Особенности и основные школы философской мысли Древнего Востока (Китай и Индия) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности и основные школы философской мысли Древнего Востока (Китай и Индия)

2017-06-29 251
Особенности и основные школы философской мысли Древнего Востока (Китай и Индия) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Китае процесс зарождения философии назывался "эпохой борющихся царств". Первые философы бродяги критиковали мифологию. Философы крупные - Конфуций и Лао-дзы. Для древнего Китая характерна опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы были первыми критиками мифологии. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицетворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже была включена категория ци - нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.

Главный интерес китайской философии - отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Приоритет этики в размышлениях основных представителей китайской философии. Невмешательство, или недеяние (увэй - созерцательное отношение к действительности) - одно из главных требований дао по отношению к человеку.

Дэ - опредмеченное, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци - мельчайшая телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Мужское начало - Янь, женское начало - Инь.

Философские представление о мире и человеке возникают примерно в Vвеке до нашей эры. С начала своего возникновения китайская философия отличается от западной. Ее стержнем являешься триада – «знание – действие - нравственность». Философия в Китае, прежде всего, этика и политика. Этические критерии определяют и знание в целом, и философию в частности. Традиционные европейские проблемы философии: отношения духа к материи, природы как источника познания, космологические проблемы и другие в китайской философии носят этико-прагматический характер.

Знания оцениваются, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию: Высшее знание – это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Немаловажным представлялось и искусство управления страной, военное искусство. Все другие виды знания: математическое, астрономия, медицина и т. д., объявлялись низшими. В западной культуре, напротив, изучение математики являлось условием философствования. В самой философии логика и гносеология были отодвинуты на периферию и не получили такого бурного развития, как в европейской мысли.

Философия в Китае никогда не находилась в подчиненной зависимости от религии и, уж конечно, не была служанкой Богословия. Напротив, религия как бы проходила барьер философского обоснования, чтобы быть принятой в обществе. Но китайская философия была тесно связана с мифологией (носившей зооморфный характер), культом предков, тотемизмом, которые в большей степени, чем в Европе, определили ее содержание. Связь с мифологией была одной из причин недостаточной рационализированности и системности китайской философии.

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях.

Начало китайского философского мышления, подобно тому как это было позже в Древней Греции уходит своими корнями в мифологическое мышление: В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается персонифицированно как наивысший правитель (шан-ди), но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

В это время в Китае получила распространение гадательная практика с использованием магических формул, общения с духами. Для этих целей с помощью пиктографического письма наносились вопросы на кости крупного рогатого скота или черепаший панцирь (вторая половина 2-го тысячелетия до н. э.). Некоторые из этих формул или по крайней мере их фрагменты мы находим на бронзовых сосудах, а позже — в Книге перемен. Собрание древнейших китайских мифов содержит Книга гор и морей (Шань хай цзин), относящаяся к VII-V вв. до н. э.

Классические книги китайской образованности. Эти книги возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II столетия до н. э.). Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию. В основном это произведения неизвестных авторов, написанные в разное время. Особое внимание им уделяли конфуцианские мыслители, и начиная со II столетия до н. э. эти книги стали основными в гуманитарном воспитании китайской интеллигенции. Знание их было достаточной предпосылкой для сдачи государственных экзаменов на должность чиновника. Все философские школы в своих рассуждениях вплоть до XX в. обращались к этим кни­гам; постоянные ссылки на них были характерны для всей культурной жизни Китая.

Книга песен (Ши цзин — XI-VI вв. до н. э.) является сборником древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии.

Книга истории (Шу цзин — начало 1-го тысячелетия до н. э.) — известна также как Шан шу (Шанские документы) — является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование позднейшей официальной письменности.

Книга порядка (Ли шу — IV-I вв. до н. э.) включает три части: Порядок эпохи Чжоу (Чжоу ли). Порядок церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи). Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает об­разцом и мерой дальнейшего развития.

(Книга) Весны и осени (Чунь цю) вместе с ком­ментарием Цзо (Цзо чжуань — IV в. до н. э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. до н. э.), впослед­ствии служила в качестве образца и меры для решения этических и формально-литературных вопросов.

Книга перемен (И цзин — XII-VI вв. до н. э.), является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в раз­ное время, прослеживается начало перехода от мифоло­гического изображения мира к его философскому ос­мыслению. В ней нашли отражение древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской филосо­фией.

Даосизм. Основные вопросы: понять основы построения и существования окружающего мира и определить путь, по которому должен следовать человек, природа и космос.

Основные понятия: «дао» и «дэ». Первоначально понятие «дао» означало «путь» природы, ее закономерность. Вместе с тем оно приобрело также смысл жизненного пути человека, превра­тилось в понятие «этическая норма» («дао-дэ»).


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.