Социально-этнический состав движения Талибан — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социально-этнический состав движения Талибан

2017-06-29 612
Социально-этнический состав движения Талибан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

  Движение Талибан: социально-религиозные аспекты деятельности сообщества.

 

 

студента 5-го курса

специальности соц. работа Горуновича М. В.

 

Факультета социокультурных коммуникаций

заочной формы обучения

 

Руководитель: к. м. н., доцент       Сыкало А. И.  
     

 

Минск, 2017


 

ГЛОССАРИЙ

1. Гуманитарная помощь – материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясений, войн и иных несчастий, постигших страну и ее граждан [14].

2. Организация (лат. organisatio – формирую, создаю) – 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого; 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение чего-либо в систему; 3. Объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил [15, 312 – 313].

3. Мировое (международное) сообщество – одно из самых употребимых в междунар. политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком – полит., а также правовом – смысле под мировым сообществом понимают объединение государств в универсальную междунар. организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком – социологическом – смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной морали [15, 429].

4. Беженцы – 1. Лица, покинувшие место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств;

2. Люди, которые по политическим, расовым или идеологическим причинам, либо в результате таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны. Причины, по которым люди покидают родину, сложны и разнообразны, но два главных фактора – это вооруженные конфликты, или внутренняя нестабильность, и нарушения прав человека, усугубляющиеся при вспышках национализма, социальных конфликтах, иностранной интервенции, росте населения и т. д. [14].

5. Маргинальность – (от лат. margo – край, граница, marginalis – находящийся на краю, пограничный) – состояние личности или соц. группы, находящейся на границе двух культур, но в полной мере не входящей ни в одну из них. С позиций социологического подхода маргинальность рассматривается как промежуточное соц. положение индивида или группы в системе взаимодействия социокультурных сред, явление, непосредственно связанное с социальной стратификацией общества и происходящими в нем перемещениями. Типичными представителями маргинальных групп (маргиналами) явл. беженцы, мигранты, иммигранты, эмигранты, шире – переселенцы. Чем сложнее соц.-экон. и полит. ситуация в обществе и глубже стратификация, тем динамичнее процесс маргинализации. Безработица, бедность, соц.-экон. и идейно-духовная нестабильность, массовое разочарование населения могут интенсифицировать процесс его маргинализации [15, 227].

6. Религия – это феномен сознания, соц. институт и часть культуры. В самом общем виде религия – это вера и поклонение священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозной, так и нерелигиозной сферах. Религия определяется богословами и представителями различных наук (философии, истории, феноменологии, герменевтики, социологии, психологии и др.) в зависимости от их исходной перспективы, которая обусловлена спецификой предметной области исследования [15, 390].

7. Традиция – это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиции является крайне изменчивым, это понятие обычно обозначает определенные элементы культуры, которые считаются частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить также основой изменения существующего порядка. В социологии это понятие имеет важное значение в рамках противопоставления традиционного общества современному, а также в полемике о природе авторитета [16, 485].

8. Работа социальная – особая разновидность деятельности, связанная с перераспределением общественных благ и услуг, с решением соц. и индивидуальных проблем соц. групп и конкретных людей, направленная на вспомоществование и поддержку представителей некоторых слабо защищенных сообществ и слоев. Важным признаком социальной работы в современном обществе, является то, что она реализуется в качестве профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки и осуществляемой посредством определенных технологий и методов [15, 374].

9. Уровень жизни (жизненный уровень, жизненный стандарт) – соц.-экон. категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.) [15, 539].

10. Социальная политика – составная часть внутренней политики государства, воплощенная в социальных программах и практике соответствующих государственных учреждений и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения. Социальная политика представляет собой совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем для каждого конкретного этапа развития общества. С. п. как совокупность мер по реализации жизненно важных потребностей населения призвана обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает поддержку, создает предпосылки для развития и стабильности общественной системы. С. п. осуществляется с помощью определенных механизмов государственного и общественного управления и регулирования путем разработки и осуществления законодательных актов в области социальных отношений, принятия социальных программ, конкретных решений по отдельным вопросам социального положения и развития [14].

11. Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к кому- или к чему-либо, готовность и способность предоставить другим возможность свободы мысли и действия. Смысл понятия "толерантность" выражает такое отношение к жизнедеятельности др. людей, которое способствует различного рода человеческим взаимодействиям и помогает им достичь определенных целей и результатов на основе признания правомерности иного образа жизни, поведения, культуры, интересов, убеждений и верований, чужого мнения, привычек и обычаев, мыслей и чувств. Толерантность предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования самых разных установок, ориентаций и мотивов, не прибегая к насилию и принуждению, к подавлению человеческого достоинства, а используя гуманные, социально-позитивные способы и средства взаимодействия между людьми: диалог, переговоры, согласие, партнерство, взаимопомощь, сотрудничество [15, 532].

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 6

1. Социально-этнический состав движения Талибан. 7

2. Структура и управленческая иерархия движения Талибан. 8

3. Религиозные аспекты деятельности движения Талибан. 9

4. Социальные реформы во время правления талибов (1996 – 2001 гг.) 10

5. Деятельность талибов в социальной сфере на современном этапе. 12

6. Работа талибов в сфере пропаганды, спорта, информационная работа с населением 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: из-за длительного вооруженного конфликта в Исламской Республике Афганистан между талибами и силами международной коалиции для жителей страны, и прежде всего для простого народа, сложились крайне тяжелые условия жизни. По сути, страна находится на грани экономической, социальной и гуманитарной катастрофы. И это несмотря на внушительную финансовую и гуманитарную помощь от стран-доноров. В стране создались благоприятные условия для наркоторговли, коррупции и бандитизма. В стране нарушена, а в некоторых районах полностью отсутствует, система образования, отсутствует возможность получения медицинской помощи, тысячи детей голодают, остались сиротами и не имеют крова. Во многих провинциях в сельской местности отсутствует электричество и водоснабжение, не хватает продуктов питания, афганская земля хранит в себе смертоносное наследие войны – противопехотные мины. Именно мины являются причиной гибели и инвалидизации многих афганских детей. Правительство не в состоянии позаботится о детях, поэтому в стране растет беспризорность, многие дети становятся наркоманами, процветает социальная запущенность. Необходимо активное содействие международных гуманитарных организаций, благотворительных фондов для того, чтобы улучшить социальные условия в Афганистане, особенно уровень жизни детей. На современном этапе усилий международного сообщества в этом плане недостаточно. Противоборствующие стороны (движение Талибан в частности) предпринимают попытки улучшить качество жизни в контролируемых ими районах, снизить количество жертв среди гражданского населения. Однако на данный момент число мирных жителей, пострадавших от военных действий, неуклонно растет, что наглядно иллюстрирует всю пагубность военных конфликтов, как в локальном, так и в международном масштабе.

Цель исследования: охарактеризовать движение Талибан как сообщество.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

– рассмотреть социальный и этнический состав движения Талибан;

– раскрыть организационную структуру движения Талибан;

– охарактеризовать движение Талибан как религиозную, политическую организацию;

– проанализировать социальную политику движения Талибан на разных этапах его деятельности.

Объект исследования: движение Талибан как социально-религиозное сообщество.

Предмет исследования: религиозные и социальные аспекты деятельности движения Талибан.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение социально-религиозных аспектов деятельности движения Талибан является важным условием понимания тех религиозных и общественно-политических трансформаций, которые происходят не только в Афганистане, но и во всех мусульманских странах.

Целью контрольной работы являлась характеристика движения Талибан как сообщества.

В соответствии с поставленными задачами были получены следующие выводы:

1. Рассмотрены социальный и этнический составы движения Талибан:

– в подавляющем большинстве талибы – представители маргинальных слоев населения как Афганистана, так и Пакистана;

– пуштуны – основные представители движения. Таджики, хазарейцы и пр. составляют меньшинство в Талибане. В рядах Талибана сражаются наемники из многих стран;

– значительная масса талибов – потомки афганских беженцев.

2. Раскрыта организационная структура движения Талибан.

Она строится на принципах строгого подчинения нижестоящего командира вышестоящему и включает Большую Шуру, Малую Шуру, главу движения Амира аль-муминина, двух его заместителей и множество низших чинов и полевых командиров. Вся руководящая верхушка Талибана имеет духовный сан.

3. Дана характеристика движения Талибан как религиозной, политической организации:

– Талибан – радикальное исламское движение суннитского толка. Основная цель движения – создание государства чистого ислама, жизнь которого построена на законах шариата; изгнание из страны оккупантов и свержение проамериканского правительства;

– талибы активно участвуют в политической жизни Афганистана вопреки воле правительства и сил международной коалиции. Движение сегодня разделилось на два крыла: умеренное и радикальное.

4. Проанализирована социальная политика движения Талибан на разных этапах его деятельности.

Социальная политика талибов сегодня в значительной мере претерпела изменения. Сегодня движение проводит более умеренную политику, нежели на ранних этапах своей деятельности. Движение Талибан заинтересовано в создании здоровой социальной базы в стране, проведении реформ в социальной сфере, призванных улучшить положение бедных слоев населения, женщин, детей. Движение призывает международные гуманитарные организации к сотрудничеству на подконтрольных ему территориях. Талибы сегодня более толерантно относятся к достижениям современной науки и средствам коммуникации.

Таким образом, цель контрольной работы достигнута путем решения поставленных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белокреницкий, В. Я. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана / В. Я. Белокреницкий, Р. Р. Сикоев. – М.: Институт востоковедения РАН, 2014. – 216 с.

2. Босин, Ю. В. Афганистан: Полиэтническое общество и государственная власть в историческом контексте / Ю. В. Босин. – М.: Издательство “Гуманитарий”, 2002. – 232 с.

3. Афганский расклад: скелеты в шкафу Талибана // Рубикон геополитики [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://cezarium.com/skelety-v-shkafu-talibana. – Дата доступа: 27.03.2017.

4. Джонс, Сет Дж. Война США в Афганистане. На кладбище империй / Сет Дж. Джонс. – М.: Эксмо, 2013. – 480 с.

5. Мулла Мансур: Джихад будет продолжен // Аfghanistan.ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://afghanistan.ru/doc/88072.html. – Дата доступа: 27.03.2017.

6. Коргун, В. Г. Афганистан в начале XXI века / В. Г. Коргун. – М.: Институт изучения Израиля и стран Ближнего Востока, 2004. – 191 с.

7. Что делают американцы в Афганистане? // Фонд стратегической культуры [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/news/2016/08/05/chto-delajut-amerikancy-v-afganistane-41828.html. Дата доступа: 28.03.2017.

8. Рашид, Ахмед. Талибан. Ислам, нефть и Большая игра в Центральной Азии / Ахмед Рашид. – М.: Библион – Русская книга, 2003. – 368 с.

9. Талибы запретили английский язык // DELFI [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://rus.delfi.lv/archive/taliby-zapretili-anglijskij-yazyk.d?id=1960046. – Дата доступа: 28.03.2017.

10. Янчевский, В. Правда о Талибане / В. Янчевский // Общественно-политический журнал “Планета”. – 2005. – №4. – С. 6 – 12.

11. The Islamic Emirate’s Reconstruction Efforts // Voice of Jihad [Electronic resourse]. – 2016. – Mode of access: http://alemarah-english.com/?p=8223. – Date of access: 29.03.2017.

12. Афганистан. Справочник / Издательская фирма “Восточная литература” РАН; сост.: В. Г. Коргун, Р. Р. Сикоев. – М., 2000. – 256 с.

13. Why the Taliban is winning the propaganda war // TIME [Electronic resourse]. – 2016. – Mode of access: http://content.time.com/time/world/article/0,8599,1895496,00.html. – Date of access: 29.03.2017.

14. Национальная социологическая энциклопедия // Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://voluntary.ru. – Дата доступа: 31.03.2017.

15. Осипов, Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, О. Е. Черношек. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 608 с.

16. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; под ред. С. А. Арофеева. – М.: Экономика, 2004. – 620 с.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

  Движение Талибан: социально-религиозные аспекты деятельности сообщества.

 

 

студента 5-го курса

специальности соц. работа Горуновича М. В.

 

Факультета социокультурных коммуникаций

заочной формы обучения

 

Руководитель: к. м. н., доцент       Сыкало А. И.  
     

 

Минск, 2017


 

ГЛОССАРИЙ

1. Гуманитарная помощь – материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами в случае стихийных бедствий и социально-экономических потрясений, войн и иных несчастий, постигших страну и ее граждан [14].

2. Организация (лат. organisatio – формирую, создаю) – 1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого; 2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; сведение чего-либо в систему; 3. Объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил [15, 312 – 313].

3. Мировое (международное) сообщество – одно из самых употребимых в междунар. политике и в то же время одно из наиболее противоречивых и двусмысленных в науке понятий. В узком – полит., а также правовом – смысле под мировым сообществом понимают объединение государств в универсальную междунар. организацию, преследующую общие для всех цели защиты мира и справедливости: иначе говоря, в данном случае под ним сегодня подразумевают ООН и ее институты. В широком – социологическом – смысле оно подразумевает как наличие совместных институтов и правил поведения для всего человечества, так и существование единых интересов и ценностей, а также общепланетарной морали [15, 429].

4. Беженцы – 1. Лица, покинувшие место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств;

2. Люди, которые по политическим, расовым или идеологическим причинам, либо в результате таких катаклизмов, как голод или бедствие, вынуждены бежать из родной страны. Причины, по которым люди покидают родину, сложны и разнообразны, но два главных фактора – это вооруженные конфликты, или внутренняя нестабильность, и нарушения прав человека, усугубляющиеся при вспышках национализма, социальных конфликтах, иностранной интервенции, росте населения и т. д. [14].

5. Маргинальность – (от лат. margo – край, граница, marginalis – находящийся на краю, пограничный) – состояние личности или соц. группы, находящейся на границе двух культур, но в полной мере не входящей ни в одну из них. С позиций социологического подхода маргинальность рассматривается как промежуточное соц. положение индивида или группы в системе взаимодействия социокультурных сред, явление, непосредственно связанное с социальной стратификацией общества и происходящими в нем перемещениями. Типичными представителями маргинальных групп (маргиналами) явл. беженцы, мигранты, иммигранты, эмигранты, шире – переселенцы. Чем сложнее соц.-экон. и полит. ситуация в обществе и глубже стратификация, тем динамичнее процесс маргинализации. Безработица, бедность, соц.-экон. и идейно-духовная нестабильность, массовое разочарование населения могут интенсифицировать процесс его маргинализации [15, 227].

6. Религия – это феномен сознания, соц. институт и часть культуры. В самом общем виде религия – это вера и поклонение священному и/или сверхъестественному на уровне сознания, поведения и отношений как в религиозной, так и нерелигиозной сферах. Религия определяется богословами и представителями различных наук (философии, истории, феноменологии, герменевтики, социологии, психологии и др.) в зависимости от их исходной перспективы, которая обусловлена спецификой предметной области исследования [15, 390].

7. Традиция – это любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому. Несмотря на то, что содержание традиции является крайне изменчивым, это понятие обычно обозначает определенные элементы культуры, которые считаются частью общего наследия социальной группы. Традиция часто считается источником социальной стабильности и легитимности, однако обращение к традиции может служить также основой изменения существующего порядка. В социологии это понятие имеет важное значение в рамках противопоставления традиционного общества современному, а также в полемике о природе авторитета [16, 485].

8. Работа социальная – особая разновидность деятельности, связанная с перераспределением общественных благ и услуг, с решением соц. и индивидуальных проблем соц. групп и конкретных людей, направленная на вспомоществование и поддержку представителей некоторых слабо защищенных сообществ и слоев. Важным признаком социальной работы в современном обществе, является то, что она реализуется в качестве профессиональной деятельности, требующей специальной подготовки и осуществляемой посредством определенных технологий и методов [15, 374].

9. Уровень жизни (жизненный уровень, жизненный стандарт) – соц.-экон. категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей в смысле обеспеченности потребительскими благами, которые характеризуются преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения (размер оплаты труда, доход, объем потребления благ и услуг, уровень потребления продовольственных и промышленных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.) [15, 539].

10. Социальная политика – составная часть внутренней политики государства, воплощенная в социальных программах и практике соответствующих государственных учреждений и регулирующая отношения в обществе в интересах основных социальных групп населения. Социальная политика представляет собой совокупность правил, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем для каждого конкретного этапа развития общества. С. п. как совокупность мер по реализации жизненно важных потребностей населения призвана обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает поддержку, создает предпосылки для развития и стабильности общественной системы. С. п. осуществляется с помощью определенных механизмов государственного и общественного управления и регулирования путем разработки и осуществления законодательных актов в области социальных отношений, принятия социальных программ, конкретных решений по отдельным вопросам социального положения и развития [14].

11. Толерантность – (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к кому- или к чему-либо, готовность и способность предоставить другим возможность свободы мысли и действия. Смысл понятия "толерантность" выражает такое отношение к жизнедеятельности др. людей, которое способствует различного рода человеческим взаимодействиям и помогает им достичь определенных целей и результатов на основе признания правомерности иного образа жизни, поведения, культуры, интересов, убеждений и верований, чужого мнения, привычек и обычаев, мыслей и чувств. Толерантность предполагает стремление достичь взаимного понимания и согласования самых разных установок, ориентаций и мотивов, не прибегая к насилию и принуждению, к подавлению человеческого достоинства, а используя гуманные, социально-позитивные способы и средства взаимодействия между людьми: диалог, переговоры, согласие, партнерство, взаимопомощь, сотрудничество [15, 532].

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 6

1. Социально-этнический состав движения Талибан. 7

2. Структура и управленческая иерархия движения Талибан. 8

3. Религиозные аспекты деятельности движения Талибан. 9

4. Социальные реформы во время правления талибов (1996 – 2001 гг.) 10

5. Деятельность талибов в социальной сфере на современном этапе. 12

6. Работа талибов в сфере пропаганды, спорта, информационная работа с населением 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: из-за длительного вооруженного конфликта в Исламской Республике Афганистан между талибами и силами международной коалиции для жителей страны, и прежде всего для простого народа, сложились крайне тяжелые условия жизни. По сути, страна находится на грани экономической, социальной и гуманитарной катастрофы. И это несмотря на внушительную финансовую и гуманитарную помощь от стран-доноров. В стране создались благоприятные условия для наркоторговли, коррупции и бандитизма. В стране нарушена, а в некоторых районах полностью отсутствует, система образования, отсутствует возможность получения медицинской помощи, тысячи детей голодают, остались сиротами и не имеют крова. Во многих провинциях в сельской местности отсутствует электричество и водоснабжение, не хватает продуктов питания, афганская земля хранит в себе смертоносное наследие войны – противопехотные мины. Именно мины являются причиной гибели и инвалидизации многих афганских детей. Правительство не в состоянии позаботится о детях, поэтому в стране растет беспризорность, многие дети становятся наркоманами, процветает социальная запущенность. Необходимо активное содействие международных гуманитарных организаций, благотворительных фондов для того, чтобы улучшить социальные условия в Афганистане, особенно уровень жизни детей. На современном этапе усилий международного сообщества в этом плане недостаточно. Противоборствующие стороны (движение Талибан в частности) предпринимают попытки улучшить качество жизни в контролируемых ими районах, снизить количество жертв среди гражданского населения. Однако на данный момент число мирных жителей, пострадавших от военных действий, неуклонно растет, что наглядно иллюстрирует всю пагубность военных конфликтов, как в локальном, так и в международном масштабе.

Цель исследования: охарактеризовать движение Талибан как сообщество.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

– рассмотреть социальный и этнический состав движения Талибан;

– раскрыть организационную структуру движения Талибан;

– охарактеризовать движение Талибан как религиозную, политическую организацию;

– проанализировать социальную политику движения Талибан на разных этапах его деятельности.

Объект исследования: движение Талибан как социально-религиозное сообщество.

Предмет исследования: религиозные и социальные аспекты деятельности движения Талибан.

 


 

Социально-этнический состав движения Талибан

Существует достаточно свидетельств тому, что костяк Исламского движения Талибан (официальное название на пушту – Да Афганистан да талибано ислами тахрик) составляли талибы и муллы из афганских медресе, уже имевшие боевой опыт участия в джихаде, а также талибы – дети беженцев, прошедших военную подготовку в медресе, действовавших в лагерях для беженцев на территории Пакистана [1, 16].

Слово “талибан” является формой множественного числа от арабского “талиб”, что значит “студент, ученый, ученик”. Их готовили в религиозных исламских школах – медресе. Поэтому все время пока существовали медресе, были и духовные студенты или талибы.

Исследуя социальный состав талибов, следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, отмечаемое многими исследователями этой проблемы и, несомненно, оказавшее влияние на формирование мировоззрения талибов. Талибы в подавляющем большинстве – представители маргинальных слоев населения как Афганистана, так и Пакистана. Вот что пишет о талибах афганский политик, ученый и поэт С. Лаек в предисловии к книге афганского ученого В. М. Вазира “Судьба Афганистана и восточные пуштуны (1880 – 1980)”: “Религиозные студенты (талибы), которые становились муллами после завершения религиозного образования в медресе, большей частью были выходцами из беднейших, угнетенных и несчастных семей в племени, пределом мечтаний которых было достичь статуса имама в мечети” [1, 18].

Анонимный автор проталибской брошюры “Талибан: из медресе к власти”, также характеризует талибов aфганских медресе как простых деревенских парней, далеких от “дьявольских искушений западной цивилизации”, выросших в бедности и воспитанных в духе обычаев и традиций, бытующих среди пуштунских племен. Причем в большинстве своем талибы были выходцами из племен гильзаев, наиболее отсталых жителей горного восточного Афганистана (района Лойя Пактия). Между тем, в руководстве движения наиболее широко были представлены пуштуны из другой племенной конфедерации – дуррани. Они отличались более высоким уровнем образования, прежде всего религиозного, и населяли юго-восточный район страны, известный как “большой Кандагар” (Лойя Кандагар) [1, 18].

Среди талибов, помимо пуштунов, встречались представители (хотя число их было крайне невелико) других этнических групп, населяющих Афганистан: таджиков, узбеков, хазарейцев, нуристанцев, пашаев и др. [2, 170].

В то же время очевидно, что в рядах талибов воевало немало иностранцев. По сообщениям международных СМИ, среди них были граждане не только Пакистана, но также выходцы из арабских и центральноазиатских государств, а помимо того, из Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Союза Мьянмы (Бирмы) и стран Юго-Восточной Азии. В рядах талибов сражались, как впоследствии выяснилось, и некоторые граждане США и России. Наиболее многочисленная группа “иностранцев” была всё же представлена пакистанцами [1, 21].

Таким образом, в движении Талибан участвовали разнообразные по профессии и недавнему прошлому, но в целом достаточно однородные в социальном отношении слои афганского населения. Помимо этнонациональной общности их объединяло сходство религиозных убеждений и политических взглядов. Лидеры и участники движения, побуждаемые разными мотивами, будь то жажда власти или наживы, стремление “выбиться в люди” или религиозный фанатизм, оказались объединенными под “белыми знаменами талибан” и впервые в истории Афганистана попытались установить на большей части его территории средневековый, по существу репрессивно-теократический, режим под названием Исламский Эмират Афганистана (ИЭА) [1, 23].


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.