспоминания. Затем застывший по сиг­налу «отмирает» и оправдывает позу.

Далее поза опять воспроизводится,, и все зрители с мест называют разные дела, в которых могла бы возникнуть схо­жая поза,; а исполняющий, стремясь к тому, чтобы поза стала


соответствовать называемым делам, вносит едва заметные, но необходимые изменения в первоначальную позу. Его на­парник-помощник каждый раз произносит свое заключение о том, насколько лоза стала соответствовать названному делу.

После просмотра одной — трех пар все ученики опять за­нимают площадку и играют в «Воробьи-вороны» со «стопом» и в один из «стопов» команда «ожить» дается теперь уже дру­гим партнерам в парах и т. д.

Напоминаем, что подобные усложнения следует предла­гать участникам не раньше, чем у педагога возникнет впечат­ление, что игра-упражнение начинает приедаться. Когда дети наиграются упражнением вволю в его первоначальном вари­анте и оно начнет им казаться слишком простым, только тог­да разного рода усложнения будут желанны, полезны и эф­фективны.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Озвучивание знаков препинания позволяет детям отличить и указать, какую именно строчку из написанных на доске про­чел читающий:

1. Татьяна Юрьевна. или 1. Влесу родилась елочка.

2. Татьяна Юрьевна? 2. В лесу родилась елочка?

3. Татьяна Юрьевна! 3. В лесу родилась елочка!

4. Татьяна Юрьевна, 4. В лесу родилась елочка,

5. Татьяна Юрьевна... 5. В лесу родилась елочка...

Самое важное — отличить вопросительную интонацию от утвердительной и приучать детей, увидев в конце фразы соответствующий знак, идти к нему с самых первых слов лю­бой, даже длинной, фразы. Для упражнения в чтении знаков препинания можно использовать все страницы всех учебни­ков, находящихся в портфеле или на столе.

Вариант: обратная задача — записать знак, услышанный в речи исполнителя. Такое задание с особым интересом вы­полняется учениками при разговоре на тарабарском языке (каля-маля...) или на цифрах (цифры как слово во фразе) — см. комментарий к игровому заданию-упражнению «Речь на цифрах».


ИГРА ПО РАССКАЗАННЫМ СИТУАЦИЯМ

Это задание полезно для усвоения учениками «языка дей­ствий», не поддающегося словесному пересказу. Работа про­текает следующим образом: кто-то из учеников рассказывает или пытается рассказать интересную, смешную, любопытную ситуацию; случившуюся с ним. Слушающие вопросами помо­гают ученику максимально подробно и точно рассказать все, как было, чтобы сыграть потом эту ситуацию. Рассказывает­ся все: кто где сидел, стоял, что говорил, что после этого слу­чилось и т.п. Затем рассказчик назначает исполнителей. Они могут задать ему еще необходимые для ясности вопросы и приступают к воспроизведению ситуации. После их «игры» класс и рассказчик определяют, произошло ли то, о чем рас­сказывал ученик, или произошло все не то и по-другому, обычно рассказчик готов исправить работу исполнителей до­полнительным рассказом или даже показом (что наиболее ценно). Вот здесь и возникает важнейший для культуры эф­фект ощущения особого языка для выражения «идеи» — язы­ка действия. Открытие ребенком этого особого языка позво­ляет ему фиксировать и осмыслять своеобразие поведения (своего и окружающих).

КОМАНДЫ – ЗАГАДКИ

Это игровое задание-упражнение помимо всего прочего
знакомит учеников с внимательностью к подробностям. Сна­чала ученики разбиваются по парам, выбирают определенное
действие и на листочке записывают команду — ряд движе­ний, составляющих задуманное, но не называемое действие.
Попутно, совершая само задуманное действие, пара проверяет правильность составления своей команды-загадки. Затем
пары меняются листочками и по полученной команде отгады­вают действие и выполняют его на площадке (если команда
не была разгадана, то действие на площадке выполняют са­ми авторы). И наконец, выполнив команду, пара на обратной
стороне листа записывает свое мнение о точности, подробнос­ти, верности перечисленных в команде движений и ставит
свою отметку. Лексика и синтаксис записей как у первой, так
и у второй пары почему-то начинают разительно отличаться
от тех, которыми обычно пользуются их сверстники в школьных сочинениях.


Вот примеры выполнения этого упражнения четвероклас­сниками:

«Подойти к столу. На столе стоит предмет. Включить вил­ку предмета в сеть. Постелить одеяло. Взять какую-нибудь одежду и водить плавно предметом, допустим, по брюкам. После выдернуть из сети вилку, убрать одеяло и повесить брюки на спинку стула» (гладить белье). На обороте: «Мно­го подсказок вместо описаний движений (включить вилку). Не сказано, что одежду нужно расправить на столе, а не гла­дить на весу. Брюки гладят через тряпку и с водой. Оценка – 3».

«Стоя, правую ногу поставить немного вперед. Все пальцы правой руки (кроме большого) согнуть так, чтобы они нахо­дились на 3—4 см от ладони. Затем плавно потянуть на се­бя» (открыть дверь). На обороте: «Не сказано, как держать ладонь — вертикально или горизонтально. Поэтому мы сна­чала думали, что нужно выдвинуть ящик. Оценка — 3».

«Опуститься на одну ногу и обе руки, рывком подняться и, быстро передвигая ноги, добраться до стены» (бег с низкого старта). На обороте: «Команда понятная. Нужно было доба­вить: наклониться вперед, другая нога вытянута назад и пря­мая в колене, руки — прямые в локте. Оценка — 4».

«Поднести левую кисть руки к полу и сжать ее в кулак. Выпрямиться, поставить правую ногу на стул, нагнуться и быстро водить левой кистью руки поперек носка правой ноги, а потом вдоль одного и другого бока ступни» (чистить ботин­ки). На обороте: «Команда понятная. Нам понравилось.

Оценка — 5».

«Выпрямить правую руку, поднести к столу и. сжать в ку­лак. Затем поднести кулак к голове и сделать 5 движений от затылка ко лбу, затем от затылка к стене, потом, повернув голову, 10 движений, смотря на стену. Потом сделать 5 дви­жений кулаком к правому уху, затем к левому, после чего поднести кулак к столу и разжать» (причесаться перед зер­калом). На обороте: «Команда понравилась. Оценка — 5».

Как правило, ученики, составившие интересные и доста­точно подробные описания, оценивают команды своих това­рищей более объективно и обстоятельно. На уроке каждой паре учеников было поставлено по две оценки — ту, что по­ставили за команду товарищи и отметку педагога за качество судейства. Первые отметки, конечно, в некоторых случаях бы­ли несколько завышены или занижены. Но это компенсировалось второй отметкой.



                     
   
     
       
 
 
 
   
   
 
 
 
   
 


Такая система отметок (при условий, что учитель ими еще пользуется), на наш взгляд, помогает ученикам объективно подходить к работам товарищей: избе­гать как излишней придирчивости, так и дружесского попус­тительства.

КОСТЮМ – ПРЕВРАЩЕНИЕ

Детьми обдумываются детали костюма; детали могут быть реальными и обыграны на память физических действий. К своему обычному костюму ученики играют «дополнения» (плащ, шляпу, кринолин, шлейф, платок на голове или в ру­ках, шпоры, шубы, большие не по размеру ботинки и т.д.), выполняют действия, соответствующие характеру персонажа — обладателя костюма. Остальные ученики угадывают, что за костюм на исполнителе, где происходит история и когда.

Связь одежды, костюма, его элементов с особенностями поведения может осваиваться на занятиях с двух противоположных концов: от поведения к костюму и от костюма к по­ведению. Для детей явно предпочтительнее — второй, т.к. «поведение» не сразу ими осваивается как область творчес­ких поисков. Костюм же — одна из знакомых детям деталей игры, а иногда и ее основа. Обыграть костюм, найти харак­тер поведения для взятой одежды можно по-разному, на это опирается данное упражнение. Разные поведения дают воз­можность оценить наиболее подходящее, наиболее хорошо выполненное. Со школьниками удобно начинать с полного костюма или максимально выразительных и ярких его эле­ментов, таких как комбинезон, сапоги (особенно хороши охот­ничьи), шляпа, плащ, шуба. А потом довести ощущение связи поведения с костюмом до маленьких или самых простых де­талей — шлепанцы, полотенце на голове, кобура, сумочка, фигурный воротничок, брошь, медаль. Этим учителя и дети могут развивать чуткость к предмету, чуткость, переводимую в логику поведения, и развивать свою фантазию, искренность, юмор, желание увидеть (или выполнить) что-то чрезвычайное, необычное.

Можно и следует использовать костюмы карнавальные, костюмы из ранее инсценированных сказок, старенькую вычи­щенную одежду родителей. Желательно, чтобы в каждой группе детского сада, в каждом классе стоял небольшой «волшебный сундучок» с костюмами и деталями одежды для превращений. Известный итальянский детский писатель Джанни Родари,

 

58
автор и «Чиполлино», и «Джельсомино» и многих других интересных книг, писал об этом в книге для учителей и родителей «Грамматика фантазии»* (см. коммен­тарий к игровому заданию-упражнению «Сочинения историй-сценок с костюмами», а также «Детские стихи по ролям»).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.