Предупреждение физических болезней — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Предупреждение физических болезней

2017-06-29 239
Предупреждение физических болезней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последние годы медицина уделяет значительное внимание методам профилактики болезней и травматизма. Если уберечь людей от болезней и травм, то не будет и проблем, обсуждаемых в этой главе. Многие связанные с болезнью проблемы можно уменьшить, а иногда и предотвратить, задолго до ее начала и даже во время ее. Для этого необходимо:

1. Призывать людей обдумывать и обсуждать свое отношение к болезни и смерти. Поскольку здоровые люди зачастую не хотят думать об этих проблемах, реальные болезни и смерть производят на них гораздо большее негативное воздействие, когда им приходится сталкиваться с ними. Подобное впечатление, по всей видимости, можно ослабить, если поддерживать связь с больными и страдающими людьми, поскольку они нередко нуждаются в нашей помощи; давать человеку возможность спокойно обдумать вероятность собственной болезни, смерти и похорон (имеется в виду реалистическое планирование); и открыто обсуждать болезнь и смерть с членами семьи еще в то время, когда каждый из них чувствует себя хорошо. Это не должно причинять боль; за этим стоит объективное понимание того, что на этой земле все мы смертны. Это способ подготовки к будущему, налаживание связей прежде, чем возникнет тот или иной кризис.

2. Помочь людям постичь смысл болезни и страданий. Йозеф Цон — замечательный человек. Президент Румынского общества миссионеров и бывший пресвитер большой баптистской церкви в Румынии, он был гоним за веру и побывал в заключении в коммунистическом трудовом лагере. Изучение Библии и мучительный опыт страданий убедили его в том, что гонения, невзгоды, муки и раны следует приветствовать, поскольку они могут прославить Христа и Церковь. Он пишет, что «страдание и смерть ради Бога — это высокая честь, а не бедствие»[1171].

На первый взгляд, арест и заключение в тюрьму за истинную веру является страданием, отличным от болезненных и мучительных переживаний в результате изнурительной болезни. Часто мы считаем болезнь злом, но это не всегда и не обязательно так. Болезнь может показать нам предел наших физических возможностей, поставить перед нами вопросы о жизни и вечности и наставить в Божьей любви и прощении. Болезнь зачастую нужна людям для того, чтобы остановиться и возродиться, если не физически, то, по крайней мере, эмоционально и духовно. Если подопечный способен взглянуть на болезнь осмысленно, то ему иногда становится легче жить с вопросами, не имеющими, по всей видимости, ответа (с человеческой точки зрения) о том, отчего люди болеют и страдают.

3. Побуждать людей открыто встречать заботы. Страх, гнев, вина, смятение, тревога о близких, мысли о смерти и другие чувства должны быть открыты для объективного обсуждения. Чем скорее это сделает подопечный, тем лучше, иначе тревога может усугубить и болезнь, и процесс исцеления. Если люди привыкают делиться своими тревогами и чувствами, а также молиться о них так, чтобы это стало их образом жизни, тогда с меньшей вероятностью подобные проблемы останутся втайне, когда случится болезнь.

4. Информировать людей. Много лет назад ученые установили, что хирургические больные выздоравливают быстрее и меньше страдают от боли, если перед оперативным вмешательством им рассказывают о том, что им предстоит во время и после операции[1172]. Если больной и его близкие осознают истинное положение, тогда совладать с дискомфортом и тревогой можно проще и эффективнее.

5. Укреплять веру людей. Если непрестанно общаться с Богом через молитву, размышления, исследования Библии и служения, то можно приготовиться к жизненным кризисам. Священное Писание нигде не говорит о том, что верующим гарантируется полное здоровье или что мы должны решать свои проблемы в одиночестве. Если мы имеем обыкновение «носить бремена друг друга» и возлагаем в молитве свои бремена на Бога, тогда мы лучше приготовлены к встрече с болезнью и смертью. Физические и душевные боли не исчезнут, но за этим будет стоять уверенность в том, что все пребывает в руках Божьих.

 

Заключительные замечания

 

Еще накануне Второй мировой войны Поль Турнье, известный швейцарский врач, первым предложил концепцию холистической медицины. Когда человек заболевает, считал Турнье, это влияет на все его существо — физическое, психологическое и духовное. Иисус проявлял подобную заботу о целостной личности, когда удовлетворял духовные потребности, выражая одновременно и великую озабоченность страданиями человека, социальными условиями, душевной борьбой и физическими болезнями. Мы, Его последователи, должны иметь подобное сострадательное беспокойство к человеку в целом. Разъединять физическое, психологическое, социальное и духовное в человеке — значит противоречить Библии, да это и невозможно. Кроме того, это препятствует эффективному душепопечению больных и их близких.

 

Библиография

 

Bittner, Vernon J. Make Your Illness Count. Minneapolis: Augsburg, 1976♦.

Ecker, Richard E. Staying Well. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1984♦.

Gatchel, Robert J., and Andrew Baum, eds. An Introduction to Health Psychology. Reading, Mass.: Addison–Wesley, 1983.

Graham, Billy. Facing Death and the Life After. Waco, Tex.: Word, 1987♦.

Koop, Ruth. When Someone You Love Is Dying. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1980♦.

Kubler–Ross, Elisabeth. On Death and Dying. New York: Macmillan, 1969.

Lawrence, Roy. Christian Healing Rediscovered. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 1980.

Nichols, Keith A Psychological Care in Physical Illness. Philadelphia: Charles Press, 1984.

Yancey, Philip. Where Is God When It Hurts? Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1977♦.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

 

 

Глава 23.

Горе

 

Милдред и Хелен — вдовы. Они живут по соседству, посещают одну и ту же церковь, и разница в их возрасте составляет всего четыре года. У обеих мужья умерли в прошлом году.

У мужа Милдред был рак. Эту болезнь у него признали за год до смерти и, несмотря на операцию и наилучшее лечение, его состояние со временем неуклонно ухудшалось. Милдред посвятила себя заботе о человеке, женой которого была более сорока лет. Когда его положили в больницу, она посещала его каждый день. После выписки она нежно заботилась о нем до конца, несмотря на то что была истощена. Он не мог самостоятельно питаться и встать с постели, чтобы оправиться.

Неохотно и только по настоянию детей и доктора она, наконец, согласилась вернуть мужа в больницу, где он и провел последние дни жизни. В последние несколько месяцев супружеская чета открыто и часто говорила о смерти, о небесах, о своей совместной жизни, о том, что вызывало у них сожаление, а также об общих приятных воспоминаниях. Они говорили даже о предстоящих похоронах и о том, как Милдред будет жить в одиночестве.

Хелен и ее муж подобных бесед никогда не вели. Все случилось неожиданно, в ресторане, через несколько недель после его окончательного увольнения со службы в своей компании. Он вдруг упал. Когда мужа доставили в местную больницу, он умер. Обширный инфаркт миокарда унес его из жизни и вверг Хелен в одиночество и отчаяние.

Несколько месяцев спустя эти две христианки по–прежнему горюют, но со своим горем они справляются по–разному. Милдред, по всей видимости, постепенно приходит в себя и привыкает жить как вдова. Хелен ведет уединенный образ жизни. Она отказывается выходить на улицу, зачастую не подходит к телефону и не хочет видеть даже внуков, которых раньше любила до безумия. Хелен много плачет, проводит все время, жалея себя, постоянно возвращается в мыслях к той роковой поездке во Флориду и задается вопросом, что еще она и медработники могли бы сделать ради спасения жизни ее мужа. Хелен продолжает говорить самой себе и любому, выразившему желание слушать, что теперь ее жизнь утратила смысл, раз и навсегда.

Когда их мужья были живы, Милдред и Хелен считались хорошими подругами и часто после церкви не упускали возможности поболтать о всякой всячине. Теперь же, когда обе вдовы оплакивают смерть мужей, жизнь их течет по–разному. Каждая пытается совладать с горем по–своему.

 

***

 

Несчастья, пишет Билли Грэм, неизбежны, ведь это нечто такое, что когда–то придется испытать в жизни большинству из нас. «Когда смерть разлучает нас с любимыми, мы начинаем думать, что никто не страдал так, как страдаем мы. Но несчастья не знают исключений». Однако то, как мы справляемся с горем, и в самом деле является неповторимым и личностным[1173].

Хотя люди пребывали во власти горя век за веком, кропотливое исследование тяжелых утрат, потери родственников, лишений началось лишь относительно недавно. Например, Фрейд издал в 1917 г. одно из наиболее скрупулезных исследований, посвященных скорбным переживаниям[1174]. Почти тридцать лет спустя Эрих Линдеманн, профессор из Гарварда, написал вызвавшую весьма благосклонные отзывы работу, основанную на 101 интервью с людьми, скорбящими по поводу личных утрат[1175]. Вскоре на эту тему стало появляться множество книг и статей. Среди наиболее известных назовем книгу «О смерти и умирании», написанную ранее неизвестным психиатром из Чикаго по имени Элизабет Кублер–Росс[1176]. Вероятно, больше, чем любая другая публикация, эта книга способствовала развитию нового направления в литературе и медицине, известного под названием «танатология», — отрасли знания, имеющей отношение к смерти и безутешной душевной скорби[1177].

Горе (душевная скорбь или глубокая печаль) представляет собой нормальную реакцию на смерть близких людей или потерю возможностей. Такое переживание лишений и тревог может проявляться в поведении, чувствах, мыслях, физиологических реакциях, межличностных отношениях и состоянии духа. Любая утрата может приносить печаль: развод, увольнение со службы, ампутация конечности, отъезд ребенка в колледж или пастора в другую церковь, переезд от добрых соседей, продажа автомобиля, потеря дома или высоко оцениваемого владения, кончина домашнего животного или растения, проигрыш в соревновании или спортивной игре, недомогание и даже утрата молодости, доверия и уважения. Иногда желанные и долгожданные события (к примеру, переход на лучшую работу, переезд в иную местность или окончание колледжа) могут обернуться горем (смешанным со счастьем), поскольку дорогие воспоминания или высоко ценимые связи при этом утрачиваются, оставаясь в прошлом. Сомнения, утрата веры, живой одухотворенности или поиски смысла жизни — все это может породить глубокую печаль и внутреннее опустошение, которые указывают на развитие душевной скорби. Очевидно, что всякий раз, утрачивая либо лишаясь части своей жизни, мы переживаем горе.

И все же, дискуссии о горе большей частью касаются утрат, связанных со смертью возлюбленных и дорогих близких. Переносить такое несчастье всегда трудно. Можно постараться смягчить эту травму, наряжая труп, окружая тело цветами или освещая мягким, рассеянным светом, и употребляя слова типа «скончавшийся» или «почивший» вместо «покойный», но нельзя сделать смерть чем–то прекрасным. Будучи христианами, мы утешаемся уверенностью в воскресении, но это утешение не может заполнить внутреннюю пустоту и удалить страдания, когда мы вынужденно расстаемся с теми, кого любим. Сталкиваясь со смертью, мы оказываемся в непреложной, необратимой ситуации, которую не можем изменить по нашему желанию. Мы знаем, что «поглощена смерть победою»[1178], но потеря возлюбленного может оказаться губительной, а горе — непреодолимым. Несмотря на то что, в конце концов, каждый из нас умрет[1179], большинству никуда не уйти от горя, по крайней мере, время от времени. Горе, вызванное смертью, является для душепопечителей трудным, но благодарным вызовом помочь людям совладать со смертью.

 

Библия и горе

 

В Библии встречаются описания смерти и последующего горя множества людей. В Ветхом Завете, например, мы читаем о безутешной душевной скорби Иакова после смерти Иосифа, о горе Давида из–за ожидаемой смерти сына–младенца и смерти в бою его взрослого сына Авессалома и о плаче Иеремии после смерти царя Иосии[1180]. Псалтирь говорит о присутствии Божьем и утешении, когда мы пойдем «долиною смерти»[1181]; мы узнаем, что Слово Божье способно укрепить, когда душа наша «истаевает от скорби»[1182]. Вот как Исайя представляет нам Мессию: «Муж скорбей и изведавший болезни», взявший на Себя наши немощи и понесший наши болезни[1183].

В Новом Завете стихи о смерти и горе можно было бы сгруппировать в две категории, каждая из которых свидетельствует о делах Иисуса Христа.

1. Христос придает горю иной смысл. Для множества неверующих, впадающих в душевные скорби, нет никаких упований в будущем. Для них смерть — это конец всех отношений.

Христианин так не считает. Два самых четких и понятных отрывка из Нового Завета на эту тему[1184]дают нам основание не терять надежды и во время глубокой скорби. «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним»[1185]. Мы можем утешать и ободрять друг друга этими словами[1186], убеждая, что в будущем «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся… Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою"»[1187].

Жизнь для христианина со смертью не кончается; после физической смерти начинается жизнь вечная. Верующие в Христа знают, что христиане всегда с Господом будут. Физическая смерть будет до тех пор, пока сатана не лишится власти смерти, но распятый на кресте и воскресший Христос победил смерть и обещал, что живой и верующий в Христа «не умрет вовек»[1188].

Это знание способно утешить, хотя устранить мучительной печали не может. Говоря о смерти, Павел призывал своих читателей мужаться и не падать духом, так как верующий, вышедший из тела, уже водворился у Господа[1189]. Христиане должны проявлять твердость, «непоколебимость», всегда преуспевать в деле Господнем, поскольку мы знаем, что наш труд «не тщетен»[1190], если мы ожидаем грядущего, веруя в свое воскресение.

2. Христос указывает на важную роль горя. В начале Своего земного служения Иисус в Нагорной проповеди говорил о горе. «Блаженны плачущие, — сказал Он, — ибо они утешатся»[1191]. Когда умер Лазарь, Иисус Сам восскорбел духом и возмутился. Он смиренно принял явный гнев Марии, сестры Лазаря, и плакал с присутствующими на похоронах. Господь знал, что Лазарь воскреснет из мертвых, и все же, читаем, восскорбел[1192]. Мы знаем также, что Он удалился от учеников (чтобы, по всей видимости, погоревать в одиночестве), узнав о том, что Иоанн Креститель был казнен[1193]. В Гефсиманском саду душа Иисуса «скорбела смертельно»[1194], возможно, это была упреждающая скорбь, еще более интенсивная, однако подобная той, что была у царя Давида, наблюдавшего приближающуюся смерть сына–младенца[1195].

Итак, душевные скорби представляются христианину явлением нормальным и здоровым. Вместе с тем душевная скорбь может быть патологической, ненормальной. Как нам предстоит разобраться, дифференциация нормальной и патологической скорби является особой заботой всякого христианского душепопечителя.

 

Происхождение горя

 

Коротко говоря, скорби возникают потому, что некто возлюбленный или нечто, высоко ценимое, утрачиваются, и скорбящий сталкивается с душевной пустотой и необходимостью будущих тяжелых изменений. Согласно Уильяму Уэрдену, перед скорбящим встают четыре, зачастую трудные и отнимающие много времени задачи: 1) примириться с реальностью потери; 2) прочувствовать и сознательно допустить боль утраты (включая и ту, что предстоит пережить при освобождении от воспоминаний, связанных с покойным); 3) адаптироваться к окружающей обстановке, где нет покойного; 4) установить новые отношения с людьми. Последняя задача является, по всей видимости, наиболее трудной, поскольку люди ощущают свою вину и боятся тратить силы на новые связи[1196].

Предсказать срок скорбных переживаний не дано никому. У некоторых этот период заканчивается спустя несколько недель или месяцев, между тем, по данным научных исследований, большинство вдов достигают относительной стабильности только через три–четыре года[1197]. Но и после этого их существование никогда не бывает таким, каким было прежде, до того как умер близкий человек. Работа эта требует усилий. «Поразительно, но мужаться приходится всякий миг», — писала Энн Морроу Линдберг. Скорбящим нужна сила, чтобы «одолеть долгий подъем назад — к здравомыслию, вере и безопасности»[1198].

Временами это нелегкое восхождение идет гладко. Хотя некоторые авторы пытались выделить различные стадии нормальной скорби, в последнее время считается, что «какой–либо единой и организованной системы, в которой скорбящие должны пройти все стадии, не существует»[1199]. Нормальная скорбь обычно включает сильное горе, боль, одиночество, гнев, депрессию, соматическую симптоматику и перемены в межличностных связях. Нередко отмечается реакция отрицания, капризы, нетерпеливость, неорганизованность, неэффективность, раздражительность, постоянные разговоры о покойном, бессознательное усвоение его манер, ощущение пустоты, отсутствие смысла жизни. Во всем этом наблюдается большое индивидуальное разнообразие. Как будет скорбеть человек, зависит от его индивидуальности, воспитания, религиозных воззрений, взаимоотношений с покойным и культурной средой. Хотя скорбящие полностью и не оправляются от потери, у большинства из них в конце концов наступает удовлетворительное состояние с восстановлением психического и физического здоровья. Душепопечители, работающие со скорбящими, называют порой это нормальное переживание «неосложненной скорбью»[1200].

Иногда же горе переживается аномально, патологически. Речь идет о скорби интенсивной по силе, затяжной по времени или как–то иначе отклоняющейся от более или менее нормальных переживаний. Такая душевная скорбь ставит скорбящего в зависимость от покойного и мешает совладать с возникающими проблемами и нормально жить. Специфических симптомов патологической скорби чаще всего не находят. А вот поведение, характерное для нормальной скорби, проявляется дольше и с большей интенсивностью. При патологической скорби может отмечаться глубокая печаль, снижение и отсутствие интереса к внешнему миру, угасание любви, отдаление от людей и весьма низкий уровень самооценки. У некоторых появляется лихорадочная активность, пораженческие установки на беспомощность и безнадежность, сильное чувство вины, резкое самообвинение, исключительная социальная изоляция или сварливость, непредсказуемость, импульсивность, антиобщественное поведение, пьянство и замаскированные угрозы самоуничтожения (иногда сопровождаемые незавершенным самоубийством).

Почему у одних скорбь протекает нормально, а у других патологически? Выделить конкретные причины патологической скорби удается редко, однако можно указать на несколько факторов, которые, по всей видимости, и определяют ту или иную реакцию.

1. Предшествующий период. Есть основания полагать, что горе переживается труднее, когда утрата происходит неожиданно, несвоевременно (например, когда человек умирает в расцвете сил), сопровождается травматическими переживаниями (происходит с насилием, в аварийной ситуации или внезапно)[1201]. Более спорным является утверждение, что скорбные переживания переносятся легче в том случае, если смерть ожидают.

Окончательных выводов по этому вопросу нет, однако, согласно большинству свидетельств, ясно, что период предварительной подготовки может смягчить переживания, особенно когда у покойного и оставшихся в живых людей была в прошлом возможность привыкнуть к мысли о приближающейся смерти; если они сумели выразить свои чувства, в том числе и скорбные; смогли закончить «незавершенные дела» (например, выразить любовь или обрести прощение), попрощаться и дать распоряжения на будущее. Но горе в период ожидания усиливается, если смерть не происходит в ожидаемые сроки; у заинтересованных лиц в таком случае отмечается неоднозначное отношение к происходящему — колебания между желанием, чтобы все это наконец кончилось, и страхом перед тем, что это все–таки когда–то произойдет[1202]. Если оставшиеся в живых не упускали возможности навещать умирающего и помогать ему, вероятность возникновения у них чувства вины, самоосуждения и сожалений после его смерти уменьшается.

2. Разновидности утрат. Тот или иной вид утраты оборачивается особенным страданием и реакцией. Для взрослых детей смерть одного из родителей является обычным видом тяжелой утраты. С этой потерей справляются лучше всего (особенно если родитель в пожилом возрасте)[1203], и вряд ли переживание скорби в таком случае примет патологический характер. Потеря жены или мужа переносится гораздо труднее. Бремена, которые прежде несли оба супруга, теперь должен нести один, а это иногда складывается весьма драматически[1204]. Еще больнее переживается потеря ребенка. Родители нередко осуждают себя, испытывая вину, впадая в гнев или подавленное настроение, ощущая свою бесполезность, поскольку им не удалось уберечь ребенка от смерти (даже когда предотвратить эту смерть было просто невозможно). Для родителей смерть ребенка — это «одна из наиболее губительных потерь в жизни»[1205]. Для многих супружеских пар смерть ребенка может представлять серьезную угрозу их браку, если он был непрочным. Если отношения между супругами до того были напряженными, потеря ребенка может стать той последней каплей, которую их браку уже не вынести. Напротив, более прочный брак подобный опыт может только укрепить[1206]. Супруги, поддерживающие добрые взаимоотношения, становятся еще ближе, помогая друг другу справляться с жизненными проблемами.

Согласно одной научной работе, «сила скорби прямо пропорциональна силе любви — это почти аксиома». Чем ближе были отношения между скорбящим и умирающим, тем больше горя испытывают близкие ему люди.

Душевная скорбь бывает еще сильнее (и чаще всего развивается патологически), когда скорбящая сторона находилась в сильной зависимости от покойного. Кроме того, если отношения между ними состояли одновременно из любви и сильных негативных чувств, то переживший покойного остается с чувством вины и гнева. Это делает горе труднопереносимым[1207].

3. Вера. Желая помочь ближним (и нередко побуждаемые неосознанным желанием помочь самим себе), многие скорбящие писали книги, где рассказывали о собственных несчастьях и отчаянных попытках приспособиться к жизни в новых условиях[1208]. Часто в этих трудах описываются смятение и глубокая боль, порожденная душевной скорбью, однако при этом многие указывают также и на укрепляющую силу веры. Могут наступить периоды сомнений, смятения и даже возмущения Богом, но обязательно наступит и такое время, когда исцеляющая сила веры станет очевидной. Религия придает силу, осмысленность и надежду на будущее. Помимо этого, христиане веруют в то, что Святой Дух, обитающий в каждом верующем, дарует сверхъестественное утешение и мир в скорбные времена.

Согласно одному исследованию скорбящих родителей, 70 процентов из них обратились к вере, чтобы обрести желанный ответ и утешение. Даже те из них, которые прежде были далеки от церкви, и многие из тех, которые воспринимали себя агностиками, в конце концов обрели утешение в религии и остались верны новым убеждениям после того, как первоначальная боль, нанесенная смертью близких, стихла. Поданным этого исследования, люди, обратившиеся к Богу, лучше справлялись с горечью потерь, чем те, кто пренебрег религией[1209].

Когда скорбящий не имеет каких–либо религиозных убеждений или отвергает призыв Христа, места для надежды у него не остается. В результате, боль потери становится нестерпимой, скорбные переживания переносятся с большим трудом, и возрастает вероятность возникновения патологической скорби.

4. Прошлое и особенности характера. Большинство психологов, по всей видимости, согласятся с тем, что «лучше всего прогнозировать будущее поведение на основании поведения прошлого». Можно понять, как человек совладает с горем, посмотрев на то, как он встречал разлуки и утраты в прошлом. Если предыдущие разлуки были для него трудны и создавали проблемы, то и настоящее горе, по всей видимости, тоже покажется ему тяжелым. Справиться с горем бывает трудно и людям зависимым, повышенно тревожным, неспособным контролировать ситуацию и выражать свои чувства, склонным к депрессиям и живущим в условиях постоянного стресса, людям, которые не ощущают себя в безопасности.

Вновь следует подчеркнуть, что проявления горя настолько неповторимы и индивидуальны, что невозможно выделить типичных реакций скорби, характерных для всех. Скорбящие отличаются по своим личным качествам; по специфическим способам совладания со стрессом; готовности признавать и выражать чувства; по отношению к реальности; умению общаться с теми, кто способен оказать поддержку; по своим взглядам на жизнь после смерти; многое зависит от умения проявлять гибкость в критических жизненных ситуациях. Переносить скорбь всегда тяжело, но одни переживают горести труднее других.

Встречаются люди, которые даже стараются продлить свои скорби, упиваясь тем вниманием, которое оказывают им ближние. Однако если подобное продолжается слишком долго, вполне вероятен обратный эффект. Когда сочувствующие разберутся в происходящем, они испытают разочарование и отойдут в сторону.

5. Социальное окружение. Большинство культур, если не все, выработали свои ритуалы, которые должны соблюдаться во время несчастий. Ритуалы отличаются в зависимости от религиозных верований, а также расового или этнического происхождения. Например, в городах, подобных Чикаго, американцы польского происхождения переживают свое горе иначе, чем афроамериканцы или испаноговорящие, американцы ирландского происхождения или евреи. Отличия также касаются и внешних проявлений, в зависимости оттого, что допускается, запрещается или поощряется во время скорби. Сюда входит и бдение у фоба, и поминки перед погребением, и формы социального поведения друзей и родственников, посещающих покойного. Отличаются даже похоронные ритуалы, но в каждой культуре предполагается, что будет группа людей, которая окажет поддержку человеку, понесшему тяжелую утрату, даст возможность выразить религиозные верования, соблюсти обряды и попрощаться с мертвым телом. В большинстве культур похороны заканчиваются процессией, которая, по мнению некоторых авторов, символизирует последний путь[1210].

Несмотря на эти социальные, культурные и религиозные различия, имеются также и определенные общие ценности. В американском, канадском и британском обществах, например, не поощряется продолжительный траур. В этих странах исповедуют деловитость, рационализм и прагматизм, так что смерть зачастую рассматривается как какое–то бремя или помеха. Эмоции стараются сдерживать, а скорбь рассматривается как что–то, пусть и неизбежное, но с чем следует покончить по возможности быстрее. Поскольку большинству из нас суждено умереть в больницах, вдалеке от своих семей и поскольку общество (особенно американское) поощряет мобильность и независимость, которые затрудняют контакты с близкими, то становится легче отрицать или игнорировать реальность смерти. Потеря близкого человека в таком случае становится травматическим переживанием для родственников покойного, особенно если поблизости находится мало людей, способных оказать постоянную и всестороннюю поддержку. Вместо этого мы стараемся отрицать реальность смерти[1211], реагируя на тяжелую потерю близких людей лишь открытками, свежесрезанными цветами или участием в поминальной трапезе. Конечно, данное описание относится не ко всем людям, да и не ко всем общностям, и все же многие из нас признают, что современные установки нашего общества в отношении смерти не могут не оказывать существенного влияния на то, как скорбящие будут выражать и переживать свои скорби.

6. Обстоятельства, сопутствующие смерти. Смерть уважаемого и почтенного вождя может отозваться скорбью в сердцах тысяч и тысяч людей, особенно если этот вождь отвечал чаяниям скорбящих о нем. Эта глубокая печаль народных масс отличается от скорби, переживаемой супругом (супругой) или ребенком покойного. Если умерший был в пожилом возрасте и болел в течение продолжительного времени, скорбь родственников вряд ли будет долгой или патологической; и все происходит наоборот, если смерть наступает внезапно или умирает ребенок. Смерть брата или сестры нередко порождает ощущение личной угрозы и чувство, что всем туда дорога, милостью Божьей; и это может еще больше усугубить горе.

Близкие отношения с покойным, внезапность смерти и возраст умершего — вот только некоторые из факторов, влияющих на переживания скорби. Один психиатр составил перечень почти пятидесяти подобных обстоятельств, усугубляющих горе[1212]. Например, горестные переживания могут перейти в затяжные и осложненные, когда:

 

• Смерть считается несвоевременной, как, например, смерть взрослого «в расцвете сил, в начале многообещающей карьеры».

• Смерть считается непостижимой, бессмысленной или трагической, как в случае самоубийства, убийства или автомобильной катастрофы.

• Оставшийся в живых чувствует свою вину как участник событий, приведших к смерти (например, водитель автомобиля, попавшего в аварию, где погиб один из пассажиров).

• Была такая сильная зависимость от покойного, что у скорбящего больше нет иных оснований для уверенности в себе или смысла жизни.

• Были настолько близкие отношения с покойным, что места для отношений с другими не осталось.

• На работе скорбящего, в семье не принимают выражений его скорби.

• Покойный заручился словом скорбящего никогда не огорчаться, не грустить, воздержаться от повторного брака и не переезжать.

• Очень скоро возвращаются к прежней жизни, не уделив достаточно времени для осознания потери.

• Скорбящий, вопреки библейскому учению и примеру Иисуса[1213], считает, что христиане обязаны радоваться и никогда не горевать; за этим стоит искреннее, но вредное представление о том, что скорбь является признаком духовной незрелости.

 

Последствия горя

 

Горестные переживания нередко начинаются с фазы шока, оцепенения, отрицания, рыданий, а иногда обморока. Далее эта фаза переходит в длительную фазу глубокой печали, беспокойства, апатии, навязчивых воспоминаний, одиночества и нарушений функции сна. Затем проявления скорби постепенно уменьшаются и восстанавливается нормальная жизнедеятельность.

Многие душепопечители возражают против деления переживаний на определенные фазы. По всей вероятности, душепопечитель сможет принести больше пользы, если узнает о некоторых наиболее общих последствиях горя. Но эти последствия обнаруживаются не всегда, так что представить их в каком–либо систематическом порядке не представляется возможным, тем не менее выделим некоторые из них.

1. Физические последствия. Тяжелая утрата может причинить вред здоровью. Правда, по крайней мере в Соединенных Штатах Америки, вдовы и вдовцы посещают докторов и поступают в стационары не чаще, чем женатые люди того же возраста[1214]. Согласно некоторым исследованиям, горестные переживания снижают активность иммунной системы организма, и сопротивляемость вирусам и другим болезнетворным микробам ослабляется, особенно в первые шесть месяцев скорби[1215]. Показатель смертности значительно возрастает в первые годы вдовства, а также отмечается рост показателей сердечной недостаточности, высокого артериального давления, инсульта и раковых заболеваний. В одном исследовании, проведенном скандинавскими врачами среди 95 647 овдовевших людей, обнаружено, что показатель смертности в течение первых пяти лет после тяжелой утраты был на 6 процентов выше ожидаемого. Показатель самоубийств на 242 процента превышал ожидаемый, а показатель смертности в дорожно–транспортных происшествиях — на 153 процента[1216].

Горестные переживания приводят к повышению стресса именно в то время, когда люди меньше всего способны сопротивляться развитию болезни. Имеется достаточно оснований полагать, что интенсивный или длительный стресс, разрушая организм, ведет к многочисленным заболеваниям, в том числе и серьезным[1217]. Кроме того, стресс может обусловить развитие истощения, слабости, головных болей, расстройств желудка, одышки, потери аппетита и бессонницы. Вот почему для многих людей первые месяцы после тяжелой утраты трудны в физическом отношении[1218].

2. Эмоционально–когнитивные последствия. Горе затрагивает и чувства, и мысли человека. Депрессия обычно следует за кончиной близкого человека и зачастую сопровождается тревогой, внутренней опустошенностью, виной, гневом, раздражительностью, замкнутостью, забывчивостью, снижением полового влечения, сновидениями о покойном, кошмарами, нарушениями мышления и чувством одиночества. Для многих людей характерна утрата радости бытия; происходит нарушение жизненных стереотипов и даже самые простые действия, некогда бывшие машинальными, теперь требуют больших усилий и расхода значительной энергии. Именно в тот момент, когда скорбящий чувствует себя не способным совладать с дополнительным стрессом, появляется множество дел, с которыми необходимо справиться, включая подготовку документов страхования; оформление банковских счетов; оплату дополнительных расходов, связанных с похоронами и расходами за медицинские услуги; встречу с адвокатами по поводу завещания покойного; перемену имен на юридических документах, таких, как закладные или автомобильные права, и многое другое. Все это может вызвать у скорбящего существенные расстройства и дополнительный стресс.

Как заметил К. С. Льюис[1219], симптомы горестных переживаний появляются волнообразно. Проходят месяцы и эти проявления постепенно исчезают, но иногда возвращаются с новой силой, когда их ждут меньше всего. И все это время большинство скорбящих людей переживают непреходящее чувство одиночества.

Некоторые, пережившие своих любимых, начинают проявлять характерные черты покойного; почти все скорбящие тяжело скорбят в дни годовщин. Первое Рождество, Пасха, день рождения или годовщина свадьбы после потери близкого человека могут быть особенно трудны в эмоциональном плане, как и годовщина смерти. Эти ежегодные реакции могут продолжаться на протяжении многих лет. В определенные дни, при появлении прямых или косвенных намеков о тяжелой утрате (например, во время посещений больницы, где возлюбленный умер), многие из горестных переживаний и реакций обуревают человека с новой силой. Если такое продолжается в течение нескольких лет, то это может свидетельствовать о непрошедшей еще или о патологической скорби. Иногда, если люди не имеют возможности горевать тотчас после смерти возлюбленного, полнота скорбной реакции вдруг открывается в одну из последующих годовщин или под воздействием иного напоминания о тяжелой утрате.

3. Социальные последствия. Когда умирает один из супругов, другому предстоит научиться общаться с ближними уже в качестве одинокого человека. Взрослые дети и другие члены семьи находят себе новые дела. В отношениях между оставшимся в живых супругом и семьей покойного часто возникает новая, иногда совершенно неожиданная напряженность, особенно если у него появляются другие привязанности. Старые друзья не знают, как им обращаться с человеком, пережившим своего супруга, и он может чувствовать себя неуютно без своей пары на встрече супружеских пар, с которыми они прежде общались.

Во избежание подобных социальных трений скорбящие люди нередко отстраняются, с головой уходят в работу, чтобы не думать о своих неприятностях, или начинают путешествовать. Ни работа, ни путешествия сами по себе не могут причинить вреда, но то и другое может быть лишь способом отрицания реальности нового, неизвестного и вызывающего тревожные ощущения социального статуса[1220].

4. Патологические последствия. Патологические реакции происходят в том случае, когда скорбь отрицают, искусственн


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.